Анализ произведения «Тройка» (Н. А

Одна из главных новаторских черт творчества Н. А. Некрасова заключается в том, что поэт привнёс в поэзию то, что раньше не было для неё характер­ным. Впервые в русской литературе быт и тяжёлый крестьянский труд стали предметом высокой поэзии. Среди многих стихотворений Некрасова о народе са­мыми вдохновенными являются его произведения о русских женщинах. В разные годы поэт размышлял о женской доле в поэмах «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» (глава «Крестьянка»), в стихотворениях «Родина», «Мать», «Орина, мать солдатская», «Еду ли ночью по улице тёмной…» и многих других.

Сюжетную основу стихотворения «Тройка» со­ставляет рассказ о судьбе молодой крепостной кре­стьянки. Выйдя на дорогу, она провожает взглядом быстро мчащуюся тройку. Поэт размышляет о судьбе этой девушки. Его размышления полны сочувствия к женской доле. Позиция Некрасова раскрывается и в избранной форме повествования. Стихотворение представляет собой открытое обращение к героине. Поэт обращается к ней на «ты» и ведёт разговор именно с ней, но она не слышит его, конечно, и пока не знает о своей горькой доле.

Произведение имеет кольцевую композицию: его обрамляет поэтический образ промчавшейся тройки. Композиционно стихотворение делится на две части.

Первая часть - первые пять строф - рассказывает о настоящем героини. Вторая часть (6-12 строфы) - размышления поэта о будущем этой молодой девуш­ки, о её судьбе. И по настроению, и по содержанию части контрастны.

Образ крестьянской девушки представлен авто­ром в традициях устной народной поэзии. В первой части девушка полна жизни и ожидания любви. Подбор удивительно красочных эпитетов создаёт яркий и запоминающийся образ: алая лента в воло­сах, чёрных как ночь, «румянец щеки», «лукавый глазок». Но главное в том, что этот женский образ необыкновенно динамичен. Автор добивается такого эффекта, насыщая текст различными глагольными формами (бежишь торопливо; вьётся алая лента; пробивается лёгкий пушок; смотрит бойко лукавый глазок; взгляд… полный чар, зажигающих кровь). Подчёркнута не только красота девушки, но и её го­рячность, живость, которые так свойственны юности.

Кажется, что жизнь тоже должна улыбаться ей в ответ. Всё в построении стиха указывает на то, что даже подходящая пара для девушки есть. Если сравнить вторую и третью строфы, то окажется, что рифмы нечётных строк третьей строфы пере­кликаются с рифмами чётных строк второй строфы (торопливо - красиво - диво - игриво) - красота девушки словно бы созвучна красоте юноши. Славная бы вышла пара! Но шестая строфа становится пере­ломной в рассказе о будущем лирической героини. Многоточие после первых двух строк словно отделя­ет мечту от реальности. Поэт описывает типичную жизнь крестьянки:

Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть.

Красавицу ждёт беспросветная жизнь в повсед­невных трудах и заботах. Примитивное существо­вание, тяжёлый труд, побои неизбежно скажутся на её внешности, жизнь потеряет смысл и радость. Беспощадно, точно и ярко изображает автор картину жизни замужней крестьянки. Будущее безотрадно. После замужества девушку ждут одни только тя­готы и заботы, а затем преждевременная старость и смерть. В нарисованной картине присутствуют и традиционные образы семейно-обрядовой поэзии: муж-привередник и злая свекровь.

Вместе с рассказом о будущей жизни меняется и сам женский образ. Разве можно назвать красави­цей жену неряхи мужика? Вот почему в описании внешности героини на смену поэтичным эпитетам приходят совершенно прозаические детали:

Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь…

На смену красавице, «чернобровой дикарке», при­ходит уродливая, замученная чёрной работой и за­битая мужем-привередником и злой свекровью жен­щина. Её горькое существование похоже на тяжкий беспробудный сон. Не скрашивают жизнь даже дети.

