Гармония и музыкальности поэзии А.Фета. А

Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных в поэзии, и смело делает шаг в нашу область... Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом...П И. ЧайковскийОдним из основных стремлений выдающегося русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета на протяжении всего его творческого пути оставалось стремление найти в поэзии «убежище от всяких житейских скорбен, в том числе и гражданских». Вот почему в его произведениях мы не найдем тяжелых и горестных мыслей, описаний реальных политических и социальных событий. В них лишь красота, гармония, музыкальность.

С первых минут знакомства со стихотворениями Фета обращает на себя внимание их богатая звуковая окраска, их мелодичность и плавность, которые сближают их с музыкальными произведениями. Жизнерадостность и музыкальность звучат в каждой строчке, как например в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом»:Я пришел к тебе с приветом. Рассказать, что солнце встало... ...Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, - но только песня зреет.Произведения Фета наполнены необычайной гармонией.

В его отдельных незатейливых фразах столько чувства, восторженности и света, сколько может быть только в песнях. В самом деле, когда мы слушаем музыку, мы даже без слов понимаем, что хотел сказать ее создатель, какие чувства владели им. Наше сердце наполняется бурей эмоций - весельем, радостью, счастьем или легкой грустью. То же самое можно сказать о стихотворениях Фета. Короткие простые строчки:Что за вечер! А ручейТак и рвется. Как зарей - то соловейРаздается.А в нас уже ожило торжественное ощущение наступления весны.

Мы чувствуем, как она ворвалась в мир, наполнив его звуками, солнцем, радостью. Еще не прочитав следующие строки, мы уже полностью во власти эмоций, мы уже ясно ощущаем:Так-то все весной живет!В роще, в поле Все трепещет и поетПоневоле.Внешний и внутренний мир в сознании поэта тесно связаны, а порой переплетаются. Так, в стихотворении «Когда читала ты мучительные строки...» автор говорит о реальном пожаре, который в то же время выражается в пожаре душевном:Где сердца звучный пыл сиянье льет кругом И страсти роковой вздымаются потоки...В описании явлений жизни или природы поэт постоянно прибегает к таким эпитетам, как «звенящая даль», «звонкий прилив жемчугу», «гулкая земля», «сердца звучный пыл»... У него все «трепещет и поет», «гудет и колышется» и «за песнью соловьиной разносится тревога и любовь».

Его произведения стоят ближе всего к романсам: в них та же песенность, то же богатство эмоций, те же мгновенные зарисовки картин окружающего мира, которые, собранные вместе, наиболее точно и гармонично передают представление о жизни. Поражает то, что между отдельными частями стихотворений нет тесной логической связи. Можно с легкостью переставить местами четверостишия - и при этом сохранится главный смысл произведения, его эмоциональная окраска.Чем глубже мы знакомимся со стихотворениями Фета, тем яснее сознаем, что главное в них чувства, эмоции, переживания. И это понятно: поэт почти никогда не приводит описания явлений, он пишет о том, что происходит в его душе, когда он наблюдает или переживает то или иное событие, будь это жизнь природы, или же произведение искусства, или же моменты личной жизни. Так, даже тот, кто никогда не видел статую Венеры, восхищается ею, читая стихотворение «Венера Милосская»:Под этой сенью прихотливой Слегка приподнятых волос Как много неги горделивой В небесном лике разлилось!Нередко поэт говорит о тех чувствах, которые только начинают зарождаться в его душе.

Ему трудно выразить их словами, именно поэтому он восклицает:О, если б без словаСказаться душой было можно!Но мне кажется, что на самом деле А.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого - природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы....

  2. Загрузка... А. А. Фет принадлежит к числу тех русских поэтов, слава которых не была громкой ни при жизни, ни после смерти. Он писал в непоэтическую...

  3. Загрузка... А. А. Фет вошел в историю русской поэзии как прекрасный поэт-лирик, чьи стихотворения поражают нас красотой и возвышенностью чувств, эмоциональной силой, яркостью и сочностью...

  4. Загрузка... А. А. Фет – представитель «чистого искусства» или «искусства для искусства». В русской поэзии трудно найти поэта более «мажорного», чем он. Поэт опирался на...

  5. Загрузка... В личности Афанасия Фета удивительным образом сошлись два абсолютно разных человека: огрубелый, сильно тёртый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый буквально до последнего вздоха...

Поэзия Фета - поэзия намеков, догадок, умолчаний; его стихи по большей части не имеют сюжета, - это лирические миниатюры, назначение которых передать читателю не столько мысли и чувства, сколько "летучее" настроение поэта. Фет ограничивал свою поэзию тремя темами: любовь, природа, искусство. Ему были чужды душевные бури и тревоги.
Поэт писал:
Язык душевной непогоды
Был непонятен для меня.

Любовь для него - защита "от вечного плеска и шума жизни". В то же время любовная лирика Фета отличается богатством оттенков, нежностью и душевной теплотой. "Сердца напрасную дрожь", "мед благовонный любовной радости и пленительных снов" "поэт-чародей", как себя называл Фет, живописал словами удивительной свежести и прозрачности. Пронизанная то светлой печалью, то легкой радостью, его любовная лирика до сих пор "золотом вечным горит в пес-нопенье".
Еще одна тема лирики Фета - природа. "Стремясь от людей утаиться", он уходит в мир природы, стремится слиться с нею: "Меж теми звездами и мною какая-то связь родилась".
"Природы тайный соглядатай", он обладает острым поэтиче ским зрением и слухом: видит, как летящий "против бури" ворон "крылами машет тяжело", как "в росинке, чуть заметной", отражается солнце, слышит крики перепелов, треск коростелей, "порывистые трели" соловья. Жизнь природы не была для него тайной, и на исходе своей жизни Фет имел право сказать о себе:
Покуда на груди земной
Хотя с трудом дышать я буду,
Весь трепет жизни молодой
Мне будет внятен отовсюду.

