Культура 1930 х годов ссср. Какую политику по отношению к церкви проводило советское государство

Особенности развития культуры n Культурная революция коренное преобразование духовной жизни, имеющее своей целью создание новой социалистической культуры взамен старой буржуазной (М. П. Ким)

Задачи культурной революции Демократизация культуры; n Ликвидация массовой неграмотности взрослого населения; n Всеобуч; n Формирование новой интеллигенции; n Создание новой идеологии. n

Народное просвещение n n Ликвидация неграмотности и малограмотности взрослого населения. 1919 г. - Декрет об обязательном обучении чтению и письму на родном языке всего населения в возрасте от 8 до 50 лет. Пункты ликвидации неграмотности (ликпункты). Индивидуально-групповое обучение. Итоговый экзамен: за минуту учащийся должен прочитать 80 -120 букв крупного шрифта или написать 5 -7 букв. 1939 г. официальные данные по ликвидации неграмотности – 87, 4% населения стали грамотными. Введение всеобуча. Введение обязательного начального всеобуча произошло в 1930 г.

Проблемы формирования интеллигенции n n ь ь ь Отношение «буржуазных специалистов» к советской власти. Приняли советскую власть: Ученые К. А. Тимирязев, И. В. Мичурин, И. М. Губкин, К. Э. Циолковский, Н. Е. Жуковский Поэты В. В. Маяковский, А. А. Блок, В. Я. Брюсов Художники И. И. Машков, П. В. Кузнецов, В. Р. Фальк Скульпторы А. Т. Матвеев, С. Т. Коненков Архитекторы И. В. Жолтовский, В. А. Щуко, Л. В. Руднев

Проблемы формирования интеллигенции n ь ь ь ь ь Не приняли советскую власть и уехали в эмиграцию (на 1921 г. приблизительно 2 млн. человек): Марина Цветаева (1892 -1941) в эмиграции в 1922 -1929 гг. Иван Алексеевич Бунин (1920 -1953 гг.) С 1920 г. в эмиграции. Нобелевская премия 1933 г. «Все же, если бы немцы заняли Москву и Петербург и мне бы предложили туда переехать, дав самые лучшие условия, я отказался бы. Я не смог бы видеть Москву под владычеством немцев, видеть, как они там командуют» . Алексей Максимович Горький (1868 -1936) С 1921 по 1927 г. находился за границей. «Дело Артамоновых» (1925), пьеса «Егор Булычов и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933), роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» (1 -4 т. , 1925 -1936). Илья Ефимович Репин (1844 -1930 гг.) В эмиграции с 1918 г. местечко Куоккала- «Я дачник с 1918 г. » Федор Иванович Шаляпин (1873 -1938 гг.) С 1922 г. жил за рубежом. В 1984 г. прах перенесен из Парижа в Москву. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 -1943 гг.) С 1917 г. за границей Александр Николаевич Бенуа (1870 -1960 гг.) С 1926 г. жил во Франции, работал в театрах разных стран Алексей Николаевич Толстой (1882 -1945). 1918 -1923 в эмиграции. В дальнейшем лауреат трех Сталинских премий. Николай Константинович Рерих (1874 -1947 гг.) С 1920 г. за рубежом.

Проблемы формирования интеллигенции n «Философский пароход» . 1922 – высылка из страны 200 деятелей науки и культуры (философы: Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин; историк Л. П. Карсавин, в будущем создатель телевидения В. В. Зворыкин). Пароход «Обербургомистр Хакен» - 70 человек, пароход «Пруссия» . Высланы ректор Московского университета проф. Новиков (зоолог), ректор Петроградского университета проф. Корсавин (философ), группа математиков во главе с деканом матфака МГУ проф. Стратоновым, социолог Питирим Сорокин и др.

Проблемы формирования интеллигенции n n n Обучение специалистов 1918 г. - отменена плата за обучение в вузах. 1922 г. введены стипендии в университетах. 1928 г. - 41, 3% студентов обеспечивались стипендиями, 1931 -71%, конец 1930 -х гг. -90, 6% 1919 г. - при вузах созданы рабфаки. 1921 г. в вузах обучалось 17% студентов из рабочих семей, в 1928 г. 33%, в 1932 г. - более 60%. Рост числа вузов: 1914 г. - 91 1922 г. – 244 1939 г. - 760 1928 г. - число специалистов с высшим образованием -90 тыс. 1930 -1931 г. 34% инженеров получили диплом после 3 лет обучения. 1932 г. -184, 5 тыс. человек имели высшее образование. В начале 1920 -х гг. интеллигенция составила 2 млн. чел. 1937 г. - интеллигенция в СССР 9, 6 млн. человек

Научная интеллигенция n n Петр Леонидович Капица (1894 -1984) В 1918 г. П. Капица становится сотрудником Радиологического института, руководимого А. Ф. Иоффе. В 1921 г. П. Капица прибыл в Англию в составе комиссии Российской Академии наук, направленной для восстановления научных связей с зарубежными учеными. Его принимают на стажировку в лабораторию Резерфорда в Кембридже, где он трудится до 1934 г. Член Лондонского королевского общества (1929). В 1931 г. Резерфорд добился получения денег для организации специальной отдельной лаборатории для Капицы. В 1934 г. вернулся в СССР. Один из основоположников физики низких температур. С 1946 по 1955 г. был уволен со службы за отказ работать над советским атомным проектом, но продолжал преподавать в МГУ.

Научная интеллигенция n Труды Владимира Ивановича Вернадского (1863 -1945) стали основой нового направления в науке – геохимии и учения о биосфере. Под его руководством было организовано производство радия. В 1920 г. Николай Иванович Вавилов (1887 -1943) сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. За развитие учения о центрах происхождения культурных растений ему была присуждена премия имени Ленина. Николай Константинович Кольцов (1872 -1940) создал институт экспериментальной биологии. В нем впервые в СССР начаты исследования по генетике человека. В 1927 г. Н. К. Кольцов обосновал положение о хромосомах как наследственных молекулах.

Научная интеллигенция n n 1933 г. создан первый в мире Институт ракетной техники, в нем был отдел крылатых ракет, который возглавлял Сергей Павлович Королев (1906 -1966). В 1931 -1932 г. при руководстве Фридриха Артуровича Цандера (1887 -1933) была создана группа изучения реактивного движения (ГИРД), с апреля 1932 г. этой группой руководил Королев. Ноябрь 1933 г. по проекту Цандера (умер в 1933 г. 28 марта в Кисловодске во время лечения) была построена и запущена его учениками первая советская ракета ГИРДХ (масса-29, 5 кг, длина-2, 2 м.). Ракета взлетела вертикально на высоту 75 -80 метров, затем упала в 150 м. от места старта. Прототипом главного героя в романе Беляева «Прыжок в ничто» был Ф. А. Цандер.

