Модель психологической помощи в службе ранней помощи детям с овз. Всероссийская научно-практическая конференция «развитие системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» прошла в мпгу Модель службы ранней помощи

Ранняя комплексная помощь - это область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии. Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной ("командной") работы специалистов разного профиля. Она представляет собой систему специально организованных мероприятий:

· обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики, идентификации, скрининга и направления в соответствующую территориальную службу ранней помощи;

· определение уровня развития ребенка и проектирование индивидуальных программ раннего образования;

· обучение и консультирование семьи;

· оказание первичной помощи в реализации развивающих программ как в условиях семьи, так и в условиях специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям младенца (группы развития);

· психологическая и правовая поддержка семьи;

· ранняя плановая и (или) экстренная медицинская коррекция;

координация деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенка в рамках индивидуальной программы развития.

Дети получают статус ребенка с ОВЗ в условиях медико-социальной экспертной комиссии. Диагностический этап является важнейшим в медико-социальной экспертизе. Диагностика при освидетельствовании детей включает:

– клинико-функциональную диагностику;

– психологическую диагностику;

– социальную диагностику; а при достижении ребенком определенного возраста и педагогическую диагностику;

Клинико-функциональная диагностика – процедура, объединяющая совокупность методов получения достоверных данных о состоянии здоровья, патологии, нарушенных и сохранных функциях и структур организма ребенка, достаточных для вынесения экспертного решения об инвалидности и потребностях детей-инвалидов в мерах, средствах и услугах медицинской реабилитации и абилитации.

Психологическая диагностика (экспериментально-психологическое обследование) детей – обследование с помощью психодиагностических методов с целью выявления нарушений психических функций и адаптационных способностей ребенка, а также сохранных функций, зоны актуального и ближайшего развития, социально-психологических условий развития ребенка с целью уточнения экспертно-реабилитационного диагноза и формирования индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.

Социальная диагностика объединяет совокупность методов получения и анализа данных, характеризующих социальный статус ребенка, социально-средовые и социально-бытовые условия жизни с целью определения наличия и степени выраженности ограничений жизнедеятельности ребенка, оценки возможностей и условий его социализации, социальной адаптации и интеграции в общество. Проводится специалистом по социальной работе учреждения МСЭ.

Педагогическая диагностика предполагает получение и оценку данных об образовательном статусе ребенка, его обученности и способности обучаться. Программа абилитации включает:

Мероприятия медицинской абилитации;

Мероприятия профессиональной абилитации;

Мероприятия социальной абилитации;

Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).

В отечественной психологии и педагогике необходимость систематического контроля за ходом психического развития была признана уже давно. Основой такого контроля сегодня являются службы медико-социально - педагогического патронажа. МСПП - эффективная форма помощи детям первых месяцев и лет жизни, родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным воспитанием и обучением и социализацией личности, широкий спектр долгосрочных мер комплексной реабилитационной помощи, ориентированных на ребенка с отклонениями в развитии. МСПП включает диагностику, информационный поиск и помощь в выборе образовательного маршрута с помощью индивидуальных реабилитационных программ. Главной доминантой МСПП является ранняя диагностика и помощь, от эффективной организации которых зависит возможность предупреждения инвалидности и снижение ограничения жизнедеятельности и трудоспособности. Система МСПП призвана влиять на улучшение условий развития детей с ОВЗ, а также детей, находящихся в зоне риска. Основная функция – организованная система контроля за повседневным развитием ребенка, а также за динамикой его развития. Осуществляется ежедневно и многократно.

В процессе регулярных визитов в семью специалисты службы проводят специальные занятия с ребенком и обучают родителей, фиксируют различные параметры развития ребенка, помогают создать в условиях семьи специальную развивающую среду, а в случае необходимости связывают родителей с соответствующими медицинскими, образовательными учреждениями, а также корректируют систему семейных взаимоотношений. Становление в нашей стране системы ранней диагностики нарушений развития и ранней комплексной помощи происходит через развитие системы медико-психолого-педагогического патронажа и осуществляется на базе действующих ПМС-центров и ПМП-консультаций и служб. Действующие сегодня в России учреждения, осуществляющие программы по ранней диагностике и ранней помощи детям с отклонениями в развитии, крайне немногочисленны, часто работают как экспериментальные площадки, но реальные позитивные результаты их работы позволяют прогнозировать переход от локальных очагов эксперимента к широкой социально-педагогической практике.

13-14 ноября в МПГУ проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья». Ее организатором выступила кафедра дошкольной дефектологии под руководством д.п.н., проф. Л.А. Головчиц. В конференции приняли участие свыше 600 человек: это ученые-исследователи, методисты и руководители служб ранней помощи, специалисты коррекционного, психолого-педагогического и медицинского профиля из разных регионов России.

