Петр 1 главный магистрат. Что нового было введено в управление городами при Петре I: бурмистерские палаты, главный магистрат

Коллегии при Петре Первом начали создаваться в 1717 году. Все они имели единую систему управления: 1 президент, 1 вице-президент, 4 советника (генералы) и 4 асессора (полковники). Каждая коллегия имели широкие полномочия. В частности, им разрешалось выступать в качестве законодательного органа. При Петре 1 было создано 12 коллегий: военная, адмиралтейская, чужестранных дел, берг, мануфактур, главный магистрат, вотчинная, юстиц, камер, штатс-контор, ревизион, коммерц. С 1721 года ликвидируется патриаршество. Взамен создается 13-ая коллегия - Духовная. В дальнейшем ее трансформировали в Синод.

Создавая новую систему управления страной, Петр фактически ликвидировал систему Приказов, функционировавших ранее. При этом Петр занимался любимым делом - проводил реформы на западный манер. Большинство коллегий создавались не в виду острой необходимости, а по причине желания перенять еще что-то у запада. Например, 3 финансовые учреждения (камер, штатс-контор и ревизион) были полной копией аналогичных шведских коллегий. Тем не менее большинство коллегий просуществовали достаточно долго. Они исчезли только в результате реформаторской деятельности Екатерины 2 и Александра 1.

Таблица 1: Коллегии при Петре 1 и их функции
Наименование Функции и задачи Годы существования
Управление сухопутной армией 1719-1802
Управление флотом 1717-1827
Взаимодействие с другими государствами 1718-1832
Тяжелая промышленность 1719-1807
Легкая промышленность 1719-1805
Вопросы торговли 1719-1805
Государственные доходы (налоги) 1718-1801 (с 1785 по 1797 не работала)
Государственные расходы 1717-1780
Контроль за финансами 1717-1788
Судопроизводство 1718-1780
Управление землями, решение земельных вопросов 1721-1786
Управление городами 1720-1796

Рассмотрим более подробно каждую коллегию, ее задачи и руководителей.


Военная коллегия

Указ о создании Военной коллегии был подписан Петром 1 в конце 1719 года, а работать ведомство начало с началом 1720 года. Общая численность ведомства по указу составила 530 человек, в том числе и 454 солдата, приписанных к коллегии. При этом 83 места были вакантными, так как в России остро не хватало профессиональных офицеров. Военное ведомство подразделялось на 3 структуры:

  1. Армейское - действующая сухопутная армия.
  2. Артиллерийское - ведало делами артиллерии.
  3. Гарнизонное - войска, несшие гарнизонно-караульную службу.

Руководителями ВК при Петре Первом значились:

  • Меншиков Александр Данилович (1719-1724)
  • Репин Аникита Иванович (1724-1726)

Ведомство упразднено по указу 1802 года от 7 сентября. Она прекратила самостоятельное существование и передала свои функции Министерству.

Адмиралтейская коллегия

Адмиралтейств-коллегия была создана в 1717 году. Основанием послужил указ от 22 декабря 1717 года. Ведомство управляло всем флотом России, как гражданским, так и военным. С момента формирования коллегии, до смерти Петра 1, ею заведовал Апраксин Федор Матвеевич. Его заместителем значился норвежец, Крюйс Корнелиус.

С 1723 году Адмиралтейство подразделялось на 12 контор: адмиралтейская (вопросы работы верфей), цейхмейстерская (артиллерия), комиссариатская (решение проблем служащих), подрядная (ведение подрядов), провиантская (вопросы продовольствия), казначейская (финансовые вопросы), цалмейстерская (выдача жалования), контролерская (надзор за финансами), мундирная (вопросы обмундирования), обер-сарваерская (непосредственное кораблестроение и прием материалов для этого), вальдмейстерская (управление лесами для нужд флота), московская.


Самостоятельное существование коллегия завершила в 1802 году, когда перешла под контроль Морского Министерства. Окончательное же прекращение существования относится к 1827 году, когда орган стал совещательным и никаких практических задач не решал.