Творческая интеллигенция n n Пролеткульт – организация, оформившаяся в 1918 г. А. А. Богданов (1873 -1928 гг.), П. И. Лебедев-Полянский. (1881 -1948) Организация, выступившая за создание новой пролетарской культуры. Пролеткультовские организации и их лидеров активно критиковал Ленин.

Принципы формирования советской культуры В. И. Ленин А. А. Богданов Сначала социалистическая революция, потом культурная Сначала культурные преобразования, затем социалистическая революция Руководство культурой со стороны партии и государства Руководство культурой со стороны Пролеткульта, чисто рабочей организации Необходимо учитывать культурное наследие Сначала создать собственную культуру, потом использовать выборочно достижения прошлой культуры Просвещение масс, развитие самодеятельности Отношение к интеллигенции: использование знаний, перевоспитание с целью привлечения к культурному строительству Знания буржуазных специалистов могут быть использованы только в развитии науки, в художественном творчестве нет. Онисозерцатели и не могут встать на позицию рабочих, следовательно не могут передать их переживания

Идеи Пролеткульта n А Платонов «Чевенгур» . Герой Дванов « в душе любил неведение больше культуры: невежество-чистое поле, где еще может вырасти растение всякого знания. Культура - это заросшее поле, где соли почвы взяты растениями, где ничего не растет» . n 1918 г. - реформа правописания. Аббревиатурный взрыв: АХР, РАПП, ВКП(б), БАМ, ОМОН… n Новые имена: Новомир, Молот, Владлен, Революция, Кувалда, Декрета, Тракторина, Даздраперма (Да здравствует первое мая!), Пятвчет (Пятилетку в четыре года)… n n Военизация языка: «Фронт работ» , «солдаты партии» , «наступление на недостатки» , «миллионная армия тружеников села» и тд.

Общественные художественные организации n «Кузница» (1920 – выделились из «Пролеткульта») Поэт Василий Казин Рабочий май (1922) Стучу, стучу я молотком. Верчу, верчу трубу на ломе, И отговаривается гром И в воздухе, и в каждом доме.

Общественные художественные организации n n Футуристы В. В. Маяковский (1918 г.) Белогвардейца найдете – и к стенке Время пулям по стенкам музеев тенькать Выстроили пушки на опушке А почему не атакован Пушкин И прочие генералы классики? В. И. Ленин: Пушкина понимаю и признаю, Некрасова признаю, а Маяковского, простите, нет. В. Кириллов стихотворение «Мы» (1920 г.) Во имя нашего завтра Сожжем Рафаэля Разрушим музеи Растопчем искусства цветы

Общественные художественные организации n Левый фронт искусств (ЛЕФ, созд. 1922) – поэты Н. Н. Асеев, О. М. Брик, художники Л. С. Попова, А. М. Родченко, В. Ф. Степанова и др. Преемники футуризма, отстаивали новое искусство и отрицали преемственность. n «Ассоциация художников революционной России» (АХРР) -19221932 гг. С 1928 г. - Ассоциация художников революции (АХР) А. М. Герасимов, И. И. Бродский, Б. В. Иогансон, Е. А. Кацман и др. Боролись против левого искусства, претендовали на лидерство и определение правил развития живописи в стране Их реалистичные картины воплощали установку правящей партии на служение народу и революции. n Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП, с 1928 г. ВАПП). А. И. Безыменский, Д. Бедный, Д. А. Фурманов и др. Выдвигала идею классовой литературы, противопоставляла ее старой буржуазной, требовала отмежеваться от попутчиков, как классово чуждых пролетариату. Ассоциация вела борьбу с Пролеткультом.

Театр n Многообразие коллективов в 1920 -е гг. n Традиционные академические театры – Большой театр, Малый театр, МХАТ и бывший Александринский театр (с 1917 г. Государственный театр драмы) и др. n Студийные коллективы. Студии МХАТ. 3 -я студия. Руководитель Евгений Багратионович Вахтангов(18831922) – 1922 г. «Принцесса Турандот» Карла Гоцци

Театральный Октябрь n n Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874 -1940) Театры «РСФСР-1» , «РСФСР-2» , «Театр имени В. Э. Мейерхольда» (1923 г.) - С. Эйзенштейн, В. Яхонтов, Э. Гарин, В. Маяковский, С. Мартинсон Массовые действа 1920 г. 7 ноября в Петрограде штурм Зимнего дворца. Участвовала «Аврора»

Кинематограф в 1920 -е гг. n 1920 г. - первая экранизации повести М. Горького «Мать» (реж. Разумный) n 1918 -1919 гг. выходил периодический хроникальный киножурнал «Кинонеделя» , позднее были выпуски «Киноправды» , «Кинокалендаря» и т. д. n С. М. Эйзенштейн «Броненосец Потемкин» (1925 г.) В 1927 г. на Всемирной выставке в Париже ему была присуждена высшая награда. n 1922 г. вышли на экраны 9 советских фильмов, 1927 г. - 86, 1931 г. - 261.

Живопись n Плакатное искусство n Художник М. М. Черемных предложил вывешивать плакаты в пустующих витринах магазинов. Плакаты знаменитых «Окон РОСТа» и подписи к ним делали знаменитые художники и поэты (художники В. Н. Дени, В. В. Лебедев, поэт В. В. Маяковский)

Живопись n Живописные полотна отразили реальность и фантастику революции n Натюрморты К. С. Петрова-Водкина и Д. П. Штеренберга выглядели как красноречивые документы голодных лет Гражданской войны 1918 г.

Скульптура n 1918 г. – государственный план монументальной пропаганды. Был утвержден список лиц, которым предполагалось поставить монументы в Москве и других городах. n Одними из перовых были открыты памятники А. Н. Радищеву работы Л. В. Шервуда в Петрограде и мемориальный рельеф С. Т. Коненкова «Павшим за мир и братство народов» на Красной площади в Москве.

Скульптура n Проект памятника Третьему Интернационалу, созданный в 1919 -1920 гг. В. Е. Татлиным – многоярусная башня воплощала идею грядущего объединения людей и дух абсолютной свободы. Модель, выполненная из дерева и проволоки вскоре была утеряна.