Он умел очеловечить природу, находить в ней отзвук своим настроениям и чувствам, тонко ощущал прелести русской природы, любил красоту родного пейзажа.
Сын севера, люблю я шум
лесной
И зелени растительную
сырость...
-
писал он в стихотворении "Италия". Италии он противопоставляет свою северную родину, где "бархат степи зеленей" (и где "смелей, и слаще, и задорней весенний свищет соловей". " Замечательная пейзажная лирика Фета - лучшая часть его поэзии
Бесспорным достоинством стихотворений Фета является их певучесть и музыкальностью. Эту особенность его творчества отметил великий русский композитор П. И. Чайковский. "Можно сказать, - писал он, - что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Это не просто поэт, скорее, поэт-музыкант".

Т. ДАВЫДОВА, доктор филологических наук

Московский государственный университет печати

П.И. Чайковский, считавший Фета гениальным лириком, видел в особой мелодичности основную черту его поэтической индивидуальности: «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область... это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом» . С такой оценкой согласился и сам Фет: «Чайковский тысячу раз прав, так как меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную область музыки, в которую уходил, насколько хватало сил моих», «Дело поэта - найти тот звук, которым он хочет затронуть известную струну нашей души. Если он его сыскал, наша душа запоет ему в ответ <...>», - признавался Фет в письмах к К.Р. от 8 октября

1888 г. и 27 декабря 1886 г. . Фет открывает собственный лирический жанр мелодии. Есть у него и «Романс («Злая песнь! Как больно возмутила.»)» 1882 г., да и в целом, как показал Б.М.Эйхен-баум, поэт «сообщает стиху эмоциональную напевность, которой русская поэзия еще не знала», он ориентируется «на лирический романс цыганского типа» . В этом отношении Фет продолжал традицию В.А.Жуковского, создавшего лирический жанр подчеркнуто мелодический - песню.

Отнюдь не случайно П.И. Чайковский, А.Е. Варламов, П.П. Булахов, Н.А. Римский-Корсаков, С.И. Танеев и А.С. Аренский стали авторами романсов на фетовские стихи .

Фет тонко понимал музыку. Его любимые композиторы - Шопен, Глин-

А. ФЕТ И МУЗЫКА

ка, Бетховен. Циклом романсов последнего «К далекой возлюбленной» навеяно фетовское «Anruf an die Geliebte Бетховена», бетховенскими фортепьянными сонатами «Quasi una fantasia»

Одноименное стихотворение Фета

1889 г. Именно в последнем стихотворении Фет выразил свое поэтическое кредо:

Без усилий /С плеском крылий /Залетать /В мир стремлений,

Преклонений /И молитв; /Радость чуя, /Не хочу я /Ваших битв.

В Чайковском, с которым поэт был лично знаком, Фет увидел родственную душу и обратился к нему со стихотворным посланием. В письме к К.Р. от 25 августа 1891 г. Фет признался: «Он (Чайковский. - Т. Д.) понравился мне, как вполне артистическая натура <...> я прочел и передал ему стихотворение, которым он остался, кажется, очень доволен» .

Переживания, связанные с восприятием вокальной музыки, вдохновили поэта на создание стихотворений «Певице», «Серенада», лирического цикла «Romanzero». Впечатления от пения Т.А. Кузминской вызвали к жизни один из лирических шедевров Фета, стихотворение 1877 г. «Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали.».

Уникальная музыкальность понадобилась Фету-лирику, чтобы выразить обращение к «неуловимому», к таким явлениям человеческого духа и переживаниям, которые трудно передать словом. Другие особенности его поэзии

Импровизационность, некоторая не-

понятность и синкретизм поэтической образности. Эти черты отметила уже современная поэту критика.

Дарование Фета «оригинальное <. >, приближающееся к дару импровизаторов <...>», его поэзия «состоит из ряда картин природы, из антологических очерков, из сжатого изображения немногих неуловимых ощущений души нашей», поэт «пытается передать свои чувства музыкой стиха <. >» -верно отметил А.В. Дружинин , один из теоретиков течения «чистого искусства», к которому принадлежал и Фет. В.П. Боткин сравнивал также поэзию Фета с эоловой арфой, А.А. Григорьев восхищался его многообразными весенними песнями, А.К. Толстой, поэт, близкий Фету складом своей художнической индивидуальности, высоко оценил образный синкретизм фетовского сборника 1863 г.: «там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, а сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук» .

О музыкальности лирики Фета, проявляющейся в композиции, ритме интонации, писали и Б.М. Эйхенбаум, и известный исследователь творчества поэта Б.Я. Бухштаб . Вместе с тем есть одна особенность музыкальности Фета, никем не замеченная.

В построении многих его стихотворений лежит один закон, общий для видов искусств, развертывающихся во времени. Условно его можно назвать законом триады:

1-я часть: называются две темы,

2-я часть: эти темы разрабатываются,

3-я часть: повторяются темы из первой части, обогащенные развитием, которое они получили во второй части. Этот закон наиболее ярко и полно проявляется в музыкальной сонатной форме: экспозиция, разработка, реприза. Многие стихотворения Фета организо-

ваны по такому же принципу. Существенно, что поэт интуитивно тяготел к трех- или четырехчастной композиции: «<. > главное, стараюсь не переходить трех, много четырех куплетов <...> » - делился он секретами своей стихотворной работы с К.Р.

