Так называемый «денисьевский цикл» Ф. И. Тютчева(1851- 1873), посвященный Елене Александровне Денисьевой, - вершина любовной лирики поэта. Во время их встречи Тютчеву было 47 лет, Елене - 24, он уже был дважды женат.
Я очи знал, - о, эти очи!
Как я любил их - знает Бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.
(«Я очи знал, - о, эти очи!..», 1851)
Вторая жена поэта Эрнестина достойно пережила «денисьевский период» в жизни мужа. Тютчев просто не мог развестись с ней. Любя Елену, он с мужским эгоизмом заклинал жену:
Всё, что сберечь мне удалось -
Надежды, веры и любви,
В одну молитву всё слилось:
Переживи, переживи!
Денисьева происходила из старинного дворянского рода. В глазах общества их отношения с Тютчевым считались беззаконными, свет открыто осуждал её и отказывался её принимать. «Всё опалили, выжгли слёзы» уже через год после их знакомства. Поэт чувствовал, что их отношения убивают его возлюбленную:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Стихотворения о последней любви Тютчева по глубине психологизма не имеют себе равных в русской литературе:
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, любви вечерней!
(«Последняя любовь», 1851-1854)
Страстный и мучительный, их роман длился 14 лет вплоть до 1864, когда Елена скончалась от туберкулёза. После смерти любимой женщины Тютчев продолжал винить себя в её страданиях, в том, что не сумел оградить её от «суда людского».
Любила ты, и так, как ты, любить -
Нет, никому ещё не удавалось!
О господи!., и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось!
Тютчев очень болезненно переживал эту утрату, откликом на несчастье стали стихи «Весь день она лежала в забытьи...» (1864), «Естьивмоём страдальческом застое...» (1865), «Накануне годовщины 4 августа 1865» (1865) и др. Чтобы как-то забыться, он едет за границу. Но и там думает только о ней:
О, этот юг! О, эта Ницца!
О, как их блеск меня тревожит!
Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться хочет и не может...
Нет ни полёта, ни размаху -
Висят поломанные крылья,
И вся она, прижавшись к праху,
Дрожит от боли и бессилья...
(«О, этот юг, о, эта Ницца!..»)
«Денисьевский цикл» Ф. И. Тютчева - одна из самых поразительных страниц русской любовной лирики - полнился все новыми и новыми стихотворениями. В нём по-новому звучат основные мотивы поэзии Тютчева: мотив рока, мотив хаоса, ощущение бытия как трагедии. Также в нём нашла отражения социальная тема, тема «людского суда». «Денисьевский цикл» представляет собой последовательную разработку этюдов на темы любви, но их стиль различен. Образ женщины впервые становится для Тютчева центральным. Это образ идеальной романтической героини вне бытового, социального окружения. В своих стихотворениях Тютчев утверждает истинно романтические ценности: вечность любви, силу и непоколебимость любовного чувства - это то, ради чего написан цикл.
Основная черта тютчевской любовной лирики - глубочайший психологизм. Огромная сила воздействия коренится в искренности и безыскусности выражения глубокой, выстраданной мысли о скоротечности неповторимого счастья, которого уже не вернуть. Стихотворение «Предопределение» - лирический фрагмент размышлений, философских обобщений, это маленький философский трактат на тему любви. Тютчев пытается философски разработать её, установить закономерности. Любовь в представлении поэта - это тайна, высший дар судьбы.
Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...
По Тютчеву, истинная любовь - это не идиллический союз душ, это роковое слияние, поединок (романтическая концепция). Проявляется одна из ведущих тем творчества поэта - тема рока, проявляющего себя и в сфере любви. Тютчев-романтик видит в любви извечную борьбу, отношения врагов-соперников. Любовь - это всегда трагедия, потому что в неё вторгается общество, мнение толпы и света, людской суд. В «денисьевском цикле» любовь несчастна в самом её счастье.
Стихотворение «Не говори, меня он, как и прежде, любит» интересно тем, что написано от лица героини: Тютчев словно перевоплощается в свою возлюбленную, сам судит себя от её лица. Снова мотив «рокового поединка»: в любовных отношениях участвуют характеры разной силы, и погибает тот, у кого сердце мягче. Героиню любят не так, как она того хотела бы, она любит сильнее и страдает, являясь жертвой. Тютчев показывает страдающую женщину, которая гибнет от любви. Метафорой орудия этого убийства является нож - одна из немногих бытовых деталей. Здесь проявляется романтический лермонтовский мотив: любовь губит потому, что она эгоистична; романтический контраст жизни и смерти. Отношения любящих героев строятся на романтическом максимализме: они выступают в роли врагов, но чем враждебнее их чувства, тем сильнее их страсть.
На романтических контрастах строится стихотворение «О, не тревожь меня укорой справедливой». Тютчев рисует образ потерявшего веру лирического героя, «безжизненного кумира», но все ещё обладающего «живой душой». Героиня любит его и поэтому справедливо укоряет за безверие. Здесь влюбленные показаны как «лишние люди», что найдёт своё отражение и в стихотворении «Чему молилась ты, с любовью», развивающем социальную проблематику. В нём нашла отражение тема людского суда, вмешательства в частную жизнь. Тютчев ставит образ героини выше толпы, наделяет её душой, парящей над толпой. Идеализируя её, поэт подчеркивает не её физическую красоту, а её духовное богатство - в том числе и умение без оглядки, самоотверженно любить. Образ героини у Тютчева раскрывается в романтическом ключе, она страдалица. Но она не желает избавиться от мук любви, потому что только любовь дарит полноту и остроту мироощущения.
«Денисьевский цикл» Ф. И. Тютчева стал поистине нерукотворным памятником его юной возлюбленной Елене. Она, подобно Беатриче Данте или Лауре Петрарки, обрела бессмертие. Теперь эти стихотворения существуют отдельно от трагической истории любви, но вершиной мировой любовной лирики они стали потому, что их питала сама жизнь.