Архитектура n n n Появился новый стиль зданий. Для них характерны: упрощение форм, отсутствие декора, использование возможностей новых материалов – стекла, бетона, металлических каркасов. К. С. Мельников Клуб имени Русакова (1927 -1929), (лаконичность форм, сочетание разновеликих геометрических структур, использование стеклянных оконных конструкций, объединяющих одной плоскостью несколько этажей). И. И. Леонидов А. В. Щусев Этот стиль получил название конструктивизма.

Формирование новой идеологии n 1930 -е гг. Утверждается принцип социалистического реализма, который предполагает изображение действительности в соответствии с социалистическим идеалом (партийность, народность, оптимизм). Термин появился в 1932 г. , авторство приписывают А. М. Горькому. n Государство выступает за жесткий контроль за культурной сферой. Основными темами творчества становились темы революции, Гражданской войны, индустриализации, коллективизации, борьбы с «врагами народа» , восхваление Сталина и Коммунистической партии. В августе 1934 г. М. Горький в докладе на первом Всесоюзном съезде советских писателей выступил с обоснованием нового метода как творческой программы советских литераторов. Съезд провозгласил образование единой организации литераторов – Союза писателей СССР. Только за членами союза закреплялся официально признаваемый статус профессионального писателя.

Литература 1930 -х гг. n n n Литература становилась мощным оружием пропаганды идей правящей партии. М. А. Шолохов «Поднятая целина» , Н. А. Островский «Как закалялась сталь» . В литературу вошел новый герой – убежденный в правоте социалистических идей борец за дело революции и строительство нового мира. «Лучшим, талантливейшим поэтом был признан В. В. Маяковский, ушедший из жизни в 1930 г. Статус великого пролетарского писателя прочно закрепился за Горьким. В то же время произведения, не отвечающие критериям идейности, не допускались к публикации. Это произведения М. А. Булгакова, А. А. Ахматовой и др. Детских писателей Д. И. Хармса и А. И. Введенского обвинили во вредительстве и формализме. Продолжились нападки на «чуковщину» . Стало большое внимание уделяться героическому прошлому страны. Их герои: Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Грозный, К. Минин и Дм. Пожарский. Подобные произведения, как правило, удостаивались Сталинских премий, учрежденных в 1939 г.

Театр в 1930 -е гг. n n n Утверждается главенство МХАТА - «Равнение на МХАТ!» Закрытие левых театров Два направления в развитии театра: 1. Психологически приземленное (Александр Афиногенов «Машенька» , Арбузов «Таня») 2. Романтически возвышенное (Всеволод Вишневский «Оптимистическая трагедия») Развитие самодеятельных театров

Кинематограф 1930 -х гг. n n n n n Кинематограф создал плеяду образов новых людей-героев мирной жизни. «Путевка в жизнь» (реж. Н. В. Экк)1931 г. «Семеро смелых» (реж. С. А. Герасимов)1936 г. «Трактористы» (реж. И. А. Пырьев)1939 г. «Светлый путь» (реж. Г. В. Александров)1940 г. «Чапаев» (реж. Братья Васильевы)1934 г. Появилась ленинская тема: «Ленин в Октябре» (1937 г.) и «Ленин в 1918 г. » (1939 г.) (реж. М. И. Ромм) были названы шедеврами социалистического реализма. «Партийный билет» (реж. И. А. Пырьев) 1936 г. Музыкальные комедии реж. Г. В. Александрова «Волга» (1938 г.), «Цирк» (1936 г.) (музыка Исаака Дунаевского)


Архитектура 1930 -х гг. n 1934 -1940 гг. в Москве в форме гигантской пятиконечной звезды был возведен Театр Красной армии.

Итоги культурного развития Демократизация культуры. Самодеятельность. n Формирование социалистической идеологии. Патриотизм. Доказала война. Огосударствление культуры. Главную роль в культуре играет государственный заказ. n Формирование новой интеллигенции. Ш. Фицпатрик: «Культурные достижения 30 -х гг. явились скорее результатом усилий старой дореволюционной интеллигенции» . n Не умаляя достоинств этих людей, следует отметить, что в 1923 -1939 гг. было обучено более 50 млн. неграмотных и 40 млн. малограмотных. В начале века 75% взрослого населения России не умели читать и писать. n Философы, социологи: подлинная интеллигенция в СССР после репрессий 30 -х гг. прекратила свое существование. n Историки против. Н. Г. Чуфаров: 1). Многие представители старой интеллигенции продолжали работать. 2). Сформировалась новая советская интеллигенция, которой свойственны такие позитивные качества, как стремление служить Родине, своему народу, целеустремленность, организованность, трудолюбие, стремление к расширению кругозора. Правда, она утратила такие качества старой интеллигенции, как гуманизм, терпимость к инакомыслию, милосердие, оппозиционность ко всем отрицательным явлениям существующего режима. n


После революции перед страной стояли многочисленные задачи в сфере духовной жизни. Объективно требовалось повысить грамотность населения; принять меры к развитию новых приоритетных направлений в науке; подготовить кадры научно-технической и творческой интеллигенции, соответствующие задачам индустриального общества; обеспечить связь науки с производством, использование ее результатов для нужд индустриализации. Вместе с тем власти было необходимо утвердить свое идеологическое влияние в обществе. Для решения этой задачи предполагалось активно использовать возможности литературы, искусства, гуманитарных наук.

Уже в годы гражданской войны началась работа по ликвидации неграмотности населения страны. Было создано общество «Долой неграмотность», в руководство которого входили глава законодательной власти М. И. Калинин, лидер партии и председатель правительства В. И. Ленин, нарком просвещения А. В. Луначарский и др. По всей стране были открыты тысячи новых школ, в которых как детей, так и взрослых обучали навыкам элементарной грамотности (чтению, счету, письму). Деятельность в этом направлении дала внушительный результат - к началу Великой Отечественной войны более 80% населения страны владели грамотой.

К середине 1930-х гг. в целом оформилась советская система образования, включавшая начальную, общую среднюю, среднюю специальную и высшую школу. В довоенные годы был завершен переход к обязательному всеобщему семилетнему образованию и поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию в городских центрах и семилетнему - в сельской местности и национальных районах. Сеть вузов в стране выросла более чем в 8 раз и составила 817 университетов и институтов. В результате число специалистов в СССР возросло с 1,5 млн. человек в 1917 г. до 20 млн. в 1941 году.

Вместе с тем идеологический контроль над деятельностью и умонастроениями представителей интеллигенции был достаточно жестким. В конце 20-х - начале 30-х гг. состоялись показательные судебные процессы: Шахтинское дело, «дело академиков», дело Трудовой крестьянской партии и др. В начале 30-х гг. началось создание массовых общественных организаций, объединяющих интеллигенцию и ставящих ее под контроль партии: Союз писателей, Союз композиторов, Союз архитекторов, Союз художников, Всесоюзное общество изобретателей и др.