Коллегия иностранных дел

Коллегия иностранных (чужестранных) дел была создана в 1718 году. Она преобразована из Посольского приказа. С 1717 по 1734 годы (время царствования Петра Великого, Екатерины 1, Петра 2 и Анны Иоанновны) ведомством управлял Головкин Гаврила Иванович. Коллегия являлась аналогом современного министерства иностранных дел. Именно эта государственная структура решала все вопросы, связанные со взаимоотношения с другими (чужими) государствами.

Коллегия существовала до 1802 года, когда было создано министерство иностранных дел, которому перешли многие функции коллегии. Окончательное же упразднение пришлось на 1832 год.

Берг-коллегия

Берг-коллегия была сформирована в 1719 году и отвечала за горнорудную промышленность Российской Империи. То есть, ведомство управляло тяжелой промышленностью. Специфика ее работы регламентировалась задачами, поэтому основные центры работы были сосредоточены на Урале и в Сибири. При жизни Петра 1 коллегией управлял Брюс Яков Вилимович. Важно отметить, что при Петре берг-коллегия работала совместно с Мануфактур-коллегией, поэтому Брюс руководил обоими департаментами. Основная задача этого органа - стараться расширять и увеличивать количество промышленных предприятий, прежде всего, в районе Урала. Коллегия работала с перерывами. Непрерывная работа осуществлялась в периоды 1719-1731 (закрыта Анной Иоанновной), 1742-1783 (закрыта Екатериной 2), 1797-1807 (ликвидирована Александром 1).


Мануфактур-коллегия

Мануфактур-коллегия создана в 1719 году. Ее основная задача заключалась в создании мануфактур. То есть, основная сфера ответственности - легкая промышленность.

Руководители при Петре 1:

  • Брюс Яков Вилимович (1719-1722) - совмещал пост с президентством в берг-коллегии.
  • Новосильцев Василия Яковлевич (1722-1731).

После смерти Петра, в 17272 году мануфактур-коллегия была ликвидирована. Восстановили ее только в 1742 году. В 1779 году опять прошла ликвидация, но в 1796 году вновь восстановили. Окончательно упразднено управление в 1805 году. Приказ о закрытии был подпиmanufactur802 году.

Коммерц-коллегия

Коммерц-коллегия была создана Петром Первым в 1716 году. Изначально ею руководил Апраксин, но после того как указом от 1717 года утверждались руководители, управляющим был поставлен Толстой Петр Андреевич (1718-1722). Следующим президентом утвердили Бутурлина Ивана Федоровича, занимавшего пост с 1722 по 1725 годы. Основная задача управления - решение всех вопросов, так или иначе связанных с торговой деятельностью.

С 1731 года данной структуре были отданы функции трех коллегий, которые временно прекратили работу: берг, мануфактур, главный магистрат. Функции первых двух исполнялись до 1742, а магистрата до 1743 года.

27 сентября 1796 Екатерина 2 подписывает указ о закрытии коммерц-коллегии. Это требовало определенного времени, но уже 2 ноября Екатерина 2 умерла, а Павел 1, занявший престол после нее, коммерц сохранил указом от 30 ноября 1796 года. Либеральные реформы Александра создали Министерство финансов, при котором временно работала коллегия, но с существенным ограничением полномочий. Окончательное упразднение ее относится к 1824 году, когда 8 января был подписан соответствующий указ.

Камер-коллегия

Камер-коллегияКамер-коллегия была создана в 1718 году. Это было любимое детище Петра, поскольку это ведомство занималось налогами, к которым царь-император был крайне благосклонен.


В петровскую эпоху на посту президента Камер-канцелярии сменилось 3 человека:

  • Голицын Дмитрий Михайлович - в должности 1718-1722
  • Кошелев Герасим Иванович - в должности 1722
  • Плещеев Алексей Львович - в должности 1723-1725

Коллегия без серьезных изменений функций существовала до 1785, после чего ее временно закрыли. Последний период ее работы, 1797 - 1801, связан с контролем за откупами.

