Рекомендательная библиография главный путеводитель в мире детской литературы. Библиография Рекомендательная библиография и руководство чтением в библиотеке

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ, вид библиографии, обществ. назначение к-рой - содействовать общему образованию, самообразованию, воспитанию и пропаганде знаний. С помощью присущих ей методов сов. Р. б. организует процесс самообразовательного чтения, формирует у читателей новые социально значимые интересы, расширяет кругозор. Комментируя лит-ру, предложенную читателю, Р. б. помогает выбору произведений для чтения, осмыслению и усвоению прочитанного. Использование читателем рекомендательных библиографич. пособий содействует программированию чтения, развитию самостоятельности мышления, умению критически оценивать прочитанное. Одна из важных функций Р. б. - воспитание культуры чтения как необходимого компонента общей культуры личности. Марксистско-ленинская методологич. база, общая для всех видов сов. библиографии, для Р. б. дополнительно обогащается парт. документами о пропаганде и агитации, о нар. образовании и культурно-просветительной работе, данными теории партийной пропаганды, массовых коммуникаций, педагогики, психологии, теории журналистики, книговедения, библиотековедения, социологии. Являясь частью массовой информации, рекомендательная библиографич. информация общедоступна и отвечает всеобщим интересам членов общества, что обусловливает её популяризаторский, образовательно-воспитательный и пропагандистский характер. Р. б. обслуживает также запросы читателей, к-рые профессионально или в общественном плане заняты пропагандистской и учебно-воспитательной работой: учителей, лекторов, пропагандистов, агитаторов и др. Особое значение имеет Р. б. для библиотекарей, являясь основой всех форм пропаганды книги, руководства чтением и самообразованием. По традиции, к рекомендательно-библиографической относят также библиографич. информацию, не отвечающую всеобщим интересам, а направленную на удовлетворение только производственных потребностей читателей, осваивающих профессию, повышающих квалификацию и т. д.

В определении задач и границ Р. б. в сов. библиографоведении нет полного единства взглядов. Наибольшее распространение получила концепция, связывающая Р. б. прежде всего с общегражданственными, общенаучными, общекультурными интересами членов общества. Объектами популяризации в Р. б. являются обе зоны культуры общества: гуманитарная, связанная с комплексом общественных наук и сферой искусства, и культура, связанная с техникой и фундаментальными для неё науками. С позиций совр. социальной психологии цель Р. б. - через библиографич. пропаганду доступной на допрофессиональном уровне литературы из обеих зон культуры способствовать улучшению и обогащению социально-психологич. структуры личности в интересах всего общества, противодействовать её замыканию в узких пределах чисто профессиональных потребностей и тем самым опосредованно повышать возможности творческого вклада человека в профессиональную деятельность. Такое понимание подтверждается генезисом Р. б., соответствует её прогрессивным традициям, взглядам и практике выдающихся отечественных библиографов-просветителей Н. А. Рубакина, А. В. Панова, К. Н. Дерунова, И. В. Владиславлева, большевиков П. М. Лебедева (Керженцева), В. В. Адоратского, видных сов. теоретиков и историков библиографии Л. Н. Троповского, Н. В. Здобнова, Е. И. Шамурина, К. Р. Симона. Рубакин, впервые предложивший термин "Р. б.", считал, что задача данного вида библиографии - помогать читателю в выработке "общего миросозерцания" (см. "Среди книг", 2 изд., т. 1, М., 1911, с. VI, XVI, XVII). Здобнов, первый историк Р. б., подчёркивал, что в данном виде библиографии "...произведение рассматривается исключительно с точки зрения... социального воспитания масс, культурного воздействия на их развитие" [цит. по кн.: Машкова М. В., Н.В. Здобнов (1888 - 1942). Очерк жизни и деятельности, 1959, с. 35 - 36)]. Такое понимание общественного назначения Р. б. лежит в основе теоретич. и практич. деятельности всесоюзного научного и методич. центра в области Р. б. - Гос. библиотеки СССР им. В. И. Ленина.

Вместе с тем в специальной лит-ре высказываются и другие точки зрения на Р. б.

В России оформление Р. б. как самостоятельного вида относится ко 2-й пол. 19 в. и связано со стремлением передовых кругов общества облегчить народу путь к знаниям. Дальнейшее развитие Р. б. неотрывно от революционно-демократического и буржуазно-либерального движений. После выхода пролетариата на историч. арену библиографы - просветители-демократы создали ряд библиографич. пособий, обращённых непосредственно к этому новому читателю, стремясь превратить Р. б. в действенное орудие самообразования. Новые возможности её применения для политич. просвещения масс, воспитания профессиональных революционеров раскрыли пропагандисты-большевики. После Октябрьской революции 1917 особенно выросло значение Р. б. как одного из средств осуществления культурной революции. Н. К. Крупская, с первых лет Сов. власти руководя библиотечным делом, в своих произведениях и библиографич. работах, развивая ленинские принципы и методы применительно к Р. б., заложила её методологич. организационные основы. Важную роль в развитии и осмыслении Р. б. играл Л. Н. Троповский .

