События на ближнем востоке в конце. Период Новой Истории, с XV-го по XVIII-й в

Одним из наиболее «невралгических» районов нашей планеты вот уже в течение весьма длительного времени считается Ближний Восток. Напряженность положения, обостренные до предела отношения между расположенными здесь арабскими странами и Израилем в сочетании со сложным внутриполитическим положением в отдельных странах района, непрекращающиеся акты вмешательства империалистических держав во внутренние дела арабских государств, неудержимый рост национально-освободительного движения арабских народов – все это создает ту исключительно пеструю и постоянно меняющуюся политическую мозаику, которая привлекает к району Ближнего Востока самое пристальное внимание.

Стратегическое и политическое значение «ближневосточного театра» определяется целым рядом причин политического, военно-стратегического и экономического порядка.

Ближний Восток является ареной открытого столкновения сил национально-освободительного движения с империализмом и колониализмом, сил прогресса с силами реакции, нового со старым. Эта борьба осложняется многими внешними и внутренними факторами.

Будучи правопреемницей Советского Союза, Россия при разработке своей внешнеполитической стратегии в регионе Ближнего и Среднего Востока столкнулась с проблемой сохранения преемственности. Сложность ее решения во многом была обусловлена той специфической ролью, которую играет регион в современных международных отношениях, и тем значением, которое он имеет для России. Ближний и Средний Восток представляет наиболее конфликтогенный регион мира. На протяжении всей половины XX века там периодически вспыхивали кратковременные и долгосрочные войны, в которые в той или иной форме оказывались втянуты великие державы и прежде всего СССР и США. Арабо-израильская война 1973 г. вообще имела ярко выраженную тенденцию для международного мира и безопасности, расположенными у границ России.

Перманентная конфликтогенность региона превратила его в самый емкий рынок вооружений. Для ВПК СССР, а затем и России, именно он является наиболее перспективным, поглощая значительную часть российского экспорта вооружений. Российский ВПК кровно заинтересован в его сохранении и расширении, что требует активной политической поддержки.

Затяжной экономический кризис, переживаемый Россией, ставит перед ней неотложную задачу увеличения инвалютных поступлений от экспорта. В этом плане экспорта вооружения имеет немалое значение, однако львиную долю экспортных поступлений Россия получает от энергоносителей. Поскольку страны данного региона играют доминирующую роль на мировом рынке энергоносителей (прежде всего нефти), то координация с ними экспортной политики имеет для России немалое значение.

В последней четверти XX в. в связи с резкой активизацией политической роли ислама регион превратился в мощный идеологический центр мирового значения. Его идейное влияние все более серьезно сказывается не только в Азии и Африке, но даже в Европе и США.

Формирование нового внешнеполитического курса России в регионе проходило в условиях ожесточенной внутриполитической борьбы и постоянного социально-экономического кризиса. Серьезная дискуссия развернулась по поводу отношений с двумя основными стратегическими союзниками СССР в регионе: Ираком и Сирией. Именно эти две страны были наиболее крупными покупателями советского оружия, а поскольку значительная его часть поставлялась в кредит, то к моменту распада СССР их долги составили почти 20 млрд. долларов. Испытывая постоянный дефицит финансовых ресурсов, правящие круги России сочли для себя наиболее целесообразным наладить отношения с этими двумя странами, несмотря на то, что они находились в чрезвычайно сложном международном положении. Бесспорно, это была победа сторонников сохранения преемственности.

Из двух бывших стратегических союзников в наихудшем положении оказался Ирак. Агрессивная, авантюрная внешняя политика, проводимая Саддамом Хусейном, сначала развязавшего войну с Ираном, а затем оккупировавшего Кувейт, вызвала резко негативную реакцию мирового сообщества.

Со второй половины 1989 г. Иракская пресса начинает широкомасштабную пропагандистскую кампанию против политики стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в ОПЕК, обвиняя их в том, что именно они виновны в том, что ОПЕК не пошла на увеличение квоты Ирака и тем самым блокировала восстановление иракской экономики. Постепенно эта политика начинает квалифицироваться как «экономическая война». 30 мая 1990 г. На заседании Совета Лиги арабских государств (ЛАГ) Саддам Хусейн заявляет, что «экономическая война стала невыносимой». 17 июня он прямо обвиняет Кувейт в том, что тот является одним из инициатором «экономической войны» и, кроме того, незаконно пользуется нефтяными месторождениями Румейлы, находящимися на иракско-кувейтской границе. В качестве компенсации за «кражу иракской нефти» Садам Хусейн требует от Кувейта выплаты 2,4 млрд. долл., а затем доводит эту сумму до 10 млрд. долл.

Стремясь всячески избежать разрастания конфликта, правительство Кувейта заявляет о своей готовности обсудить все спорные вопросы и выделить Ираку займ в размере 9 млрд. долл. Однако решение уже принято, и в ночь с 1 на 2 августа 1990 г. 150-тысячная иракская армия вторгается в Кувейт.

Небольшая, двадцатитысячная кувейтская армия не могла противостоять вторжению. Ее сопротивление продолжалось несколько часов, но за это время кувейтское правительство и члены правящей династии смогли покинуть страну. Захватив Кувейт, иракские войска подвергли его полному разграблению. Впоследствии только сумма исков граждан Кувейта к иракскому правительству составила 162 млрд. долл., а общие потери Кувейта от вторжения – 240 млрд. долл.

Уже 2 августа Совет Безопасности ООН принимает резолюцию 660, в которой осуждаются агрессивные действия Ирака и содержатся требования о немедленном и безоговорочном выводе иракских войск из Кувейта. Поскольку Ирак отказался выполнить эту резолюцию, то 6 августа принимается резолюция 661, предусматривавшая введение системы санкций против Ирака, для обеспечения соблюдения которой была создана специальная комиссия (ЮНСКОМ).

Инициатором принятия этих резолюций были США, которые с самого начала заняли предельно жесткую позицию по отношению к Ираку. Было принято решение дать немедленный военный ответ на агрессию, чтобы не допустить вторжения иракских войск в Саудовскую Аравию. Вполне реальную опасность такого вторжения осознали и Саудовские правящие круги. Получив согласие короля Фахда, президент Дж. Буш отдал 7 августа приказ +о переброске в Восточную провинцию Саудовской Аравии крупного контингента американских войск, который был поддержан в регионе Залива мощной эскадрой, насчитывающей 80 боевых кораблей. Затем к американским войскам присоединились воинские части Франции, Великобритании, Египта, Сирии и ряда других стран. Они образовали межнациональные силы, численность которых к январю 1991 г. Достигла 780 тыс. человек.

29 ноября Совет Безопасности принимает резолюцию 678, санкционирующую использование военной силы для освобождения Кувейта. Ираку был предъявлен ультиматум, согласно которому все иракские войска должны быть выведены из Кувейта к 15 января 1991 г. Садам Хусейн его отверг.

17 января многонациональные силы начинают операцию по освобождению Кувейта под кодовым названием «Буря в пустыне». Она продолжалась 42 дня и завершилась полным разгромом противостоящей многонациональным силам 547-тысячной группировке иракских войск.

26 февраля Садам Хусейн заявил о признании всех резолюций Совета Безопасности. 28 февраля боевые действия прекратились. Кувейт освободили, но режим Саддама Хусейна уцелел. Он был поставлен под жесткий контроль. Системе санкций сохранялась, а, кроме того, Ираку было запрещено иметь оружие массового поражения.

В ноябре 1994 г. Иракское правительство подтвердило свое признание суверенитета и территориальной целостности Кувейта, а в декабре согласилось с демаркацией ирако-кувейтской границы.

В отличии от Ирака, другой стратегический союзник СССР на Ближнем Востоке, Сирия, смогла выйти из эпохи холодной войны с минимальными потерями, хотя к концу 80-х гг. международная обстановка для нее также складывалась весьма неблагоприятно. Опираясь на военно-политический союз с СССР, президент Сирии Х. Асад в рамках своего традиционного курса на конфронтацию с Израилем пошел на сближение с Ираком, который рассматривался на Западе как один из основных центров «международного терроризма». Поскольку и до этого Х. Асад постоянно солидаризировал с экстремистским крылом ПДС (Палистинское движение сопротивления), которое в свою очередь поддерживало самые тесные контакты с различного рода радикальными террористическими организациями, то Сирия была причислена к государствам, «поддерживающим международный терроризм» и против нее были введены экономические санкции странами Западной Европы и США. Это не могло не оказать отрицательного влияния на экономику страны, которая в значительной степени связана со странами Западной Европы.

