Анна снегина как изображается новая власть советов. "Суровые, грозные годы!" Урок изучения поэмы Сергея Есенина "Анна Снегина"

Великий русский критик В. Г. Белинский считал, что в творчестве любого русского поэта можно Определить его главный пафос - главную внутреннюю движущую силу его поэзии. Такой главной направляющей идеей творчества Сергея Есенина была его огромная, испепеляющая любовь к Родине. Выходец из «самой гущи народной», он подчинил свою поэзию одной страсти, одной мысли о чаяниях народных. Каждое его стихотворение, не говоря о более серьезных вещах, проникнуто болью настоящего и надеждой на лучший завтрашний день.

Смутное время, когда жил и творил талантливый русский поэт, смена социального строя, перемены, произошедшие в связи с этим в народных массах, - все подвергалось его пристальному вниманию. Обостренное восприятие совершающихся событий особенно характерно Для Есенина. Его поэзия- результат постоянных и глубоких раздумий над судьбой Родины и существующими Социально-экономическими проблемами. История, революция, народ, город, деревня, личность -только небольшой перечень основных тем его произведений.

Одной из самых значительных поэм, написанных уже незадолго до смерти, в 1925 г., является лирико-эпическая поэма «Анна Онегина». Это своеобразный итог его размышлений о противоречивом и смутном времени, размышлений о событиях, связанных с революцией и породивших новые отношения в русской деревне. Эпические, реально происходящие изменения, в корне изменившие древние устои, проходят через восприятие лирического героя, личности автора. В ней отражена глубина его исторического мышления, настроения революции, переворот прежних отношений, расстановка сил в деревне, вызванные событиями Октябрьского переворота.
Есенин снова обращается в поэме к родным рязанским местам, хорошо знакомым ему. События, происходящие в одной деревне, осмысленные автором, могли бы случиться и случались в разных уголках России.

Именно здесь поэт недвусмысленно дает понять, что он в принципе против любой войны, отстаивает свой взгляд на нормальную жизнь человека. Он не хочет быть игрушкой в руках Керенских и подобных ему, которые ради своих политических целей «все ту же сермяжную рать сгоняли на фронт умирать». И таким образом становится «первым в стране дезертиром».
И, твердо простившись с пушками, Решил лишь в стихах воевать.
Он отправляется в деревню. Знакомые места вызывают в его памяти воспоминание о девушке, которую он когда-то любил:
Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лёт. И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: Нет.

До войны эта деревня была богатой: крыши крестьян крыты железом, у каждого свой двор и скот, праздники были хлебосольными, мужики довольны своей жизнью. Разные люди живут здесь. Великий гуманист мельник, противоречивый возница, совершенно разные по своей природе братья-бедняки Лабутя и Прон. Последний, бывший драчун и грубиян, после революции становится лидером мужиков, стремится построить в деревне советскую власть. Его брат, «хвастун и трусишка», понимает революцию как возможность ничего не делать, «жить, не мозоля рук». В этих двух образах воплощен противоречивый характер революции. Смена социального строя вызывает изменения и в характере Прона, он становится более серьезным человеком, сознающим свою ответственность перед народом. Дружище!
С великим счастьем! Настал ожидаемый час! Приветствую с новой властью!

Лабутя представляет людей, поверхностно воспринявших революцию, стремящихся из этого события извлечь для себя какую-то выгоду.
Такие всегда на примете. Живут, не мозоля рук. И вот он, конечно, в Совете, Медали запрятал в сундук.

Как же может идти речь о хорошей жизни деревенских жителей, если такие люди стоят во главе государства?
Вскоре радость прихода нового правительства сменилась разочарованием практически у всех. Не у всех получалось самостоятельно вести хозяйство. Жители деревни, которые всегда находились в подчинении помещиков, не смогли приспособиться к новому устройству общества.
Печально, что в ходе Гражданской войны гибнет именно Прон, а такие люди, как Лабутя, остаются живыми и требуют себе за это наград.