В то же время государство выделяло огромные средства на развитие научных исследований, прежде всего в фундаментальных областях знания. В результате были сделаны важные открытия в исследовании атомного ядра (А. Ф. Иоффе), разработке теории космических полетов (К. Э. Циолковский), теории реактивного движения (Ф. А. Цандер). Большое значение придавалось освоению Северного морского пути и изучению Арктики (О. Ю. Шмидт, И. Д. Папанин). Во всем мире получили признание труды И. П. Павлова в области физиологии. Крупнейшим в мире специалистом-генетиком был признан Н. И. Вавилов. Ученый-энциклопедист В. И. Вернадский создал фундаментальные труды по теории биосферы. Значительный прорыв был сделан советскими специалистами в области авиастроения (А. Н. Туполев) и ракетостроения (С. П. Королев). Большой популярностью в стране пользовались летчики (В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков, А. В. Беляков, М. М. Громов, В. С. Гризодубова, М. И. Раскова, П. А. Осипенко, В. К. Коккинаки), испытывавшие в предвоенные годы новые модели авиационной техники и совершившие беспосадочные перелеты на Дальний Восток, Северный полюс, в Америку.

Однако многие ученые были вынуждены выехать из страны в годы гражданской войны и после ее окончания, так как не желали мириться с новым политическим режимом. Сама советская власть инициировала высылку крупнейших представителей интеллигентов-гуманитариев, представлявших дореволюционную научную школу - П. А. Сорокина, Н. А. Бердяева и др. Многие из оставшихся ученых (А. Ф. Лосев, П. А. Флоренский и др.) были подвергнуты репрессиям по политическим соображениям.

С середины 30-х гг. начинается новый этап в развитии художественной культуры. Официальным и единственно приемлемым становится метод социалистического реализма. Он подразумевал создание произведений, раскрывающих вопросы социалистического строительства и рассматривающих сквозь эту призму окружающую действительность.

В литературе 30-х гг. наряду с именами А. М. Горького (вернувшегося в страну после эмиграции), А. Н. Толстого, других писателей с дореволюционной известностью появились новые имена - М. А. Шолохов («Тихий Дон»), М. С. Шагинян («Гидроцентраль»), В. П. Катаев («Время, вперед!»), И. Ильф и Е. Петров («Двенадцать стульев», «Золотой теленок»). Сформировалась советская детская литература, представленная произведениями С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. П. Гайдара, Б. С. Житкова и др.

Особенностью изобразительного искусства стало преобладание парадной живописи, а также картин на темы революции и гражданской войны, строительства социализма. Признанными мастерами этого направления были С. В. Герасимов («Колхозный праздник»), К. С. Петров-Водкин («Смерть комиссара»), А. А. Дейнека («Оборона Петрограда»), М. М. Греков («Трубачи Первой Конной армии»), Б. В. Иогансон («Допрос коммунистов»).

Музыкальная жизнь страны была неразрывно связана с именами крупнейших композиторов С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Т. Н. Хренникова, Д. Б. Кабалевского, И. О. Дунаевского и др.

В кинематографе произошла техническая революция - появилась отечественная кинопленка и киноаппаратура, открылась серия крупных киностудий. Первым советским звуковым фильмом стала картина Н. В. Экка «Путевка в жизнь». Главной темой кино была жизнь советских людей, их участие в событиях революции («Депутат Балтики» И. Е. Хейфица и А. Г. Зархи; «Октябрь» С. М. Эйзенштейна; «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» М. И. Ромма), гражданской войны («Мы из Кронштадта» Е. Л. Дзигана; трилогия о Максиме Г. М. Козинцева и Л. 3. Трауберга; «Чапаев» С. и Г. Васильевых), индустриализации и коллективизации, освоении отдаленных районов страны («Семеро смелых», «Комсомольск» С. А. Герасимова). Вышли в свет первые музыкальные комедии «Веселые ребята» и «Волга-Волга» (Г. В. Александров), исторические ленты «Петр Первый» (В. М. Петров), «Александр Невский» (С. М. Эйзенштейн).

Таким образом, в 1920-30-е гг. страна добилась значительных успехов в развитии науки, образования, культуры. Была ликвидирована неграмотность основной части населения. Оформилась единая система отечественного образования. Сформировалась новая инженерно-техническая и творческая интеллигенции. Были сделаны крупнейшие открытия в фундаментальных областях науки, развитие, получила техническая мысль. Вместе с тем культура, наука и образование были поставлены под контроль государства. Идеологическое влияние на их деятельность значительно возросло. Многие представители науки, культуры и искусства были репрессированы, а некоторые яркие художественные произведения так и не дошли до читателя и зрителя (романы М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», А. П. Платонова «Ювенильное море», «Котлован», «Чевенгур»; картины П. Н. Филонова, К. С. Малевича и др.).



I съезд советских писателей - съезд уроков

17 августа - 1 сентября 1924 года в Колонном зале Дома Союзов в Москве состоялся I съезд советских писателей - событие сколь значительное, столь и таинственное...

В стране выстраивалась линия национальной, внутренней опоры. Большая часть наших руководителей начинала понимать, что мы в предстоящей схватке с мiром фашизма и капитала не можем рассчитывать на помощь мiрового пролетариата, должны опираться на свой народ, свою экономику, историю, культуру.

А в это время Наркомпрос, где пыталась верховодить Н.К.Крупская, «изгонял» из школьных библиотек Александра Сергеевича Пушкина и других «непролетарских» писателей. Но патриотическая группа руководителей страны дала сигнал издания классиков отечественной литературы миллионными тиражами, создания библиотек для школьников, крестьян, комсомольцев, красноармейцев из произведений Н. Гоголя, Л.Толстого, А.Пушкина, Н.Некрасова, М.Лермонтова, И.Крылова.

Книги произведений Пушкина заполонили страну в 1937 году.

Возрождались исторические традиции, выковывавшие характер русского народа-победителя над иноземными захватчиками.

Революционеры всех эпох потеснились, уступая место св. Александру Невскому, Суворову, Кутузову, Петру Первому. В письме руководителей страны - Сталина, Жданова, Кирова - говорилось о том, что надо уважать историю страны и её героев: военных, учёных, деятелей культуры.