Штатс-контор-коллегия

Штатс-контор-коллегия создавалась Петром в 1717 году для выполнения функций ведения государственных расходов. Здесь Петр копировал шведскую модель, где функционировали одноименные финансовые учреждения (камер - прибыль, штатсконтор - убытки, ревизион - контроль).

Еще при жизни Петра штатс-контор-коллегия перешла под начало Сената. Произошло это в 1723 году. Самостоятельность органу возвращена Анной Иоанновной в 1730 году. В таком виде коллегия существовала до 1780 года, когда Екатерина 2 ее ликвидировала.

Ревизион-коллегия

Ревизион-коллегия была создана в 1717 году для надзора за финансами страны. До 1723 года органом управлял Долгоруков Яков Федорович. Позже Ревизион на 2 года лишилась статуса самостоятельности. С 1723 по 1725 годы коллегия была переведена под контроль Сената. С возвращением самостоятельности, коллегию возглавил Бибиков Иван Иванович.

Коллегия существовала до 1788 года, когда ее ликвидировала реформами Екатерины 2. Также следует отметить, что в период непродолжительного царствования Петра 2, Ревизион работала в Москве.

Юстиц-коллегия


Указ о создании юстиц-коллегии был подписан Петром Первым в 1717 году, а работа ее началась год спустя, в 1718. Орган выполнял функции верховного суда России под всеми типами дел. Также коллегия отвечала за работу судов. В петровскую эпоху этим органом управляли 2 человека:

  1. Матвеев Андрей Артамонович (1718-1722)
  2. Апраксин Петр Матвеевич (1722-1727)

Уже после смерти Петра 1 юстиц-коллегию наделяли дополнительными полномочиями. В ее ведение была передана “крепостная контора” (до 1740 года и сыскной приказ (1730-1763 гг). Проведение реформ Екатериной 2 прекратили существование юстиц коллегии. Ее ликвидировали в 1780 году.

Вотчинная коллегия

Вотчинная коллегия возникала в 1721 году на базе Поместного приказа. Она отвечала за все дела, связанные с земельным вопросом (регистрация поместий, переход земель между людьми, выдача земли, конфискация и так далее. Изначально коллегия работала в Москве, но после 1727 года переехала в Санкт-Петербург.

С 1717 по 1721 годы земельными вопросами ведала юстиц-коллегия. В дальнейшем Вотчинная канцелярия функционировала без серьезных потрясений и изменений до реформ Екатерины 2, по которым был создан вотчинный департамент, а коллегию закрыли в 1786 году.

Главный магистрат

Создавался как единый орган, управляющий всеми магистратами городов Российской Империи Главный магистрат начал работу в 1720 году. Кроме непосредственного управления городами, в его функции входило утверждение всех судебных решений в городах: как гражданских, так и уголовных. Также происходил контроль над сбором налогов в городах.

Президенты коллегии при Петре:

  • Трубецкой Юрий Юрьевич (1720-1723)
  • Долгоруков Алексей Георгиевич (1723-1727)

После смерти Петра 1, магистрат был переименовал в Ратушу (1727 год). В 1743 году органу вернули название Главного магистрата, но перевели из Петербурга в Москву. Упразднен магистрат в 1796 году.

Городовые магистраты, также часто именуемые в русской историографии городскими, впервые появились в нашей истории при Петре Первом в 1718 г. Их учреждение было связано с необходимостью, как считал Петр, перестройки городского сословного управления.

Следует заметить, однако, что реформы Петра начались с вопросов и дел ратных - с реорганизации русской армии по образцу уже существовавших к тому времени на Руси полков иноземного строя. В это время в русской армии вводится новый армейский устав, «Устав Вейде» (по имени автора, австрийского генерала на русской службе А.А. Вейде). И попутно и довольно успешно, решаются в это время же самое время вопросы русского военно-морского строительства. Причем, делалось это уже в условиях в тяжёлых условиях Северной войны со Швецией 1700 - 1721 гг.