Есенин представляет крестьян совсем не инертной массой. Они живо интересуются, от ли им землю без выкупа, когда кончится война, кто такой Ленин: .. .на крыльце у Прона Горластый мужицкий галдеж. Толкуют о новых законах, О ценах на скот и рожь. Кричат нам, Что землю не троньте, Еще не настал, мол, миг. За что же тогда на фронте,
Мы губим себя и других?

Именно Прон организует мужиков и идет с ними к помещице Снегиной с требованием отдать добровольно земли без выкупа.
Без всякого выкупа с лета Мы пашни берем и леса В России теперь Советы...

Образ Анны Снегиной не только связан с образом лирического героя, для которого она является воспоминанием о прежней жизни. Анна тоже поставлена в условия выбора. Приход мужиков в ус окончательно разорвал ее связь не только с милым домом, имением, но и заставил покинуть. Ее жизнь революция растоптала: она лишается мужа, прощается с любимым человеком, теряет вей что имела. Но Анна прекрасно понимает совершающуюся историческую справедливость, ведь не зря на вопрос лирического героя она отвечает молчанием, в котором скрыты и боль, и сознание неизбежности народного возмездия.

Она уезжает в Англию. Узнав о возвращении героя в деревню, пишет письмо: Так часто мне снится ограда, Калитка и ваши слова... Но вы мне по-прежнему милы, Как родина и как весна.
Видимо, и там не находит себе места: что-то гонит ее в порт, она подолгу смотрит на корабли, с тоской глядит на красный флаг, который воплощает для нее утраченную Родину и страшит воспоминаниями о пережитом. Ее драма соотносится с драмой несчастного поколения русских дворян, насильственно отторгнутых от родной страны и разметавшихся по миру. Она судит себя сурово и строя го, понимая, что теперь нельзя вернуться к старому, не повернуть время вспять, даже любовь уже не вернуть.

И опять лирический герой вспоминает о «девушке в белой накидке». Это образ связывает прошлое и настоящее, два мира. И содержит в себе оптимизм и надежду на лучшее.

Задушевная лирика Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным. Поэма «Анна Снегина» — одна из вершин в творчестве поэта. В ней проступает тонкая, простая и нежная душа Есенина, который сделал себя главным героем, а поэму — автобиографической.

Поэма была написана в 1925 году в Батуми, незадолго до смерти поэта. Так же, как Бунин перед смертью вспоминал свою юность и любовь в цикле «Темные аллеи», так и Есенин со светлой грустью вспоминает былую любовь и новую встречу с Анной. Оба писателя создавали свои произведения на одном дыхании, словно боялись не успеть. У обоих похожие реалии: старинное поместье, сад, белеющее в сумерках платье девушки у калитки, образы нищих крестьян, сомнения в правоте своих поступков:

Иду я разросшимся садом, Лицо задевает сирень. Так мил моим вспыхнувшим взглядам Состарившийся плетень. Когда-то у той калитки Мне было шестнадцать лет, И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: «Нет!»

В поэме показана не только личная история героя, в ней автор подводит итог своего творческого пути и исторического пути страны. Две линии, лирическая и эпическая, тесно переплетены в сюжете произведения. Лирическое начало проявляется в истории любви героя к дочери помещика Анне Снегиной. Для поэта это было светлое, чистое чувство юношеской любви, которое осталось таким на всю жизнь. В отношении к девушке сквозит нежность и благодарное уважение.

История, рассказанная в поэме, начинается, когда автору было шестнадцать лет, а через десять лет он вернулся в родную деревню, где до сих пор стоит дом помещицы Снегиной. Лирическое начало сквозит даже в сценах социального плана, поскольку автор настроен на личные воспоминания. Герой ходит по деревне, и прошлое предстает перед ним:

Луна золотою порошею Осыпала даль деревень.