I съезд советских писателей стал полем идейной схватки многих сил, и не только внутри страны. Немалая часть русских писателей, не принимая действия советской власти в водовороте исторических событий, покинула Россию. Русская литература в изгнании многие годы сохраняла дух, стиль, образ отечественной классики. Среди них - великие И.Бунин, И.Шмелев, И.Ильин.

Кто-то возвращался на Родину (А. Толстой, И. Куприн, М. Горький). На территории же советской России, как казалось многим, литература никогда не возродится. Лидеры тех, кто объявил себя «пролетарскими» писателями, не принимали никакой преемственности и провозглашали: «Во имя нашего Завтра - сожжём Рафаэля, Разрушим музеи, растопчем искусства цветы...» Беспощадные «пролетарские» писатели, подлинные «неистовые ревнители» только себе присвоили право считаться представителями литературы. Все эти Авербахи, Лелевичи, Безыменские, Либединские, Уткины, Ермиловы распинали любые попытки национально мыслить, глубинно всматриваться в жизнь, сделать её предметом художественного осмысления, поиска истины. Всё в литературе было подчинено идее мiровой революции, уничтожения «до основания» старого мiра и броска в грядущее. Не замечали выдающихся рассказов М.Шолохова, сквозь зубы говорили о таланте Л.Леонова, В.Шишкова, с презрением называя их «попутчиками».

Магистральная дорога литературы оказалась в руках РАППа, ВОАППа, МАППа - так называемых пролетарских организаций писателей. Они захватили почти все литературные и общественно-политические издания, размахивая дубинкой критики, избивали всех непокорных, нестандартных, пытающихся создавать национальную литературу.

Общество было тогда неоднородно, немало было людей, являвших собой основу дореволюционного строя. И хотя к 1936 году было объявлено в Конституции о равенстве всех людей, на деле этого не было.

Первым предупреждением «неистовым ревнителям» стало в 1932-м году партийное постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», по которому было принято решение ликвидировать ассоциацию пролетарских литераторов и объединить всех писателей, поддерживающих платформу советской власти, в единый Союз советских писателей. М. Горький, которого считают инициатором этого решения, выступал всё-таки в поддержку РАППа, в который, по его словам, «объединены наиболее грамотные и культурные литераторы-партийцы».

Съезд открыл 17 августа 1934 года своим докладом А.М.Горький. Он к этому времени возвратился окончательно в Советский Союз. Конечно, можно скептически и критически отнестись к I съезду писателей, но он всё-таки развернул панораму действующей, прорастающей, многообразной литературы страны. Назвал ли он все достойные имена? Да нет, естественно. Рапповщина не сдала свои позиции, троцкистско-бухаринская оппозиция дала свой «бой» на съезде.

Можно приписывать «перегибы» Сталину, но не надо забывать, что с основными докладами, кроме А. Горького, выступали Н. Бухарин (о поэзии, поэтике и задачах поэтического творчества), К.Радек (о мiровой литературе и задачах пролетарского искусства). А ведь именно Н.Бухарин ещё в 1927 году опубликовал знаменитые «Злые заметки» о Сергее Есенине. После этого почти на 30 лет Есенин исчез из издательских планов, школьных учебников и хрестоматий. Бухарин был беспощаден и к Маяковскому. Столь же жесток был к русским поэтам К.Радек.

Они хотели сформировать свой ряд признанных поэтов и руководителей, близких им по духу. М.Горького использовали, чтобы давить на Сталина и Жданова. Но разговор о литературе, художественном творчестве, народных истоках, русской истории, таланте и языке всё-таки состоялся, несмотря на громкую пролетарскую риторику рапповцев. М.Горький сказал: «Начало искусства слова - в фольклоре. Собирайте наш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его... Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творчества нашего настоящего».

Союз писателей в немалой степени был подчинён государству и партийному руководству, но условия для творчества, материальная опора писателям была дана.

Вариант 2.

Первый съезд советских писателей состоялся с 17 по 30 августа 1934 года. Этому поистине знаменательному событию предшествовало Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», из которого следовало, что многочисленные писательские организации должны были объединиться в одну, состоящую из писателей полностью «поддерживающих платформу Советской власти». Власть хотела объединить совершенно разных по мировоззрению, творческим методам и эстетическим склонностям людей. Местом проведения Первого всесоюзного съезда писателей стал Колонный зал дома Союзов. Для столько торжественного мероприятия нужно было украсить помещение, после малочисленных дебатов было решено развесить в зале портреты классиков литературы. Что тут же стало поводом для иронии злоязыких писателей:Хватало места всем вполнеКто на трибуне, кто в партере,А кто и просто на стене!Так, например, всех огороша,Нам факт явился как во сне –На кафедре Толстой Алеша,Толстой же Лева – на стене. Одна из делегатов Первого съезда союза писателей СССР А. Караваева вспоминала о дне открытия форума: «Солнечным августовским утром 1934 года, приближаясь к Дому Союзов, я увидела большую и оживленную толпу. Среди говора и аплодисментов – совсем как в театре – слышался чей-то молодой голос, который энергично призывал: «Товарищи делегаты Первого съезда советских писателей! Входя в этот зал, не забудьте поднять ваш исторический мандат!… Советский народ желает всех вас видеть и знать! Называйте, товарищи, вашу фамилию и предъявляйте ваш делегатский билет!».По мандатным данным, среди делегатов Первого съезда писателей СССР преобладали мужчины - 96,3%. Средний возраст участников - 36 лет. Средний литературный стаж - 13,2 года. По происхождению на первом месте выходцы из крестьян - 42,6%, из рабочих - 27,3%, трудовой интеллигенции 12,9%. Из дворян только 2,4%, служителей культа - 1,4%. Половина делегатов - члены ВКП(б), 3,7% кандидатов в члены ВКП(б) и 7,6% комсомольцев. Число прозаиков среди участников съезда - 32,9%, поэтов - 19,2%, драматургов - 4,7%, критиков - 12,7. Детских писателей - 1,3% и журналистов - 1,8 %.Любопытен и национальный состав съезда. Русских - 201 человек; евреев - 113; грузин - 28; украинцев - 25; армян - 19; татар - 19; белорусов - 17; узбеков -12. Представители еще 43 национальностей были представлены от 10 до одного делегатами. Были даже китайцы, итальянцы, греки и персы.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

К данному материалу относятся разделы:

Тема и идея, острота конфликта и художественные особенности пьесы

1. Объясните значение понятия «культурная революция». Чем была вызвана необходимость ее проведения в СССР? Определите положительные и отрицательные стороны культурных преобразований, проведенных в СССР?