Последнее обстоятельство, впрочем, совсем не помешало Петру в 1703 г. «прорубить» пресловутое «окно в Европу» - основать в устье Невы новую крепость и будущий стольный «град Петров», Санкт-Петербург, а в 1708 г. начать затяжную губернскую реформу. В ходе этой реформы территория будущей Российской Империи была разделена на восемь обширных губерний (правда, впоследствии число губерний Российской Империи увеличилось до 20). Любопытно, что в это же время (в 1708 г.) Петр занимается вопросами, казалось бы, и вовсе мелкими, незначительными - проводит реформу русского кирилличного шрифта, вводит в обращение т.н. гражданский шрифт, значительно упрощая начертание многих букв и исключая из кириллицы некоторые из них. Впрочем, последнее было лишь данью тогдашней моде на латиницу, и потому новый гражданский шрифт (т. е. шрифт, введённый для печати книг не церковного содержания) своими начертаниями напоминал шрифт, которым были выполнены современные Петру западноевропейские печатные издания.

Так постепенно, шаг за шагом, в 1718 г. дело дошло и до вопросов перестройки органов городского самоуправления. После полутора лет пробуксовки на ровном месте, главным образом, из-за разного рода бюрократических проволочек (и недостатка у Петра времени в связи с разными событиями на завершающем этапе Северной войны), в начале 1720 г. князю Трубецкому было поручено образовать магистрат в Петербурге. Причём руководствоваться Трубецкой должен был, по-видимому, резолюцией своего суверена 1718 г., гласившей «Учинить сие на основании рижского и ревельского регламента по всем городам». Под регламентом, в данном случае, следует понимать городской устав, то есть устав, который регламентировал (отсюда и «регламент») вопросы городского самоуправления. За образец же такого «регламента» Петр предлагал взять городские уставы Ревеля (нынешнего Таллина) и Риги. Стало быть, вслед за магистратом в Петербурге, по мысли Петра, такие же сословно-коллегиальные учреждения должны были появиться и в других городах.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Только в начале 1721 г. будущий образцовый магистрат со званием Главного и подчинением непосредственно Сенату (высшему органу государственной и законодательной власти Российской Империи, который, в свою очередь, подчинялся непосредственной Императору) обзавёлся регламентом, по которому должны были быть обустроены остальные городовые магистраты. Инструкция этим городовым магистратам, тем не менее, увидела свет ещё через два с половиной года, да и только после того, как Пётр «ободрил» обер-президента Главного магистрата Трубецкого перспективой каторги.

Устройство нового магистратского управления соединялось с введением классового деления тяглого посадского населения на две гильдии и подлых людей. К первой были отнесены банкиры, так называемые «знатные» купцы, доктора и т. д. Во вторую вошли мелочные торговцы и цеховые ремесленники (цеховое устройство для простых ремесленников, кстати, было введено тогда же). В число подлых людей, то бишь в низший класс городского общества, был включен рабочий люд, добывавший средства к пропитанию чёрной работой и наймом и ни в коей мере не относившийся к категории «регулярных граждан», что особо оговаривалось магистратской инструкцией.

В крупных городах выборное магистратское присутствие составляли президент, несколько бурмистров (бургомистров), заменившие собой прежних «земских голов», и ратманы (младшие советники от нем. Rat [совет] и Mann [человек], звание и должность, заимствованные Петром из Риги). В городах помельче обходились и вовсе без президента.

Городовые магистраты обладали судебной властью в том же объеме, что и надворные суды, которые специализировались на уголовных и гражданских делах «низших сословий». Причём смертные приговоры находились в исключительной компетенции Главного магистрата, являвшегося к тому же ещё и высшей апелляционной инстанцией для городовых магистратов. Помимо судебных функций, на городовые магистраты были возложены административные функции надзора за городской полицией и городским же хозяйством, в т. ч. раскладка и сбор государственных податей и повинностей, возложенных на городское население. В сфере их деятельности находилась забота об умножении городских мануфактур и ремёсел, учреждение начальных школ, заведение богаделен, сиротских домов и т.д.