Дореволюционные события составляют эпический план поэмы: Первая мировая война, Февральская революция, борьба за власть в деревне. Есенин в курсе политических событий. Он приезжает в деревню между Февральской и Октябрьской революциями. Поэт с осуждением и негодованием вспоминает войну. Он считает ее безумием и преступлением. Людей массово убивали за чьи-то толстые кошельки. Есенин дает оценку войне:

Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес Стрелял я в мне близкое тело И грудью на брата лез.

В руках ловких политиков люди превращаются в игрушки, которыми они ловко манипулируют. Умным людям понятна античеловеческая сущность любой войны. Поэт с возмущением говорит об агитаторах и лживой пропаганде, которая призывала людей умирать за чужие интересы. Эти крикуны спокойно отсиделись в тылу, пока шли кровопролитные бои.

В деревне Есенин встречает крестьян, которые хорошо помнят его. Поэт реалистически воспринимает революцию, не приукрашивает жизнь крестьян. Он далек от идеализации мужиков. Мужики из соседних деревень враждуют. Причина — зависть к более зажиточным соседям. Мужики поняли, что можно безнаказанно грабить, и хотят получить земли помещицы Снегиной. «Активистами» в годы революции становились самые никчемные, в прошлом пьяницы, дебоширы и лентяи. Таков брат Прона Оглоблина. Жители деревни прекрасно знают его «достоинства», но именно он становится во главе сельсовета. Герой с осуждением говорит:

Такие всегда на примете. Живут, не мозоля рук. И вот он, конечно, в Совете, Медали запрятал в сундук.

Самого Прона Оглоблина исчерпывающе характеризует старая мельничиха: Материал с сайта

Булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, С утра по неделям пьян.

Уже в городе поэт узнает, что происходило в деревне после революции. Мельник в письме сообщает: «Мы живем не в раю». Этим все сказано.

Как многие выходцы из дворянского сословия, Анна после революции оказалась в эмиграции. Лишенная родины изгнанница тоскует по родной стороне, по прошедшей любви. Старый мельник передает Сергею письмо с лондонским штампом от Анны Снегиной. В душе героя возникают волнующие воспоминания:

Далекие милые были!.. Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас.

Этими словами Есенин заканчивает поэму. В стране произошел грандиозный переворот, изменилось все, но любовь остается неизменной, она дает силу и надежду.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • как в поэме анна снегина показана новая власть
  • анна снегина о россии

Тема революции в поэме С. Есенина «Анна Снегина»

Литература и библиотековедение

Есенина Анна Снегина. Поэма Анна Онегина написанная незадолго до смерти поэта в 1924 году явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики. Это ощущение усиливается в поэме тем что на её страницах в качестве олицетворения его юности появляется Анна Снегина первая любовь девушка в белой накидке которая ласково сказала: Нет Несмотря на былые воспоминания автор прекрасно понимает что прошлое вернуть невозможно:...

5. Тема революции в поэме С. Есенина «Анна Снегина».

Поэма "Анна Онегина", написанная незадолго до смерти поэта — в 1924 году, явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики. "Эпические" события раскрываются через судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Само название говорит о том, что в центре — судьба человека, женщины, на фоне исторического развала старой России. Имя героини звучит поэтично и многозначно. Снегина — символ чистоты белого снега — перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи и обозначает, по Есенину, символ утраченной навсегда юности. Кроме того, эта поэтичность выглядит очевидным диссонансом на фоне времени.

В поэме тесно связаны тема времени и тема родины. Действие начинается на рязанской земле в 1917 году и заканчивается 1923-м годом. За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Изменения в жизни деревни, в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы.