Кроме того, страны ССАГПЗ в ответ на сближение Сирии с Ираком прекратили оказание ей финансовой помощи с 1985 г. Эта помощь покрывала основную часть сирийских военных расходов, обеспечивать которые на необходимом уровне экономика страны была не в состоянии. В какой-то степени острота проблемы была снята благодаря поставкам советского оружия в кредит.

Ситуация для Х. Асада осложнялась конфликтами с соседями: Турцией, Иорданией и Ираком. Конфликт с Турцией возник в связи с неофициальной поддержкой Сирией действий боевиков КРП (Курдская рабочая партия). И хотя в 1987 г. был подписан сирийско-турецкий протокол о взаимном обеспечении безопасности, но косвенная поддержка КРП продолжалась через экстремистское крыло ПДС.

Наиболее острым был конфликт с Иорданией. Он возник в результате действий сирийского филиала организации «Братья-мусульмане» (будучи первоначально чисто египетской организацией, они смогли распространить свою политическую доктрину и в других мусульманских странах). В конце 70-х – начале 80-х гг. эта организация развязала гражданскую войну в стране, организовав ряд массовых вооруженных выступлений против режима Х. Асада. Только используя танки и авиацию, сирийская армия смогла подавить эти выступления. Затем «Братья-мусульмане» перешли к широким диверсионно-террористическим действиям. Базы и лагеря боевиков находились на территории Иордании, что привело к резкому обострению отношений между двумя странами. Хотя в конечном итоге Х. Асаду удалось подавить вооруженное сопротивление «Братьев-мусульман», но они сохранили свои опорные пункты в Иордании и свою инфраструктуру в стране.

В настоящее время в мире появилась группа стран Востока (регион Дальнего Востока), которая структурно перестает быть Востоком в классическом смысле этого слова. В таком же направлении несколько медленней и много трудней идут еще две группы стран -- ряд латиноамериканских и юго-восточноазиатских. Часть стран Востока, двигаясь в сторону структурной перестройки, являет собой сложные системы из сосуществующих и имеющих шансы еще долго сосуществовать двух структур, старой и новой. И наконец, остальные достаточно твердо держатся за сохранение старой структуры либо просто не в состоянии добиться существенных результатов в попытке ее трансформации очень трудно.

Во второй половине двадцатого столетия в странах Востока сложилась трудная социально-экономическая ситуация.

Упадок роли европейских государств после Второй мировой войны создал условия для краха колониализма. Освободившиеся страны видели свою главную задачу в преодолении отсталости, которая усугублялась начавшимся после войны быстрым ростом населения. Освободившиеся страны, учитывая особенность их развития, называют поэтому «третьим миром» в отличие от Запада и Востока. Считая виновником своей отсталости "империализм", освободившиеся страны поначалу добивались своей экономической независимости. Они пытались повысить цены на вывозимое ими сырье и заменить импорт машин с Запада собственным производством. Они, таким образом, пытались противопоставить себя мировой экономике. Это оказалось недостижимой задачей. Освободившиеся страны стали искать пути интеграции в мировую экономику. Они стали поощрять экспорт, иностранные капиталовложения. Это была уже новая экономическая политика. Для привлечения иностранного капитала надо было проводить рыночные реформы: стабилизировать денежное обращение, приватизировать государственный сектор, вводить свободные цены и т.д. Все это означало не противопоставление себя мировой экономике, а попытку интегрироваться в нее, стать ее органической частью. На примере "новых индустриальных стран" стало очевидно, что это единственный путь преодоления отсталости.

Преодоление отсталости оказалось для стран Азии и Африки не только экономической проблемой. Оно стало, в сущности, взаимодействием цивилизаций. Ведь отсталость была связана с господством традиционных вековых укладов. ее преодоление означало модернизацию общества. Модернизация оказалась не чем иным, как попыткой внедрить элементы новой, чуждой цивилизации. Это цивилизационное взаимодействие породило невероятные сочетания, которыми так богат "третий мир", когда за фасадом парламентских институтов вдруг обнаруживались родоплеменные отношения, когда вдруг появились "исламские республики", закреплявшие в конституциях бесправие женщин и допускавшие телесные наказания, когда в ультрасовременном городе вдруг обнаруживалось, что для женщин существуют отдельные лифты и т.д. Попытка ускоренной модернизации приводила к попятному движению. Так, в Иране произошла исламская революция, государство перестало быть светским, были восстановлены нормы исламского права.

В решении всех проблем страны "третьего мира" нащупывали каждая свой путь развития. У них были разные стартовые позиции и развивались они неодинаковыми темпами. С точки зрения экономического развития особое место, конечно же, занимают страны - экспортеры нефти, имеющие достаточно стабильный источник доходов. Среди них наиболее благополучно выглядят арабские государства Персидского залива, правда, как это ни парадоксально, богатство обернулось консервацией в этих странах патриархально-кланового строя и абсолютных монархий.

В Юго-Восточной Азии деколонизация шла гораздо сложнее. Ряд стран добились независимости после вооруженной борьбы. В этом регионе также пролег фронт "холодной войны". Значительное влияние имела на страны Юго-Восточной Азии Вьетнамская война. В результате поражения США Вьетнам стал своеобразной местной сверхдержавой. Но сам он оказался в тяжелом экономическом положении. В конце концов он отказался от экспансии и по примеру Китая стал проводить рыночные реформы, чтобы оживить экономику. Остальные страны сделали ставку на развитие по японскому образцу экспортных отраслей промышленности. Они добились больших успехов. Гонконг, Индонезия, Малайзия, Сингапур и Филиппины вошли в число "новых индустриальных стран". Используя иностранный капитал и технологии, обильные трудовые ресурсы на местах, этим странам удалось создать развитую обрабатывающую промышленность, работающую в основном на экспорт и успешно конкурирующую на рынках стран Запада. Наименее развитыми во всех отношениях остаются страны Тропической и Южной Африки.

Несмотря на все трудности, модернизация стран "третьего мира" шла семимильными шагами. Им удалось создать отечественную промышленность. Сделало шаг вперед и сельское хозяйство: внедрение современных технологий, "зеленая революция" сняли угрозу массового голода в большинстве развивающихся стран. Они добились признания своих проблем как проблем глобальных, их голос отчетливо звучит на всех мировых форумах. Изменилась их социальная структура. Значительная часть самодеятельного населения уже работает по найму, появился местный предпринимательский капитал, свой средний класс, ушло в прошлое всесилие помещиков и родовой знати. В целом, хоть и неравномерно, уровень жизни вырос. Постепенно формируются социально-экономические условия для укоренения демократических институтов. В 80-е годы этот процесс, совпавший с демократическими преобразованиями в Восточной Европе, впервые привел к тому, что более половины населения мира живет в условиях политической свободы. Столь динамичные изменения - еще один феномен XX столетия.

Восток в наши дни состоит из трех основных групп стран, развивающихся в рамках отличных друг от друга моделей. Первые две из них -- японская модель гармоничного синтеза и индийская модель симбиоза -- жизнеспособны и в постоянной помощи извне не нуждаются. Более того, часть из них сама способна оказать помощь другим и делает это (имеются в виду Япония и нефтедобывающие страны). Третья группа стран, развивающаяся по африканской модели и тяготеющая к традиции в ее наиболее отсталой, чаще всего полупервобытной модификации, явно нежизнеспособна. В лучшем из ее вариантов развитие по этой модели ведет к стагнации, в худшем -- к кризису и катастрофам. Эта группа стран не может жить без чужой помощи в самом элементарном смысле слова: страны Африки, пусть даже не все, просто не в состоянии себя прокормить. Это же относится и к некоторым беднейшим странам Азии.