Динамичный образ стремительной и радостной девушки, весь устремлённый вперёд, в будущее, сме­няется статичным женским портретом с выражением «тупого терпенья» и «вечного испуга». И перемена эта не удивительна, потому что это путь от жизни к смерти - к вечному покою. Совсем как похоронный плач звучит 10-я строфа стихотворения:

И схоронят в сырую могилу,

Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь, Бесполезно угасшую силу И ничем не согретую грудь.

Главное средство выразительности, которое ис­пользует Некрасов в данном произведении, - это приём контраста. На нём построена и основа сюжета, и композиция стихотворения.

Приём контраста проявляется и в постепенной смене мажорных эпитетов (лёгкий пушок; лукавый глазок; подбоченясь красиво; игриво вьётся) на прозаизмы (неряха мужик; тупое терпенье; перетянешь уродливо грудь; в три погибели гнуть).

Трёхстопный анапест - размер, которым напи­сано стихотворение, - позволяет воспринимать его как песню. Оно было положено на музыку - это известный романс (романсом стала первая часть сти­хотворения - лирический эпизод встречи героини с «проезжим корнетом»).

Стихотворение заканчивается многоточием. Но последняя строфа проникнута таким чувством горе­чи, что читателю и не нужно ничего объяснять. Геро­иня бессильна - ей не нагнать «бешеной тройки». Тройка - красивая метафора, символизирующая быстротечность земной жизни. Она проносится так молниеносно, что человек не успевает даже осознать смысла своего существования, а уж тем более что-либо изменить в своей судьбе. Тройка - это и симво­лический образ мечты каждой девушки о счастье.

Анализ стихотворения Тройка Некрасова

План

1. История создания

2.Жанр стихотворения

3.Основная тема

4.Композиция

5.Размер

6.Выразительные средства

7.Главная мысль

1.История создания . Стихотворение «Тройка» было написано ым в 1846 г. В творчестве поэта большое место занимает описание участи крестьянских женщин, находящихся в крепостной зависимости, подобной рабству. До отмены крепостного права оставалось еще 15 лет. Все чаще образованная часть общества выступала против этого постыдного пережитка. Одним из таких призывов и является «Тройка».

2. Жанр стихотворения - гражданская лирика, характерная для всего творчества Некрасова.

3. Основная тема стихотворения - тяжелая судьба русской крестьянки. Она показана с помощью центрального образа - тройки. Молодая красивая женщина, еще не успевшая огрубеть от непосильной физической работы, преисполнена радужных мечтаний. Она сознает свою красоту и, наблюдая за проносящейся мимо тройкой с красавцем-корнетом, чувствует неясную тревогу и надежду. Стремление вырваться из удушающего здоровый организм мира русской деревни было характерно для крестьянских девушек. Действительно, очень редко дворяне брали в жены простолюдинок, но это было исключением из правил. Реалист Некрасов, описав мечты крестьянки, резко переходит к действительному положению вещей. Девушке нечего верить в сказочного принца. Ее судьба уже предрешена: нелюбимого мужа выберут родители. Мужчина, также изнемогающий от помещичьего гнета, будет пить и срывать зло не жене. Женщина попадет в замкнутый круг непосильного труда и постоянной заботой о пропитании многочисленных детей. Работа быстро сломает ее физически и уничтожит все следы былой красоты. Жестокая реальность, ожидающая крестьянку, - «сырая могила» в конце короткой, сопряженной с мучениями, жизни. Итог Некрасова - не стоит питать бесплодные надежды и зря тосковать, лучше готовиться ко всей тяжести предстоящего пути.

4. Композиция . Стихотворение можно разделить на четыре части. В первой поэт показывает появление тройки и возникшие девичьи мечты. Вторая часть - развернутое описание красоты девушки, что должно быть основанием счастливой судьбы. В третьей возникает картина настоящей, а не иллюзорной жизни. Последняя часть - призыв к девушке оставить свои бесполезные надежды.