Главная тема поемы – Октябрь в деревне. Есенин просто не мог не затронуть в своём творчестве эту тему. Он, как и Маяковский, пришёл в поэзию не по капризу тщеславия, а был мобилизован и призван революцией. Крестьянский вопрос, самый больной и самый сложный вопрос нашей русской истории, больше всего волновал поэта, и он затрагивает его в своей поэме, которая отражает впечатление Есенина от поездок в родное село Константиново в летние месяцы тысяча девятьсот восемнадцатого года. Старшая сестра поэта вспоминает: « В селе у нас творилось бог знает что. «Долой буржуев! Долой помещиков!» - неслось со всех сторон. Каждую неделю мужики собирались на сход. Руководил всем Мочалин Пётр Яковлевич, наш односельчанин, рабочий коломенского завода. Во время революции он пользовался в нашем селе большим авторитетом. Личность Мочалина интересовала Сергея. Он знал о нём всё. Позднее Мочалин послужил ему в известной мере прототипом для образа Оглоблина Прона в «Анне Снегиной».

С событиями, происходящими в это время в деревне, тесным образом связаны и судьбы главных героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, весь хутор которой крестьяне «забирают в волость», крестьянина-бедняка Оглоблина Прона, борющегося за власть Советов и мечтающего поскорее устроить коммуну в своём селе, старика мельника, рассказчика-поэта, вовлечённого революционной бурей в «мужицкие дела». Отношение автора поэмы к своим героям проникнуто лирической задушевностью, озабоченностью их судьбами. Об «Анне Снегиной» принято говорить как о лирической поэме, но достаточно очевидно, что источник её художественной силы не только в глубочайшей лиричности, но и в эпической масштабности изображаемых событий. В тысяча девятьсот двадцать пятом году Есенин неоднократно читает «Анну Снегину». Присутствующий на одном из таких чтений Фурманов вспоминает: «Он читал нам последнюю свою, предсмертную поэму. Мы жадно глотали ароматичную, свежую, крепкую, прелесть есенинского стиха, мы сжимали руки один другому, переталкивались в местах, где уже не было силы радость удержать внутри».

Вся поэма выдержана в элегически-грустном тоне. Она составлена из эпизодов, дающих целостное представление о происходящих событиях. Эта поэма – поэма характеров. На первом месте стоит образ самого повествователя. Через него эпическая конструкция произведения окрашена лирическими красками, порой светлыми, порой мрачными. Лирический герой выступает в поэме и как рассказчик, и как участник всего того, что в ней происходит. Поэт вспоминает о своей безвозвратно ушедшей юности, о первой, беззаветной любви. Он приезжает в село, где всё, от окружающего пейзажа до избы и калитки, напоминает ему о прошлом. Развитие сюжета начинается в первой части поэмы: герой возвращается в родные места после трёхлетнего отсутствия. Свершилась февральская революция, но война продолжается. Поэту хочется отдохнуть, пообщаться с природой, вспомнить юность и остаться в стороне от назревающих грозных событий. Но они сами, непрошено, врываются в его жизнь. Он только что пришёл с войны, бросил винтовку и «решил в стихах воевать».

В отличие от первых произведений, воспевающих преображённую крестьянскую Русь как единое целое, в «Анне Снегиной» поэт показывает разных «мужиков»: крестьяне-труженики, особенно деревенская беднота, горячо приветствуют Советскую власть; есть среди них и такие, которых, по глубокому убеждению Прона, «ещё нужно варить»; есть и закоренелые собственники, вроде возницы; есть крикуны и бездельники, как Лабутя, ищущие в революции « лёгкой жизни». Мы видим., что корыстолюбие, отсутствие собственного достоинства в равной степени свойственны крестьянам, как трудолюбие и набожность. Но характеры мужиков проявляются не только в каких-то поступках, но и в интонациях речи. У каждого она своя. Рассказ возницы не спутаешь ни с каким другим.

У радовских мужиков, мечтающих получить без выкупа помещичьи угодья, есть свои интонационные характеристики. Как контрастно изображены братья Оглоблины: Прон и Лабутя. Если первый – подлинный выразитель мужицких чаяний, прямой и открытый, то второй – лентяй, пьяница, трус и приспособленец.