Не все страны современного Востока вписываются в вычлененные основные три модели. Часть их находится как бы вне их. Это относится, в первую очередь, к таким странам, как Китай и Вьетнам, энергично приступившим к переделке структуры, а также к таким, как КНДР, где все это еще впереди.

Формально руководство КНР (да и Вьетнама) все время подчеркивает, что ориентируется на строительство социализма. Однако на деле речь идет о существенной роли социальных гарантий и об ограниченности функций рынка и частной собственности, которые традиционно контролирует восточное государство.

Если подвести все разнообразие современного Востока под какие-то генеральные рамки, то перед нами окажутся четыре основные модели. Рассмотрим их более основательно, с учетом потенций и перспектив.

колониализм исламский революция капиталистический

Понятие региона Ближнего Востока в политических и научных кругах. «Большой Ближний Восток». Страны и государства Ближнего Востока и их территории. Израиль как европейское государственное образование. Араб­ские страны Юго-Западной Азии и Северной Африки, Магриш и Магриб. Расовый, этнонациональный и религиозно-общин-ный состав населения. Арабы и евреи, курды и тюрки, копты, берберы, суданские и мавритан­ские негры. Иудаизм, христианство и ислам на Ближнем Востоке, взаимоотно-шения представителей трёх мировых религий между собой. Род заня­тий, культура и быт народов населяющих Ближний Восток. Последствия колониального владычества Великобритании, Франции и Италии в регионе.

Ближний Восток после окончания второй мировой войны. Процесс деколонизации и образования молодых независимых государств /1946 -1971 гг./. Создание Государства Израиль. Достижение политической неза­висимости и восстановление государственного суверенитета арабскими стра­нами Юго-Западной Азии и Северной Африки. Борьба между силами реак­ции и прогресса, успехи и неудачи национально-освободительных, антиимпе-риалистических и антифеодальных движений.

Основные формы государственного и политического устройства в странах Арабского мира. Республиканские режимы и их характеристика. Египет, Сирия, Ливан, Ирак, Йемен, Ливия, Тунис, Алжир, Судан и Мавритания. Монархические режимы и их характеристика. Саудовская Аравия, Иордания, Кувейт, Катар, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Бахрейн и Марокко. Палестинский и курдский вопросы. Проблема Западной Сахары.

Государство Израиль. История зарождения, становления и развития. Основные тенденции политического и социально-экономического развития во второй половине XX-начале XXI века.

Еврейский народ и его место в истории мировой человеческой циви­лизации. Антисемитизм как явление в социально-политической жизни ряда стран Европы, Азии, Африки и Америки, его корни. Причины усиления антисемитских настроений на рубеже XIX-XX веков.

Сионизм как политическое, националистическое и социальное дви­жение. Образо-вание Всемирной сионистской организации /ВСО, Базель, 1897 г./, её программа, цели и задачи. Теодор Герцль как основатель сионистского движения. Эрец - Исраэль. Деятель-ность ВСО по созданию «еврейского очага на исторической родине» в Палестине. Отно-шение к про­цессу еврейской иммиграции правительства Великобритании. Декларация Бальфура /2 ноября 1917 г./ и обсуждение проблемы Палестины на международной конференции в Сан-Ремо /19 апреля 1920 г./.

Активизация процесса еврейской иммиграции в Палестину в межвоен­ный период. Алия и создание политической системы ишува в 20-х - 30-х гг. XX века. Закладывание основ еврейской государственности. Возникновение межобщинного противостояния евреев и арабов в Палестине. «Белая книга» правительства Великобритании /17 мая 1939 г./.

Взрыв антисемитской истерии в нацистской Германии и его послед­ствия /1933 - 1945 гг./. Нюрнбергские законы о гражданстве и расе /15 сентября 1935 г./. Евреи и мишленги. Распространение юдофобии в оккупированных странах Европы в годы второй мировой войны /1939 -1945 гг./. Совещание высших чинов нацистского рейха в Гроссен - Ванзее /20 января 1942 г./ и принятие «окончательного решения еврейского вопроса». Геноцид и холокост. Уничтожение шести миллионов евреев Европы.

Внеочередной конгресс ВСО и принятие Билтморской программы, её основные положения /Нью-Йорк, 11 мая 1942 г./. Призыв к созданию независимого еврейского государства на территории Палестины и реакция на него со стороны ведущих держав - участниц антигитлеровской коалиции - США и СССР.

Политическая ситуация в Палестине к моменту окончания второй мировой войны. Приток новой алии из Европы и других регионов земно­го шара. Резкое обострение межоб-щинных противоречий евреев и арабов, перерастание их в открытый вооружённый кон-фликт. «Хагана» и «Пальмах» как иррегулярные воинские формирования палестинских сио­нистов. Террористическая деятельность «Иргун цвай леуми» и «Лехи». Трагедия в Дейр - Ясин /9 апреля 1948 г./.

Кризис системы британского мандата в Палестине, фактический отказ и самоустра-нение правительства Великобритании от решения проблем данной территории. Обсужде-ние палестинского вопроса в ООН /1946-1948 гг./. Основные варианты решения данного вопроса. Проект создания суверенного арабо-еврейского государства с равными правами для арабов и евреев. Проект раздела Палестины на два самостоятельных государства - арабское и еврейское. Позиции великих держав в процессе обсуждения этих проектов. Вторая сессия Генеральной Ассамблеи ООН и принятие резо­люции 181/II/ о разделе Палестины на два независимых и суверенных государства - арабского и еврейского /29 ноября 1947 г./.

Принятие Декларации о создании Государства Израиль /Тель-Авив, 14 мая 1948 г./. Народный совет и народная администрация еврейского го­сударства как временные законодательные, исполнительные и распорядите­льные органы. Политический портрет и деятельность Давида Бен-Гуриона, его роль в истории еврейского народа и создании Израиля.

Конституционно - правовая система Государства Израиль, её харак­терные черты и особенности. Правовые основы возникновения и существо­вания еврейского государст- ва. Отсутствие конституции, сочетание еврейского религиозного права с английским общим правом и элементами торго­вого и частного права Османской империи. Опреде-ление израильского граж­данства и статус личности. Законы о возвращении /1950 г./, о гражданстве /1954 г./, о земле /1960 г./ и о регистрации населения /1965 г./. Евреи и гои. Сабра, ашкенази, сефарды и мамцерим. Арабы-уроженцы Израиля, палестин­ские арабы, бедуины и друзы.

Государственные институты Израиля. Особенности реализации прин­ципа разделе-ния властей. Правительство, Кнессет, Верховный суд. Статус президента. Местные орга-ны исполнительной, распорядительной и судебной власти. Влияние ортодоксального иудаизма на деятельность государствен­ных органов и учреждений Израиля. Закон о раввинских судах /1953 г./.

Партийная система Израиля. Отсутствие крупных политических партий и органи-заций общенационального масштаба, пестрота партийного спектра. Сионистские партии социал-реформистской, центристской и правоконсервативной ориентации. Религиозные партии традиционалистского и ультраорто­доксального иудаизма. Светские партии марксистско-социалистической и демократической ориентации. Блокирование израиль-ских партий и группиро­вок на парламентском и правительственном уровнях. «Маарах» /1969 г./ и «Ликуд» /1973 г./ как основные политические блоки-соперники в последней четверти XX - начале XXI века.

Роль силовых структур в общественно-политической жизни Израиля. ЦАХАЛ /Армия обороны Израиля/ и МОССАД, их функции. «Система вращающихся дверей». Быстрая сменяемость офицерского корпуса и делеги­рование отставных высших чинов армии на руководящие посты в государст­венном и административном аппарате.

Общественные организации Израиля и специфика их деятельности. Гистадрут /Всеобщая конфедерация труда рабочих Израиля, 1920 г./ как основной профсоюзный центр, его структуры и подразделения.

Политические портреты наиболее известных государственных дея­телей Израиля второй половины XX - начала XXI века. Хаим Вейцман, Голда Меир, Моше Даян, Менахем Бегин, Шимон Перес, Ицхак Рабин, Бееньямин Нетаньягу, Ариэль Шарон и Эхуд Ольмерт.