5. Размер произведения - трехстопный анапест с перекрестной рифмой, создающий ощущение напевности. Это позволило впоследствии положить слова на музыку.

6. Выразительные средства . Главный прием поэта в произведении - противопоставление красоты девушки и ее мечтаний реальной суровой жизни. Для этого используются эпитеты: «алая», «смуглой», «лукавый», вступающий в контраст с «уродливо», «черной», «непробудной». Некрасов применяет выразительные метафоры: «забило сердечко тревогу», «ничем не согретую грудь». Для повышения эмоциональности используется усилительная частица «и» в начале строк («и в лице…», «и схоронят…», «и тоскливую…»).

7. Главная мысль стихотворения - несбыточность надежд крестьянских девушек. Поэт признает, что их мечты - единственный светлый луч в жизни. Но отдаваться им полностью не следует, так как последующая жизнь покажется еще более ужасной и беспощадной.

«Тройка» Николай Некрасов

Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от весёлых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу -
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьётся алая лента игриво
В волосах твоих, чёрных как ночь;

Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается лёгкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.

Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.

Поживёшь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка…
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдёшь мужика.

Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и чёрной и трудной
Отцветёшь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь няньчить, работать и есть.

И в лице твоём, полном движенья,
Полном жизни — появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.

И схоронят в сырую могилу,
Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.

Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!

Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки и сыты и бойки,-
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой…


Русского поэта Николая Некрасова по праву считают певцом женской доли. В его творчестве можно найти множество произведений, посвященных русским женщинам - красавицам, умницам и отменным хозяйкам, которых, увы, не балует судьба.
Одним из таких рифмованных жизнеописаний нелегкой женской доли является стихотворение «Тройка», созданное потом в 1846 году. Следует отметить, что до отмены крепостного права на Руси оставалось еще без малого 15 лет. Поэтому русские женщины в селах находились на положении самых настоящих рабынь. Родившись в многодетной семье, они с самого детства были приучены к тяжелому крестьянскому труду. Однако многие из юных девушек не хотели мириться со своей незавидной участью и мечтали о сказочных принцах. Поэтому господская тройка с кучером и молодым барином вызывала у русских красавиц неподдельный интерес. Ведь в одном из таких экипажей может оказаться тот самый суженый, который влюбится в простую сельскую девушку и увезет ее с собой. Поэт обращается ко всем молодым крестьянкам, вопрошая: «И зачем ты бежишь торопливо за промчавшейся тройкой вослед?». Автор знает ответ на этот вопрос, так как в русскую красавицу не трудно влюбиться. Ведь «взгляд один чернобровой дикарки» способен свести с ума и пылкого юношу, и убеленного сединами старика. «Будет жизнь и полна и легка», — отмечает поэт, но тут же сразу поправляет сам себя, утверждая, что большинству сельских девушек выпадет совсем иная доля. И пределом их мечтаний, в конце концов, окажется «неряха мужик», который не прочь выпить и всегда рад поучить свою жену уму-разуму при помощи кулаков.


Некрасов просит сельских девушек смириться со своей незавидной участью и не мечтать о том, чему сбыться не суждено . «Не гляди ж ты с тоской на дорогу и за тройкой вослед не спеши», — увещевает автор сельских красавиц, заранее зная, что впереди их ждет лишь разочарование. Хотя бы потому, что нагнать белую тройку девушкам не удастся как в прямом, так и в переносном смысле. Ведь ее пассажиры - люди из другого мира, которым нет никакого дела до сельских красавиц, мечтающих о сытой, спокойной и счастливой жизни. Поэтому « к другой мчится вихрем корнет молодой», для которого повстречавшаяся на пути крестьянка является неотъемлемой частью русского пейзажа, унылого, обыденного и не вызывающего абсолютно никакого интереса.