В стихотворении <1842 г.> «Шумела полночная вьюга в лесной и глухой стороне.» нарисована типично фетов-ская картина мира -одухотворенная природа и человеческие отношения, соответствующие состоянию природы. В первой строфе представлены темы природы (вьюги и ночи, огня) и человеческих взаимоотношений. Эти темы будут развиваться на протяжении всего стихотворения:

Шумела полночная вьюга В лесной и глухой стороне.

Мы сели с ней друг подле друга. Валежник свистал на огне .

Во второй строфе несколько проясняется все еще неясная ситуация:

И наших двух теней громады Лежали на красном полу,

А в сердце ни искры отрады,

И нечем прогнать эту мглу!

Становится ясно, что герои стихотворения сидят не перед костром, а перед камином деревенского дома. Так разрабатывается первая тема огня, метафорически связанная со второй темой взаимоотношений лирического героя с женщиной, по-видимому, любимой им.

В третьей строфе, как и в третьей части сонатины, в основе которой лежит сонатный принцип триады, вновь повторяются лейтмотивные для всего стихотворения темы:

Березы скрипят за стеною,

Сук ели трещит смоляной.

О друг мой, скажи, что с тобою?

Я знаю давно, что со мной!

Под это «что», настойчиво выделяемое автором с помощью ударения, можно подставить любое состояние человеческой души, любое чувство и переживание. Читатель подготовлен к восприятию двух последних строк всеми предыдущими образами: ночной вьюги, тревожных отблесков огня, мглы в сердце. Так же слушатель сонатины воспринимает ее третью, заключительную, часть, непонятную в отрыве от двух предшествующих частей. Читатель наполнит местоимение «что» чувством безотрадности, какого-то разочарования или горя лирического героя. Но подобные впечатления будут весьма приблизительными, так как «логическая связь фраз у него (Фета. -Т.Д.) ослаблена» . Такие же приблизительные ассоциации вызывают и музыкальные образы. Стихотворение Фета понятно лишь при условии, если его воспринимать по законам музыкального произведения.

Подобных стихов у Фета много. Композицию сонатины находим и в другом стихотворении поэта <1842 г.> «Тихая, звездная ночь.».

1-я строфа: Тихая, звездная ночь,

Трепетно светит луна;

Сладки уста красоты

В тихую, звездную ночь.

Здесь опять, подобно предыдущему стихотворению, появляются две темы, которые будут развиваться на протяжении всего произведения так же, как темы в сонатине. В следующих строфах развиваются тема звездной ночи и связанная с ней тема красоты:

2-я строфа: Друг мой! В сияньи ночном

Как мне печаль превозмочь?..

Ты же светла, как любовь,

В тихую, звездную ночь.

Тема ночи становится здесь основной. При ее разработке к ней присоединяется побочная тема печали лирического героя, и с нею тесно сплетается разработанная в тему любви тема красоты.

3-я строфа: Друг мой, я звезды люблю -И от печали не прочь.

Ты же еще мне милей В тихую, звездную ночь .

В третьей, заключительной, строфе, как в репризе музыкального произведения, опять проходят все темы стихотворения: темы ночи, печали, любви. При этом лейтмотив фетовской сонатины - открывающая ее строка «Тихая, звездная ночь» и строка «В тихую, звездную ночь», трижды повторенная в стихотворении и являющаяся рефреном. Данный прием, изначально присущий жанру баллады, которая в средние века была плясовой песнью, сопровождавшейся припевом, усиливает музыкальность произведения [см.: 11]. В самой композиции стихотворения, в постоянном повторении нескольких ключевых слов (ночь, звезды, печаль, друг мой) проявляется установка на музыкальность. Усиливает музыкальность и анафора «Друг мой», которой начинаются первые строки второй и третьей строф, и сквозная рифма стихотворения: «ночь - ночь -превозмочь - ночь

Прочь - ночь». В целом это стихотворение воспринимается как музыкальное произведение: по его прочтении в душе читателя остается впечатление чего-то смутного, недоговоренного, «темного».

Существенно то, что проанализированные выше стихотворения ранние. Это означает, что Фет уже в начале своего творческого пути быстро нашел собственную художническую индивидуальность, собственный неповтори-

мый стиль. Резкое отличие его ранних стихов от лирики других поэтов состоит в изменении способов выражения поэтического содержания.

Если в лирике большинства предшественников и современников Фета - В. Жуковского, А.Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева и Н. Некрасова - основное содержание несет в себе семантика слова, а его звуковая оболочка выражает лишь обертоны смысла, то у Фета все наоборот: семантическая сторона слова как бы нивелируется, затушевывается, а основное содержание стиха выражает звук.

Не всегда музыкальность лирики Фета состоит в использовании применительно к поэзии композиции сонатины. Иногда поэт ограничивается лейтмотивом, то есть развивает одну тему, все время повторяя одну и ту же фразу. По такому принципу организовано стихотворение «Свеж и душист твой роскошный венок...» <1847>.

Свеж и душист твой роскошный венок, Всех в нем цветов благовония слышны, Кудри твои так обильны и пышны, Свеж и душист твой роскошный венок.

Свеж и душист твой роскошный венок, Ясного взора губительна сила, -Нет, я не верю, чтоб ты не любила: Свеж и душист твой роскошный венок.

Свеж и душист твой роскошный венок, Счастию сердце легко предается:

Мне близ тебя хорошо и поется.

Свеж и душист твой роскошный венок

В этом произведении, напоминающем гимн, тема красоты развивается в тему любви, к которой затем присоединяется тема творчества. Если в стихотворениях, похожих на сонатину, в самом начале даются две темы, которые затем разрабатываются, то в стихотво-

рении «Свеж и душист твой роскошный венок...» дана одна тема, и лишь потом к ней присоединяются другие. Но музыкальный принцип господствует и здесь: он работает и на содержательном уровне («Мне близ тебя хорошо и поется», - признается лирический герой), и на формальных - композиционном и звуковом уровнях.