В первый день работы прошло пленарное заседание на тему «Теоретические основы формирования и развития системы ранней помощи в России и за рубежом». Открылось оно приветственным словом представителя Министерства образования и науки Российской Федерации, затем были заслушаны доклады: «Современный алгоритм направления детей с ОВЗ в образовательную организацию, представляющую услуги ранней психолого-педагогической помощи» Лазуренко С.Б., д.п.н., профессор, вед. н.с. ИКП РАО, старший научный сотрудник Скляднева В.М.; «Особые дети в образовательной организации» Закрепина А.В., д.п.н., чл.-кор. РАО, гл. н.с. ИКП РАО; «Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ» Стребелева Е.А., д.п.н., профессор, гл.н.с. ИКП РАО; «Вариативные стратегии психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка первых лет жизни с ОВЗ» Югова О. В., к.п.н., доцент кафедры логопедии ИСОиКР МГПУ; «Подготовка студентов к психолого-педагогическому сопровождению детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ» Головчиц Л.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой дошкольной дефектологии Института детства МПГУ; «Формирование и совершенствование профессиональных компетенций специалистов системы ранней помощи» Микляева Н.В., к.п.н., профессор кафедры дошкольной дефектологии Института детства МПГУ.

В результате работы пленарного заседания были обобщены основные направления развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья:

  • стандартизация требований к службе ранней помощи и определение профессиональных компетенций специалистов;
  • развитие и совершенствование организационных форм ранней помощи;
  • подходы к индивидуализации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ;
  • психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ;
  • подготовка кадров к работе с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ.

Во второй половине дня прошел круглый стол «Современные формы организации психолого-педагогической помощи детям раннего возраста». В качестве модератора выступила зав. кафедрой дошкольной дефектологии Л.А. Головчиц.

С докладами выступили: Одинокова Г.Ю. (Москва, ИКП РАО) «Налаживание общения в паре «мать-ребенок» раннего возраста с синдромом Дауна. От исследования к практике»; Пыткова М.Ю., Дроздова Л.М. (Москва, ГБОУ ШКОЛА «Марьино» ) «Системный подход в работе Службы ранней помощи для детей с нарушенным слухом»; Шитикова Е.А. (Самара, ГБУ ДПО Самарской обл., «Центр специального образования») «Организация взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста»; Прокопец Г.А. (Рязань, МБДОУ Детский сад № 65) «Лекотека в помощь родителям и детям»; Воротникова Н.Л., Чаркина Н.В. (г. Орел, МБУ ГОЦППМСП) «Проблема психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с РАС в условиях городского ППМС-Центра»; Кошечкина Т.В. (Москва, ФГАОУ ДПО АПКиППРО) «Введение структурного подразделения «Служба ранней помощи в состав ДОО на основе расчета объема услуг»; Ракевич Е.П. (г. Североморск, МБДОУ д/с № 31) «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования в ДОО».

Участники круглого стола отметили:

  • необходимость развития новых форм помощи и совершенствования содержания сопровождения детей раннего возраста в условиях служб ранней помощи, лекотек, групп кратковременного пребывания и т.д.;
  • целесообразность разработки и утверждения комплекса нормативно-правовых документов, регулирующих организационные формы и содержание работы в службах ранней помощи, компетенции специалистов;
  • необходимость совершенствования контроля качества развивающих и образовательных услуг для детей раннего возраста.

Во второй день конференции прошел круглый стол «Индивидуализация психолого-педагогической поддержки детей раннего возраста». В качестве модераторов выступили д.п.н., проф. Евтушенко И.В., д.п.н., проф. Головчиц Л.А., к.п.н., проф. Микляева Н.В. На нем выступили с докладами Лунина М.В. (Москва, МПГУ, магистратура) «Особенности психолого-педагогической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья в раннем возрасте»; Кудрина Т.П. (Москва, ИКП РАО) «Предупреждение нарушения психического развития слепого младенца: система педагогической работы с семьей»; Ефремова Т.И., Сапрунова Е.С. (Москва, ГБОУ СОШ № 1034) «Служба ранней помощи: специфика реализации индивидуального подхода к развитию ребенка»; Андреева Е.Л., Сироткина Т.Ю. (Москва, дошкольное отделение ГБОУ Школа на проспекте Вернадского) «Особенности разработки индивидуальных программ для детей с комплексными нарушениями в развитии»; Третьякова Е.В. (Москва, дошкольное отделение № 1371 ГБОУ Школа № 922) «Особые образовательные потребности детей с ОВЗ как условие реализации индивидуального подхода к ним на занятиях учителя-дефектолога»; Семенова Л.М. (Орел, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева) «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»; Кравец С.В. (Москва, дошкольное отделение № 1371 ГБОУ Школа № 922) «Особенности адаптации детей с ОВЗ к детскому саду»; Ушакова Т.Б. (респ. Удмуртия, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 54) «Доступная среда как одно из приоритетных направлений развития детского сада комбинированного вида»; Михайлова О.Ю. (Москва, дошкольное отделение № 1371 ГБОУ Школа № 922) «Психолого-педагогическая поддержка игры детей с ОВЗ в системе ранней помощи»; Уварова Т.Б. (Московская обл., г. Апрелевка. МАДОУ–детский сад комбинированного вида № 43); «Развитие восприятия, внимания, речи детей с ОВЗ при использовании фонетических ритмо-рифмовок»; Попова Т.Н., Назарова С.А. (Самара, МБДОУ «Детский сад № 378) «Модель психолого-педагогического сопровождения родителей как условие социализации дошкольников с ОВЗ» и др.

В середине дня были организованы два мастер-класса для участников круглых столов и конференции: мастер-класс к.п.н., проф. Н.В. Микляевой по проектированию индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы для детей раннего и дошкольного возраста; мастер-класс магистра Института детства Т.А.Чудесниковой по организации экспериментариума детей с ОВЗ и родителей в условиях службы ранней помощи и лекотеки.