Автор понимает те перемены, которые происходят в деревне, и чувствует, что сам тоже меняется. Это ощущение усиливается в поэме тем, что на её страницах, в качестве олицетворения его юности, появляется Анна Снегина – первая любовь, «девушка в белой накидке», которая ласково сказала: «Нет!» Несмотря на былые воспоминания, автор прекрасно понимает, что прошлое вернуть невозможно: изменился окружающий мир, изменился и он сам. Анна замужем и, безусловно, это уже не та женщина, которую любил поэт в шестнадцать лет. Нынешняя Анна не вызывает у автора никакого интереса, а лишь является поводом для воспоминаний о прошлом. Ничего общего, кроме этих воспоминаний, у них нет. Анна, когда-то мечтавшая вместе с юным поэтом о славе, выбита революцией из привычного уклада помещичьей жизни.

Жизнь ломает представления героев, сложившиеся в юности, постепенно утрачиваются былые идеалы и высокие несбыточные мечты. Однако, несмотря на утрату того, что было так дорого в молодые годы, автор утверждает мысль, что юность и всё, что связано с ней, прекрасно и ценно само по себе. Поэт осознаёт, что утраты неизбежны, но надеется, что им на смену придёт что-то новое, лучшее. Письмо Снегиной из Лондона снова напоминает автору о «вечных ценностях», о его юности, и он делает вывод (вслед за Пушкиным), что любовь удивительна и прекрасна, независимо от того, была ли она счастливой или нет.

Поэма «Анна Снегина» – редчайший документ революционной эпохи. Этот документ некому и нечем оспаривать. Никто из поэтов тех лет не оставил нам такого полотна о жизни русского мужика в дни великого социального перелома. Казалось бы, что всё, о чём рассказывает Есенин в этом и в других своих произведениях, он рассказывает о себе. Но это глубоко волнует каждого из нас и сегодня. Словно из своих двадцатых годов поэт незримо шагнул к нам, в настоящее, и продолжает шагать дальше – в будущее…

В новой России для красоты не остается места, как давно уже нет места для радовского рая. Страна превратилась в нищие Криуши. Кстати сказать, в родном для Есенина Константиновском уезде деревни с такими названиями существовали, только располагались не по соседству друг с другом. Очевидно, Есенина привлекло символическое значение этих названий. «Радово» в нашем сознании ассоциируется с «радостью», а также с «радеть», то есть заботиться о чем-то. «Криуши» же напоминают о чем-то неправильном, кривом. Есенин еще в августе 1920 г. в одном из писем с тревогой отмечал: «...Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый, как какой-нибудь остров Елены, без славы и без мечтаний. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений». Поэт скорее всего предвидел, что Советская власть, в отличие от царской, отнюдь не удовлетворится лишней мерой муки и пшена, а, достигши силы, сможет выжать из крестьян все соки (так и произошло в коллективизацию, уже после самоубийства Есенина). Потому-то, подобно героине поэмы, на красный флаг смотрел не только с радостью (революцию, давшую землю крестьянам, Есенин приветствовал), но и с все возрастающим страхом.