Израиль как новая индустриальная страна. Основные этапы социаль­но-экономичес-кого развития с момента воссоздания еврейского государства. Восстановительный период /конец 40-х - середина 50-х гг. XX века/. Развитие сельскохозяйственного производства и начало процесса индустриализации. Киббуцы и мошавы. Процессы репатриации и абсорб-ции прибыва­ющей алии.

Промышленный подъём и создание импортозамещающей модели развития /середина 50-х - середина 70-х гг. XX века/. Образование макроэко­номических пропорций характерных для индустриально развитой страны. Процесс милитаризации экономики, возникновение военно-промышленного комплекса/ВПК/ Израиля.

Переход Израиля к экспортноориентированной модели развития /середина 70-х - конец 80-х гг. XX века/. Период медленного и неустойчиво­го роста, поиск путей интенсификации экономики. Нарастание финансовых проблем, вызванных макроэконо-мической несбалансированностью. Структурные сдвиги вследствие переплетения инду-стриальной и научно-техниче­ской стадий развития. Первая волна хозяйственной либе-рализации.

Ускорение экономического роста на основе вовлечения в воспроизвод­ственный процесс новых ресурсов труда и капитала /рубеж XX - XXI веков/. Значительное усиление интенсивных факторов роста, повышение роли кон­куренции и рыночных стимулов. Завер-шение формирования основ хозяйст­венного профиля путём выделения специализирован-ных, высокотехнологи­чных видов военного и гражданского промышленного производ-ства. Актив­ное развитие сферы услуг.

Факторы способствовавшие бурному росту израильской экономики на протяжении второй половины XX- начала XXI веков.

Военно-политический союз Израиля и США в годы «холодной войны» и после её окончания. Предоставление правительством США Израилю круп­ных кредитов на льгот-ных условиях, оказание широкой безвозмездной помо­щи в экономической, финансовой, промышленной, военной и иных сферах деятельности. Поддержка Израиля сионистскими и просионистскими круга­ми разных стран, еврейской диаспорой, представителями круп-ного финансо­вого капитала еврейского происхождения. Жёсткое противостояние Израиля с арабо-исламским миром в ходе ближневосточного конфликта. Синдром «осаждённого государства-крепости» и политика «наращивания мускулов», милитаризация экономики и труда. Постоянный приток алии обладающей достаточно высоким уровнем интеллекту-ального развития, квалификации, общей и профессиональной культуры. Наличие относи-тельно дешёвой ра­бочей силы в лице израильтян сефардийского и арабского происхож-дения, палестинских арабов и друзов.

Основные отрасли современной израильской экономики. ВПК и свя­занные с ним виды высокотехнологичного производства. Ядерная программа Израиля. Металлооб-рабатывающая и машиностроительная промышленность. Электротехническая и элек-тронная промышленность. Добыча полезных ис­копаемых, фосфатов и солей Мёртвого моря. Производство минеральных удобрений. Обработка алмазов. Строительная индустрия и сфера услуг. Высокорентабельное сельскохозяйственное производство. Создание сети ирригационных систем, широкое внедрение новинок агротехники и агрокультуры. Выращивание зерновых и цитрусовых культур. Развитие животново­дства и птицеводства.

Общие итоги политического и социально-экономического развития Государства Израиль во второй половине XX - начале XXI веков. Перспек­тивы дальнейшего сущест-вования еврейского государства.

Ближневосточный конфликт и динамика его развития. Причины, характер и основные этапы ближневосточного конфликта.

Международные аспекты ближневосточного конфликта. Позиции великих мировых держав – США, Великобритании, Франции, СССР /России/ и КНР в процессе урегулиро-вания данного конфликта. Геополитические противоречия, региональные проблемы и нефтяной вопрос.

Арабо-израильские противоречия. Бойкот государства Израиль его арабскими сосе-дями, длительный отказ от признания права на существование суверенного еврейского государства.

Палестинский вопрос как краеугольный камень ближневосточного конфликта. Первая арабо-израильская /Палестинская/ война /1948 – 1949 гг./ и её результаты. Включение Западного берега реки Иордан в состав Иордании, установление над сектором Газа египетского административного контроля. Возникновение проблемы палестинских бежен-цев. Палестинские арабы как народ диаспоры.

Зарождение Палестинского движения сопротивления – ПДС /1948 – 1964 гг./. Ранние политические организации палестинских арабов и их деятельность. Арабская армия освобождения /ААО, 1948 – 1949 гг./ и «Аль-Джихад ал-мукаддас» /«Священная война», 1949 г./.

Вторая арабо-израильская война /Суэцкий кризис, 30 октября – 6 ноября 1956 г./. Тройственная англо-франко-израильская агрессия против Египта и её последствия. Поддержка палестинцами идей панарабизма, их активное участие в движении обще-арабского единства. Г.А. Насер и ПДС.

Создание Организации освобождения Палестины /ООП, 1964 г./. «Харикат ат-тахрир ал-Филастыни» – «Движение палестинского освобождения» /ФАТХ – Победа, 1959 г./ как костяк ООП. Народный фронт освобождения Палестины /НФОП/, Демократический фронт освобождения Палестины /ДФОП/, Коммунистическая партия Палестины – Партия народа /КПП – ПН/ и другие палестинские организации – члены ООП. Армия освобождения Палестины /АОП, 1965 г./ как вооружённое крыло ООП. Салах Халаф, Халиль аль-Вазир и Ясир Арафат как лидеры ООП и ПДС.

Первый Палестинский национальный конгресс /Иерусалим, май 1964 г./ и его решения. Палестинский Национальный пакт, характеристика этого документа.

Третья арабо-израильская война /«Шестидневная война», июнь 1967 г./. Захват Израилем оставшейся части Палестины – Западного берега реки Иордан и сектора Газа, сирийских Голанских высот и египетского Синайского полуострова. Новый отток беженцев. Конференция арабских стран в Хартуме /1967 г./. Решение Совета Безопасности ООН №242 /22 ноября 1967 г./. Политика израильской колонизации оккупированных арабских территорий.

Появление экстремистских палестинских организаций. Группировки «Чёрный сентябрь» и «Орлы палестинской революции». Террористическая акция и гибель израильских спортсменов во время Мюнхенской Олимпиады /сентябрь 1972 г./. Конфликт руководства ООП с властями Иордании, вооружённые столкновения отрядов АОП с иорданской армией /1968 – 1970 гг./. Перебазирование основных сил ООП в Ливан.

Четвёртая арабо-израильская война /«Война Судного дня», октябрь 1973 г./ и её результаты. Постановление XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН /1974 г./ о праве арабов Палестины на создание суверенного государства. Выход Египта из арабо-израильского конфликта в результате заключения сепаратного мирного договора с Израилем /Вашингтон, 26 марта 1979 г./.

Втягивание Ливана в ближневосточный конфликт. Поддержка правительством Ливана ПДС на оккупированных Израилем арабских территориях. Обострение межкон-фессиональных проблем в ливанском обществе. Борьба национально-патриотических сил страны с местной реакцией. Гражданская война в Ливане /1975 – 1990 гг./. Ввод в Ливан сирийских войск согасно решениям Совещания в верхах арабских государств в Эр-Рияде и Каире /1976 г./.

Пятая арабо-израильская война /Ливанская война, 1982 г./ и её последствия. Оккупация южной части страны израильскими войсками и их выход к Бейруту. Эвакуация отрядов ПДС их Ливана в Ливию. Резня в палестинских лагерях беженцев Сабра и Шатила. Отказ ливанского правительства от сепаратного соглашения с Израилем. Ослабление ООП.

Поддержка мировой общественностью национально-освободительной борьбы палестинского народа. СССР /Россия/ и ООП. Постепенное складывание благоприятных условий для решения палестинского вопроса. Рост численности арабского населения в Израиле и на оккупированных Израилем арабских территориях. Интифада как невооружённое восстание арабов Палестины /1986 – 1993 гг./.