Композиция этого произведения -квинтэссенция фетовской музыкальности. Виртуозно использована здесь музыкальная композиционная лирическая форма кольца: благодаря шести повторам первой строки возникает кольцевая композиция как всего стихотворения, так и каждой строфы. Три маленьких кольца вписаны здесь в одно большое кольцо, что в четыре раза усиливает музыкальное звучание этого лирического шедевра.

В основе композиции стихотворения 1863 г. «Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне..», отнесенного в первом выпуске «Вечерних огней» в отдел мелодий, тоже кольцо. Стихотворение, написанное пятистопным дактилем, начинается и заканчивается почти одинаковыми, чуть измененными строками. Чарующая музыкальность этого произведения достигается особыми поэтическими средствами.

Во-первых, все строчки одномерны: они состоят из 5 дактилических стоп. Кроме того все три строфы построены по принципу синтаксического параллелизма при полном отсутствии егу"атЬетеШ:.

1-я строфа:

1-я строка - Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

(подлежащее, определение, сказуемое, определение, дополнение.)

2-я строка - Травы степные унизаны влагой вечерней,

(подлежащее, определение, сказуемое, дополнение, определение; синтаксическое строение второй строки почти изоморфно первой.)

4-я строка - Длинные тени вдали потонули в ложбине.

(Здесь похожая, с некоторыми вариациями, синтаксическая структура: определение, подлежащее, обстоятельство, сказуемое, обстоятельство.)

3-я строка - Речи отрывистей, сердце опять суеверней,

Отличается своим синтаксисом, так как она является самой значительной. Она заключает в себе два предложения. Между тем 1, 2 и 4 строки представляют собой простые распространенные предложения, каждое из которых плавно развертывается в пределах одной строки.

Заключительная, третья строфа -яркий пример такого же синтаксического параллелизма, только ее первая половина строится на иных, вопросительных, интонациях.

1-я строка - Можно ли, друг мой, томиться в тяжелой кручине?

2-я строка - Как не забыть, хоть на время, язвительных терний?

3-я строка - Травы степные сверкают росою вечерней,

4-я строка - Месяц зеркальный бежит по лазурной пустыне .

Две последние строки последней строфы повторяют две первые строки первой строфы с заменой некоторых слов: «унизаны» на «сверкают», «влагой» на «росою», глагола «плывет» глаголом «бежит». Так показаны изменения, произошедшие в природе. «Этим нарушается логический эффект кольца, смысл которого - именно в полном тожестве (как у Пушкина), но подчеркивается его музыкальное значение», -отмечает Б.М.Эйхенбаум .

В этом стихотворении Фет рисует высокохудожественную картину летней ночи и растворение в ней лирического героя. Фет считает, что красота находится именно в природе и человек

должен понимать природу и жить с ней общей жизнью. Причем ночь для Фета

Радость, поэзия. Поэт слагает восторженный гимн летней ночи. Она не пугает лирического героя, напротив, в его душе «Крылья растут у каких-то воздушных стремлений», он призывает адресата стихотворения забыть все горести и неудачи и насладиться очарованием ночного пейзажа.

Лейтмотивный образ ночной природы в этом стихотворении -отражение месяца в воде. Лирический герой стихотворения видит это отражение ночного светила. Изящный зрительный образ и является кольцевым в стихотворении, появляясь в нем дважды - в начале и конце, в первой строке и последней. Такая композиция усиливает музыкальность произведения, но и затушевывает, «снимает» содержащуюся в нем недоговоренность. Как отметил

Э. Эгеберг, «перед концовкой обрывается линия, по которой до того развертывалось стихотворение:

Можно ли, друг мой, томиться в тяжелой кручине?

Как не забыть, хоть на время, язвительных терний?

Травы степные сверкают <...>.

Фет прибегает к концовке этого типа не для того, чтобы найти простой выход из сложной ситуации, но вполне сознательно выбирает его, учитывая, что именно такое, кажущееся неподготовленным окончание лучше всего дает понять, что нарастание эмоций достигло того предела, где «слово немеет». Поэтому концовка в этих стихотворениях должна быть воспринимаема именно как маска, как замена того, что словами выразить нельзя» .

Поэт все время чувствует невозможность передать в слове сложный строй эмоций, настроений, переживаний. «О, если б без слова сказаться душой было можно!» - восклицает он в одном

стихотворении; «Что не выскажешь словами - звуком на душу навей», -просит в другом («Поделись живыми снами...» <1847>). Но, по верному наблюдению Е.В. Ермиловой, «Фет побеждает невыразимость, сделав объектом, превратив в слово само томление о невыразимости <...> » .

Фет раскрыл художественные принципы своей поэзии в стихотворении «Муза» <1854 г.>:

Цветы последние в руке ее дрожали; Отрывистая речь была полна печали,

И женской прихоти, и серебристых

Невысказанных мук и непонятных слез.

(Подчеркнуто мною. - Т. Д.)

Точнее нельзя было написать поэтический автопортрет: «невысказанные муки» обусловлены музыкальной организацией произведений Фета и, как следствие этого, недосказанностью, а значит, известной непонятностью его поэтических образов.

Поэт постоянно пытается выразить невыразимое, плохо поддающееся выражению словом, поэтому иногда его эпитеты настолько абстрактны, что их лексическое значение предельно редуцировано, а смысл передается звукописью, ритмом стиха . Верность этих соображений обнаруживает стихотворение «Сны и тени...» 1859 г.

Сны и тени,

Сновиденья,

В сумрак трепетно манящие,

Все ступени Усыпленья

Легким роем преходящие,

Не мешайте Мне спускаться К переходу сокровенному,

Дайте, дайте Мне умчаться

С вами к свету отдаленному.