Этапным документом для Р. б. было постановление ЦК ВКП(б) "О литературной критике и библиографии" (1940), упрочившее связи Р. б. и библиотек. Решения ЦК КПСС о библиотечном деле 1959 и 1974 ставят конкретные задачи перед Р. б. применительно к условиям развитого социализма и научно-технич. революции. Предпринятые в последние годы исследования социальных функций Р. б. и её влияния на читательское сознание, изучение Р. б. как системы (Ю. М. Тугов), как особого рода творческой деятельности, специфическим результатом к-рого является рекомендательно-библиографич. сообщение, совмещающее информационные элементы с публицистическими, популяризаторскими и педагогическими (Е. Н. Фомина), изучение её установочно-ценностной роли (С. А. Трубников), функционирования Р. б. в каналах массовой информации - периодич. печать, радио, телевидение - призваны повысить качество и эффективность этого важного вида библиографии.

Рекомендательные библиографич. пособия в соответствии с целями и задачами Р. б. наряду с общей для всех библиографич. пособий информационной функцией выполняют также установочно-ценностную и популяризаторскую функции. Критерии отбора произведений для них определяются значимостью произведений (идеологической, научной, художественной), предполагаемой целью чтения (целевое назначение) и соответствием основным параметрам читательской группы, для к-рой составляется пособие: характер трудовой деятельности, общеобразовательная подготовка, уровень культуры чтения, возраст, типичные читательские интересы и психологич. особенности (читательское назначение). Целевое и читательское назначения каждого рекомендательного библиографич. пособия образуют единство, к-рое обеспечивает дифференцированный подход к читательской массе и определяет выбор средств и характер раскрытия темы. В зависимости от изменений читательских потребностей, условий общественного пользования книгой и пр. типы пособий видоизменяются. Нек-рые из разработанных ранее типов (напр., "программы чтения", "планы чтения" и др.) ныне представляют гл. обр. историч. интерес, их возникновение связано с практикой открытого доступа к книжным фондам библиотек и т. д.

"Круги чтения" - переходный тип пособий от списков лит-ры на отд. темы к комплексу тем и списков. Они содействуют формированию и расширению читательских интересов, открывают широкую перспективу систематич. чтения. "Памятка читателю" - это рекомендательный список лит-ры, связанный с деятельностью к.-л. лица, с к.-л. историч. событием, юбилейной датой. В памятке центр тяжести нередко переносится на вступ. статью, а библиографич. список является как бы приложением. "Календарь знаменательных и памятных дат" представляет собой сборник библиографич. памяток (часто используется в краеведческой библиографии). К системе отдельно издаваемых рекомендательных библиографич. пособий примыкает информация в журналах и газетах в виде отд. библиографич. заметок, списков лит-ры и т. п. по тематике, соответствующей направлению и читательскому контингенту того или иного периодич. издания, а также списки лит-ры к научно-популярным книгам, уч. планам, программам и учебникам общеобразовательного назначения. Особое место среди пособий Р. б. занимают типовые ("примерные", "нормальные") каталоги. Идея типового каталога возникла ещё в дореволюц. годы (Рубакин, Дерунов). В сов. время типовые каталоги также использовались, особенно после 1945, для восстановления и организации фондов массовых 6-к, пострадавших в годы Великой Отечеств. войны 1941 - 45. Постепенно типовые каталоги превратились в составную часть изданий централизованной каталогизации.

Рекомендательные библиографич. пособия разрабатывают Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина, Гос. Публичная б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, гос. б-ки союзных и автономных республик, областные и краевые б-ки, Гос. респ. юношеская б-ка РСФСР, Гос. респ. детская б-ка РСФСР, центральные научные отраслевые библиотеки. Вся эта работа координируется Гос. б-кой СССР им. В. И. Ленина с помощью сводных перспективных планов, утверждаемых Министерством культуры СССР.

Лит.: Крупская Н. К ., О библиотечном деле. Сборник, М., 1957; её же, О библиотечном деле. Избр. работы, М., 1976; Смирнова Б. А ., Деятельность Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина в области рекомендательной библиографии, М., 1964; Рекомендательная библиография в системе пропаганды книги в СССР. Сб. научных трудов, в. 1 - 16, М., 1969 - 77; Тугов Ю. М ., Рекомендательная библиография - объект системного исследования, "Советская библиография", 1970, № 3; Барсук А. И ., Библиографоведение в системе книговедческих дисциплин, М., 1975 (раздел "Научно-популярная библиография", с. 156 - 76); Коршунов О. П ., Проблемы общей теории библиографии, М., 1975, гл. 3, § 2, 5; Фомина Е. Н ., Рекомендательное библиографическое сообщение как способ идейно-воспитательного воздействия, в кн.: Рекомендательная библиография в системе пропаганды книги в СССР, в. 14, М., 1976; Рекомендательная библиография в руководстве чтением. Итоги исследования, М., 1975; Чижкова Г. И ., Типовые каталоги в СССР, в кн.: Советская библиография, М., 1960.

Б. А. Смирнова.


Источники:

  1. Книговедение: энциклопедический словарь/ Ред. коллегия: Н. М. Сикорский (гл. ред.) и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1982, - 664 с. с илл., 12 л. илл.