Любовь… Это слово чувственно замирает на языке. От него веет сладостью, негой. Оно вдохновляет, воодушевляет и будто бы воскрешает всё лучшее, что есть в душе человеческой. Считается, что Гении особенно тонко чувствуют всё, что происходит вокруг. Их мироощущение в тысячу раз более обострено, чем у обывателя. Поэты же, как звёздочки из плеяды Гениев, как нельзя больше нуждаются в чувствах, в эмоциях, которые позже выльются на бумагу в виде написанных дрожащей от волнения рукой строчек, с прыгающими буквами, с кляксами чернил на листках…

Любовь - то удивительно чистое, прекрасное чувство, без которого не может жить человек - он лишь существует. Именно поэтому не найдётся, пожалуй, ни одного поэта (даже у строгих классицистов) в лирике которого отсутствовала бы тема любви. Разумеется, у каждого стихотворца она своя: у Лермонтова, к примеру, неразделённая, болезненная, жестокая, а у Некрасова - сложная и многообразная.

Абсолютно всегда любовная лирика связана с моментами биографии поэта. Его личные переживания, эмоции находят выражение в стихотворениях.

Федор Иванович Тютчев, как его называли, «певец природы», не был чужд влюблённости. Этот человек, видимо, как и А.С. Пушкин, нуждался в любви. Однако если «солнцу русской поэзии» важно было именно ощущать любовь в своём сердце, то Тютчев находил упоенье лишь в ответных чувствах зазнобы. В его жизни было четыре женщины, в которых он был безумно влюблён. С двумя из них он связал себя узами брака. Любовь к Тютчеву оборачивалась трагедией для трёх из них, но их жертва оказалась не напрасной - благодаря этому были созданы удивительные в своей красоте и тонкости произведения, которыми зачитывались современники поэта и которыми продолжают восхищаться потомки.

В Мюнхене Фёдор Иванович знакомится с красавицей Амалией фон Лерхенфельд. Молодой Тютчев горячо влюбляется в девушку и даже предлагает ей стать его женой, однако её родственники отказывают дипломату и выдают Амалию замуж за другого. Пламенная страсть проходит у обоих. Поэт посвящает Амалии стихотворения, самым известным из которых становится «Я помню время золотое…». Бывшие влюблённые навсегда сохранят дружеские отношения. К сожалению, это будет единственная женщина в жизни Тютчева, которая не пострадала от его любви. Будучи уже пожилым человеком, он вновь встречает Амалию в Карлсбаде. В его душе оживают воспоминания о прекрасных чувствах, и он создаёт бессмертное «Я встретил вас - и всё былое…». Это удивительное по силе и красоте стихотворение, в котором проскальзывает нотка о быстротечности жизни, о сладости и чистоте любви. Лирическая героиня и вовсе предстаёт в стихотворении как неземное существо - пожалуй, как Анна Керн, однажды воскресившая душу поэта, находящегося в ссылке в Михайловском.