Также были заслушаны контекстные сообщения, продолжающие традиции служб ранней помощи в условиях ДОО, и подняты проблемные вопросы, касающиеся оптимизации их развития, обобщены экспертные мнения представителей разных регионов. По результатам работы круглых столов участники конференции рекомендуют:

  • организацию региональными управлениями образования курсов повышения квалификации для специалистов служб ранней помощи (не менее 144 часов) и систематическое проведение Всероссийских конференций по вопросам совершенствования системы ранней помощи в РФ и формирования сетевых методических служб;
  • организацию общественного запроса в Министерство образования и науки РФ по уточнению часов в нагрузке учителя-дефектолога и учителя-логопеда, педагога-психолога, отводимых на разработку индивидуального образовательного маршрута и программы, с учетом особенностей детей младенческого и раннего возраста;
  • разработку ученым-исследователям и представителям научных школ вузов и публикацию программно-методических материалов по работе с детьми младенческого и раннего возраста разных категорий, взаимодействию с родителями;
  • распространение методистами и руководителями ДОО эффективных педагогических практик по психолого-педагогическому сопровождению детей в условиях служб ранней помощи и инновационных форм дошкольного образования посредством активной работы с педагогической периодикой.

Отдельную благодарность участники конференции выразили руководству Института детства в лице директора к.п.н., доц. Т.А.Соловьевой, декана дефектологического факультета к.п.н., доц. Е.В. Кулаковой, зав. кафедрой дошкольной дефектологии д.п.н., проф. Л.А.Головчиц, всему профессорско-преподавательскому составу (к.п.н., доц. Н.С. Лавской, ст. преп. А.А. Осетровой и др.), студентам-бакалаврам (А. Маравьевой, Д. Куликовой и др.), магистрам (Т. Чудесниковой и др.) и аспирантам (Т. Тимошенко, Д. Белеховой и др.) Института детства!

Текст: Н.В. Микляева

Рассказать друзьям:

Вконтакте

Одноклассники

16 / 11 / 2017

Показать обсуждение

Обсуждение

Комментариев пока нет

27 / 07 / 2019

Директор Института иностранных языков МПГУ Сергей Алексеевич Засорин на “Радио России” (ВГТРК) в программе «Вечерняя смена. Об украинской дипломатии».

27 / 07 / 2019

Июль – время проведения очного этапа Всероссийского конкурса молодежных проектов «Приоритеты Роста» в Совете Федерации Федерального Собрания РФ. Конкурс является площадкой для молодых людей с собственным видением будущего России, желающих...

27 / 07 / 2019

С 14 по 21 июля на Благовещенском поле в Сергиевом Посаде проходил IY Молодежный образовательный добровольческий форум «ДороЛето. Территория веры – 2019». Доцент кафедры психологии факультета педагогики и психологии Сергей...

26 / 07 / 2019

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на канале «Россия 24» (ВГТРК) в программе "Вести в 22.00". Сюжет "Об очередной "узнице" сталинского ГУЛАГа".

26 / 07 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов на канале «Спас» в программе «До самой сути. Кому будет служить "слуга народа"?».

26 / 07 / 2019

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на радио "Комсомольская правда" в программе "Темы дня. Польша в роли унтер-офицерской вдовы".

26 / 07 / 2019

В Московском педагогическом государственном университете продолжаются вступительные испытания. Сегодня экзамены по обществознанию сдавали абитуриенты Института физической культуры, спорта и здоровья...

26 / 07 / 2019

Мы продолжаем знакомить Вас с теми, кто выбрал профессию, которая позволяет не разлучаться с детством. Интервью с вожатыми Всероссийской школы вожатых и окружных координационных центров по подготовке и сопровождению вожатских кадров: Екатерина Вайсирова (Новосибирск)...

26 / 07 / 2019

25 июля МПГУ посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Аргентина в России Рикардо Эрнесто Лагорио. Высокого гостя принял ректор университета, доктор исторических наук, член-корреспондент РАО Алексей Владимирович Лубков...

25 / 07 / 2019

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на канале «Россия 24» (ВГТРК) в программе «Окна. К власти пришли люди с украинским образованием».

25 / 07 / 2019

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на радио "Комсомольская правда" в программе "Национальный вопрос. За что можно благодарить Польшу?".

25 / 07 / 2019

У доцента кафедры русского языка Института филологии МПГУ А. И. Грищенко в международном научном журнале «Scrinium», выпускаемом трансконтинентальным издательством «Brill» - одним из мировых лидеров гуманитарного книгоиздания и индексируемом в...

25 / 07 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов в интервью изданию «Слово и Дело» прокомментировал митинг оппозиции в Санкт-Петербурге.

25 / 07 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов на радио «Спутник» о спецназе на протестах в Донецкой области.

24 / 07 / 2019

Директор Института иностранных языков МПГУ Сергей Алексеевич Засорин на "Первом канале" в программе «Время покажет. Выбор Зеленского».

24 / 07 / 2019

Профессор Института истории и политики МПГУ Наталия Петровна Таньшина на “Радио России” (ВГТРК) в программе "Радиоуниверситет. Революционный ураган в Европе".

24 / 07 / 2019

Институт международного образования продолжает набор будущих студентов. Заместитель ответственного секретаря приемной комиссии – Наталья Вячеславовна Шедловская поделилась деталями проведения вступительных испытаний...