« Культурная революция» в СССР подразумевала под собой борьбу с неграмотностью, создание новой советской школы, подготовку новых кадров, создание новой "народной" интеллигенции, развитие науки, искусства, литературы род контролем большевиков и опираясь на марксистско-ленинскую идеологию. Плюсы были в том, что в короткие сроки ликвидировали неграмотность, создали развитую систему образования, которая была бесплатной и общедоступной, появилась масса высококвалифицированных рабочих, заработала научная мысль, сложилась особая советская культура. Минусы - господство марксистско-ленинской идеологии, тотальный контроль со стороны государства ограничивали развитие наук, запрещали внедрять новшества с Запада, ограничивали сферу искусства.

2. Какие меры были предприняты советской властью с целью ликвидации массовой неграмотности? Как решалась задача подготовки кадров для нужд индустриализации? Докажите, что к концу 1930-х гг. СССР стал высокообразованной страной.

Для ликвидации неграмотности уже в 1923 г. было создано общество "Долой безграмотность". Руководили этим обществом Калинин М.И. (глава законодательной власти) и Луначарский А.В. (нарком просвещения). Были открыты тысячи школ и пунктов обучения грамоте. Обучали и детей и взрослых. К 1939 г. 80% населения умели читать и писать, считать. Образование стало бесплатным, созданы трудовые школы, обучение в которых проводилось в два этапа, со сроками 5 лет и 4 года. Появились рабфаки (рабочие факультеты). Они готовили молодежь для поступления в вузы. Это привело к росту студенчества и специалистов с высшим образованием. С 1930 г. введено всеобщее обязательное начальное образование. Индустриализация требовала увеличения числа грамотных специалистов, поэтому уже с 1933 г. для рабочих созданы рабочие школы и профессиональные курсы. По сравнению с 1913 г. количество вузов увеличилось фактически в 8 раз, а число специалистов выросло с 1,5 млн человек в 1917 г. до 20 млн в 1941 г. Это говорит о том, что СССР к концу 1930- х гг. стал высокообразованной страной.

3. Как Советское государство относилось к развитию науки? Почему особому контролю подверглись гуманитарные науки? Чем были вызваны репрессии против деятелей культуры?

СССР выделял огромные средства на развитие научных исследований, но упор делался на естественные науки. Теория космических полётов К. Э. Циолковского, теория реактивного движения Ф.А. Цандера, достижения И.П. Павлова в области физиологии, Н.И. Вавилова в области генетики, теория биосферы В.И. Вернадского. Прорыв в авиастроении и ракетостроении связан с именами А.Н. Туполева, С.П. Королёва. А гуманитарные науки подверглись гонениям, т.к. многие из них противоречили марксистско-ленинской идеологии. Многие учёные покинули страну в годы Гражданской войны, а многие были репрессированы (А.Ф. Лосев ученый-гуманитарий был репрессирован, великие русские мыслители П.А. Сорокин и Н.А. Бердяев покинули страну). Они были не согласны с большевистской линией, поэтому подверглись гонениям со стороны государства.

4. В чем проявилось огосударствление науки, образования и искусства в годы социалистического строительства? Какую роль в советском обществе играла марксистско-ленинская идеология?

Огосударствление науки, образования и искусства в годы социалистического строительства проявилось в навязывании едино верной с точки зрения государства и партии идеологии марксизма-ленинизма. Большинство произведений писались под указку партии. Например, официальным принципом художественной культуры был социалистический реализм, который предполагал создание произведений, которые раскрывают содержание социалистического строительства, рассматривают окружающую действительность с точки зрения партийности и борьбы за социализм. Отражалась не реальность, а то, что угодно партии. Те, кто не согласны с этой линией, покинули страну или были репрессированы. Тотальная цензура боролась с несогласными, а марксистско-ленинская идеология играла основополагающую роль в жизни государства и общества.

5. В чем суть принципа социалистического реализма? Почему советских писателей, отражавших негативные стороны жизни советского общества, обвиняли в очернительстве, уходе от действительности и не допускали публикации их произведений?

Суть принципа социалистического реализма в том, что он предполагал создание произведений, которые раскрывают содержание социалистического строительства, рассматривают окружающую действительность с точки зрения партийности и борьбы за социализм. Отражалась не реальность, а то, что угодно большевикам. Необходимо было показывать партийцев только с положительной стороны, как они помогают людям и борются за построение социализма, но то, что не все они делали верно, что людям тяжело жилось в это время, было показывать запрещено. Кулаки, например, изображались как враги народа и государства, а тот факт, что они были хорошими хозяевами, на которых не сумело опереться государство, умалчивался. Как умалчивалось и то, что раскулачивали и середняков. Тех, кто решался написать, как есть, обвиняли в очернительстве, не допускали публикации их произведений, а некоторых и репрессировали.

6. Составьте обобщающую таблицу «Достижения культуры СССР в 1920 – 1930-х гг.». Используйте дополнительную литературу.

литература М.А. Шолохов «Тихий Дон», В. Катаев «Время, вперед!», И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», Булгаков М. «Мастер и Маргарита», которое было запрещено.
живопись С. Герасимов, К. Петров-Водкин, А. Дайнека, М. Греков посвящали картины Октябрьской революции и Гражданской войне.
скульптура В.И. Мухина «Рабочий и колхозница».
архитектура Сталинский стиль в архитектуре, проект Дворца Советов (не был реализован)
музыка С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Т. Хренников, Д. Кабалевский, И. Дунаевский и др. Выдвинулись молодые дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин.
театр Большой драматический театр в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А. Блок, театр им. В. Мейерхольда, театр им. Е. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета.
кинематограф С. Эйзенштейн «Октябрь», С. И Г. Васильевы «Чапаев».

7. Какую политику по отношению к церкви проводило Советское государство? Какие последствия для церкви и в целом для общества имела эта политика? Дайте оценку политике государства по отношению к церкви и религии.

Советская власть активно вмешивалась в дела конфессий. Происходила конфискация церковного имущества, не признавался церковный брак. Уже в 1918 г. принят закон об отделении церкви от государства и школы от церкви. Вскоре духовенство лишили права голоса, а в период Гражданской войны, индустриализации и коллективизации шли репрессии духовенства. Специальный отдел НКВД отнес "церковников" к "антисоветским элементам". Шли массовые аресты и расстрелы священнослужителей. Политика по отношению к ним немного смягчилась, после того, как церковь призвала к защите Отечества в годы Великой Отечественной войны.

Предлагаем обсудить. Стр. 109. Почему к середине 1930-х гг. они практически прекратили существование?