Рекомендательная библиография, отрасль научной и практической деятельности, один из видов библиографии . Главное общественное назначение Р. б. в СССР и др. социалистических странах - содействовать общему и профессиональному образованию и самообразованию, пропаганде политических, научных и эстетических знаний, в целях всестороннего развития личности и воспитания её в духе принципов коммунизма. Р. б. выступает как одно из основных средств пропаганды книги, метод руководства чтением. На Р. б. распространяются главные ленинские принципы пропаганды: партийность, научность, связь с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Пропаганда книг средствами Р. б. осуществляется различными каналами массовой коммуникации: библиотеками, периодической печатью, радио, телевидением. Система рекомендательно-библиографических пособий представляет собой комплекс изданий, охватывающий все важнейшие отрасли знания и обслуживающий различные сферы общественной практики. Имеются 3 главные отраслевые ветви пособий: общественно-политической тематики; естественнонаучной и технической; художественной литературы, литературоведения и искусства; составляются также пособия, отражающие межотраслевую проблематику. Пособия Р. б. дифференцируются в соответствии с социально-демографическими и др. признаками читательских групп и по целевому назначению (овладение определённой отраслью знания, расширение политического, общенаучного и культурного кругозора, повышение квалификации и т.д.). В зависимости от назначения в основе пособия лежит определённый идейно-педагогический замысел, диктующий проблематику пособия, отбор литературы, композицию и форму подачи материала. Пособия Р. б. используются пропагандистами и лекторами в пропаганде знаний, библиотекарями в различных формах индивидуальной и массовой работы с читателями. В создании системы пособий участвуют центральные, республиканские и областные (краевые) библиотеки. Значительная роль в развитии советской Р. б. принадлежит Н. К. Крупской. Разработка теории Р. б. ведётся по следующим проблемам: социальные функции Р. б., психолого-педагогические проблемы Р. б., содержание, формы и методы пропаганды книги средствами Р. б. и др. Координационный и методический центр в области Р. б. - Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина в Москве.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 111-14; Крупская Н.К., О библиотечном деле, М., 1957; Рекомендательная библиография и руководство чтением, Сб. статей по теории и методике, М., 1967; Современные проблемы развития рекомендательной библиографии, Сб. статей, М., 1973.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

Детской литературы:

история и современность

Прежде, чем обратиться к истории и современному состоянию рекомендательной библиографии детской литературы, хочется сказать о ее роли в обществе. Ее роль заключается в том, чтобы помогать детям и взрослым ориентироваться в книжном потоке, содействовать обучению и самообразованию, самовоспитанию, формированию читательской культуры и в целом - развитию личности. Рекомендательную библиографию детской литературы можно назвать инструментом для реализации важной функции детской библиотеки - руководства и педагогического сопровождения детского чтения.

Рекомендательная библиография литературы для детей и юношества возникла во 2-й половине XIX в., когда вместе с развитием капитализма России требовалось больше образованных людей. Тогда еще не было самого понятия «рекомендательная библиография», но уже составлялись пособия, призванные влиять на чтение детей и молодежи. Первые библиографические пособия по детскому чтению создавались разными обществами, комиссиями и персонально библиографами. Назовем несколько известных библиографов конца XIX - начала XX в.: Феликс Густавович Толль и его указатель «Наша детская литература», Николай Александрович Рубакин и указатель «Среди книг», Игнатий Владиславович Владиславлев и указатель «Что читать?». составил и первый советский указатель под названием «Избранная литература для юных читателей по темам».

Рекомендательная библиография изначально имела ярко выраженный педагогический характер . В первые годы советской власти ее использовали при ликвидации неграмотности. Например, при участии Надежды Константиновны Крупской Наркомпрос составил так называемую «Грамоту гражданина». Эта программа занятий с неграмотными включала в себя рекомендательные списки. А известный педагог Василий Александрович Сухомлинский выдвинул тогда идею, как отбирать литературу для «Золотой библиотеки отрочества».

Тем не менее вплоть до 1930-х годов рекомендательная библиография в России не получала должного развития. Потом большой удар ей нанесла Великая Отечественная война. В то время рекомендательная библиография, как могла, содействовала военно-патриотическому воспитанию. В основном выходили пособия оперативных «малых форм».

А «золотой период» развития рекомендательной библиографии наступил лишь в 1960-1980-х годах . Перечислим некоторые замечательные библиографические работы того времени. Во-первых, в 1970-х годах это были путеводители Государственной Публичной библиотеки имени М. Салтыкова-Щедрина «Что читать?» для 5-6-х классов и для 7-8-х классов. Путеводители предлагали школьникам лучшие книги по всем областям знаний, включая художественную литературу . Авторы путеводителей - группа библиографов под руководством Инессы Николаевны Тимофеевой. Инесса Николаевна работала в этой библиотеке с середины 1950-х годов, с момента открытия научно-методического отдела. В те годы в отделе была создана группа по библиотечной работе с детьми и руководству детским чтением. Молодой кандидат педагогических наук Инесса Тимофеева возглавляла эту группу. Интересные издания серии «За страницами вашего учебника» выпускали сотрудники Государственной республиканской детской библиотеки РСФСР. Существовали и серии бесед «Советские писатели - детям» и «Прочти эти книги», которые создавались силами Государственной библиотеки СССР имени Ленина. И, конечно, стоит вспомнить разные издания Домов детской книги в Москве и в Ленинграде. А в 1987 г. вышел указатель Инессы Николаевны Тимофеевой «100 книг вашему ребенку», который до сих пор считается в детских библиотеках классическим.