Поиск путей урегулирования ближневосточного конфликта – Мадрид, Москва, Осло, Вашингтон /1991 – 1993 гг./. Посредничество ООН. Начало прямого политического диалога между Израилем и ООП. Совместная палестино-израильская декларация и её основные положения /Осло, 13 сентября 1993 г./. Образование Палестинской национальной автономии /район Газы – Иерихона/. Нерешённость проблемы Иерусалима. Создание Совета палестинской автономии, трансформация последнего в Палестинскую национальную администрацию /ПНА/. Я. Арафат как председатель ПНА.

Оппозиции мирному урегулированию в Израиле, арабских странах и ООП. Провокации и террористические акции.

Исламский фундаментализм и ПДС. «Мусульманская ассоциация» /1973 г./ и «Движение исламского сопротивления» /ХАМАС, 1987 г./. «Исламский джихад» /1979 г./ и «Хезбола» /«Партия Аллаха», 1983 г./. Шейх Ахмед Ясин и Фатхи Шакики как лидеры палестинских фундаменталистов. Террористические акты в США 11 сентября 2001 г. и реакция на них в Арабском мире.

Смерть Я. Арафата /11 ноября 2004 г./ и проблема преемственности в руководстве ООП, ФАТХ и ПНА. Политический портрет и деятельность Махмуда Аббаса.

«Дорожная карта» палестино-израильского урегулирования как документ /30 апреля 2003 г./. Судьба этого плана.

Победа ХАМАС на выборах в Законодательный совет Палестины в 2006 г. Фактический раскол в руководстве Палестинской национальной автономии и обострение борьбы за власть между ФАТХ и ХАМАС /июнь 2007 г./. Двоевластие в Палестине. «Зимняя война» в Газе и её последствия /27 декабря 2008 г. – 18 января 2009 г./.

Перспективы мирного урегулирования ближневосточного конфликта.

Египет во второй половине XX - начале XXI века. Основные тенденции внутренней и внешней политики после установления республи­канского строя.

Политическая ситуация в Египте на рубеже 40-х - 50-х гг. XX века. Проимпериали-стическая позиция правительств короля Фарука, неспособно­сть и нежелание последних отстаивать национальный и государственный суверенитет Египта. Острый внутренний кризис в стране, подъём демокра­тического, антиимпериалистического и национально-освободительного дви­жения. Требование разрыва неравноправного англо-египетского договора 1936 г. и эвакуации британских войск с территории страны. Роль передовой части офицерского корпуса египетской армии в освободительной борьбе. Создание и деятельность организации «Свободные офицеры» /1948 г./ Политические портреты Мухаммеда Нагиба, Гамаль Абдель Насера и Анвара Садата.

Революция 23 июля 1952 г. в Египте, её причины и характер. Особен­ности египетской революции. Свержение монархического режима и переход власти в руки Совета револю-ционного командования /СРК/. М.Нагиб как глава временного революционного правите-льства. Размежевание в рядах СРК и победа радикального крыла национально-патриоти-ческих сил в его составе. Провозглашение Египта республикой /июнь 1953 г./ и принятие первой республиканской конституции /июнь 1956 г./. Г.А.Насер как глава правительства и государства.

Политика экономических и социальных реформ в Египте в эпоху Г.А.Насера. Аграрные реформы и постепенная ликвидация крупного феода­льного, вакуфного и помещичьего землевладения, Принятие законодатель­ства регулирующего сферу арендных отношений, установление порядка фиксированного налогообложения в деревне. Поощре-ние частных образцо­вых хозяйств феллахов и развитие кооперативного движения. Вне-дрение в сельское хозяйство новинок агротехники и агрокультуры. Реконструкция и стро-ительство ирригационных систем. Процесс национализации иностранной собственности в Египте, его особенности. «Египтизация» промышленности, банковского дела и внешней торговли. Создание государственного сектора в экономике и поощрение частного наци-онального капитала. Введение элемен­тов общегосударственного планирования и разра-ботка пятилетних планов. Индустриализация Египта, создание крупных предприятий лёгкой и пищевой промышленности. Развитие энергетики и строительство Асуанского гидро­узла. Сотрудничество Египта с СССР и другими социалистическими страна­ми в экономической сфере.

Антиимпериалистическая позиция нового Египта в международных отношениях. Вывод британских оккупационных сил из страны /1954 г./. Национализация Египтом Компании Суэцкого канала /июль 1956 г./. Обост­рение отношений со странами Запада. Суэцкий кризис и тройственная англо-франко-израильская агрессия против Египта /30 октября - 6 ноября 1956 г./.

Позиции СССР и США в период Суэцкого кризиса. Поддержка СССР правительства Г.А.Насера. Вынужденное отступление колонизаторов и вывод войск агрессоров.

Египет как лидер арабского мира. Идеология панарабизма и её основ­ные положе- ния. Создание Объединённой Арабской Республики в составе Египта и Сирии /ОАР, февраль 1958 г./. Выход Сирии из ОАР, его причины /сентябрь 1961 г./.

Роль Египта в международных организациях молодых освободивши­хся государ- ств Азии, Африки и Латинской Америки. Г.А.Насер как один из создателей и лидеров Движения неприсоединения/ДН/. Участие Египта в деятельности ДН, ОСНАА, ОИК и ЛАГ.

Положение в ОАР после выхода из её состава Сирии. Принятие Хартии национального действия /1962 г./. Временная конституция 1964 и её содержа­ние. Арабский Социалистический Союз /АСС, 1962 - 1963 гг./. Рост бюро­кратической буржуазии и усиление её влияния в египетском обществе.

Поражение Египта в «Шестидневной войне» /июнь 1967 г./ и его причины. Попытки внутренней реакции свергнуть правительство Г.А.Насера и их провал. «Программа 30 марта» /1968 г./, продолжение политики прог­рессивных преобразований. Трудности процесса ликвидации последствий израильской агрессии. Договор о дружбе и сотрудничестве между Египтом и СССР /27 мая 1971 г./ и его значение. Восстановление Египтом своего эконо­мического и военного потенциала. «Война Судного дня» и её резу-льтаты /октябрь 1973 г./.

Арабская Республика Египет /АРЕ, 1972 г./ в постнасеровскую эпоху. Усиление активности «новой буржуазии». Социальный кризис. Приход к власти А.Садата и ревизия им внутренней и внешней политики своего пред­шественника. Конституция 1971 г. и её основные положения.

«Октябрьский документ» /18 апреля 1974 г./ и провозглашение полити­ки «инфитаха». Переход к рыночному хозяйству посредством частичной де­национализации и привати-зации государственной собственности, укрепления позиций национальной буржуазии и предоставления свободы деятельности иностранному капиталу.

Роспуск АСС и создание на его базе трёх политических партий - Либерально-социалистической партии/ЛСП, 1976 г./, Арабской социалисти­ческой партии /АСП, 1976 г./ и Национально-прогрессивной партии /НПП, 1976 г./. «Демократический эксперимент» конца 70-х гг. XX века и его сущ­ность. Образование и деятельность проправительственной Национально-демократической партии /НДП, 1978 г./ и Социалистической партии труда /СПТ, 1979-1980 гг./ как партии «легальной оппозиции». Возникновение полулегального и нелегального оппозиционного движения в Египте. Новый Вафд /1979-1980 гг./ и Национальный фронт /1979-1980 гг./. Исламско-фундамен-талистский фактор в политической и общественной жизни страны. Рост численности и резкая активизация деятельности исламистских партий, организаций и группировок. «Аль-Джихад», её характеристика. Исламская революция в Иране и её влияние на внутреннюю ситуацию в Египте.

Сближение АРЕ с США и их союзниками, ухудшение отношений с СССР. Односторонняя денонсация египетской стороной Договора о дружбе и сотрудничестве с СССР /март 1976 г./. Сепаратные переговоры АРЕ с Израилем при посредничестве США. Соглашение о Синайском полуострове /сентябрь 1975 г./. Кэмп-Дэвидское соглашение «Рамки мира на Ближнем Востоке» /сентябрь 1978 г./. Мирный договор между АРЕ и Израилем, его основные положения /Вашингтон, 26 марта 1979 г./. Последствия и результа­ты сепаратного сговора. Выход наиболее развитой страны арабского мира из ближневосточного конфликта. Кризис отношений Египта с арабскими стра­нами. Политические и экономические санкции арабских государств против АРЕ. Приостанов-ление членства Египта в ЛАГ.