Что же до мечтаний юных девушек, то это - единственное светлое пятнышко в их беспросветной крестьянской жизни. Однако поэт считает, что о нем нужно забыть как можно скорее, чтобы избавиться от «тоскливой в сердце тревоги», способной омрачить сельской красавице и без того нелегкую жизнь.

И стихи с народной музыкой стали романсом. Романсом, который пели многие великие певцы и певицы. Этот романс был неотъемлемой частью русских посиделок. До сих пор поют его в сельских местностях да и в городах, если собираются друзья за столом.

Стихотворение «Тройка» написано Н. Некрасовым в 1846 году и опубликовано в журнале «Современник» в 1847 году.

В творчестве поэта большое место занимает описание участи крестьянских женщин, находящихся в крепостной зависимости, подобной рабству. У любой русской крестьянки судьба давно предрешена свыше, и никакая красота не в силах ее изменить. Пронзительной болью отдаются в сердце его стихи о женской судьбе вообще и крестьянки в частности.

Душевностью веет от его лирических стихотворений, посвященных русской женщине, сестре, матери. На всю жизнь поэт сохранил это трепетное и теплое чувство к несчастной, молча страдающей, скрывающей свои слезы женщине.

Творческая история (выбор жанра, поэтическая традиция, цензура). Отзывы критиков.

Жанр стихотворения - элегия. Оно относится к гражданской лирике, характерной для всего творчества Н. Некрасова. Поэт огорчён положением, несбыточностью надежд крестьянских девушек. Он признает, что их мечты - единственный светлый луч в жизни, но отдаваться им полностью не следует, так как последующая жизнь покажется еще более ужасной и беспощадной.

Основная тема.

Тема стихотворения - тяжёлая судьба русской крестьянки. Женский образ в стихотворении «Тройка» явился обобщением «доли» женщины-крестьянки.

Поэтика названия.

Тройка - это символ проносящейся мимо жизни, над которой человек не властен. Он бессилен обмануть судьбу и не замечает, что смерть уже у порога.

Лирический сюжет и его движение.

В основе лирического сюжета лежит рассказ о девушке, чья жизнь уже предрешена. Это рассказ в стихах. Первые две строфы повествуют, как девушка ждёт на дороге тройку, а затем бежит за ней. Тройка - символ счастливой жизни. А затем лирический герой, наблюдающий за ней, представляет описывает типичную судьбу крестьянки: неряха-муж будет бить её, свекровь принуждать к чёрной и трудной работе, женщина лишится красоты и здоровья. Но не это самое страшное: она утратит девическую живость, потеряет интерес к жизни, которая будет подобна вечному сну, механическому повторению событий.

Композиция произведения.

Стихотворение делится на две части: настоящая (в ожидании счастья) и будущая (несчастная жизнь) героини. Стихотворение имеет кольцевую композицию: его обрамляет поэтичный образ промчавшейся тройки с молодым корнетом. Это символический образ мечты девушки о счастье.

Основное настроение, тональность.

Несмотря на то, что первая часть носит оптимистический характер, вторая часть рассеивают иллюзию. Лирический герой, сторонний наблюдатель, считает, что надежды героини бесполезны, они не принесут счастья, а только добавят ей страданий.

Ведущие лейтмотивы произведения. Опорные слова, их передающие.

Ведущим лейтмотивом этого произведения является мотив пути. Жизненный путь героине предстоит нелегкий. Об этом свидетельствуют следующие строки: «пройдешь ты тяжелый свой путь», «не гляди же с тоской на дорогу», «не нагнать тебе бешеной тройки», «и к другой / Мчится вихрем корнет молодой».

Лирический герой, его своеобразие, способы самораскрытия и передачи переживаний.