В каком положении находилась рекомендательная библиография в 1990-х годах? Распад СССР и кризис в стране не лучшим образом отразились на состоянии и финансировании библиотек. Тогда сам термин «рекомендательная библиография» считался идеологическим штампом, от которого стремились освободиться. Термин «руководство чтением» тоже был неприемлем. И на смену понятию «рекомендательная библиография» приходят слова «продвижение чтения». О том, что происходило в детской литературе, можно было прочитать в единственном специализированном журнале «Детская литература». Но он в конце 1990-х годов прекратил свое существование. Основная работа по информированию детей о новой литературе и разработка рекомендательных пособий легла на плечи детских, юношеских и школьных библиотек . Библиография и издательское дело стали жертвами хозрасчетных отношений. Когда комплектование огромного числа детских библиотек свелось к нулю, создавать рекомендательные пособия стало бессмысленно. Ребенок мог узнать о книге, но никогда ее не прочесть. Выход из тяжелейшей ситуации оставался один - использовать информационные технологии , подключать библиотеки к Интернету, чтобы создавать информационные ресурсы. В то время появились две самостоятельные версии программы «Ликс-Изборник», созданные сотрудниками Российской государственной детской библиотеки. «Ликс» расшифровывается как «Локальная информационная компьютерная система». Что представляла собой программа «Ликс-Изборник»? Это был записанный на диске, структурированный по темам, любимым героям, отраслям знаний путеводитель для детей разных возрастных групп. В 1998 г. появился вариант мультимедийной версии программы под названием «Час книги». В нашей библиотеке программа активно использовалась в работе.

Несмотря на все проблемы того времени, появлялись интересные библиографические издания. Назовем некоторые: энциклопедия для родителей «Что читать Вашему ребенку от года до десяти» Инессы Николаевны Тимофеевой и трехтомный словарь «Писатели нашего детства. 100 имен», созданный Российской государственной детской библиотекой.

Как обстоят дела с рекомендательной библиографией детской литературы сейчас? Компьютеризация и освоение интернет-пространства детскими библиотеками начались в конце XX – начале XXI вв. Это были уже инновационные методы донесения библиографической информации до пользователей. С развитием компьютерных технологий особую значимость приобретает проблема отбора и оценки изданий. Ведь книжное пространство напоминает океан, в котором запросто утонуть. Рекомендательная библиография становится главным путеводителем в океане информации. Она развивается сегодня параллельно и на бумажных, и на электронных носителях. Главное - это неравнодушие библиографов, желание фантазировать, привлекать детей к книге.

Несколько слов о «малых» (традиционных) формах рекомендательной библиографии. «Малые» формы оперативны и мобильны. К ним относятся закладки, памятки, списки литературы, буклеты . Произвести впечатление на современного читателя - задача не из легких, поэтому пособия «малых форм» должны быть оригинальны по оформлению и по содержанию. Наша Псковская областная библиотека для детей и юношества имени выпускает множество таких пособий.

Теперь об электронных ресурсах . Сегодня один из самых крупных центров рекомендательной библиографии детской литературы - это Российская государственная детская библиотека (РГДБ), выпускающая значительную часть всех пособий для детей и организаторов детского чтения. РГДБ - научно-методический и исследовательский центр по вопросам библиотечной работы с детьми и подростками.

Какие же существуют интернет-ресурсы в области рекомендательной библиографии детской литературы? В 2002 г. сотрудники РГДБ создали авторитетный интернет-ресурс, навигатор в мире книг - «БиблиоГид». Главная его задача - выбрать для детей лучшее из издательской продукции. Причем на сайте отмечены и те книги, которые, по мнению авторов сайта, не заслуживают высокой оценки. Аннотации, обзоры на сайте пишут ведущие литературные критики и библиографы детской литературы Ксения Молдавская, Алексей Копейкин, Мария Порядина.

Второй интернет-ресурс - «Детям и о детях», созданный РГДБ. Он представляет собой ежеквартальный аннотированный каталог современной детской литературы. Каталог помогает библиотекарям комплектовать библиотеки качественными современными изданиями. Каждая его позиция содержит библиографическое описание книги, аннотацию, изображение обложки, возраст читателя, которому адресована книга, и разную другую информацию. В 2012 г. появился еще один каталог, созданный РГДБ, - «Вебландия - лучшие сайты для детей». Он объединяет более 1000 сайтов познавательного и развлекательного характера для детей. Отбор сайтов идет с учетом «белых списков» (перечень веб-адресов, разрешенных для посещения) и согласно Федеральному закону № 000 о безопасности информационной продукции для детей. И, конечно, важным критерием отбора служит наличие интересного, написанного литературным языком контента. Кроме библиотекарей, материал сюда может прислать любой пользователь, если предложенный им сайт соответствует критериям.

Нельзя обойти вниманием еще один интернет-ресурс - «Папмамбук», адресованный родителям. Многие родители понимают значимость чтения для развития детей и очень заинтересованы в том, чтобы привлечь своего ребенка к чтению. Сайт поднимает две важные темы: «Что и как читать ребенку» и «Как вырастить из ребенка читателя». Родители узнают о психологических закономерностях развития ребенка , о способах обучения малыша самостоятельному чтению, о книжном рынке. А гости проекта - писатели, художники, издатели - вспоминают о своих любимых детских книгах.