В дальнейшем тютчевская лирика будет всё чаще приобретать минорную тональность. Своей первой супруге, Элеоноре Петерсон, он посвятит не так уж много произведений - и все они будут написаны лишь после трагической гибели супруги, не сумевшей справиться с нервным потрясением, которое она получила, спасая детей во время кораблекрушения. К десятилетию её кончины он напишет:

Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой -
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой…

Элеонора Тютчева вынуждена была погибнуть от любви - да-да, именно так. Она с трудом перенесла предательство мужчины, которого любила всем сердцем, матерью троих дочерей которого она стала. Измены подкосили её здоровье, а продолжающийся на стороне роман окончательно добил слабую влюблённую женщину. Сложно сказать, был ли Тютчев влюблён в супругу. Однако он уважал силу её духа, её невыразимое достоинство, гордость. Своим родным он напишет: «Я хочу, чтобы вы, любящие меня, знали, что никогда ни один человек не любил другого так, как она меня… Не было ни одного дня в ее жизни, когда ради моего благополучия она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня» (по В. Кожинову). Эти слова окажутся страшным пророчеством: первая супруга поэта попытается свести счёты с жизнью, ударив себя кинжалом, чтобы не мучиться самой и, главное, позволить мужу быть счастливым с другой женщиной.

Вторая супруга Тютчева, Эрнестина, повторит судьбу Элеоноры Тютчевой. Выйдя замуж за горячо любившего её поэта, первые годы она будет купаться в его любви, но после в их жизни появится молодая Елена Денисьева, которой, впрочем, Тютчев так и не подарит радостей супружества.

Эрнестине посвящено множество стихотворений. Поэта восхищала красота супруги. Он писал:

Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…

Однако сладость супружеской жизни в его лирике вскоре уступит чувству вины. В период страшного духовного метания между двумя любимыми женщинами, Еленой Денисьевой и законной супругой Эрнестиной, будут созданы стихотворения, в которых любовь по Тютчеву становится страшным пороком, греховной страстью. Фёдор Иванович осознаёт, какую боль он причиняет и себе, и любимым, поэтому разделённая любовь для него есть проклятие. Он также ощущает безмерную вину перед Эрнестиной и чувствует благоговейный трепет перед её смирением и терпеньем. После его смерти в гербарии она найдёт написанное для неё стихотворение, в котором будут следующие строки:

Перед любовию твоею
Мне больно вспомнить о себе-
Стою, молчу, благоговею
И поклоняюся тебе…

Наибольшую известность получил так называемый «Денисьевский цикл» стихотворений, посвящённых любовнице пожилого поэта, своеобразная стихотворная летопись их отношений - и зашифрованный личный дневник Тютчева. В этом цикле остро проявляется двоякое отношение автора к любви: с одной стороны это сладость отношений с возлюбленной, но с другой - безмерное страдание, осознание неправильности происходящего - и болезненная невозможность отказаться от этих чувств. Поэт тяжело переживает жертву, на которую идёт Денисьева: от неё отворачивается отец, ей приходится забыть о карьере фрейлины, а многие светские дома демонстративно закрывают перед ней свои двери. Но несмотря на ужасающую в своей жестокости травлю красавица Елена отказывается от всех жизненных благ ради любви к поэту, ради счастья которого она так легко готова положить на алтарь собственную жизнь. Страдая, Фёдор Иванович посвятит Денисьевой следующие строки:

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

К тому же он остро ощущает окончание своей жизни. Его и пугает, и радует то, что отжившее, как могло показаться, сердце к концу жизненного пути вновь воскресает, может чувствовать. Этой теме посвящено произведение «Последняя любовь».

Елена Денисьева в произведениях Ф.И. Тютчева всегда представлена в обожествлённых образах: она то мученица, с достоинством несущая незаслуженный крест, то ангел, херувим, своей чистотой и невинностью спасающая лирического героя его стихотворений. Благодаря этому отношению к возлюбленной и создаётся такая невероятная одухотворённость и лёгкость любовной лирики Тютчева.