Интересен образ и самой Анны Снегиной, которая является частью прошлого лирического героя, его юности. Поэт вспоминает годы молодости, когда он и Анна мечтали о прекрасном будущем, говорили о своих возможностях и устремлениях. Но теперь все изменилось, поменялась сама жизнь, независимо от воли людей. Трагичен эпизод, где Анна Снегина узнает о гибели своего мужа на войне. Тема личной судьбы неразрывно связана в поэме с темой малой родины и с темой России в целом.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32895. Проблема познания. Ступени познания: чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое. Сенсуализм и рационализм. Проблема истины. Агностицизм 44.86 KB
Проблема познания. Ступени познания: чувственное и рациональное эмпирическое и теоретическое. Субъект познания тот кто познает; Объект познания то что познается. Чувственное познание Самая простая и исходная форма познания.
32896. Сознание и человек. Гилозоизм, панпсихизм. Редукционизм, физикализм, механицизм 35.52 KB
Гилозоизм учение о всеобщей одушевленности материи. Отрицает границу между живым и неживым и считает жизнь неотъемлемым свойством материи. Редукционизм высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей свойственных низшим формам т. Механицизм теория в соответствии с которой все явления полностью объяснимы на основе механических принципов; идея что каждое явление представляет собой результат существования материи находящейся в движении и может быть объяснено на основе законов...
32897. Декарт (1596-1650) 11.6 KB
Первое правило метода гласит что истинным является все то что воспринимается в ясном и отчетливом виде и не дает повода к сомнениям то есть самоочевидно. Второе правило метода предлагает делить каждую сложную вещь ради успеха ее изучения на более простые составляющие. Третье правило метода утверждает: в познании мыслью следует идти от простейших то есть элементарных и наиболее доступных для нас вещей к вещам более сложным. Четвертое правило декартовского метода ориентирует на достижение полноты знания.
32899. Иммануил Кант(1724 – 1804) 12.28 KB
Иммануил Кант1724 1804. В философском развитии Канта различают 2 периода:1. Разработка космогонической картины мира происхождение солнечной системы из первоначальной туманности теория КантаЛапласа. Всеобщая естественная история и теория неба 1755 в нем Кант практически исключает идею сотворения.
32900. НЕОКАНТИАНСТВО 11.82 KB
В неокантианстве различают Марбургскую школу занимавшуюся преимущественно логикометодологической проблематикой естественных наук и Фрейбургскую Баденскую школу сосредоточившуюся на проблематике ценностей и методологии наук гуманитарного цикла. Разрабатывала в основном вопросы связанные с методологией гуманитарных наук. Различие между естествознанием и науками гуманитарного цикла представители этой школы видели не в разнице предмета исследования а в специфическом методе присущем историческому познанию.
32901. Философская система 11.94 KB
Субъективный дух человеческое сознание постигая вещи обнаруживает в них проявление абсолютного духа божественного мышления. Порожденная духом природа не имеет независимого от него существования. Дух выходит из природы прерывая внешнюю кору материальности как чего то низшего.3 Философия духа делится на три части на учения о субъективном объективном и абсолютном духе.
32902. Становление марксистской философии 11.5 KB
Во второй половине 50х и особенно в 60е годы происходит антропологический поворот: советская философия обращается к человеку человеческой проблематике. В современном буржуазном обществе она предстала по Марксу как проблема отчуждения: устройство общества разделение труда частная собственность таково что результаты человеческой деятельности продукты труда отчуждаются от человека и превращаются в господствующую над ним силу что ведет и к отчуждению людей друг от друга.
32903. Философия Жизни в19 в 12.41 KB
Философия Жизни в19 в. В середине 19 века создается эволюционная концепция жизни. Именно в это время возникает иррационализм который к концу 19 века оформляется в отдельную школу Философию жизни. Этот целостный поток жизни необъясним в рамках рационализма позитивизма механицизма т.