Теперь расскажу о сайте Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. . Много лет отдел информационно-библиографической деятельности ведет на сайте раздел «Книжный фарватер» из семи рубрик. Рубрика «Библиопремии» ведется недавно. Мы считаем, что информация о премиях в области детской литературы очень важна. Ведь лауреаты премий - те самые лучшие детские писатели, чьи книги с полным правом можно рекомендовать читателям, информировать о них руководителей детского чтения. Рубрика «Библионовинки» посвящена новым книгам для детей и юношества, а в «Библиоретро» мы вспоминаем книги прежних лет и тех авторов, на чьих произведениях выросло не одно поколение читателей. В рубрике «Библиокалендарь» мы рассказываем о книгах, которые тематически связаны с разными календарными датами. Можно сказать, что рубрика «Библиотекарю понравилась книга» - самая эмоциональная в разделе «Книжный фарватер». Это своеобразный читательский дневник библиографов, которые выражают свое личное впечатление о прочитанном. Рубрика «Памятники литературным героям» приглашает читателей в воображаемое путешествие по разным уголкам Земли, где стоят памятники героям детских книг. А в рубрике «Издания библиографов» мы помещаем разные обзоры литературы, которые готовит наш отдел. Прежде всего это ежегодный обзор новинок художественной литературы для детей и юношества «Ни дня без книги!».

Раздел «Книжный фарватер» - один из самых посещаемых на сайте нашей библиотеки. К нему обращается примерно 60% пользователей сайта.

Хотим мы того или нет, но способы общения и детей и взрослых за последнее десятилетие очень изменились. Дети и взрослые стали активными пользователями социальных сетей. Учитывая это, наша библиотека ведет несколько страничек «В контакте». Страничка «Два капитана»: роман, музей, библиотека» объединяет группу, посвященную жизни и творчеству писателя и его родному городу Пскову. Именно в нашей библиотеке, носящей имя, работает уникальный музей одного литературного произведения - романа «Два капитана». Вторая страничка - «Книжные дети», связанная с детской литературой. Она может быть полезна детям, их родителям и всем, кто любит детские книги. Третья - «Таланты и поклонники». Девиз этой группы: «Открой в себе талант! Найди своих поклонников!» Проект «Таланты и поклонники» программы «Перезагрузка» успешно совместил реальную работу в библиотеке с виртуальной версией, которая расширила возможность общения с пользователями. Участники группы представляют свои творческие работы в виртуальном пространстве.

С рекомендательной библиографией в некоторой степени связана и работа издательств, хотя это делается ими, конечно, в коммерческих целях. Например, издательство детской литературы «Розовый жираф» публикует рекомендательные списки литературы.

Любопытно, что дети и подростки нередко становятся участниками жюри премий в области детской литературы. Например, существует знак под названием «Нравится детям Ленинградской области ». Знак присуждается книгам, изданным в текущем году. Детские библиотеки области активно участвуют в проведении открытого голосования детей и подростков. Заключительный этап голосования и торжественное присвоение Знака авторам книг-победителей традиционно проходит в Ленинградской областной детской библиотеке.

Пожалуй, самый интересный из конкурсов в области детской литературы - это «Книгуру». Произведения, выдвинутые на участие в конкурсе, рассматриваются двумя инстанциями - Советом экспертов и Жюри. В Совет входят писатели, критики, педагоги, библиотекари, психологи, то есть взрослые. А Жюри состоит из детей и подростков в возрасте 10-16 лет. Чтобы стать членом Жюри, любому читающему ребенку этого возраста достаточно зарегистрироваться на сайте конкурса. Причем окончательный выбор победителей определяет именно Жюри в Интернете.

Рекомендательная библиография детской литературы прошла интересный путь становления и развития. Сейчас существует социальная потребность в ней, что диктуется и состоянием книжного рынка, и плохим комплектованием детских библиотек, и постоянно меняющимся содержанием школьного образования. А есть ли у рекомендательной библиографии будущее? Думается, что по крайней мере в ближайшее время сохранится социальная потребность в ней. Рекомендательная библиография, конечно, будет развиваться и приобретать новые формы вместе с идущими вперед информационными технологиями. Возможно, ее задачи будут связаны с какими-то эффективными проектами. Так, например, на одной из конференций детских библиотекарей рассматривался вариант прямой отправки информации о книгах прямо на мобильный телефон читателя (в рамках договора с читателем). Все эти проекты будут направлены на достижение глобальной цели - на сплочение нации посредством книги.

При подготовке материала использована литература:

Рыбина, Е. Библиография литературы для детей и юношества: учебник / Е. Рыбина. - М.: Московский государственный университет культуры, 1994. - 240 с.

Рыбина, Е. Библиография литературы для детей: учебник / Е. Рыбина, Е. Томашева. - М.: Книга, 1984. - 256 с.

https://fni-talya.

https://kaverin. ru

https://pedagogie. ru

Рекомендательная библиография - важное звено в системе идеологической, идейно-воспитательной работы, орудие формирования всесторонне образованного. Гармонически развитого человека, средство пропаганды книги и руководства массовым чтением.

Рекомендательная библиография как область библиографической деятельности включает 2 основных компонента. Рекомендательное библиографирование - создание рекомендательно-библиографических пособий и их использование в процессах пропаганды книги и руководстве чтением.

Рекомендательность - это целенаправленная выборочность, избирательность по отношению к объектам библиографирования, четкая ориентированность библиографической информации на потребности конкретных читательских групп или отдельных читателей, активное влияние на содержание, структуру и цели чтения.

Рекомендательная библиография является сегодня непременным элементом всех форм и этапов организованного обучения. Она содействует организации самостоятельной работы студентов над изучаемыми дисциплинами, обеспечивает внеклассное чтение школьников, какую бы подготовку ни получил человек в процессе организованного обучения, она не может быть достаточной. Жизнь требует постоянного обновления полученных в учебном заведении знаний. Речь идет о непрерывном образовании на протяжении всей жизни человека, которая во многом зависит от правильной организации самообразовательного чтения. В решении этой важной социальной проблемы активно участвует рекомендательная библиография. Задачи профессионального самообразования вытекают из необходимости постоянно повышать уровень подготовки кадров современного производства, работников науки и культуры, сферы обслуживания.