24 / 07 / 2019

Ректор МПГУ, доктор исторических наук, член-корреспондент РАО Алексей Владимирович Лубков принял участие в заседании Межведомственного совета по присуждению премий Правительства РФ в области образования, которое состоялось в Минобрнауки России. Вел заседание Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков...

24 / 07 / 2019

Дорогие абитуриенты МПГУ! Информируем Вас о том, что в августе, во всех институтах и факультетах, пройдут организационные собрания поступивших. О месте проведения, точной дате и времени Вы можете узнать ниже,...

23 / 07 / 2019

Дорогой абитуриент, мы сами когда-то прошли этот путь поступающего и, конечно, понимаем, что именно сейчас тебя интересует множество вопросов про учёбу в институте. В нашей рубрике ты получишь полезную информацию из первых уст...

23 / 07 / 2019

Уже не первый год официальный сайт МПГУ является лидером среди ведущих педагогических вузов страны по посещаемости в период приемной кампании. Это лишний раз подтверждают свежие данные авторитетной системы интернет-мониторинга Alexa...

23 / 07 / 2019

Рабочий день приемной комиссии начинается в 10:00 и заканчивается только в 18:00 (с понедельника по четверг). В пятницу рабочее время сокращается на час. А в субботу поступающим стоит поторопиться и...

23 / 07 / 2019

В завершение работы Летней школы Института филологии МПГУ студенты Пекинского педагогического университета (Beijing Normal University) в сопровождении профессора факультета русского языка и литературы ППУ У Пин и преподавателя кафедры русского...

23 / 07 / 2019

Cтуденты МПГУ посетили одну из главных достопримечательностей Полярного Урала -Ледник Романтиков. Этим походом завершилась двухнедельная практика по Тюменской области. Сотрудники Научного Центра изучения Арктики провели для парней и девушек занимательную...

23 / 07 / 2019

Продолжаем серию репортажей из Отборочной комиссии ИСГО. Сегодня мы встретились с Саградян Анной Араиковной, студенткой направления «Государственное и муниципальное управление». Мое знакомство с МПГУ ИСГО произошло еще в 6 классе,...

22 / 07 / 2019

Профессор Института истории и политики МПГУ Александр Владимирович Пыжиков на "Радио России" (ВГТРК) в программе «Радиоуниверситет. Раскол от Разина до Пугачёва».

22 / 07 / 2019

Чуть больше месяца назад на заседании Комиссии по увековечению памяти выдающихся событий и деятелей отечественной истории и культуры с положительным результатом было рассмотрено ходатайство Университета об установке мемориальной доски В.П.Максаковскому....

22 / 07 / 2019

Институт Детства рад приветствовать абитуриентов! Сотрудники приемной комиссии Института Детства Факультета дефектологии Валерия Кирьянова и Ревкова Ольга рассказали об актуальных образовательных программах и студенческой жизни...

22 / 07 / 2019

В 4-ом выпуске 2019 года научно-теоретического журнала Института философии РАН “Вопросы философии” вышла статья В.С. Меськова «Матетика и будущее педагогики», в которой подводятся итоги Всероссийской научно-практической конференции с международным участием...

22 / 07 / 2019

Каждый день в наш университет приходят новые абитуриенты, которые стремятся осуществить свою мечту и стать высококлассным специалистом в любимой сфере. Дана Линькова сегодня поступает в магистратуру...

22 / 07 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов на портале “Экономика сегодня” прокомментировал решение американского суда по иску информационного агентства ФАН к Facebook.

21 / 07 / 2019

19 июля в Корпусе гуманитарных факультетов состоялось торжественное закрытие «Летней школы «Дорога в мир». Выпускники – представители Польши, Армении, Бельгии, Китая – получили свидетельства и сертификаты...

21 / 07 / 2019

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на канале "ТВ Центр" в программе «Постскриптум. Об Андрее Андреевиче Громыко».

20 / 07 / 2019

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на канале «Агитпроп» в программе Константина Сёмина «По-живому. Десоветизация – бомба под Россию».

19 / 07 / 2019

Мы сформулировали самые волнующие абитуриентов вопросы и попросили ответить на них начальника Управления по организации приема поступающих в МПГУ Ольгу Юрьевну Князеву и проректора по развитию МПГУ Василия Вячеславовича Страхова...

19 / 07 / 2019

МПГУ рад встречать абитуриентов! Сотрудники Приемной комиссии готовы помочь каждому с выбором направлений и профилей, а также правильно оформить необходимые документы для поступления. На первом этаже Корпуса гуманитарных факультетов абитуриентов...

19 / 07 / 2019

Студент 1 курса магистратуры Института истории и политики МПГУ Александр Оджо выиграл грантовый конкурс Росмолодёжи на Территории Смыслов с проектом “Исторические квизы для школьников. Наследники Победы”и получил грантовую поддержку в...

19 / 07 / 2019

Интервью с вожатыми Всероссийской школы вожатых и окружных координационных центров по подготовке и сопровождению вожатских кадров: Александр Томышев (Новосибирск)...