Только минем сумрак свода, -Тени станем мы прозрачные И покинем Там у входа

Покрывала наши мрачные .

И. Тургенев в письме к Фету от 7-25 декабря 1859 г. писал, что это стихотворение есть «совершенный сумбур»

Но это произведение отнюдь не бессмысленно. В нем показывается переход, осуществляемый человеческой душой во сне от мира физического к миру метафизическому. Это одна из тем, которая станет основной в поэзии русских символистов и которая зарождается у их предшественника Фета.

Особая музыкальность данного произведения достигается за счет бесплотности образов и тонкой инструментовки (преобладания плавных и сонорных согласных звуков, то есть «л», «м», «н», «р»).

Работа поэта над текстом этого произведения показывает, что правка велась именно над инструментовкой стиха. Так, первоначальный вариант третьей строки был «В сумрак трепетный манящие». Однако Фет заменил его на иной - «В сумрак трепетно манящие», добившись тем самым ассонанса на «а» (четыре раза повторяется этот гласный звук). Тринадцатая и четырнадцатая строки в первоначальном варианте текста звучали так: «Вылетая из-под свода/ Из-под свода.»

Но Фет, добиваясь аллитераций на «м» и «н», изменил эти строки на такие: «Только минем сумрак свода, - Тени станем мы прозрачные». Смысл тем самым выражают здесь прежде всего звуки - самый широкий гласный «а», несущий в себе ощущение простора, и согласные «м» и «н», усиливающие ощущение бесплотности, духовности иного, метафизического мира.

Ориентация на музыкальность отличает и лексику стихов поэта. В стихотворении «Какие-то носятся звуки...»

<1853> встречаются такие музыкальные термины: звуки, песня, отзвучала. В стихотворениях «Нет, не жди ты песни страстной...» <1858 г.> и «Прежние звуки, с былым обаяньем...» (1862) основной смысл передается с помощью следующих слов: звуки, струна, запели, песни, звучи, пой.

В лирике Фета лишь слово в союзе с музыкальным звуком передает чувства, впечатления и сиюминутные состояния человеческой души. Некоторые его стихи построены по законам музыкальных произведений, один из которых, закон триады, поэт применяет особенно часто. Музыкальная, гармоническая форма у Фета выражает мгновенные впечатления и, как правило, чувства восхищения прекрасным в природе, человеке, искусстве, попытки проникнуть за грань физического мира. В поэзии Фета явно складывается новая для русской литературы второй половины XIX века импрессионистическая эстетика. Пройдет совсем немного времени, и наследниками Фета окажутся Вл.Соловьев, символисты К. Бальмонт и А. Блок.

Литература

1. Чайковский П.И. Письмо к К.Р.(Велико-му князю К.Р. Романову) от 26 августа 1888 г. // Фет А.А. Вечерние огни. - М., 1979. - С.578.

2. Фет А.А. Стихотворения. Проза. Письма. - М., 1988. - С.323, 319.

3. Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха.]Г. Фет // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. - Л., 1969. - С.435-509. См. также: Ермилова Е.В. Поэзия второй половины XIX в. // История всемирной литературы: В 8 т. - М., 1990. Т. 7. - С.86.

4. См.: Грамолина Н.Н., Киселева Т.Е. Библиография музыкальных произведений

на слова А.А.Фета // Фет А.А. Вечерние огни. - С. 772-781.

5. Соколова М.А., Грамолина Н.Н. Примечания // Фет А.А. Вечерние огни. - С.763.

6. Дружинин А.В. Стихотворения А.А. Фета. СПб., 1856 // Дружинин А.В. Литературная критика. - М., 1983. - С.85, 88, 89. Дружинину вторил другой приверженец той же литературной школы, В.П. Боткин: «<...> мотивы г. Фета заключают в себе иногда такие тонкие, такие, можно сказать, эфирные оттенки чувства, что нет возможности уловить их в определенных отчетливых чертах и их только чувствуешь в той внутренней музыкальной перспективе, которую стихотворение оставляет в душе читателя». См.: Боткин В.П. Стихотворения А.А. Фета // Русская эстетика и критика 4050-х годов XIX века. - М., 1982. - С.482.

7. Толстой А.К. О литературе и искусстве.

М., 1986. - С.112.

8. Бухштаб Б.Я. А.А.Фет. // Фет А.А. Стихо-

творения и поэмы. - Л., 1986. - С. 33-40.

9. Фет А.А. Письмо к К.Р. // Фет А.А. Сти-

хотворения. Проза. Письма. - С.320.

10. Фет А.А. Стихотворения. - М.-Л., 1963.

11. См.: Пронин В.А. Теория литературных жанров. - М., 1999. - С. 138.

12. Эгеберг Э. Концовка в «Мелодиях» А.А.Фета // А.А.Фет. Поэт и мыслитель.

М., 1999. - С.87.

13. Ермилова Е.В. Поэзия второй половины XIX в. - С.86.

14. Ср. со следующим замечанием Б.М. Эйхенбаума: «Доминанта фетовской лирики - мелодика, но в некоторых случаях

Когда Фету нужно укрепить и усилить ее действие - он пользуется и фоническими приемами, ослабляя таким соединением «музыкальных» средств смысловую, вещественно-логическую стихию слова» .

15. Соколова М.А., Грамолина Н.Н. Примечания // Фет А.А. Вечерние огни. - С. 698.

16. Фет А.А. Вечерние огни. - С. 464.

Тема. Стихи – мимолётные настроения. Музыкальность и импрессионизм лирики А.А. Фета.

Цели:

а) образовательная: донести неповторимые особенности поэтического почерка А.А. Фета: роль ритма, подбор звуков, мелодия стиха, смысловая неопределённость поэтического текста;

б) развивающая: ;

в) воспитательная: .