Задачи рекомендательной библиографии в помощь общему самообразованию (политическому, политехническому, эстетическому) состоят в формировании, развитии и удовлетворении потребностей и интересов в углублении знаний по основам науки и техники, литературы и искусства, расширении кругозора.

Во-вторых, рекомендательная библиография в помощь пропагандисткой, педагогической деятельности, которые сами ведут воспитательную работу в массах. Это лекторы, агитаторы, библиотекари, учителя. Рекомендательно-библиографические пособия играют здесь двойную роль: способствуют росту педагогического мастерства, расширению и углублению знаний своих непосредственных потребителей. Таким образом, эти группы потребителей, с одной стороны, используют библиографическую информацию в своих собственных целях, с другой - выступают в качестве посредников между рекомендательно-библиографическими материалами и читателями. В практике современной рекомендательной библиографии создано значительное число разнообразных рекомендательных пособий этого направления. Например, для библиотекарей - типовые каталоги библиотек, сборники методических и библиографических материалов; для лекторов и пропагандистов - серия указателей "В помощь лектору"; для учителей средней школы - указатели по школьным курсам истории, обществоведения, по актуальным проблемам современности.

Заключение.

Необходимыми предпосылками успешной реализации этих целей является:

Ø общая положительная оценка произведений печати, выделяющая его из всей массы печатной продукции для первоочередной пропаганды;

Ø выяснение интересов и потребностей читателя;

Ø установление соответствия произведения возможностям читательского восприятия.

В конкретной работе по руководству чтением библиотекарь опирается на непосредственное, живое общение с читателем. Исходя из конкретных потребностей читателя, использует методы рекомендательного библиографирования.

Рекомендательные пособия не несут перспективной информации и не могут использоваться в текущем комплектовании. Их роль велика в докомплектовании фондов. Рекомендательные пособия помогают выявить пробелы в комплектовании, степень актуальности состава и содержания фондов; разработать конкретный тематический план и картотеку докомплектования. Таким образом, использование рекомендательной библиографии помогает сформулировать полноценный по содержанию активно действующий фонд библиотеки.

Список использованной литературы.

Осипов В. О. Основы библиографии и изучения книги. - М.: "Книга". 1976. С 62-69.

Библиография. Общий курс. /Под ред. доктора педагог. наук проф. О. П. Коршунова. Учеб. Для ст-тов библиотечных фак-тов ин-тов культуры, пед. вузов и ун-тов. - М.: "Книга", 1981. - С. 187-194; С. 207-212; С. 227-229; С. 298-322, С. 462-471.

Новейшая история. Рек. указ. лит. для учителей сред. школы. М., "Книга", 1974. 172 с. (Гос. публ. ист. б-ка РСФСР). 35 000 экз. 44 к. и др.

Успенская Г. В. В глубине микромира. Рек. обзор лит. М., "Книга", 1974. 16 с. (Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. Новое в науке и технике).

Гурболикова О. А., Зятькова Л. И., Прохоров В. П. Знать, соблюдать, охранять. М., "Книга", 1971. 144 с. (Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. Круг чтения молодежи).

Крупская Н. К. Перспективы политпросветработы. - Пед. соч. 10-ти т. М., 1959, т. 7. с 105.

Излагаются основы организации функциональных видов библиографии и методики составления библиографических пособий, библиографического поиска, систематизации и обслуживания.

Глава 12. ОРГАНИЗАЦИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основное внимание уделено деятельности в системе функциональных видов библиографии - государственной, научно-вспомогательной, рекомендательной и библиографии второй степени. Дается характеристика основных центров, системы выпускаемых библиографических пособий, особенностей внедрения современной информационной технологии.



Рекомендательная библиография невозможна без активной и плодотворной деятельности двух функционально предшествующих типов библиографии - государственной (учетно-регистрационной), научно-вспомогательной (критической). Лишь на основе учета и оценки источников информации становится действенной рекомендательная библиография: доведение до конкретного потребителя наиболее ценной информации с учетом возможностей ее освоения и принятия соответствующего информационного решения. Именно рекомендательная библиография с некоторых пор (особенно в 70-е годы) подвергается необоснованной ломке, вплоть до неприятия ее как особого функционального типа. Примером может служить документографическая концепция О.П.Коршунова, в которой она вообще исключена [см. его видовую классификацию библиографии в работах: Проблемы общей теории библиографии; Библиография: Общий курс. 1981]. Представитель книговедческой концепции А.И.Барсук считал возможным называть ее не рекомендательной, а научно-популярной, исходя из ее якобы "общеинтересного" назначения [см.: Библиографоведение в системе книговедческих дисциплин].

Правда, О.П.Коршунов в своем учебнике "Библиографоведение. Общий курс" вынужден был согласиться с исторической закономерностью ее выделения. На основе анализа существующих в нашей стране точек зрения за период 1927-1986 гг. он констатирует, что в этом разнообразии "основных видов" библиографии нетрудно выделить относительно устойчивые, повторяющиеся элементы. К ним, прежде всего, относятся понятия государственной (базисной), научно-вспомогательной (ранее научно-информационной) и рекомендательной библиографии. Эту "триаду", по его мнению, "можно рассматривать как наиболее общепризнанный вариант видовой классификации библиографии по признаку ее общественного назначения" (выделено нами. - А.А.Г.). Во всяком случае, утверждает далее О.П.Коршунов, эти виды, как правило, "не вызывают возражений и присутствуют в большинстве классификаций, в то время как другие (дополняющие или обобщающие) неизменно подвергались сомнениям".