Проблема выявления отклонений в развитии ребенка заключается не только в установлении нарушений структуры и функции организма, фиксации задержки появления ожидаемого по возрасту ребенка поведения, но и выяснении природы препятствий на уровне организма и в окружающей среде, затрудняющих развитие ребенка. В одних случаях, у детей с отставанием развития имеется непреодолимый барьер (например – при синдроме Ретта или спинальной амиотрофии Верднига-Гофмана), в других случаях, при помощи медицинских воздействий биологические ограничения могут быть ослаблены или даже полностью компенсированы (например, при оперативном лечении врожденных аномалий сердца, неба, при заместительной терапии врожденного гипотиреоза или сахарного диабета, при кохлеарной имплантации у многих детей с глухотой). По сравнению с нарушениями структур и функций организма ребенка, влияние неблагоприятных социальных факторов, таких как сиротство и жестокое обращение, менее драматично в отношении ограничений жизнедеятельности. Тем ни менее, исследования показывают, что дети, воспитывающиеся в сиротских учреждениях, отстают от сверстников, воспитывающихся в семье, как в физическом, так и психоречевом развитии. Еще в большей степени страдает эмоционально-личностное развитие таких детей, что является серьезной угрозой для их дальнейшей индивидуализации и социальной адаптации.

Таким образом, выявление отклонений в развитии детей является мультидисциплинарной задачей, для решения которой необходимо соединение усилий медицинских работников, родителей, специалистов психологического и педагогического профиля, работников социальной сферы. Ниже представлены основные модели раннего выявления отклонений в развитии и их причин.

В предлагаемой Модели диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья раннее выявление отклонений и особенностей в развитии ребенка первых трех лет жизни является системой, включающей следующие этапы:

· Медицинский скрининг осуществляется специалистами медицинского профиля в родильных домах, перинатальных центрах, отделениях новорожденных, поликлиниках, медицинских диагностических центрах

· Комплексное изучение ребенка на ПМПК, результатом которого является направление ребенка в службу ранней помощи;

· Углубленное психолого- педагогическое изучение ребенка в службе ранней помощи с целью разработки индивидуальной программы коррекции;

· Этапные диагностические обследования для оценки эффективности развивающей работы и коррекции индивидуальной программы, реализуемой в службе ранней помощи

· Итоговое обследование ребенка при выпуске из службы ранней помощи для определения оптимального педагогического маршрута, который определяется ПМПК


В том случае, если ребенок переходит из Службы ранней помощи в массовую дошкольную образовательную организацию, целесообразно не только представить рекомендации ПМПК, но и осуществлять сопровождение специалистами ранней помощи. Длительность сопровождения определяется индивидуально, минимальный период – 6 месяцев.

В том случае, если ребенок переходит из Службы ранней помощи в образовательную организацию, оказывающую специальную помощь (группа кратковременного пребывания, Лекотека, Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и др.) достаточно предоставление рекомендаций ПМПК, регламентирующих содержание и организационные условия коррекционно-развивающей работы.

Представим многоэтапную Модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Марина Мачехина
Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в России

Семья с ребёнком-инвалидом - это семья с особым статусом . Особенности и проблемы данной семьи определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира , дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное - специфическим положением в семье ребёнка-инвалида , которое обусловлено его болезнью.

На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ОВЗ и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребенка, имеющего проблемы в развитии, жестоким обращением с ним. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей. Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий.

Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе как в России , так и во всем мире является ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям .

Ранняя комплексная помощь -- это новая , быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.

Ранняя комплексная помощь формируется как часть системы, специального образования, призванная влиять на улучшение условий для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей а также детей , чье развитие обусловлено действием множественных факторов риска.

От эффективной организации ранней комплексной помощи в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

Особенности развития ребенка в раннем возрасте пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи , позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.

Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной («командной» ) работы специалистов разного профиля.

Она представляет собой систему специально организованных мероприятий, каждый элемент которой может рассматриваться как самостоятельное направление деятельности учреждений, находящихся в ведении органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения :

1. Обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики , идентификации, скрининга и направления в соответствующую территориальную службу ранней помощи .

2. Определение уровня развития ребенка" и проектирование индивидуальных программ раннего образования .

3. Обучение и консультирование семьи .

4. Оказание первичной помощи в реализации развивающих программ как в условиях семьи , так и в условиях специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям младенца (группы развития) .

5. Целевая работа по развитию сенсомоторной сферы ребенка.

6. Психологическая и правовая поддержка семьи .

7. Ранняя плановая и (или) экстренная медицинская коррекция.

8. Координация деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенка в рамках индивидуальной программы развития .

Создание системы профилактики, ранней диагностике и коррекции отклонений в развитии детей предполагает анализ и оценку опыта, накопленного на протяжении 30 лет за рубежом, сделанных Россией на этом пути в настоящее время.