Методы обучения: метод творческого чтения в сочетании с эвристическим и элементами репродуктивного методов.

Тип урока: урок чтения и анализа лирических произведений (урок выразительного чтения в сочетании с эвристической беседой и элементами лекции).

Наглядность: мультимедийная презентация, аудио записи выразительного чтения стихотворений мастерами художественного слова, тексты стихотворений (раздаточный материал).

План урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

III. Вступительное слово учителя

Ход урока

I . Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

II . Сообщение темы и целей урока

Мы продолжаем наш разговор о творчестве Афанасия Афанасьевича Фета. Сегодня мы постараемся увидеть те неповторимые особенности лирики этого поэта, которые отличают его от других поэтов. Поговорим о том, что лирике Фета присущи музыкальность и черты импрессионизма.

III . Вступительное слово учителя

Поэзия А.А.Фета – одна из вершин русской лирики. Сейчас никто в этом не сомневается. Но современники Фета оценивали его поэзию не так высоко. Многое из того, что сегодня представляется новаторскими достижениями, тогдашним читателям казалось языковыми погрешностями. Такие выражения, как «овдовевшая лазурь», «травы в рыдании», «мертвые грезы», «серебряные сны», «благовонные речи» не находили понимания среди литературных критиков. Это непонимание преследовало Фета от начала до конца его литературной деятельности. В наши дни, после всего пути, пройденного русской поэзией со времен Фета, его словосочетания уже не кажутся «дерзкими», какими их считали современники поэта. «Уноси мое сердце в звенящую даль», «Долго снились мне вопли рыданий твоих»… Да, может не совсем правильно, но выразительно. Свои стихи Фет называл шутливо стихами «в растрепанном роде». Он хотел раздвинуть границы поэтического слова. А современников коробило это вольное обращение Фета с русской грамматикой, подчеркнутое нежелание считаться с обыденной логикой.

Немногие писатели, современники поэта, поняли смысл его поэтических поисков. Однако лучшие, например Достоевский и Толстой, сумели по достоинству оценить его творчество. Так Л.Н. Толстой с восторгом спрашивал: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»

Ярко выраженное ассоциативно-метафорическое мышление поэта позволяло ему запечатлевать «изменчивые впечатления и переживания». Эта поэтическая манера Фета получила название импрессионистской.

IV. Подготовка к восприятию стихотворений (слово учителя)

Следует поговорить об импрессионизме вообще. В первую очередь, импрессионизм – это художественное направление, возникшее во Франции в последней трети ХIХ века. В 1874г. На выставке «Анонимного общества художников, живописцев…» была представлена картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца»(1872) - вид гавани, окутанной розовым туманом, сквозь пелену которого проступает утреннее солнце. С легкой руки критиков слово «впечатление» (фр. impression) дало название творчеству участвовавших в выставке художников.

Одним из важнейших правил, которым следовали импрессионисты, стала работа на улице. Выйдя на улицу навстречу свету и воздуху, художник попадает в ситуацию, полностью отличающуюся от условий мастерской. Здесь исчезают четкие контуры, цвет постоянно меняется. Следовательно, можно изобразить лишь мгновенно возникшее впечатление о цвете и форме предмета. Задача импрессионистов – передать движение и ускользающий миг. Для этого они отказались от смешанных цветов, писали чистыми яркими красками, густо нанося их отдельными мазками. Нужный тон достигался оптическим смешением красок во время созерцания картины. Давайте обратимся к картинам художников импрессионистов.

V. Обсуждение репродукций картин Клода Моне

(Презентация)

VI. Слово учителя

Как и в живописи, импрессионизм в поэзии – это изображение предметов словно в мгновенных и случайных снимках памяти. Перед нами проходят отдельные обрывки явлений, но они образуют цельную картину.

В 1890 году 70-летним стариком Фет провозгласил:

Покуда на груди земной

Хотя с трудом дышать я буду,

Весь трепет жизни молодой

Мне будет внятен отовсюду.

«Трепет жизни» – вот то, что поэт умел улавливать, как, пожалуй, никто из его современников. Чтобы убедиться в этом обратимся к его стихотворениям. Мы подробно остановимся на анализе стихотворения «Шепот, робкое дыхание…», так как именно в нём очень ярко проявилась импрессионистская манера письма Фета.

VII

«Шепот, робкое дыхание» - учителем

VIII . Психологическая пауза

IX

Что в тексте показалось необычным с точки зрения синтаксиса?

(Стихотворение состоит из одного восклицательного предложения).

Что необычно с точки зрения морфологии?

(В тексте нет глаголов, в основном имена существительные и прилагательные).

Давайте построим два ряда – природа и человек. Выпишите строки, которые указывают на состояния человека, и те, которые указывают на природу.

(«Природа» - трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья, свет ночной, ночные тени, в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря, заря. «Человек» - шёпот, робкое дыханье, ряд волшебных изменений милого лица, лобзанье, слёзы.)

Таким образом, мы видим, что Фет в стихотворении сопоставляется мир природы и мир человека.

Как вы думаете, о чём это стихотворение?

(О свидании возлюбленных).

Давайте посмотрим, меняется ли настроение стихотворения в каждой строфе?

(Первая строфа: свидание влюблённых вечером у ручья. Какие краски? Почему? (Неяркие краски).Какие звуки? Почему? (Шёпот, колыханье).

Вторая строфа: ночь, которую проводят влюблённые. Какие звуки? (Тишина). Какие краски? Почему? (приглушенные, тени).

Третья строфа: утро, расставание влюблённых. Какие краски? Почему? (Яркие тона). Какие звуки? Почему? (Слёзы, поцелуи)).