Лирический герой - субъект, который имеет отвлеченный и обобщенный взгляд на мир. Кажется, что лирический герой наблюдает ситуацию, о которой говорит в стихотворении. Он обращается к девушке на «ты», тем самым, настраивая тональность произведения на дружеский лад. Нет ни тени превосходства, высокомерности в словах лирического героя. Ощущается его близость к крестьянской среде. Строки пронизаны искренниминтересом к судьбе крестьянки, лирический герой отмечает необыкновенную красоту девушки. Так постепенно перед нами выстраивается удивительно яркий образ молодой крестьянки, судьба которой столь трагична. Лирический герой разбивает иллюзии и надежды красавицы, он переносится в безрадостное будущее, уготованное крестьянке судьбой.

Лирические персонажи, их переживания и судьбы.

Кроме лирического героя и главной героини (девушки-крестьянки) есть эпизодические герои: «корнет молодой», который не станет суженым крестьянки, воображаемые лирическим героем муж, свекровь, которые принесут девушке несчастье. Но, кроме того, читателю виден в этом произведении многострадальный образ крестьянской России. Ее жизненный путь тяжел, но она отличается терпеньем.

Музыка произведения, его ритм. Размер, рифмовка, характер рифм.

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, песенным размером. В нем чередуется женская и мужская рифма при постоянной перекрёстной рифмовке, которая только в последней строфе выводе сбивается на смежную, что дало возможность положить слова на музыку, и стихотворение стало романсом.

Лексика. Изобразительно-выразительные средства (тропы).

В стихотворении «Тройка» Некрасов использует разного рода средства художественной выразительности. Описывая облик деревенской красавицы, он использует такие эпитеты, как «смуглая щека», «лукавый глазок», «чернобровая дикарка», а также сравнение «волосы черные, как ночь». Во второй части стихотворения преобладает печально-грустная тональность эпитетов: «тупое терпенье», «бессмысленный испуг», «сырая могила», «тоскливая тревога». Метафоры: «черная работа», «бешеная тройка» придают пессимистическое настроение.

Синтаксис. Изобразительно-выразительные средства (стилистические фигуры).

Стихотворение начинается с проблемного вопроса, на который лирический герой дает ответ, размышляя о судьбе девушки. Основной стилистической фигурой данного стихотворения является инверсия, которая демонстрирует смятение девушки и волнение лирического героя за ее судьбу.

Фонетическая окраска стиха. Приемы звукописи (аллитерация, ассонанс)

В стихотворении довольно часто повторяется звук [о] (ассонанс), который ассоциируется со стоном: судьба крестьянки и крестьянской России трагична. Во второй части, которая рисует несчастное будущее героини наблюдается аллитерация: повторяются шипящие звуки, которые придают достаточно зловещее звучание стихам.

Идея произведения.

Идея произведения «Тройка» заключается в том, что рабство, существующее в России того времени в форме крепостного права, несправедливо унижает простого русского человека, искусственно низводя закрепощенных людей до положения бессловесных существ, не имеющих возможности управлять своей судьбой.

Звучание произведения в наши дни.

С одной стороны, произведение не совсем актуально в наше время, так как крепостного права нет и, соответственно, такого социального неравенство, как в те времена не существует. Но, с другой стороны, мы можем всё же наблюдать элементы неравенства. Люди, у которых есть деньги, имеют намного больше возможностей, чем те, у которых их нет. Автор рассуждает о её судьбе женщины и в конце произведения грустно утверждает, что иной судьбы (следить за хозяйством, убирать дом, терпеть избиения мужа) быть не может. У некоторых женщин и в современном мире похожая судьба.

Чтобы скачать материал или !

Стихотворение Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878) «Тройка» было написано в 1846 году в жанре «гражданского лиризма», близком поэту. Это было для автора нелегкое время, в этом же году он вместе с другом – писателем Панаевым – боролся за право возглавить журнал «Современник», основанный А. С. Пушкиным, где позже оно было опубликовано.