Важность предоставление качественных услуг на самых ранних этапах развития ребенка с особыми потребностями на сегодняшний день не оставляет сомнения и является неотъемлемым правом детей, а тех семей, в которых они воспитываются. Это право закреплено как в международных конвенциях, так и в национальных законах уже в целом ряде стран. Как подчеркивают рассмотренные страны, реализация этого права и создание системы Раннего вмешательства стало возможным не только благодаря усилиям профессионалов и специалистов, непосредственно предоставляющих услуги Раннего вмешательства , но и государственных и общественных деятелей, представителей различных ведомств как на местном, так и на региональном и национальном уровнях. Важно отметить, что не смотря на различный исторический, культурный и экономический контекст, формирование и развитие систем Раннего вмешательства имеет в рассмотренных странах ряд общих черт, а именно :

Переход от медицинской к социальной модели инвалидности;

Создание общих концептуальных рамок Раннего вмешательства на стыке различных дисциплин;

Налаживание взаимодействия между различными ведомствами, создание межведомственных комиссий на различных уровнях для развития и координации услуг Раннего вмешательства ;

Создание нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность служб раннего вмешательства , а также принятие соответствующих законов на национальном или федеральном уровнях (хотя в Российской Федерации закон о Раннем вмешательстве еще не принят, в настоящее время идет его обсуждение);

Обеспечение механизмов финансирования Раннего вмешательства , как правило из различных источников, с вовлечением различных министерств;

Широкое информирование общественности, политических деятелей и специалистов о важности Раннего вмешательства и основных механизмах функционирования системы Раннего вмешательства ;

Внедрение протоколов раннего выявления и диагностики с максимальным использованием уже существующих ресурсов;

Создание сети служб Раннего вмешательства , отвечающих принципам доступности (финансовой и географической , междисциплинарности, семейно-центрированности, работы в естественной среде развития ребенка, а также научности и доказательности;

Создание профессиональных ассоциаций, определение критериев и стандартов качества услуг Раннего вмешательства ;

Развитие системы подготовки кадров как в высших учебных заведениях так и на рабочих местах, разработка тренингов и курсов повышения квалификации.

Рассмотренные нами примеры развития и организации системы Раннего вмешательства в различных странах подтверждают, что на сегодняшний день Раннее вмешательство в силу своих значительных преимуществ является важной социально- экономической стратегией развития общества и таким образом неотъемлемой частью государственной политики.

Литература

1. Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.) . - Уфа : Лето, 2012.

2. Емелина О. И. Становление системы помощи детям раннего возраста за 2 . К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье

3. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье , воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.

4. Малофеев Н. Н., Разенкова Ю. А., Урядницкая Н. А. О развитии службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии и детям-инвалидам в Российской Федерации [Текст] // Дефектология. 2007. No 6. С. 6068.

5. Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям , воспитывающим проблемных детей раннего возраста , Дефектология №3, 1998, с 49 - 57.

6. Назарова Н. М. - Том 3. Педагогические системы специального образования - файл n1.doc

7. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений специальной (коррекционной) педагогики, Дефектология №3, 2002. с 11-13.

8. Разенкова Ю. А. Региональная политика в области ранней помощи : проблемы и перспективы // Дефектология. 2003. No 4. С. 7278.

Интернет ресурсы :

1.http://www.downsyndrome.ru/files/oogo/File/n4_website.pdfhttp :

2. http://www.autism.ru/read.asp?id=24&vol=0 Чистович Л. А., Кожевникова Е. В. Возможный российский вариант программ раннего вмешательства

3. http://gigabaza.ru/doc/69754-p13.html

4. http://www.studfiles.ru/preview/1722967/

5. http://studopedia.ru/8_113636_programmi-ranney-pomoshchi.html

6. ttps://www.unicef.org/ukraine/ukr/Early_Intervention_Concept_RUS.pdf

В условиях социально-экономических изменений нашего общества система специального образования находится на этапе активной модернизации. В муниципальном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении «Специальной (коррекционной) начальной школе - детском саду № 60 VI, VIII вида «Сибирский лучик» осуществляется одно из актуальных направлений модернизации - организация ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в семейных группах кратковременного пребывания.

Новизна представляемой деятельности заключается в том, что группы кратковременного пребывания, являясь составной частью системы образования, расширят образовательную область детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста, будут содействовать их ранней социализации и адаптации в обществе на основе специальных педагогических подходов.

Опыт работы учреждения по организации обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья насчитывает 14 лет и имеет положительные результаты в достижении качества образования и коррекции имеющихся дефектов развития. В настоящее время в учреждении обучаются 85 детей-инвалидов. Функционируют:

2 группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста;

2 дошкольные группы (смешанные по возрасту и диагнозам);

5 классов начальной школы.

В ОУ разработана и реализуется структурно-функциональная модель специального коррекционного учреждения. Она представляет собой единую систему, состоящую из четырех взаимосвязанных блоков, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку, цели и задачи, а также способы их реализации.

Тщательная диагностика, проводимая в каждом блоке, позволяет создавать взаимосвязанную поэтапную систему коррекционной и реабилитационной работы. В ходе этой деятельности реализуются планы развития, составленные исходя из особенностей каждого воспитанника.

Эффективность работы обеспечивают квалифицированные специалисты:

Обобщение научно-исследовательского материала и практического опыта работы нашего коллектива помогло нам выявить ряд актуальных проблем, которые вошли в Программу функционирования и развития нашего учреждения на 2006-2010 годы.

Организационно-содержательная цель Программы включает в себя 2 аспекта:

  • Достижение максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, социализации и интеграции в общество.
  • Реализация семейно-общественного подхода к коррекционно-развивающей работе с детьми.

Достижение этой цели мы видим через решение ряда задач :

  • Максимально раннее выявление образовательных потребностей ребенка.
  • Раннее начало целенаправленной коррекционно-педагогической работы.
  • Разработка и внедрение новых форм и методов содержания обучения и воспитания.
  • Своевременное включение родителей в коррекционно-педагогический процесс.
  • Реализация единства требований к воспитанию и обучению ребенка в семье и образовательном учреждении.
  • Организация эффективных форм взаимодействия разных специалистов, участвующих в комплексной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Развитие межведомственных связей с учреждениями г. Новосибирска, Новосибирской области и России в целом.