- Фет использует приём цветового и звукового контраста. В первой строфе приглушённые, неяркие краски, в последней – яркие тона. Так показано течение времени – от вечера через ночь к заре. Природа и чувства человека меняются параллельно: вечер и робкая встреча, заря и бурное прощание. Через звуки показана смена настроения героев: от шёпота и сонного колыханья через абсолютную тишину к лобзаниям и слезам.

В стихотворении глаголов нет, а действие есть. Как автор этого добивается?

(В большинстве имён существительных заключено движение – трели, колыханье).

Какой мы можем сделать вывод по этому стихотворению? В чём импрессионизм в нём?

(Фет не анализирует свои ощущения, он просто их фиксирует, передаёт свои впечатления. Его поэзия импрессионистична: мимолётность впечатлений, фрагментарность композиции, богатство красок, эмоциональность и субъективность).

X . Выразительное чтение стихотворения

«Это утро, радость эта» - подготовленным учеником.

XI . Психологическая пауза

XII . Обзорный анализ стихотворения

В чем вы видите необычность формы этого стихотворения?

(Все стихотворение – это одно предложение, в котором перечисляется множество деталей. В стихотворении совсем нет глаголов, однако оно очень динамично).

Как вы думаете, почему в стихотворении нет глаголов?

(Глагол обозначает действие, процесс, а Фету нужно остановить мгновение, отсюда и множество деталей. Можно сказать, что Фет не рисует нам картину, а фиксирует мгновения, которые и создают эту картину. Именно поэтому и говорят об импрессионистичности стиля Фета).

Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?

(ответы цитатами из стихотворения).

Каким чувством проникнуто стихотворение? В чем состояние природы созвучно состоянию человека? Почему поэт переживает «ночь без сна»?

Поэт набрасывает отдельные мазки – разрозненные впечатления, которые сливаются в целостную картину в финале: «Это все - весна». Повтор слова придает необычайную конкретность, ощутимость. Это не описание весны вообще, а именно этой весны. Стихотворение до краев переполнено светом, звуками, движением. Это едва ли не самый блистательный образец зрелого фетовского импрессионизма.

XIII. Выразительное чтение стихотворения

«Скрип шагов вдоль улиц белых…» - подготовленным учеником

XIV. Психологическая пауза

XV. Обзорный анализ стихотворения

- Какое настроение передаёт это стихотворение?

(Лёгкое, спокойное, умиротворённое).

Что описывается в стихотворении?

(Это картина морозной зимней ночи).

Какими способами поэт создает это стихотворение? Какие языковые средства он для этого использует (звуки, слова, построение предложений)?

В чем особенности звуковой формы стихотворения? Какие образы создаются при помощи сочетаний звуков?

Есть ли в этом стихотворении человек? Найдите строки, которые подтверждают присутствие человека. Что он чувствует?

(Человек есть, но он предстаёт перед нами через скрип шагов, пух на ресницах…).

Поэт наполняет художественное пространство звуковыми и цветовыми деталями. Какими?

(Скрип шагов, блеск хрустальной изморози на стенах, серебристый пух ресниц, тишина ночи, спящий ветер, ясный воздух, всеобщей немотой).

XVI. Подготовка к восприятию стихотворений

Поэзии Фета свойственна ещё одна особенность – музыкальность стихотворений. («Поэзия и музыка, - писал Фет, - не только родственны, но нераздельны.» П.И. Чайковский говорил: «Фету дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом». Салтыков-Щедрин констатировал, что «романсы Фета распевает чуть ли не вся Россия»).

XVII. Выразительное чтение стихотворения

«Какие-то носятся звуки…» - подготовленным учеником

XVIII. Психологическая пауза

XIX. Обзорный анализ стихотворения

Какое настроение преобладает в стихотворении?

(Ощущение лёгкости, воздушности…).

Есть ли сюжет в этом стихотворении?

(Да, здесь просматривается история любви и мотив разлуки).

Какие детали позволяют читателю угадать в этом лирическом наброске историю любви и разлуки?

(Примеры из стихотворения).

Как проявилась музыкальность стихотворения? С помощью чего поэт достигает её?

(Здесь ритмически повторяются определённые гласные звуки. Это приём ассонанс).

XX. Выразительное чтение стихотворения

«Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…» - подготовленным учеником.

XXI. Психологическая пауза

XXII. Обзорный анализ стихотворения

Какое настроение в стихотворении?

Какое звуковое оформление этого стихотворения? Какой пиём использует автор?

(Первые 2 строки – аллитерация).

Что описывает поэт?

(Ночь в лесу).

Какая антитеза присутствует в стихотворении?

(День – ночь).

Какими тропами выражается каждая из них?

(Ночь, через сравнение: костёр – яркое солнце, ельник – пьяных гигантов столпившийся хор; глаголов, которые показывают интенсивность действия: пламенеет, трещит, шатается, прогрело и т.д.; а также аллитерация: первые 2 строки. День через эпитеты: сиротливо, скупо, лениво, мерцающий, холодный; антонимы к слову ночь и костёр: зорька, зола, дымок, огонёк, туман, пень).

(Он говорит, что днём чувства молчат, а все устремления к ночи, когда вместе с костром разгораются скрытые днём переживания)

XXIII. Обобщение читательских впечатлений

Давайте попытаемся перечислить основные особенности лирики Фета, которые мы увидели за эти два урока.

(Ученики отвечают, пользуясь пометками сделанными в тетрадях).