Основная тема стихотворения «Тройка» - тяжелая и безрадостная жизнь русских женщин в то время. В России еще в полной мере было распространено крепостное право (отменено в 1961 г.), позволявшее хозяевам относиться к своим крестьянам, как к рабам. Женщинам же, обремененным еще и домашней работой, приходилось совсем туго.

По мысли автора, стихотворение разделено как бы на две равных части. В первой рисуется воображаемая действительность, возникшая в мечтах девушки, увидевшей на дороге тройку с проезжавшим в ней молодым корнетом. Поскольку девушка молода и красива, возможно, юноша полюбит ее, женится, и жизнь ее пройдет счастливо и беззаботно: «Будет жизнь и полна, и легка…».

Но брак барина с крепостной крестьянкой в то время был невозможен, и во второй части стихотворения поэт опускает героиню «с небес на землю»: «Да не то тебе пало на долю…». В реальности молодую красавицу ждет муж - грубиян, жестокая свекровь, болезни от чрезмерных физических нагрузок и ранняя смерть.

Стихотворение написано Н. А. Некрасовым от второго лица, он как бы обращается к молодой крестьянке, беседует с ней. Почти во всем произведении использовались перекрестные рифмы, и только в последней строфе автор перешел на смежную рифмовку, подведя итог и подчеркнув тщетность мечтаний героини: «Не нагнать тебе бешеной тройки…».

По ритму и рифме форма произведения – трехстопный анапест – плавный, песенный размер, часто привлекающий композиторов. Впоследствии на него была написана музыка, так появился романс «Что ты жадно глядишь на дорогу», известный до сих пор.

Еще в детстве Н. А. Некрасову не раз приходилось наблюдать за жизнью крестьян, непросто сложилась и судьба его матери. «Тройка» – далеко не единственное произведение поэта, посвященное нелегкой женской доле в Царской России («В полном разгаре страда деревенская», «Мороз, Красный нос» и др.), но одно из первых и поэтому самых ярких и запоминающихся.

Анализ стихотворения Тройка Некрасова кратко

Николай Некрасов – человек, который может считаться по всем правилам – певцом женской доли. Ведь именно он в своих произведениях часто описывал весьма нелегкую женскую долю. Именно потому критики дали ему такое прозвание. В его творчествах часто встречаются сюжеты, в которых описывается русская женщина, которая всегда в какой-то степени была и красивой, и умной, и даже хозяйкой не плохой,а просто – отменной, но вместе с тем – с нелегкой судьбой.

Произведение под названием «Тройка» написано поэтом в 1846 году. Крепостное право еще не было отменено, так как до 1861 года оставалось целых пятнадцать лет. Это важно, так как женщины русский были в своих семьях, и не только – как рабыни, ведь им приходилось работать просто как каторжникам. Они не имели никаких прав, и не имели возможности быть даже гордыми. Именно потому Некрасов в этом произведении описывает нелегкую женскую долю.

Тройка промчавшихся коней всегда вызывала просто неподдельный интерес у девушек крестьянок. Ведь в ней мог оказаться тот самый барин молодой, который увезет одну из них с собой. Но Некрасов предрекает большинство судеб девушек – печальными, так как на всех таких принцев не хватит. Он также печально взывает к ним, вопрошая – зачем бежишь туда? Зачем? Ведь у девушек – крестьянок будет муж, какой-нибудь, который будет бить, говоря, что любит.

5 класс. 9, 10 класс.

Анализ стихотворения Тройка по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Я буду ждать Бальмонта

    Пожалуй, практически для любого человека любовные переживания являются одними из наиболее существенных. Не существует более мощного чувства, которое способно так захватывать внутренний мир, преобразовывать личность и становиться чем-то тотальным

    Фет поднимает в своем творчестве три темы, которые являются ключевыми, это темы искусства, природы и любви. Все остальные темы автор считал приземленными и недостойными воплощения в своем творчестве

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «minsan.ru» — Знакомимся с удовольствием