Для выполнения задач, поставленных в Программе развития, в учреждении был создан проект «Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья». Проектная деятельность рассчитана на 3 года, с выделением следующих этапов:

Подготовительного (2007-2008 уч. год),

Основного (2008-2009 уч. год),

Заключительного (2009-2010 уч. год).

Проект предполагает встраивание системы ранней помощи в уже имеющуюся образовательную систему путем расширения функций образовательного учреждения, а именно создание семейных групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста с 2-х лет с нарушениями в развитии.

Задачи:

  • Ранняя комплексная диагностика развития ребенка.
  • Сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи.
  • Снижение временных границ начала специального образования для использования сензитивных периодов в предупреждении социально обусловленного отставания.
  • Применение имеющихся и разработку необходимых коррекционно-педагогических программ обучения; использование специальных методов, приемов, средств обучения.
  • Включение родителей в образовательный процесс на основе выявления положительных сторон семьи и активизации ее реабилитационного потенциала.
  • Осуществление преемственности от воспитания в условиях семьи к воспитанию в дошкольном учреждении.

Основные принципы функционирования групп кратковременного пребывания

  • Комплексное изучение развития ребенка - тесное сотрудничество всех специалистов в ходе обследования и предварительное изучение анамнеза для составления целостного представления о соматическом и психическом состоянии ребенка.
  • Целостное изучение развития - предполагает исследование отдельных сторон психической и физической организации ребенка в их взаимосвязи и взаимозависимости.
  • Индивидуально-личностный подход - предполагает учет не только возрастных, но и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка от рождения.
  • Семейно-центрированный подход.

Модель службы ранней помощи в группе кратковременного пребывания

  • Система выявления - запрос, исходящий непосредственно из семьи.
  • Консультация и сбор анамнеза. Медицинский блок собирает развернутый анамнез.
  • Первичная комплексная диагностика специалистами, в процессе которой каждый специалист детально исследует ребенка и его семью.
  • Составление индивидуальной программы развития. Содержание индивидуальной программы состоит из 2-х частей: первая часть посвящена коррекционно-развивающему обучению ребенка, вторая - работе специалистов с родителями.
  • Реализация индивидуальной программы развития в службе ранней помощи. Коррекционно-развивающие занятия могут быть индивидуальными и в подгруппах.
  • Мониторинг развития ребенка. На протяжении всего периода реализации программы специалисты заполняют специально разработанные методические документы.
  • Контроль реализации индивидуальной программы развития. В конце учебного года школьный психолого-медико-педагогический консилиум по результатам обследования дает индивидуальные рекомендации о дальнейших формах обучения и воспитания ребенка. В них могут содержаться рекомендации по зачислению ребенка в дошкольную группу учреждения, либо продолжение развития в группе кратковременного пребывания, либо в компенсирующую группу другого дошкольного учреждения, либо, если уровень развития приближается к норме, в обычный детский сад.
  • Рефлексия полученных результатов развития.

Методические и материально-технические ресурсы

Функционирование групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста предполагает использование специализированных методических разработок по всем направлениям деятельности: диагностике, коррекции, профилактике и консультированию. Специалисты, с одной стороны, применяют существующие наработки, с другой - сами разрабатывают методические рекомендации. Так, специалистами были составлены:

Методики, позволяющие провести психолого-педагогическое обследование ребенка, выявить уровень его социального развития и определить актуальные потребности семьи;

Памятки для родителей по развитию и взаимодействию с ребенком;

В программе представлено инновационное содержание и современные психолого-педагогические технологии воспитания и обучения детей, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к ребенку и его близким. Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей раннего возраста. При разработке программы учитывались современные тенденции воспитания и образования.

Кроме того, специалистами определены критерии оценки эффективности психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста. Также разработаны единые формы отчетности: планы работы, карты развития ребенка и др.

Коррекционно-развивающая деятельность

На подготовительном этапе проведенная работа позволила нам начать практическую деятельность с детьми в группе кратковременного пребывания.

В 2008-2009 учебном году группу посещали 10 детей с различными диагнозами, с разной степенью интеллектуального недоразвития (Приложение 1 ). В ходе основного этапа, в октябре 2008 года, была проведена вводная диагностика детей группы кратковременного пребывания (Приложение 2 ). Диагностика показала, что нарушение сенсорного, речевого, моторного развития, развития игровых и предметных действий наблюдаются у 100% детей. По результатам диагностики были внесены изменения в образовательную программу групп кратковременного пребывания.

Специфика коррекционно-педагогической работы в группе кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена несколькими факторами:

  • характером нарушения высшей нервной деятельности;
  • психопатологическими особенностями ребенка с ОВЗ;
  • структурой дефекта.