Любовь у Фёдора Ивановича - минорное настроение. Любовь - разрушительная, но притягательная стихия, в которой не получается не погибнуть. Она - борьба, безнадёжность и мучение. Любовная лирика у поэта невероятно трагична - и она не имеет аналогов ни в русской, ни даже в мировой литературе. Несмотря на то, что выхода из трагедии Тютчев так и не находит, его сердце остаётся открытым для чувств, для внутреннего горения. А память о своих возлюбленных он и вовсе пронесёт через всю жизнь.

В историю русской поэзии Ф. И. Тютчев вошел, прежде всего, как автор философской лирики, но его перу принадлежит и ряд замечательных произведении на тему любви. Любовные и философские стихи поэта связаны общностью лирического героя, сквозными мотивами, их роднит напряженный драматизм звучания.

Если в своих философских стихотворениях поэт предстает как мыслитель, то в любовной лирике он раскрывается как психолог и топкий лирик. Многие его стихи о любви имеют автобиографический отпечаток.

Тютчев был увлекающимся, страстным человеком. Первым серьезным увлечением Тютчева стала Амалия Лерхенфельд, которую он встретил в Мюнхене в 1825 году. Ей посвящены стихотворения «Я помню время золотое...» (1836) и «Я встретил вас - и все былое...» (1870). «Прекрасная Амалия» вышла замуж за сослуживца Тютчева, а через год поэт страстно влюбился в Элеонору Петерсон и вступил с ней в брак, который продлился до 1838 года, когда она умерла. По свидетельству тех, кто знал поэта, он поседел в несколько часов, проведя ночь у гроба жены. Однако спустя год Тютчев обвенчался с красавицей Эрнестиной Дерпберг.

Вплоть до начала 1850-х годов любовь изображается Тютчевым в основном как страсть: ^Люблю глаза твои, мой друг...» (1836); «С какою негою, с какой ТОСКОЙ влюбленной...» (1837); «Еще томлюсь тоской желаний...» (1848). Поэт не только передает оттенки собственных переживаний, но и описывает эмоциональное состояние возлюбленной:

Вдруг от избытка чувств, от полноты сердечной,

Вся трепет, вся в слезах, ты повергалась

Тютчев мог быть беспощадным и трезвым в оценке женщин:

Ты любишь, ты притворствовать умеешь, -

Когда, в толпе, украдкой от людей,

Моя нога касается твоей -

Ты мне ответ даешь и не краснеешь!

Если искренняя, самоотверженная женская любовь озаряет жизнь, «как па небе звезда», то любовь лживая и притворная разрушительна:

И чувства нет в твоих очах,

И правды нет в твоих речах,

И нет души в тебе.

Мужайся, сердце, до конца:

И нет в творении Творца!

И смысла нет в мольбе!

В элегии «Сижу, задумчив и один...» (1836) поэт сетует на невозможность возродить угасшее чувство; обращаясь к образу своей подруги со словами сожаления, вины, сочувствия, ОН прибегает к романтической метафоре сорванного цветка:

Но ты, мой бедный, бледный цвет,

Тебе уж возрожденья нет,

Не расцветешь!

Мотивы скоротечности счастья, гибельности любви, вины перед любимой женщиной особенно характерны для стихотворений из так называемого «Денисьевского цикла» («В разлуке есть высокое значенье...», 1851; «Не говори: меня он, как и прежде, любит...», 1851 или 1852; «Она сидела на иолу...», 1858; «Весь день она лежала в забытьи...», 1864, и другие).

Е. А. Денисьевой Тютчев увлекся в 1850 году. Эта поздняя, последняя страсть продолжалась вплоть до 1864 года, когда подруга поэта умерла от чахотки. Ради любимой женщины Тютчев почти порывает с семьей, пренебрегает неудовольствием двора, навсегда губит свою весьма успешную карьеру. Однако основная тяжесть общественного осуждения обрушилась на Денисьеву: от нее отрекся отец, се тетка вынуждена была оставить свое место инспектрисы Смольного института, где учились две дочери Тютчева.