Потому что произошло становление тоталитарного государства с одно идеологией марксизма-ленинизма, борьба и репрессии против несогласных, борьба с западничеством и т.д. поэтому большинство из них прекратили свое существование.

Данный урок посвящен культуре и искусству СССР в 1930-е гг. Несмотря на тоталитарный контроль государства над всеми сферами культурного развития общества, искусство СССР 1930-х гг. не отставало от мировых тенденций того времени. Внедрение технологического прогресса, а также новые веяния с Запада способствовали расцвету литературы, музыки, театра и кино. В ходе сегодняшнего урока вы узнаете, какие факторы влияли на культуру СССР в 1930-х гг., что нового произошло в сфере образования, науки, живописи, архитектуры, литературы, музыки, театра и кино

Рис. 2. Цветаева М.И. ()

Экономическое развитие также сказывается на развитии культуры, искусства. В стране в 1930-е гг., так же как и в 20-е гг., требуются образованные люди. Страна нуждается в грамотных высококвалифицированных специалистах во всех отраслях, во всех сферах. Образование развивается, как и культура, наука, искусство.

Интересные изменения происходят в социальной сфере. Культура становится более массовой, т. е. большее количество людей получают образование, получают возможность приобщиться к культурным, духовным ценностям. С другой стороны, чтобы угодить этим массам населения, деятели культуры, искусства вынуждены снижать планку, делать искусство доступным и понятным народу. Искусство как метод воздействия на человека, как метод осмысления мира может быть очень важным и мощным союзником власти. Безусловно, искусство 1930-х гг. не столько противостояло власти, сколько помогало, было одним из средств утверждения сталинского режима, методом утверждения коммунистической идеологии, методом утверждения культа личности.

В 30-е гг. еще не прекращаются контакты с другими странами. Взаимный обмен культурными идеями, поездки, выставки происходят не так интенсивно, как в 1920-е гг., но, тем не менее, происходят. СССР был многонациональной страной, и в 1930-е гг. высокого уровня достигает национальная культура, появляется отдельная письменность малых народов Советского Союза.

Культура и искусство продолжала осмыслять события, которые происходили в 1930-е гг. Ярких событий не было, но толчок, данный революцией, продолжал свое действие. В 1930-е гг. большевики продолжали говорить о культурной революции, и первой задачей было повышение уровня образования, ликвидация неграмотности. В начале 30-х гг. вводится всеобщее 4-летнее бесплатное образование, в конце 30-х гг. обязательной становится 7-летка и также бесплатной. Всего средняя школа тогда включала программу 9 классов (см. Рис. 3).

Рис. 3. Советский плакат ()

Более того, строилось огромное количество новых школ, многие из этих школ, построенных в 30-х гг., с большими просторными классами, коридорами до сих пор стоят в наших городах.

Кроме системы среднего образования, развивается также и высшее. К концу 30-х гг. в СССР насчитывалось несколько тысяч высших учебных заведений. Открывалось огромное количество новых учебных заведений, филиалов высших учебных заведений. Почти миллион человек к 1940 г. имели высшее образование. Изменения происходили и в структуре высшего образования. С сер. 30-х гг. большую роль стали уделять общественным наукам, в первую очередь истории. В 20-30-е гг. сохранялась преемственность в области преподавания математики, физики, других точных и естественных наук, но с гуманитарными предметами все было не так. Можно сказать, что в 1920-х - начале 1930-х гг. истории просто не было, исторические факультеты в Московском и Ленинградском институтах были ликвидированы. С 1934 г. задачи меняются.

В 1933 г. к власти в Германии приходит Адольф Гитлер. Немецкая национальная идея, патриотическая, была извращена фашистами. В связи с этим система образования меняется, больше внимания уделяется тем наукам, которые занимаются воспитанием и развитием в человеке патриотических чувств.

Больших успехов в 30-е гг. добиваются, в частности, такие знаменитые советские физики и химики, как П.Л. Капица, А.Ф. Иоффе, И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров, которые работали в разных областях. С.В. Лебедев, знаменитый советский химик, проводя свои опыты, добился получения синтетического каучука (см. Рис. 4, 5, 6).

Рис. 4. П.Л. Капица ()

Рис. 5. А.Ф. Иоффе ()

Рис. 6. С.В. Лебедев ()

В гуманитарных науках все обстояло не так хорошо. В 1930-е гг. прошли несколько дискуссий, в частности, по истории. По итогам этих дискуссий утвердилось мнение, что вся история человечества, согласно теории Карла Маркса, - это сменяющие друг друга последовательно пять формаций: первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм, плавно переходящий в коммунизм. Общественно-экономическая формация - центральное понятие марксистской теории общества или исторического материализма. Посредством ОЭФ фиксировались представления об обществе как определенной системе и одновременно выделялись основные периоды его исторического развития. Считалось, что любое социальное явление может быть правильно понято только в связи с определенной ОЭФ, элементом или продуктом которой оно является. История всех стран и народов стала подгоняться под эту схему, под этот шаблон. Дискуссии были, дискуссии можно было проводить, но, когда дискуссия закачивалась, часто по указанию сверху, дальше спорить запрещалось и признавалась правильной лишь одна точка зрения. Живая научная жизнь стопорилась, ведь наука без дискуссий невозможна. Также науке был нанесен тяжкий урон репрессиями. Репрессированные ученые: Н.И. Вавилов, П.А. Флоренский, Е.В. Тарле, С.Ф. Платонов, Д.С. Лихачев. (см. Рис. 7).

Рис. 7. Д.С. Лихачев ()

Искусство и литература также развиваются в 1930-е гг. Надо сказать, что в сфере литературы и искусства происходят более значимые изменения, чем в сфере развития науки и образования. С 1934 г. в стране существует творческая организация, которая объединяет всех писателей - союз писателей Советского Союза. До 1934 г. существовало несколько организаций: ЛЕФ (левый фронт), Союз российских писателей, Организация крестьянских писателей и т. д. В 1934 г. все они объединились, и под руководством Максима Горького была создана новая организация - Союз писателей. В начале 1929 г. объединение ЛЕФ распалось, в состав Союза писателей оно не вошло. Через какое-то время появился Союз композиторов, Союз архитекторов. Советская власть организовывала подобные союзы для того, чтобы взять деятелей литературы, деятелей искусства под контроль. Таким образом, контроль со стороны власти в условиях тоталитарного режима осуществляется разными методами. Во-первых, это чисто административный контроль, во-вторых, через союзы писателей, журналистов, художников, композиторов. Вписаться в эту новую организованную литературную жизнь не смогло достаточно большое количество прекрасных писателей. Практически не печатали М.А. Булгакова, перестали печатать А.П. Платонова, затравили М.И. Цветаеву, погибли в лагерях О.Э. Мандельштам, Н.А. Клюев. Репрессии коснулись многих писателей. В то же время в эти годы продолжали творить А.Н. Толстой, М. Горький, А.А. Фадеев, С.Я. Маршак, А.П. Гайдар, К.М. Симонов, М.А. Шолохов, К.И. Чуковский, А.Л. Барто, М.М. Пришвин. На стихи советских поэтов М.В. Исаковского, В.И. Лебедева-Кумача сочинялись потрясающие песни (см. Рис. 8, 9, 10).