Великий русский критик В. Г. Белинский считал, что в творчестве любого русского поэта можно Определить его главный пафос - главную внутреннюю движущую силу его поэзии. Такой главной направляющей идеей творчества Сергея Есенина была его огромная, испепеляющая любовь к Родине. Выходец из «самой гущи народной», он подчинил свою поэзию одной страсти, одной мысли о чаяниях народных. Каждое его стихотворение, не говоря о более серьезных вещах, проникнуто болью настоящего и надеждой на лучший завтрашний день. Смутное время, когда жил и творил талантливый русский поэт, смена социального строя, перемены, произошедшие в связи с этим в народных массах, - все подвергалось его пристальному вниманию. Обостренное восприятие совершающихся событий особенно характерно Для Есенина. Его поэзия- результат постоянных и глубоких раздумий над судьбой Родины и существующими Социально-экономическими проблемами. История, революция, народ, город, деревня, личность -только небольшой перечень основных тем его произведений. Одной из самых значительных поэм, написанных уже незадолго до смерти, в 1925 г., является лирико-эпическая поэма «Анна Онегина». Это своеобразный итог его размышлений о противоречивом и смутном времени, размышлений о событиях, связанных с революцией и породивших новые отношения в русской деревне. Эпические, реально происходящие изменения, в корне изменившие древние устои, проходят через восприятие лирического героя, личности автора. В ней отражена глубина его исторического мышления, настроения революции, переворот прежних отношений, расстановка сил в деревне, вызванные событиями Октябрьского переворота. Есенин снова обращается в поэме к родным рязанским местам, хорошо знакомым ему. События, происходящие в одной деревне, осмысленные автором, могли бы случиться и случались в разных уголках России. Именно здесь поэт недвусмысленно дает понять, что он в принципе против любой войны, отстаивает свой взгляд на нормальную жизнь человека. Он не хочет быть игрушкой в руках Керенских и подобных ему, которые ради своих политических целей «все ту же сермяжную рать сгоняли на фронт умирать». И таким образом становится «первым в стране дезертиром». И, твердо простившись с пушками, Решил лишь в стихах воевать. Он отправляется в деревню. Знакомые места вызывают в его памяти воспоминание о девушке, которую он когда-то любил: Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лёт. И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: Нет. До войны эта деревня была богатой: крыши крестьян крыты железом, у каждого свой двор и скот, праздники были хлебосольными, мужики довольны своей жизнью. Разные люди живут здесь. Великий гуманист мельник, противоречивый возница, совершенно разные по своей природе братья-бедняки Лабутя и Прон. Последний, бывший драчун и грубиян, после революции становится лидером мужиков, стремится построить в деревне советскую власть. Его брат, «хвастун и трусишка», понимает революцию как возможность ничего не делать, «жить, не мозоля рук». В этих двух образах воплощен противоречивый характер революции. Смена социального строя вызывает изменения и в характере Прона, он становится более серьезным человеком, сознающим свою ответственность перед народом. Дружище! С великим счастьем! Настал ожидаемый час! Приветствую с новой властью! Лабутя представляет людей, поверхностно воспринявших революцию, стремящихся из этого события извлечь для себя какую-то выгоду. Такие всегда на примете. Живут, не мозоля рук. И вот он, конечно, в Совете, Медали запрятал в сундук. Как же может идти речь о хорошей жизни деревенских жителей, если такие люди стоят во главе государства? Вскоре радость прихода нового правительства сменилась разочарованием практически у всех. Не у всех получалось самостоятельно вести хозяйство. Жители деревни, которые всегда находились в подчинении помещиков, не смогли приспособиться к новому устройству общества. Печально, что в ходе Гражданской войны гибнет именно Прон, а такие люди, как Лабутя, остаются живыми и требуют себе за это наград. Есенин представляет крестьян совсем не инертной массой. Они живо интересуются, от ли им землю без выкупа, когда кончится война, кто такой Ленин: .. .на крыльце у Прона Горластый мужицкий галдеж. Толкуют о новых законах, О ценах на скот и рожь. Кричат нам, Что землю не троньте, Еще не настал, мол, миг. За что же тогда на фронте, Мы губим себя и других? Именно Прон организует мужиков и идет с ними к помещице Снегиной с требованием отдать добровольно земли без выкупа. Без всякого выкупа с лета Мы пашни берем и леса В России теперь Советы... Образ Анны Снегиной не только связан с образом лирического героя, для которого она является воспоминанием о прежней жизни. Анна тоже поставлена в условия выбора. Приход мужиков в ус окончательно разорвал ее связь не только с милым домом, имением, но и заставил покинуть. Ее жизнь революция растоптала: она лишается мужа, прощается с любимым человеком, теряет вей что имела. Но Анна прекрасно понимает совершающуюся историческую справедливость, ведь не зря на вопрос лирического героя она отвечает молчанием, в котором скрыты и боль, и сознание неизбежности народного возмездия. Она уезжает в Англию. Узнав о возвращении героя в деревню, пишет письмо: Так часто мне снится ограда, Калитка и ваши слова... Но вы мне по-прежнему милы, Как родина и как весна. Видимо, и там не находит себе места: что-то гонит ее в порт, она подолгу смотрит на корабли, с тоской глядит на красный флаг, который воплощает для нее утраченную Родину и страшит воспоминаниями о пережитом. Ее драма соотносится с драмой несчастного поколения русских дворян, насильственно отторгнутых от родной страны и разметавшихся по миру. Она судит себя сурово и строя го, понимая, что теперь нельзя вернуться к старому, не повернуть время вспять, даже любовь уже не вернуть. И опять лирический герой вспоминает о «девушке в белой накидке». Это образ связывает прошлое и настоящее, два мира. И содержит в себе оптимизм и надежду на лучшее.