Кризис садатовского режима. Объединение оппозиционных сил в рамках Египетского патриотического фронта /ЕПФ, 1980 г./. Репрессивная политика властей в отношении оппозиции. Убийство А.Садата исламскими экстремистами /6 октября 1981 г./. Введение режима чрезвычайного поло­жения в стране.

Приход в АРЕ к власти нового руководства. Мухаммед Хосни Мубарак как политик и президент, его роль в истории независимого Египта. Очеред­ной этап модернизации страны.

Положение в Египте в начале 80-х гг. XX века. Застой и стагнация в политической, идеологической, экономической и социальной сферах. Бюро­кратизация государственного и административного аппарата, безудержный рост коррупции и взяточничества. Диспро-порции в экономике, Снижение темпов развития в промышленном и аграрном секторах. Приток капиталов в сферу услуг, туризма и индустрии развлечений. Резкая социальная диффе­ренциация в египетском обществе. «Жирные коты» и отношение к ним про­стых египтян. Этнические и конфессиональные проблемы. Арабы-мусуль­мане и копты-христиане, их взаимоотношения.

Отказ правительства М.Х.Мубарака от крайностей внутренней и вне­шней политики прежней администрации. «Египет для всех». Стремление к внутренней стабилизации и консолидации египетского общества. Сохране­ние лидирующих позиций НДП и полити-ческий диалог с оппозиционными партиями, организациями и группировками. Укрепле-ние национальной экономики АРЕ путём переноса инвестиций из сферы потребления в сферу производства. Нормализация отношений АРЕ с арабскими странами, восста­новление членства Египта в ЛАГ. Возбновление политического и экономиче­ского сотрудничества с СССР.

АРЕ на рубеже и в начале XXI века. Продолжение политики экономи­ческих и социальных реформ администрацией М.Х.Мубарака.

Ускоренное развитие рыночных отношений в Египте и особенности этого процесса. Приватизация без абсурда, с заказом тендера и на основе аудита независимым фирмам. Интенсивное разгосударствление промыш­ленных, сельскохозяйственных, инфраструк-турных и иных объектов не имеющих стратегического назначения. Сохранение государ-ственного конт­роля над рядом предприятий добывающих отраслей промышленности, энер­гетическим комплексом и ВПК, Совершенствование системы общегосудар­ственного планирования национальной экономики. Строительство новых городов и создание круп-ных промышленных районов с собственными пор­тами. Развитие ирригационных систем и освоение новых земель в пустын­ных и полупустынных районах. Повышение жизненного уровня египтян. Создание системы доступного и бесплатного народного образования и здравоохранения. Перспективы превращения Египта в НИС.

Всплеск исламского экстремизма в Египте в середине 90-х гг. XX века. «Аль-Гамаа аль-исламийя» /«Исламская ассоциация»/ и подобные ей органи­зации ради-кального исламизма. Террористический акт в Луксоре против ино­странных туристов /17 ноября 1997 г./ и его последствия. Политика египетс­ких властей в отношении ислам-ско-фундаменталистского движения, сочета­ние политического диалога и силовых методов борьбы. Взятие под государ­ственный контроль религиозно-духовной жизни страны. Под-держка дейст­вий правительства М.Х.Мубарака традиционным мусульманским духовен­ством и умеренным крылом исламизма.

Изменения в политической системе АРЕ. Принятие поправок к Конституции 1971 г. /май 2005 г./ и переход к прямым выборам президента Египта на альтернативной основе. Подтверждение М.Х.Мубараком полно­мочий президента на очередной срок /7 сентября 2005 г./.

Социально-политический кризис и революционный взрыв в Египте (январь – февраль 2011 г.), его основные причины и характер. Свержение правительства М.Х. Мубарака. Перспективы политической модернизации страны.

АРЕ и внешний мир. Взаимоотношения Египта с США и странами Западной Европы, Японией и Китаем. Сотрудничество Египта и России в политической, экономической, военной и культурной сферах. Возрастание авторитета АРЕ среди арабских государств. Позиция Египта в процессе ближневосточного урегулирования.

Ирак как страна и государство Ближнего Востока. Территория, национальный и этнический состав населения страны. Религиозно-конфессиональный фактор в Ираке, взаимоотношения шиитской и суннитской общин. Курдский вопрос и его роль в поли-тической жизни страны. Культура и быт иракского народа.

Подъём национально-освободительного движения в Ираке после второй мировой войны. Усиление реакции и репрессии против демократических сил. «Чёрный режим» и диктатура Нури Саида. Участие Ирака в Багдадском пакте /1955 – 1959 гг./.

Революция 14 июля 1958 г. в Ираке, её основные причины, характер и результаты. Свержение монархии и установление республиканского строя. Организация «Свободные офицеры», Партия арабского социалистического возрождения /ПАСВ – БААС/ и Иракская коммунистическая партия /ИКП/. Соперничество юнионистов-панарабистов, баасистов и коммунистов. Политический портрет и деятельность Абдул Керима Касема.

События 1963 г. в Ираке. Приход к власти первого баасистского правительства /8 февраля 1963 г./ и его последствия. Свержение баасистов и установление военной диктатуры генерала Арефа /18 ноября 1963 г./. Война против курдского народа.

Государственный переворот 17 июля 1968 г. в Ираке и возвращение баасистов к власти. Образование и деятельность Совета революционного командования /СРК/. Ахмед Хасан аль-Бакр и Саддам Хусейн как лидеры ПАСВ и СРК, их взаимоотношения.

Взаимодействие ПАСВ с другими политическими партиями и общественными орга-низациями Ирака. Раскол ИКП и его последствия. Призыв С. Хусейна от имени СРК к созданию Национального Патриотического фронта /НПФ, июль 1970 г./. Подписание руководством ПАСВ и ИКП Хартии Национального действия /ХНД, июль 1973 г./. Диалог с курдскими политическими партиями и организациями и декларирование авто-номии Иракского Курдистана.

Политика социально-экономических преобразований в Ираке. Национализация соб-ственности транснациональных нефтяных компаний. Проведение аграрной реформы. Развитие государственного сектора сектора в промышленности, поддержка и поощрение среднего и мелкого национального предпринимательства. Создание системы государст-венного страхования и экономических гарантий для трудящегося населения страны. Закладывание в иракском обществе основ арабского национального социализма.

Развитие советско-иракских отношений. Договор о дружбе и сотрудничестве между Ираком и СССР 1972 г. и его осноные положения. Укрепление экономического и военного потенциала Ирака. Поддержка Ираком национально-освободительной борьбы арабов Палестины.

Становление персонифицированного режима С. Хусейна в Ираке. Концентрация всей полноты государственной власти в руках руководства ПАСВ. Постепенное ослабление позиций в ПАСВ и отрешение от власти А.Х. аль-Бакра и его сторонников. Занятие С. Хусейном ведущего положения в партийном аппарате ПАСВ и правительственных структурах Ирака /17 июля 1979 г./. Фактическое установление однопартийной диктатуры ПАСВ. Специальный аппарат ПАСВ /«Джихаз Ханин», 1963 г./, Мухабарат и «Народная армия» в государственной системе саддамовского Ирака. Репрессии против реальных и мнимых противников режима – панарабистов, баасистов-оппозиционеров, коммунистов и исламистов. Возобновление военных действий в Иракском Курдистане.

Сползание Ирака к внешнеполитическим авантюрам. Претензии С. Хусейна на роль регионального лидера в зоне Персидского залива. Обострение отношений с Ираном после победы исламской революции в этой стране и утверждения фундаменталистского режима Р.М. Хомейни. Ирано-иракская война /1980 – 1988 гг./, её основные причины, характер, этапы и итоги. Позиции СССР и США в свете даннного конфликта. Резолюция №598 СБ ООН /1988 г./ и принятие её условий воюющими сторонами. Подписание соглашения о прекращении огня и замораживание конфликта. Последствия войны для экономики Ирака.