Главный магистрат был упразднён вскоре после смерти Петра, в 1727 г., и вновь восстановлен только в 1743 г. уже при его дочери, императрице Елизавете. Последовавший вслед затем целый ворох указов предписывал городовым магистратам исполнение требований полицейских властей и всемерное послушание губернаторам и воеводам, которые имели право в случаях неаккуратной уплаты сборов брать бурмистров под стражу.

После губернской реформы Екатерины Второй 1775 г., в ходе которой произошло разукрупнение российских губерний (новая сетка административно-территориального деления России состояла из 50 губерний вместо прежних 20), городовые магистраты небольших российских городов, продолжая подчиняться губернскому магистрату, составлялись из бурмистров и ратманов, избиравшихся сроком на три года местным купечеством и мещанами. Из судебно-административных учреждений петровских времён при Екатерине Второй они становятся сугубо судебными сословными учреждениями, под юрисдикцию которых подпадало городское торгово-промышленное население, т. е. те же самые купцы и мещане.

Конец истории городовых магистратов мы видим в эпоху великих преобразований Александра Второго, в 1866 г., во время очередной судебной реформы, когда судебная власть окончательно отделяется от административной. В тот год они были упразднены на всей территории Европейской России. Судебные дела, которые велись в городовых магистратах, были переданы в уездные суды, а дела административные (по хозяйственной части и городскому управлению) - в городские думы.

Как главное начальственное учреждение над городовыми магистратами других городов .

В Санкт-Петербурге Главный магистрат выполнял функции городского магистрата, во главе его стоял обер-президент, члены Главного магистрата (4 бургомистра и 2 ратмана) избирались из числа наиболее состоятельных горожан. Главный магистрат осуществлял контроль за распределением финансов в городах, раскладкой и сбором податей и сборов . Косвенные сборы (таможенные , солевые , кабацкие и пр.) с 1722 года оставлены в ведении городских магистратов. Главный магистрат контролировал также действия полиции и исполнение городскими магистратами возложенных на них полицейских функций.

Утверждению Главного магистрата подлежали все гражданские и уголовные дела , которые велись городскими магистратами. Для решения сложных дел Главный магистрат сносился с Сенатом . Главный магистрат не подчинялся распоряжениям Камер-коллегии и других коллегий, что было обязательным для городских магистратов. В царствование Петра I Главный магистрат был главным органом городского управления, сосредоточившим в своих руках контроль за основными областями жизни Санкт-Петербурга.

Напишите отзыв о статье "Главный магистрат"

Литература

  • Дитятин И. И. . - СПб. , 1875.. - Т. 1. - С. 199-248.

Отрывок, характеризующий Главный магистрат

– В котором часу началось сражение? – спросил император.
– Не могу донести вашему величеству, в котором часу началось сражение с фронта, но в Дюренштейне, где я находился, войско начало атаку в 6 часу вечера, – сказал Болконский, оживляясь и при этом случае предполагая, что ему удастся представить уже готовое в его голове правдивое описание всего того, что он знал и видел.
Но император улыбнулся и перебил его:
– Сколько миль?
– Откуда и докуда, ваше величество?
– От Дюренштейна до Кремса?
– Три с половиною мили, ваше величество.
– Французы оставили левый берег?
– Как доносили лазутчики, в ночь на плотах переправились последние.
– Достаточно ли фуража в Кремсе?
– Фураж не был доставлен в том количестве…
Император перебил его.
– В котором часу убит генерал Шмит?…
– В семь часов, кажется.
– В 7 часов. Очень печально! Очень печально!
Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним.
Вопреки словам Билибина, известие, привезенное им, было принято радостно. Назначено было благодарственное молебствие. Кутузов был награжден Марией Терезией большого креста, и вся армия получила награды. Болконский получал приглашения со всех сторон и всё утро должен был делать визиты главным сановникам Австрии. Окончив свои визиты в пятом часу вечера, мысленно сочиняя письмо отцу о сражении и о своей поездке в Брюнн, князь Андрей возвращался домой к Билибину. У крыльца дома, занимаемого Билибиным, стояла до половины уложенная вещами бричка, и Франц, слуга Билибина, с трудом таща чемодан, вышел из двери.
Прежде чем ехать к Билибину, князь Андрей поехал в книжную лавку запастись на поход книгами и засиделся в лавке.
– Что такое? – спросил Болконский.
– Ach, Erlaucht? – сказал Франц, с трудом взваливая чемодан в бричку. – Wir ziehen noch weiter. Der Bosewicht ist schon wieder hinter uns her! [Ах, ваше сиятельство! Мы отправляемся еще далее. Злодей уж опять за нами по пятам.]
– Что такое? Что? – спрашивал князь Андрей.
Билибин вышел навстречу Болконскому. На всегда спокойном лице Билибина было волнение.
– Non, non, avouez que c"est charmant, – говорил он, – cette histoire du pont de Thabor (мост в Вене). Ils l"ont passe sans coup ferir. [Нет, нет, признайтесь, что это прелесть, эта история с Таборским мостом. Они перешли его без сопротивления.]