Эти обстоятельства объясняют, почему большинство стихов «Денисьевского цикла» отмечено трагедийным звучанием, как, например, это:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел - спроси и сведай,

Что уцелело от нее?

В стихотворении «Предопределение» (1851) любовь осмыслена как «поединок роковой» в неравной борьбе «двух сердец», а в «Близнецах» (1852) - как гибельный соблазн, родственный соблазну смерти:

И кто в избытке ощущений,

Когда кипит и стынет кровь,

Не ведал ваших искушений -

Самоубийство и Любовь!

Тютчев до конца своих дней сохранил способность благоговеть перед «неразгаданной тайной» женской прелести - в одном из самых поздних своих любовных стихотворений он пишет:

Земное ль в ней очарованье,

Иль неземная благодать?

Душа хотела б ей молиться,

А сердце рвется обожать...

Любовная лирика Тютчева, представленная относительно небольшим числом произведений (творческое наследие поэта вообще невелико по объему), - уникальное явление в русской литературе. По глубине психологизма многие из его стихов сопоставимы с романами Ф. М. Достоевского - кстати, высоко ценившего творчество поэта.

Любовная лирика Тютчева

План

1.Введение

2.Музы поэта

3.Особенности

Любовная лирика Тютчева значительно обогатила русскую литературу. Поклонник «чистого» искусства в жизни был обычным человеком, которому свойственны ошибки и увлечения. У Тютчева были серьезные романы с несколькими женщинами.

Поэт дважды был женат, но семья и дети не могли заставить его отказаться от тайной «гражданской» жизни. Кто-то может посчитать божественной карой два главных несчастья Тютчев а. Трагической смертью умерла его первая жена.

Самый серьезный роман поэта с Л. Денисьевой также закончился гибелью возлюбленной в раннем возрасте. Эти потери внесли в любовную лирику поэта мотивы печали и тоски.

Первую сильную любовь поэт испытал к Амалии фон Лерхенфельд во время своего проживания в Мюнхене. Тютчев сделал предложение, но получил решительный отказ со стороны родителей девушки. Во время недолгого отъезда Тютчева из Мюнхена семья выдала Амалию замуж. В начале своего ухаживания поэт посвятил Амалии стихотворение «Твой милый взор, невинной страсти полный…», являющееся признанием в любви.

Значительно позже он вспоминал об этом в произведении «Я помню время золотое…». Амалии также посвящено стихотворение «К. Б.», ставшее широко популярным романсом «Я встретил вас…». Первой женой Тютчева стала молодая вдова с тремя детьми - Элеонора Петерсон. Элеонора была хрупкой женщиной с чувствительной душой. Она тяжело переживала известие об измене мужа с Эрнестиной Дернберг. Нервное переутомление значительно сказалось на ее здоровье. Элементарная простуда нанесла последний удар бедной женщине. Элеонора оставила поэту еще двух дочерей и сына.

Известны два произведения поэта, посмертно посвященные Элеоноре: «Еще томлюсь тоской желаний…» и «В часы, когда бывает…». Вскоре после смерти жены Тютчев венчался со своей давней возлюбленной - Эрнестиной Дернберг. Счастливый брак продолжался долгое время, пока Тютчев не испытал нового увлечения. Эрнестина прекрасно знала об измене мужа, но прощала его ради детей. Любовь к Эрнестине стала богатым источником вдохновения поэта. Ей посвящены такие прекрасные стихотворения, как «Люблю глаза твои, мой друг…», «Она сидела на полу…» и др.

Самыми популярными стихотворениями Тютчева стали произведения, посвященные последнему увлечению поэта - Е. А. Денисьевой. Она была значительно моложе Тютчева, но любила его с невероятным самопожертвованием. Ее презирали и открыто смеялись над положением любовницы. Такая жизнь стала причиной быстро прогрессирующей чахотки. Денисьева умерла в возрасте 40 лет. Результатом романа стал «Денисьевский цикл» стихотворений, включающий «О, как убийственно мы любим», «Не раз ты слышала признанье…», «Нет дня, чтобы душа не ныла…» и другие. Незадолго до смерти Тютчев подвел итог своим любовным отношениям, написав стихотворение «Все отнял у меня казнящий Бог…». Его он посвятил своей самой верной подруге жизни - Эрнестине Дернберг.