Иракский кризис и динамика его развития. Распространение Ближневосточного конфликта на зону Персидского залива /1990 – 2003 гг./.

Кувейтская авантюра С. Хусейна и её последствия. Оккупация Ираком соседнего Кувейта /1 – 2 августа 1990 г./ и мотивация этого процесса иракской стороной. Аннексия Кувейта и провозглашение его 19-й провинцией Ирака /8 и 28 августа 1990 г./. Реакция в международном сообществе на данную акцию. Экстренные заседания СБ ООН и приня-тие резолюций №660 – 665 /2 – 25 августа 1990 г./. Требование вывода иракских войск из Кувейта и восстанвления его как независимого и суверенного государства. Введение в отношении Ирака режима всеобъемлющих торгово-экономических санкций.

Позиции США и СССР в период эскалации кризиса. Использование администрацией Дж. Буша-старшего кризисной ситуации в целях укрепления и наращивания военно-политического присутствия США на Ближнем Востоке и в зоне Персидского залива. Мнения М.С. Горбачёва, Э.А. Шеварднадзе и Е.М. Примакова в свете происходящих на Ближнем Востоке событий. Стремление советского руководства к политико-диплома-тическому разрешению конфликтной ситуации. Челночная дипломатия Е.М. Примакова, его визиты в Багдад /5 и 28 октября 1990 г./, Дамаск и Каир /25 – 26 октября 1990 г./, переговоры с С. Хусейном, Х. Асадом и Х. Мубараком.

Резолюция СБ ООН №:670 /25 сентября 1990 г./ и ужесточение всеобъемлющего режима торгово-экономических санцкций. Установление морской блокады побережья Ирака. Попытки ООН, ОИК, ДН и ЛАГ остановить сползание к полномасштабной войне и вернуть разрешение конфликта в политическое русло.

Поездка государственного секретаря США Дж. Бейкера по столицам 20-ти государств мира с целью заручения поддержки возможной военной акции против Ирака со стороны США /ноябрь 1990 г./. Обсуждение ситуации на Ближнем Востоке в ходе внеочередной встречи на высшем уровне глав государств и правительств - участников СБСЕ в Париже /18 – 19 ноября 1990 г./.

Резолюция СБ ООН №678 /29 ноября 1990 г./ и фактическое предъявление ульти-матума руководству Ирака с требованием незамедлительного выводв войск из Кувейта до 15 января 1991 г. Отказ СРК Ирака от условий выполнения данной резолюции.

Первая военная кампания США и союзных им держав в зоне Персидского залива. Подготовка и осуществление операции «Буря в пустыне».

Разработка оперативных планов войны против Ирака Объединённым центральным командованием /ОЦК/ вооружённых сил США. Чрезвычайные сессии Совета НАТО /Брюссель, 10 августа 1990 г./ и Совета Западноевропейского союза /ЗЕС, Париж, 21 августа 1990 г./, их решения. Раскол в арабском мире и его последствия. Поддержка Ирака Организацией освобождения Палестины /ООП/, Иорданией, Йеменом, Суданом, Ливией, Алжиром, Тунисом и Мавританией. Жёсткая антииракская позиция Египта, Сирии, Ливана, Саудовской Аравии, Омана, ОАЭ, Бахрейна, Катара, Марокко, Сомали и Джибути. Создание США широкой антииракской коалиции с участием государств придерживающихся различных политических, идеологических и религиозных позиций /август – ноябрь 1990 г./. Многонациональные силы /МНС/ и их состав.

Непосредственная подготовка к военным действиям. Операции «Щит пустыни» и «Вольный ветер» /август 1990 – январь 1991 г./. Сосредоточение и наращивание войск и кораблей союзников по антииракской коалиции в районе конефликта. Переброска тяжёлого вооружения и боевой техники, средст материально-технического обеспечения соединений и частей, организация планового снабжения войск и сил развёртывания в зоне Персидского залива. Создание ударных группировок из авиационных и бронетанковых соединений. Развёртывание сил флота. Передислокация из Средиземного моря и западной части Тихого океана ударных и обеспечивающих сил из состава 6-го и 7-го флотов США. Переброска из США авианосных и ракетных ударных групп, десантных формирований, надводных кораблей и подводных лодок.

Замысел операции «Буря в пустыне». Концепция «воздушно-наземной операции /сражения/». Возложение решения основных задач на стратегическую, тактическую и палубную авиацию с широким применением вертолётов огневой поддержки.

Состояние вооружённых сил Ирака накануне проведения операции «Буря в пустыне». Подготовка высшим военным руководством Ирака оборонительной операции. Создание крупной группировки войск в Южном Ираке и Кувейте.

Соотношение сил сторон накануне военных действий. Превосходство МНС над воо-ружёнными силами Ирака в качественном отноршении, преобладающий перевес ВВС и ВМС союзников при примерном равенстве количественного состава наземных соедине-ний и бронетехники.

Вся вторая половина XX столетия отмечена длительным конфликтом на Ближнем Востоке , который привёл к целому ряду арабо-израильских войн .

Арабо-израильская война (1947-1949 годов)

В 1947 г. ООН приняла решение о создании на ранее подмандатной британской территории двух независимых го-сударств — Палестины и Израиля. В ответ на это решение несколь-ко арабских стран — Египет, Сирия, Иордания, Саудовская Аравия, Йемен начали боевые действия против евреев. Советский Союз и Чехословакия не только немедленно признали еврейское государ-ства (надеясь использовать его в борьбе против «реакционного арабского национализма» и Великобритании), но и помогли ему оружием.

Нападение арабских армий произошло в ночь образования госу-дарства Израиль, 14 мая 1948 г. С немалым трудом, потеряв много людей, израильтяне сумели отстоять свою независимость, при этом территория Палестины оказалась оккупирована ими, с одной сто-роны, Египтом и Иорданией — с другой. Масса беженцев покинули регион. В свою очередь, в Израиль прибыли около 800 тыс. евреев, вынужденных уехать из арабских стран.

Суэцкий кризис (1956 год)

Арабы не признавали законность создания Израиля и призыва-ли к его уничтожению. В 1956 г. это стало одной из причин Суэцко-го кризиса , когда в ответ на национализацию египтянами Суэцкого канала Великобритания и Франция направили в страну свои вой-ска. Участвовавший в антиегипетской операции Израиль стреми-тельно занял Синайский полуостров и сектор Газа. К этому времени советские отношения с Тель-Авивом были испорчены. Не получив согласия на создание военных баз на его территории и ввиду укреп-ления связей Израиля с США, СССР активно начал поддерживать страны арабского блока. В 1956 г. лидер Советского Союза Н. С. Хру-щёв пригрозил Великобритании, Франции и Израилю военной си-лой, потребовав отвода армий. Прекратить боевые действия требо-вала и резолюция ООН. В конце концов, оккупанты покинули еги-петскую территорию, их сменили первые в истории миротворцы ООН (так называемые «голубые каски»).

Движение за национальное освобождение Па-лестины (ФАТХ)

В 1956 г. было основано Движение за национальное освобождение Па-лестины (ФАТХ), позднее преобразованное в Организацию освобождения Палестины (ООП). В документах ООП отмечалось, что только вооружённым путём можно добиться освобождения Палестины; Израилю отказывалось в праве на существование. Не раз боевики ООП устраивали теракты, и толь-ко в 1974 г. Организация провозгласила отказ от исключительно террори-стических методов действия и переход к стратегии, включающей политиче-ские мероприятия.

Шестидневная война (1967 год)

В 1967 г. Египет. Сирия и Иордания готовились к новой войне с Израилем. Они подтянули к его границам войска, изгнали миро-творцев, заблокировали вход израильским кораблям в Красное мо-ре и Суэцкий канал; на юге еврейского государства неоднократно устраивались теракты. Большинство арабских стран разорвали от-ношения с США, помогавшими израильтянам оружием. Президент Египта Насер призвал «сбросить Израиль в море». Но 5 июня 1967 г. Военно-воздушные силы (ВВС) Израиля нанесли удар по аэродро-мам Египта, а затем началось сухопутное сражение. В ходе Шести-дневной войны армии арабских стран потерпели поражение. Из-раиль взял под свой контроль всю территорию, предназначенную для создания Палестины, а также город Иерусалим, сирийские Го-ланские высоты, египетский Синайский полуостров. СССР отреагировал на войну разрывом отношений с Тель-Авивом. ООН приня-ла резолюцию о выводе израильских войск с оккупированных тер-риторий и признании всеми суверенитета соседей. Но поскольку арабские страны не желали признавать право Израиля на существо-вание, Тель-Авив не стал выполнять резолюцию.