Указанная триада наиболее четко, но в другом терминологическом обозначении - учетно-регистрационная, критическая и рекомендательная, - впервые в российском библиографоведении обоснована Н.В.Здобновым. Непонятно по каким причинам, но в своей хронологии предлагаемых точек зрения О.П.Коршунов ссылается на второе издание труда Н.В.Здобнова "Основы краевой библиографии". В действительности его триада была обнародована еще в дискуссии на I Всероссийском библиографическом съезде 1924 г. [см.: Труды... С. 193], затем в первом издании (1925 г., на обл. 1926) названного труда "Основы краевой библиографии". В данном случае это существенно с точки зрения научного приоритета Н.В.Здобнова. Но, в конечном итоге, О.П.Коршунов включил признанную рекомендательную библиографию не в общую, а в специальную, соотнеся ее с образованием, самообразованием и идейно-воспитательной работой, т.е. в большей мере с педагогической библиографией.

С этим, естественно, трудно согласиться. Примечательна статья Э.К.Беспаловой "Проблемы общей теории библиографии" О.П.Коршунова и концепция рекомендательной библиографии", в которой она квалифицирует его подход как "новый": "О.П.Коршунов видит сущность рекомендательной библиографии в том, что она, оставаясь в пределах общей вторично-документальной природы библиографии, опосредует через себя оценочные, качественно-прагматические характеристики произведений печати для целей конкретного читателя. Поэтому исследование собственно рекомендательной библиографии стало частью общей теории... Рекомендательная библиография - это не совокупность пособий, предназначенных для общего и профессионального образования и самообразования, педагогической и пропагандистской деятельности, это общая функция библиографии" [Избранное: Ст. за 20 лет: В 2 т. М., 1994. Т. 1. С. 78. Статья написана в 1976 г.]. И мы согласны с тем, что рекомендация - общая функция библиографии. Но такое определяющее положение никак не вытекает из общей теории библиографии О.П.Коршунова. Это в большей мере видение самой Э.К.Беспаловой. О.П.Коршунов так и не смог четко квалифицировать различие между оценочной и рекомендательной функциями библиографии, что и подтверждает его процитированная выше новейшая характеристика рекомендательной библиографии.

В настоящее время положение с рекомендательной библиографией еще более усугубилось. На волне отрицания всего предшествующего ей отказано в воздействии на формирование идеологии, мировоззрения личности и общества. Но из истории отечественной библиографии известно, что рекомендательная библиография сформировалась именно исходя из задач идеологического воспитания, просвещения - прежде всего самообразовательного, а в наше время еще и профессионального. Скажем, даже в ГСНТИ советского периода очень много внимания уделялось рекомендательной библиографии для рабочих массовых профессий [подробнее см.: Гречихин А.А., Здоров И.Г. Информационные издания. 2-е изд., перераб. и доп. С. 102-118]. Еще одна важная функция рекомендательной библиографии - пропаганда библиографии и библиографических знаний как среди широких кругов пользователей информации, так и среди специалистов, профессионалов в соответствующих сферах общественной деятельности. Современные затруднения в госбюджетном финансировании системы народного образования, появление новых способов информационной деятельности вновь требуют особого внимания к возрождению и совершенствованию системы рекомендательной библиографии. Наконец, в руководстве чтением, пользованием книгой и другими источниками информации в определенной мере нуждается каждый человек.

К настоящему времени в нашей стране организационно сложилась система рекомендательной библиографии, включающая российские библиотеки: РГБ, Государственную республиканскую юношескую библиотеку (ГРЮБ) и ГПНТБ России. Второй уровень составляют библиотеки субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей. В своей совокупности на этих двух уровнях создаются рекомендательные библиографические пособия универсального, комплексного, отраслевого и тематического содержания в помощь общему (политическому, политехническому, эстетическому) образованию и самообразованию, а также пособия краеведческого характера, например: "Что читать о... крае (области, городе)". Можно более или менее определенно говорить и о третьем уровне, который представляют различные органы ГСНТИ (в том числе и библиотеки), создающие пособия рекомендательной библиографии в помощь профессиональному образованию и самообразованию рабочих массовых профессий, повышению квалификации специалистов. Таковы, например, серия библиографических указателей "Научно-технические знания - рабочим", серия рекомендательных обзоров "Новое в науке и технике" и др.

Главным центром в области теории и практики рекомендательной библиографии является РГБ, основные направления деятельности которой составляют: подготовка рекомендательных пособий, организационно-методическая работа, научно-исследовательская работа. Она создает рекомендательные библиографические пособия универсального содержания. Специфическую роль играет в системе рекомендательной библиографии РНБ, основное внимание уделяя проблемам обслуживания массовых профессий работников промышленности и сельского хозяйства. ГПНТБ России является головным центром рекомендательной библиографии по отношению к научно-техническим и специальным библиотекам различных ведомств, входящим в ГСНТИ.