В Санкт-Петербурге Главный магистрат выполнял функции городского магистрата, во главе его стоял обер-президент, члены Главного магистрата (4 бургомистра и 2 ратмана) избирались из числа наиболее состоятельных горожан . Главный магистрат осуществлял контроль за распределением финансов в городах, раскладкой и сбором податей и сборов . Косвенные сборы (таможенные, солевые, кабацкие и пр.) с 1722 года оставлены в ведении городских магистратов. Главный магистрат контролировал также действия полиции и исполнение городскими магистратами возложенных на них полицейских функций.

Утверждению Главного магистрата подлежали все гражданские и уголовные дела , которые велись городскими магистратами. Для решения сложных дел Главный магистрат сносился с Сенатом . Главный магистрат не подчинялся распоряжениям Камер-коллегии и других коллегий, что было обязательным для городских магистратов. В царствование Петра I Главный магистрат был главным органом городского управления, сосредоточившим в своих руках контроль за основными областями жизни Санкт-Петербурга.

В 1727 году Главный магистрат заменён Ратушей , восстановлен в 1743 году как Контора Главного магистрата, переведённого в Москву . С 1743 года Главный магистрат по предписанию Сената подчинялся губернским властям и полиции. С 1775 года являлся почти исключительно судебным учреждением , рассматривал уголовные и гражданские дела лиц из купеческой и мещанского сословий . Окончательно упразднён в 1796 году , часть функций передана Ратгаузу.

Литература

  • Дитятин И. И. Устройство и управление городов России . - СПб. , 1875.. - Т. 1. - С. 199-248.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Главный магистрат" в других словарях:

    - (см. Городской магистрат). Санкт Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Главный магистрат - Главный магистрат, см. в статье Городской магистрат … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Юридический словарь

    Главный магистрат - в России гос ное учреждение, основанное Указом Петра I от 13.02.1720 г. с целью централизации управления делами посадского населения. Г.м. подчинялся непосредственно царю и Сенату, имел ряд смежных функций с Мануфактур коллегией и Коммерц… … Энциклопедия права

    Государственное учреждение в России, основным указом Петра I от 13 февраля 1720. Создание Г. м. явилось второй попыткой Петра I централизовать управление делами посадского населения (см. Бурмистерская палата). Подчинялся непосредственно… … Большая советская энциклопедия

    Гос. учреждение в России, осн. указом Петра I от 13 февр. 1720. Был призван ведать всех купецких людей судом и о их делах доносить в Сенат, и рассыпанную сию храмину паки собрать. Создание Г. м. явилось второй попыткой Петра I централизовать… … Советская историческая энциклопедия

    главный магистрат - центральное государственное учреждение на правах коллегии, созданное в 1720 г. в Санкт Петербурге; координировал работу всех магистратов и являлся для них судебной апелляционной инстанцией. Был упразднен в 1727 г. Верховным тайным советом, в 1743 … Большой юридический словарь

    Главный магистрат - в XVIII в. орган гос. учреждение, занимавшее центральное место в системе гор. самоуправления. Имел коллегиальное устройство и функционировал на правах коллегий … Краткий словарь историко-правовых терминов