Рис. 8. Корней Чуковский ()

Рис. 9. Айболит. Корней Чуковский ()

Рис. 10. Агния Барто ()

Интересные процессы происходили и в других сферах искусства. Музыка - трудная сфера для восприятия. 30-е гг. - это годы разной музыки: с одной стороны, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович писали серьезную симфоническую музыку. Но массы советских граждан с удовольствием пели песни А.В. Александрова, например его знаменитую песню «Катюша», которые стали народными. Среди известных исполнителей того времени - Л.П. Орлова, Л.О. Утесов. В 1932 г. был основан Союз советских композиторов.

Искусство - это всегда борьба, это борьба художника с самим собой, это борьба стилей, борьба направлений. В 1930-е гг. продолжает утверждаться социалистический реализм - теоретический принцип и основное художественное направление, господствовавшее в СССР в середине 1930-х гг. - начале 1980-х гг. В советском искусстве и художественной критике уже в конце 1920-х гг. сложилось представление об исторической предназначенности искусства - утверждать в общедоступной реалистической форме социалистические идеалы, образы новых людей и новых общественных отношений. Постепенно отходит на второй план русский авангард (П. Филонов, Роберт Фальк, Казимир Малевич). В то же время П. Корин, П. Васильев, М. Нестеров продолжали творить, начали писать портреты знаменитых людей, ученых, врачей, деятелей искусства.

Интересные процессы продолжаются в архитектуре. Возникает такое течение, как конструктивизм, авангард в архитектуре. Одно из направлений авангарда говорило о том, что архитектура должна быть функциональной. Дома, помимо того, что они должны быть красивыми, еще должны быть простыми и удобными. В 30-е гг. зарождается советское градостроительство. Большие, просторные, светлые, по возможности удобные города, новые города будущего - их создание стояло на первом месте у советских архитекторов. А. Щусев, К. Мельников, братья Веснины - архитекторы, которые создавали новый облик нашей страны. Кроме домов, кроме жилых кварталов, была идея показать красоту промышленного мира, построить красивые заводы, чтобы человек, глядя на этот индустриальный пейзаж, понимал, что страна идет в светлое будущее.

В конце 30-х гг. во всех отраслях искусства: и в живописи, и в скульптуре, и в архитектуре начинает появляться большой стиль - советский ампир. Это имперский стиль, для него характерны большие красивые мощные дома, картины, изображающие героев. Сталинский ампир - лидирующее направление в советской архитектуре (1933-1935), сменившее рационализм и конструктивизм и получившее распространение в годы правления И.В. Сталина (см. Рис. 11, 12).

Рис. 11. Сталинский ампир. Гостиница «Украина» ()

Рис. 12. Сталинский ампир. Министерство иностранных дел ()

Символом ампира стала скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница», приготовленная для всемирной выставки в Париже в 1937 г. (см. Рис. 13).

Рис. 13. Скульптура «Рабочий и колхозница». В.И. Мухина ()

Кино

Кино несло важную идеологическую нагрузку. Оно рассказывало о революционной борьбе («Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» - режиссеры Г. Козинцев и Л. Трауберг); о борьбе с внутренними врагами («Великий гражданин» - режиссер Ф. Эрмлер); о счастливой жизни советских людей (кинокомедии режиссеров Г. Александрова с участием Л. Орловой «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»); о преодолении трудностей («Семеро смелых» - режиссер С. Герасимов). В картине режиссера М. Ромма «Ленин в 1918 году» впервые в кино появился Сталин. По указанию Сталина С. Эйзенштейн в 1938 г. поставил фильм «Александр Невский» с Н. Черкасовым в главной роли. Для кино писали песни композиторы И. Дунаевский, Н. Богословский, В. Соловьев-Седой.

Театр

В сфере театральной жизни главным музыкальным театром считался Большой театр, а главным драматургическим был признан Московский художественный академический театр (МХАТ) им. Чехова. В балете блистала Галина Уланова. Композиторов призывали создать оперные и балетные спектакли на героические темы. В частности, были поставлены балет Р. Глиэра «Пламя Парижа» (о французской революции) и опера А. Чешко «Броненосец Потемкин».

Подведем итоги. Создание большого числа образованных людей, институтов, развитие и расширение филиалов Академии наук привело к повышению уровня образования, созданию нового слоя советской интеллигенции. В образовании, в науке шли в целом положительные процессы, за исключением трагических моментов репрессий. В 1930-е гг. развивалось искусство, живопись, музыка, литература, скульптура, архитектура.

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте процессы развития просвещения, науки и художественной культуры СССР в 1930-е гг.
  2. Как вы думаете, почему в 1930-е гг. особое внимание уделялось преподаванию истории?
  3. Раскройте сущность метода социалистического реализма в искусстве. Какие произведения соцреализма вы знаете?
  4. Кого из репрессированных в 1930-е гг. деятелей науки и культуры вы можете назвать? Подготовьте доклад или сообщение об их деятельности и творчестве.

Список литературы

  1. Шестаков В.А., Горинов М.М., Вяземский Е.Е. История России,
  2. XX - начало XXI века, 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений; под. ред.
  3. А.Н. Сахарова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». -
  4. 7-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 351 с.
  5. Киселев А.Ф., Попов В.П. История России. XX - начало XXI века. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 304 с.
  6. Лежень Е.Е. Плакат как средство политической агитации в 1917-1930-е годы. Вестник Саратовского государственного социально-экономического
  7. университета. - Выпуск № 3. - 2013. - УДК: 93/94.
  8. Брагинский Д.Ю. Спортивные мотивы в отечественном искусстве 1920-1930-х годов. Известия Российского государственного педагогического университета А.И. Герцена. - Выпуск № 69. - 2008. - УДК: 7.
  1. Mobile.studme.org ().
  2. Nado5.ru ().
  3. Countries.ru ().
  4. Russia.rin.ru ().
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «minsan.ru» — Знакомимся с удовольствием