Война Судного дня (1973 год)

Новая вспышка конфликта произошла 6 октября 1973 г. Армии Египта и Сирии одновременно атаковали не ожидавший нападения Израиль. Понеся значительные потери, израильтяне и в этот раз вышли победителями из войны.

Кэмп-Дэвидские соглашения и Египетско-израильский мирный договор

Осознав невозможность решения проблемы исключительно военными методами, Египет и Израиль заключили 26 марта 1979 г. — при посредничестве США — мирный договор в Кемп-Дэвиде . Египтяне признали Израиль, а тот вернул им Синайский полуостров и обязался начать переговоры о созда-нии палестинской автономии. СССР, страны социалистического блока и арабские государства это примирение не поддержали, счи-тая его капитуляцией перед «израильскими агрессорами» и их со-юзником (США). Материал с сайта

Ливанская война, или «Мир Галилее» (1982 год)

Подверглась осуждению со стороны ООН изра-ильская операция по уничтожению недостроенного ядерного реак-тора на территории Ирака в 1981 г. В 1982 г. еврейская армия вошла на территорию соседнего Ливана, чтобы прекратить обстрелы сво-их северных районов с его территории, предпринимавшиеся бое-виками ООП. Мировое общественное мнение в основном было не на стороне Израиля. Это стало одной из причин, побудившей Тель-Авив активизировать переговоры с ООП.

Соглашения в Осло и Израильско-иорданский мирный договор (1994 год)

В 1993 г. израильский премьер-министр Ицхак Рабин и лидер ООП Ясир Арафат подписа-ли мирное соглашение: Палестина получала автономию, продолжа-лись переговоры о судьбе Иерусалима, палестинское руководство обещало признать право Израиля на существование. Тогда же был подписан израильско-иорданский мирный договор. За этот успех в мирном процессе Рабин и Арафат получили Нобелевскую премию мира, но многие их соотечественники считали, что уступок сделано слишком много.

На этой странице материал по темам:

  • Скачать лекции по мировой истории араьо израильский конфликт мп 3

  • Конспект азия 20 - 21 века

  • Арабо израильские войны 20 века кратко

  • Конспект урока арабо-израильские войны

  • Арабо-израильский конфликт доклад кратко

Вопросы по этому материалу:

ОГСЭ.02. ИСТОРИЯ

Тема 1.5
на рубеже XX - XXI веков.

ЗАНЯТИЕ № 9

Краткое содержание:

Геополитическое положение Ближнего Востока

Ближний Восток - название региона, расположенного в Западной Азии и Северной Африке. Название дано европейцами, для которых это был ближайший к ним восточный регион. Как правило, к странам Ближнего Востока относятся Бахрейн, Иордания, Израиль, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, Палестина, Сирия, Саудовская Аравия и Турция. Основное население: арабы, персы, турки, курды, евреи, армяне, ассирийцы, грузины, азербайджанцы. Большинство населения - мусульмане, однако Ближний Восток является колыбелью также христианства и иудейства. Ближний Восток является одним из путей из Европы и Африки в Азию.На Ближнем Востоке есть минимум четыре центра геополитического притяжения. Несмотря на их различие, они являются в большей степени стабилизирующим, чем дестабилизирующим фактором. Их сценарии интеграции различны, как и зоны геополитического влияния.

Ø Турция выстраивает свою экспансию на основании пантюркизма - близком этническом родстве тюркских народов, расположенных главным образом в сфере интересов другой цивилизации - православной. Это территории азербайджанцев, гагаузов, крымских татар.

Ø Египет из-за своего удачного положения по обе стороны Суэцкого канала (что характеризует бурно растущую экономику) претендует на лидерство на южном и восточном побережье Средиземного моря. Усиление этого государства и участие в Европейской экспансивной политике делают это государство в перспективе удобным для переброски вооруженных сил к берегам стран Ближнего Востока. Объединение усилий с Сирией и Ливаном может сделать Египет центром притяжения арабского мира.



Ø Иран осуществляет свое геополитическое влияние, основываясь на теории исламской революции. Дело в том, что до середины XX века регион был колониальными владениями Великобритании, Франции и Германии, а после падения империй и установления биполярной системы в регионе действовали три силы - лояльные Западу (Саудовская Аравия), социалистскически ориентированные (Ирак, Египет) и традиционалисты, основывающие свою идеологию либо на арабской этнической, либо религиозной мусульманской идентичности. Освобождение региона от социалистических и прозападных сил дало бурный толчок в развитии исламоцентризма.

Ø Экспорт ваххабизма (ортодоксального ислама), официальной религии Саудовской Аравии , предопределил расширение зоны влияния этого государства. В добавление к этому многие мусульманские святыни находятся на территории, именно этого государства, что естественным образом влияет на симпатии и антипатии государств..

Экономика

Экономика стран Ближнего Востока и Северной Африки всегда была специфична. На сегодняшний день особенностью экономики региона является тот факт, что значительную часть ВВП многих стран региона составляют доходы от реализации нефтепродуктов и их производных, а также сильная взаимосвязь экономики с традициями и религиозными постулатами стран Ближнего Востока и Северной Африки. Нефть радикально изменила распределение экономической мощи, и выделились богатые страны - экспортеры нефти, такие, как Саудовская Аравия, Иран, Ирак и Кувейт.

Социально-экономические противоречия

Арабо-израильский конфликт

В наше время одной из самых важных и главных проблем человечества является конфликт на Ближнем Востоке из-за Палестины (территории, находящейся у берегов Средиземного моря и с древних времен являвшейся ареной войн между различными государствами). По мирному договору 1920 года Палестина обрела статус мандатной территории Великобритании. После Второй мировой войны участниками антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобританией - была принята Резолюция ООН 1947 года, согласно которой историческая Палестина делилась на два государства, арабское и еврейское, экономически связанных через таможенный союз, общую валютную систему, равный доступ к источникам воды и энергии. Обеспечивался выход обоих государств к морю. В Иерусалиме и Вифлееме из-за наличия важных религиозных мест устанавливалось международное управление.



В мае 1948 года закончился срок действия британского мандата на Палестину. Четырнадцатого мая 1948 года Давид Бен-Гурион (евреи его называют «отцом нации») объявил создание Государства Израиль . Евреи, получив власть над территорией, отведённой им, начали выселять палестинских арабов из своих родных земель. Таким образом появилась проблема палестинских беженцев, которая до сих пор не решена. За несколько дней таких беженцев появилось около 250000 . 15 мая Сирия, Ливан, Иордания и Египет объявили войну только что созданному еврейскому государству.

С тех пор на Земле Обетованной каждые десять лет происходила большая война, не считая пограничных инцидентов. Конфликт продолжается на протяжении уже более шестидесяти лет, и пока не ясно, когда и каким образом он закончится.

ОГСЭ.02. ИСТОРИЯ

Раздел 1. Основные направления и процессы политического и экономического развития ведущих государств, ключевых регионов мира на рубеже XX - XXI веков

Тема 1.5 . Страны Северной Африки и Ближнего Востока
на рубеже XX - XXI веков.

ЗАНЯТИЕ № 9

«Социально-экономическое положение стран Ближнего востока и Египта на рубеже ХХ –ХХI веков»

Краткое содержание: География «Ближнего Востока». Ближний Восток - переплетение мировых цивилизаций и узловой пункт социально-экономических противоречий. Арабо-израильский конфликт. Модернизация стран Ближнего Востока в конце XX века. Авторитарные режимы стран Ближнего Востока, попытки демократизации: Иран, Ирак, Египет. Проблемы интеграции на Ближнем Востоке. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Лига арабских государств

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «minsan.ru» — Знакомимся с удовольствием