Фет – импрессионист, главное для него – изображение «мгновения», каждого мига быстротекущей жизни и чувств, впечатлений от увиденного, поразившего. Природа в стихах Фета запечатлена тонко. Поэт замечает малейшие перемены в ней, изображаемый им мир движется, дышит, радуется жизни. Ни у одного из русских поэтов нет такого обилия описаний состояний природы, её цветов, звуков, запахов, как у Фета. Его стихи поражают красками: умелые сочетания ярких, сочных тонов и нежных оттенков образуют многоцветную радугу, позволяющую поэту рисовать природу и в ослепительном солнечном блеске, и в тонком полусвете луны. Острота восприятия природы проявляется в подборе эпитетов и метафор, передающих ароматы: «запах медовый», «ароматные цветы», «весны душистой нега» , «благоуханные речи» и т.д.

"Что не выскажешь словом, звуком на душу навей", - писал Фет. Его стихи мелодичны, завораживают своим звучанием. Не потому ли многие стихи Фета положены на музыку. В стихотворениях Фета настроения, ощущения важнее мыслей. Глубочайшие, неуловимые движения человеческой души, мимолётную красоту природы не выразить самым точным словом, их можно лишь «навеять … звуком», передающим истинное чувство. Лирика Фета – песня «крылатых», «сладких» звуков, подлинная музыка, очищающая душу, несущая гармонию.

XXIV. Подведение итогов

Выставление отметок за урок

XXV. Домашнее задание

1. Подготовить доклад о жизни и творчестве И.С. Тургенев.


Поэзия Фета – поэзия намеков, догадок, умолчаний; его стихи по большей части не имеют сюжета, – это лирические миниатюры, назначение которых передать читателю не столько мысли и чувства, сколько “летучее” настроение поэта. Фет ограничивал свою поэзию тремя темами: любовь, природа, искусство. Ему были чужды душевные бури и тревоги. Поэт писал:
Язык душевной непогоды
Был непонятен для меня.
Любовь для него – защита “от вечного плеска и шума жизни”. В то же время любовная лирика Фета отличается богатством оттенков, нежностью и душевной теплотой. “Сердца напрасную дрожь”, “мед благовонный любовной радости и пленительных снов” “поэт-чародей”, как себя называл Фет, живописал словами удивительной свежести и прозрачности. Пронизанная то светлой печалью, то легкой радостью, его любовная лирика до сих пор “золотом вечным горит в песнопенье”.
Еще одна тема лирики Фета – природа. “Стремясь от людей утаиться”, он уходит в мир природы, стремится слиться с нею: “Меж теми звездами и мною какая-то связь родилась”.
“Природы тайный соглядатай”, он обладает острым поэтическим зрением и слухом: видит, как летящий “против бури” ворон “крылами машет тяжело”, как “в росинке, чуть заметной”, отражается солнце, слышит крики перепелов, треск коростелей, “порывистые трели” соловья. Жизнь природы не была для него тайной, и на исходе своей жизни Фет имел право сказать о себе:
Покуда на груди земной
Хотя с трудом дышать я буду,
Весь трепет жизни молодой
Мне будет внятен отовсюду.
Он умел очеловечить природу, находить в ней отзвук своим настроениям и чувствам, тонко ощущал прелести русской природы, любил красоту родного пейзажа.
Сын севера, люблю я шум лесной
И зелени растительную сырость… –
Писал он в стихотворении “Италия”. Италии он противопоставляет свою северную родину, где “бархат степи зеленей” (и где “смелей, и слаще, и задорней весенний свищет соловей”. Замечательная пейзажная лирика Фета – лучшая часть его поэзии
Бесспорным достоинством стихотворений Фета является их певучесть и музыкальностью. Эту особенность его творчества отметил великий русский композитор П. И. Чайковский. “Можно сказать, – писал он, – что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Это не просто поэт, скорее, поэт-музыкант”.

Сочинение по литературе на тему: Мелодичность поэзии А. А. Фета

Другие сочинения:

  1. Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого – природа, любовь и песня. Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и Read More ......
  2. Фета всегда влекла к себе поэтическая тема вечера и ночи. У поэта рано сложилось особое эстетическое отношение к ночи, наступлению темноты. На новом этапе творчества он уже стал называть целые сборники “Вечерние огни”, в них как бы особая, фетовская философия Read More ......
  3. Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных в поэзии, и смело делает шаг в нашу область… Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом… П И. Чайковский Одним Read More ......
  4. В русской поэзии трудно найти поэта более “мажорного”, чем Афанасий Афанасьевич Фет. Поэзия Фета, на мой взгляд, – одна из вершин русской лирики. Это поэзия жизнеутверждающей мощи, которой напоен каждый звук, поэзия первозданной свежести и благоухания. Лирика Фета ограничена узким Read More ......
  5. К середине XIX века в русской поэзии отчетливо обозначаются и, поляризуясь, развиваются два направления: демократическое и так называемое “чистое искусство”. Основным поэтом и идеологом первого направления был Некрасов, второго – Фет. Поэты “чистого искусства” считали, что цель искусства – это Read More ......
  6. Импрессионизм ставит во главу угла воздействие творчества на человеческие чувства. В основе лежат чувства – впечатления. Русское слово “впечатление” (как и французское “импрессион”) происходит от слов “печать”, “отпечаток”, здесь подразумевается некий внутренний отпечаток прошедших событий, образов. Закат и восход солнца, Read More ......
  7. А. А. Фет – представитель “чистого искусства” или “искусства для искусства”. В русской поэзии трудно найти поэта более “мажорного”, чем он. Поэт опирался на философию Шопенгауэра – философа, отрицавшего роль разума, искусство – это бессознательное творчество, дар Божий, цель художника Read More ......
  8. Афанасий Афанасьевич Фет – не только великий, но и один из самых трудных для изучения русских поэтов. Его жизнь, полная драматизма и противоречий, отражена в его поэзии, ведь биография художника – это, прежде всего его стихи. Выберем для разбора самые Read More ......
Мелодичность поэзии А. А. Фета
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «minsan.ru» — Знакомимся с удовольствием