В практике рекомендательного библиографирования наряду с традиционными жанрами пособий (библиографический список, указатель, обзор) сложились свои специфические жанры. К ним относятся: беседы о книгах, типовой каталог библиотеки, календарь знаменательных и памятных дат, семинарий, круг чтения, план чтения, листовки ("Что читать дальше?", "С чего начать?", "Прочтите эти книги"), памятка о писателе, ученом или общественном деятеле, библиографический плакат и т.д. Они могут выпускаться в качестве монографических, справочных и серийных изданий, сборников. Особое место в системе рекомендательных библиографических пособий и изданий занимают так называемые "малые формы": листовки-закладки, планы чтения, памятки, плакаты и т.п. Они отражают обычно небольшое число книг и статей и рассчитаны на конкретный эффект рекомендации и пропаганды. В качестве примера можно указать, что в форме бесед о книгах ГРЮБ подготавливает рекомендательные библиографические пособия по детской литературе, выходит уже упомянутая серия "За страницами вашего учебника". Рекомендательные библиографические закладки лежат в основе выпусков серии "Что читать дальше по истории...", составляемой Российской государственной публичной исторической библиотекой (РГПИБ).

До недавнего времени ведущим в области рекомендательной библиографии было издательство "Книга", которое в основном централизованно и выпускало подготовленные в органах ГСНТИ и библиотеках серии: "За страницами вашего учебника", "В мире прекрасного", "Страны и народы мира" и др. Теперь эту функцию осуществляет издательство "Книжная палата". Оно подготовило и в настоящее время (с 1988 г.) реализует проект выпуска рекомендательных библиографических изданий, взяв за основу четыре вида их: энциклопедия, справочник, антология, путеводитель.

В качестве примера рассмотрим одно из первых изданий рекомендательной библиографической энциклопедии "Минувшее меня объемлет живо...": Воспоминания русских писателей XVIII - начала XX в. и их современников [М., 1989. 350 с.]. Она была подготовлена в ГБЛ коллективом авторов-составителей (С.П.Бавин, Е.М.Сахарова, И.В.Семибратова, В.С.Смирнова). Сами авторы, судя по предисловию, определяют жанр этого издания как "популярная" рекомендательная библиографическая энциклопедия. По их мнению, ее популярность - в преимущественном обращении к известным именам в литературно-общественной жизни прошлого; библиографичность - в научно организованной информации о всех книгах общедоступного характера, содержащих необходимые читателю материалы; энциклопедичность - в широте охвата историко-культурных и историко-литературных сюжетов и проблем, в панорамном представлении самых разнообразных материалов мемуарного характера, имеющих отношение к русским писателям XVIII - начала XX в.

В действительности, можно согласиться лишь с "популярностью" издания. Что касается "библиографичности", то авторы обходят сам факт наличия особого вида ее - "рекомендательной библиографичности". Но ни отбор материала, ни его подача в пользу этого, решающего в данном случае, требования не свидетельствуют. Нельзя же считать "научно организованной" библиографическую информацию, систематизированную по авторам, но непонятно в какой последовательности (не по алфавиту, не по хронологии). Вообще-то для рекомендательной библиографии наиболее существенна ценностная систематизация материала. Но об этом в предисловии ничего не говорится. Материал о каждом авторе подается в форме групповой, или сводной, аннотации справочного характера. Столь же описательно-перечислительны и завершающие статьи по каждому разделу - "Литературная жизнь XVIII в. в мемуарах" и др.

В случае "энциклопедичности" также на первое место следовало бы поставить библиографическую и лишь затем - историко-культурную задачу и литературную широту охвата. Но, судя по принятым ограничениям, речь не идет даже "о всех книгах общедоступного характера". Так, с одной стороны, свое место на страницах книги получили лишь те литераторы, издания которых и мемуары о которых публиковались в 1960-1980-е гг. С другой стороны, в исключительных случаях даны мемуары, выходившие в 50-е годы (А.В.Никитенко, И.И.Панаев и др.). Выборочно представлены местные издания, материалы "Литературного наследства", совсем исключены издания, рассчитанные на специалистов (летописи творчества писателей, семинарии, энциклопедии, монографии о художественном творчестве). Наконец, из-за отсутствия современных изданий автобиографических и мемуарных произведений, а также сборников воспоминаний о писателях в книгу не вошли такие литераторы, как А.В.Сухово-Кобылин, А.К.Толстой, А.Ф.Писемский, Н.Г.Помяловский и т.д.

В целом, на наш взгляд, наблюдается определенный отход от основной социальной функции рекомендательной библиографии. Это относится и к последующим выпускам библиографических энциклопедий издательства "Книжная палата". По оценке О.П.Коршунова, "с позиций концепции "вспомогательности" библиографической информации... речь идет в сущности не о рекомендательно-библиографических пособиях как таковых, а о комплексных научно-популярных изданиях, органично сочетающих первичную научно-популярную и рекомендательно-библиографическую (вторично-документальную) информацию" [Библиографоведение: Общий курс. С. 178]. И все же следует считать, что начат серьезный эксперимент. И он должен продолжаться, но совершенствоваться. Именно при наличии энциклопедического подхода можно говорить, что рекомендательная библиография осуществляет социально значимую общебиблиографическую функцию.

При дальнейшем совершенствовании рекомендательной библиографии в нашей стране следует сохранить все лучшее, что было уже накоплено в прошлом, развивать ее в качестве составной части ГСНТИ. В любом обществе существуют определенные идеологические, культурологические, образовательные и воспитательные задачи, которые требуют обязательного и целенаправленного решения, внедрения в индивидуальное и общественное сознание. И здесь важнейшая роль принадлежит рекомендательной библиографии.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «minsan.ru» — Знакомимся с удовольствием