Мы выделили следующие особенности коррекционно-педагогической работы в группе кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • В связи с тем, что у всех детей одним из ведущих нарушений является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс коррекционной работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
  • В процессе коррекционной работы важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.). Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действий во внутреннем плане.
  • Особенностями работы является максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности.
  • Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности (например, преобладание процесса возбуждения или процесса торможения): психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы и т.д.
  • Коррекцию нарушений согласовываем с общим моторным развитием.
  • В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у детей с ОВЗ очень консервативны, изменяются с трудом, особенно тщательно отрабатываем этапы закрепления различных навыков.
  • Характерным является частая повторяемость упражнений, но с включением новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно-рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного подкрепления.
  • Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному режиму проводим частую смену деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.
  • Особенностью работы является тщательная дозировка заданий. Специфика познавательной деятельности обуславливает необходимость постепенного усложнения заданий, любая задача раскладывается на простейшие задачи. При проведении занятий цель задания излагаем чрезвычайно конкретно, в доступной форме.

Развитием речи ребенка и формированием его коммуникативных способностей у детей с ОВЗ занимаются на протяжении всей жизни ребенка не только педагоги, но и родители. В тоже время на занятиях по развитию речи планомерно и поэтапно решаются специфические задачи, которые направлены на обобщение, систематизацию и обогащение культуры речи ребенка и развитие его языковых способностей. В ходе занятий у детей были сформированы невербальные формы коммуникации, созданы предпосылки к развитию активной речи; дети научились отвечать на простейшие вопросы о себе и о своих близких и т.д. Индивидуальный уровень достижений в этой области у всех воспитанников различен. Но отчетливо видна положительная динамика: у 30% детей значительные улучшения, у - 50% незначительные улучшения и у 20% детей - минимальное улучшение (Приложение 3).

Сенсорное воспитание было направлено на формирование ориентировочной деятельности, которая реализовывалась в виде перцептивных действий - действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, что способствовало освоению систем сенсорных эталонов. В ходе сенсорного обучения большинство детей - 80% (Приложение 4 ) научились:

  • воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
  • различать свойства и качества предметов (твердый - мягкий, мокрый - сухой, большой - маленький, сладкий - горький, громкий - тихий);
  • определять выделенное свойство словесно (кто в пассивной форме, а кто в активной);
  • использовать поисковые способы ориентировки - пробы при решении игровых и практических задач;

5) усваивать (в различной степени) сенсорные эталоны.

Формирование игровой деятельности начиналось с развития предметных действий, основанных на личностном интересе к той ли иной игрушке или ситуации. Сначала предлагалось ребенку совершать предметно-игровые действия по подражанию, неоднократно повторяя их и сопровождая речевыми комментариями. В последующем игровые действия переходили к сюжетно-отобразительной игре. Для становления сюжетной игры детей обучали играть сначала рядом со взрослым партнером, а затем вместе со сверстником. Лишь постепенно детей в ходе игры объединяли в микрогруппы. В ходе обучения и воспитания 60% детей (Приложение 4) научились:

  • наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям;
  • обыгрывать игрушки;
  • играть рядом, не мешая друг другу;
  • выражать положительное эмоциональное отношение к любимой игрушке;
  • не совершать неадекватных действий, играя с машинкой, куклой, мячом, кубиками и т.д.

Физическое развитие разделяем на два больших блока: развитие мелкой моторики и формирование крупной моторики. Поскольку большинство детей в анамнезе имеют диагноз детский церебральный паралич, то использование общепринятых диагностических методик и развивающих программ не целесообразно. В своей деятельности применяем специальные методики, способы и приемы для развития общих двигательных навыков и коррекции нарушений: Михаэля Шоо, Нэнси Р. Финни, Косиновой Е.Н., Петер Е.М. Лаутеслагер и т.д. Практически у 100% детей наблюдается положительная динамика (Приложение 3).

Проведя диагностику в мае 2009 года, выделив положительную динамику в психическом развитии детей данной группы, мы убедились в действенности проводимых мероприятий. В 2009-2010 учебном году в учреждении открыто две группы кратковременного пребывания по 10 человек.

В настоящее время проект находится на стадии заключительного этапа его реализации.

Деятельность специалистов на заключительном этапепредполагает:

Анализ эффективности работы, корректировка результатов (сбор информации об эффективности модели, разрешение противоречий);

Оформление пакета документов по учебно-методическому обеспечению модели (образовательная программа, учебный план, банк контролирующих материалов), пакета документов по нормативно-правовой базе модели;

Стимулирование поисковой творческой деятельности;

Обобщение и распространение опыта через участие в семинарах, конференциях по проблеме целесообразности организации групп кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья, выпуска методического пособия.

Программа коррекционно-развивающих занятий, реализуемая в нашем учреждении, является эффективной не только для координации работы специалистов различного профиля, но и основой в формировании педагогической компетенции родителей.

Оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья позволяет более эффективно компенсировать нарушения в физическом и психическом развитии, а в ряде случаев, даже устранить их, что позволит повысить уровень развития наших выпускников, их социализацию и интеграцию в общество. Появление новой формы организации коррекционно-педагогического процесса в ОУ предоставляет широкие возможности внедрения новых педагогических технологий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Лечение, воспитание и обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья - тяжелый труд, но он обязательно даст свои результаты, главное только не опускать руки и работать постоянно, не снижая усилий.

Приложение 1. Нозологический состав воспитанников группы кратковременного пребывания

Приложение 2. Результаты вводной диагностики уровня развития воспитанников группы кратковременного пребывания (ГКП)

Приложение 3. Сравнительный анализ результатов диагностического обследования воспитанников группы кратковременного пребывания (ГКП)

Приложение 4.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «minsan.ru» — Знакомимся с удовольствием