    ГЛАВНЫЙ МАГИСТРАТ - создан на основе Петербургской ратуши, был подчинен непосредственно царю. Г.м. подчинялись избираемые горожанами городские магистраты. Г.м. не являлся органом сословного управления, а был лишь бюрократической организацией, по сути, стал еще одной … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Вопрос о том, что нового было введено в управление городами при Петре І, является одной из главных тем в изучении курса истории России 18 века. Данную реформу следует рассматривать в контексте преобразовательной деятельности императора вообще, который ввиду нового статуса страны на международной арене и изменения ее внутриполитического уклада особое внимание уделял сфере управления не только в центре, но и на местах.

Предпосылки

Анализ того, что нового было введено в управление городами при первом императоре, следует начать с того, какие цели преследовал правитель при модернизации администрации и старой бюрократии. Военные нужды (на протяжении почти всего петровского царствования наша страна вела долгую войну со Швецией за выход к Балтийскому морю) требовали постоянных и регулярных налоговых поступлений в государственную казну. Именно поэтому правитель провел областную реформу, с этой же целью он занялся городским управлением. Впрочем, он также добивался некоторого расширения прав купечества, как бы в противовес высоким налогам, которыми их облагал. Но главной его задачей было обеспечить бесперебойное поступление налогов в казну для нужд армии и флота.

Первый этап

Тему «Что нового было введено в управление городами при Петре І» следует начать с обозначения двух этапов проведения данной реформы. Первый из них относится к 1699 году, когда будущий император ввел институт выборных бурмистров, которым отныне подчинялись посадские люди. Таким образом, они были изъяты из ведения воевод.

Новые должностные лица выбирались из купцов, так как именно они являлись основными собственниками в городах и, следовательно, главной категорией налогоплательщиков. Они имели прямой доступ к царю и могли обращаться к нему, минуя приказы. В городах создавались бурмистерские палаты, которые подчинялись московской ратуше. Главной задачей новых органов управления был сбор налогов и податей в государственную казну, а также контроль над судебными и торговыми делами собственников и производителей.

Второй этап

К Петр І вернулся в 1720 году. Примерно в это же время его правительство работало над областным управлением. Возможно, именно поэтому царь вернулся к непростому вопросу о городской администрации.

В упомянутом году был создан главный магистрат, который находился в столице и оттуда контролировал все городские органы. На местах создавались его отделения, которые комплектовались из бурмистров и ратманов. Поскольку война подходила к концу, то император озаботился о механизме функционирования новой системы в мирных условиях.

Теперь представители городских властей были обязаны не только собирать налоги и повинности, но и заботиться о благоустройстве вверенных им участков. Последнее обстоятельство особенно важно при определении, что нового было введено в управление городами в рассматриваемое время.

Отныне бурмистрам и ратманам вменялось в обязанность следить за безопасностью (то есть они должны были создавать полицейские органы), содержать больницы, школы, богадельни. Кроме того, население опять-таки в целях исправного сбора налогов было разделено на две гильдии: регулярную и нерегулярную. К первой относились собственники, ко второй - лица, не имевшие частного имущества.

Гильдии также имели свое управление. Их члены собирались на сходы и выбирали старшин. Те, кто был занят черной работой, избирали себе старост и десятских. Кроме того, по западноевропейскому образцу были созданы цеховые организации. Таким образом, первый император пытался стимулировать развитие городского самоуправления, однако эта реформа не имела успеха.

Результаты

Попытки Петра І ввести в стране самоуправление по образцу европейских стран не увенчалась успехам по одной весьма простой причине: магистраты не имели средств для того, чтобы справляться с возложенными на них обязанностями. Ведь все средства от сборов и налогов шли в государственную казну, в то время как собственных финансов города фактически не имели.

Тем не менее, показателен тот факт, что даже эта не слишком удачная реформа просуществовала до второй половины 19 века, что говорит о том, что она более или менее прижилась к условиям российской действительности, несмотря на то, что так и не привела к городскому самоуправлению.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «minsan.ru» — Знакомимся с удовольствием