1 слайд

Поэма Сергея Александровича Есенина «Анна Снегина» Цель: увидеть, что «Анна Снегина» - одно из выдающихся произведений русской литературы

2 слайд

Разберёмся во всём,что видели Что случилось, что сталось в стране, И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине. С.Есенин Поэма «Анна Снегина» закончена С.Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: Родина, любовь, «Русь уходящая», «Русь советская». Сам поэт определил своё произведение как лиро-эпическую поэму.

3 слайд

Словарная работа Лироэпическое произведение – произведение, в котором сочетается эпическое и лирическое изображение жизни. В этом произведении стихотворное повествование о поступках и переживаниях героев часто прерывается авторскими отступлениями, иногда уводящими от темы произведения. Лейтмотив – основной повторяющийся мотив, основная тема.

4 слайд

Он считал её лучшим произведением из всех, написанных ранее. Какая традиционная для русской литературы тема развивается в поэме?

5 слайд

Тема угасания «дворянских гнёзд», начатая И.С.Тургеневым в «Дворянском гнезде», развитая А.П.Чеховым в «Вишнёвом саде», получила у Есенина иной смысл, можно сказать, он поставил точку в развитии этой темы: с приходом Советской власти «дворянские гнёзда» исчезли. Есенин тонко подметил в поэме, с какой красивой лёгкостью дворяне расставались с материальными ценностями.

6 слайд

Героиня поэмы, аристократка по происхождению, стойко, спокойно переживает революцонное возмездие крестьян, разорение своего хозяйства, но болезненно воспринимает судьбу России, своё изгойство, расставание с Есениным. В её душе нет ненависти, но сохранилось романтическое чувство к герою, который становится не только образом её любви, но и образом Родины.

7 слайд

8 слайд

С тех пор у нас неуряды. Скатилась со счатья вожжа. Почти что три года кряду У нас то падёж, то пожар.

9 слайд

10 слайд

Как высказывается отношение к войне? Почему герой самовольно возвращается с войны?

11 слайд

12 слайд

Какие вопросы волнуют мужиков? Как показаны чувства героев, Анны и Сергея, при их встрече?

13 слайд

Физминутка 1. И.П. стоя, руки на поясе. Поднять плечи вверх, опустить. 6 раз 2. И.п. стоя, руки согнуты в локтях. Разведение и сведение рук. 6 раз 3. И.п. сидя. Сгибание и разгибание пальцев рук и ног одновременно. 10 раз 4. И.п. сидя. Различные похлопывания по коленкам и в ладоши. 10 раз 5. Сосредоточить внимание на сидящем впереди соседе, перевести взгляд на доску (упражнение для глаз и на внимание).3 раза

14 слайд

В чём причина разлада в отношениях герои и героини? Как изображается в поэме новая власть?

15 слайд

Вспомним, что ответил на вопрос мужиков о Ленине герой. Какие события происходят до следующего приезда героя в родные места?

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «minsan.ru» — Знакомимся с удовольствием