Главной отличительной особенностью произведений Тютчева о любви была их особая душевность. Поэт был «неисправимым» романтиком. Его стихи очень целомудренны, в них не упоминаются грубые житейские мелочи. Тютчев преклоняется перед волшебным чувством любви. Свои отношения с женщинами он сравнивает с поклонением божеству. Посвящения любимой очень чисты и насыщены торжественными фразами. В «Денисьевском» цикле появляются трагические мотивы.

«Незаконная» любовь наложила отпечаток на творчество Тютчева. Он описывал то, что испытывал сам. Великое чувство сочеталось с безнадежностью, романтика - с непониманием и отвержением общества, нежные отношения - с невозможностью быть вместе. Любовная лирика Тютчева стала образцом русской поэтической классики. В ней отразились самые сокровенные движения человеческой души как в счастье, так и в страдании.

Сочинение: Любовь в поэзии Тютчева. Любовная лирика Ф

Федор Иванович Тютчев - личность, хорошо известная не только в профессиональных литературных кругах, но и среди всех, кто хотя бы раз брал в руки самый обычный школьный учебник по литературе. Творчество этого выдающегося поэта заучивается наизусть, цитируется и запоминается и сегодня - и это, наверное, самое главное, что может быть у каждого талантливого человека - память о нем, которая живет в его произведениях. Тютчев был человеком очень разносторонним, и это полностью отразилось на его творческой карьере - здесь есть и произведения об окружающем мире, и проникновенные любовные признания, и многие другие жанры. которые проникают в самое сердце.

С чем же связан такой ошеломительный успех поэта, почему его помнят до сих пор, почему его стихотворения многим людям открывают глаза на действительность и почему они актуальны и на сегодняшний день? Возможно, ответ на этот волнующий вопрос кроется в биографии автора, ведь, как и любой талантливый человек, Федор Иванович начал писать стихотворения в первую очередь о своей жизни, и только потом перешел к более серьезным темам, и только потом научился мастерски описывать свои живые чувства.

Краткая биография Федора Ивановича Тютчева

Федор Тютчев родился в далеком 1803 году пятого декабря в Брянском уезде - здесь, в родовой усадьбе, он провел свои ранние годы и получал образование на дому - именно так было принято в те времена в приличных и состоятельных семьях. Федор еще в ранние годы проявил тягу и любовь к литературе и стихосложению, и его учитель и наставник, поэт и переводчик, сделал все возможное для того, чтобы дар юноши не пропал даром - именно он помог ему с изучением латыни, посадил за переводы, и уже в двенадцать лет Федор Иванович осилил перевод оды Горация, что поистине является выдающимся фактом биографии и говорит о Тютчеве, как об очень развитом человеке.

В 1817 году Федор Иванович решает продолжить свое образование в интересном для него направлении и в качестве вольнослушателя посещает лекции Словесного отделения Московского университета, где не остается незамеченным и принимается в число членов общества любителей российской словесности еще задолго до официального зачисления в ряды учеников.

Тютчев за границей

Федор Иванович Тютчев уже в 1821 году получает аттестат об окончании учебного заведения и практически сразу отправляется в Мюнхен в составе делегации в качестве внешнего атташе от России. Именно здесь в 1826 году он встречает свою возлюбленную Элеонору Петерсон, на которой в скором времени женится и у пары появляется на свет трое замечательных дочерей, одна из которых в последствии связала род Тютчевых с не менее почетным родом Аксаковых - Анна вышла замуж за Ивана Аксакова, а их брак благословили родители с обоих сторон.

Несмотря на все безоблачные перспективы и самую настоящую, большую и искреннюю любовь в семье Федора и Элеоноры, совершенно неожиданно в жизнь поэта и его семьи ворвалась самая настоящая трагедия. Однажды во время путешествия на теплоходе из Петербурга в Турин случилось непредвиденное крушение и судно начало идти ко дну. Семью, конечно же, удалось спасти, во многом благодаря усилиям по счастливой случайности оказавшегося на теплоходе Ивана Тургенева, однако вся эта трагедия серьезно сказалась на здоровье Элеоноры Тютчевой, и уже в скором времени она сильно заболела и слегла. Поэт проводил у постели жены долгие часы, старался не оставлять ее ни на минуту и сильно волновался за ее судьбу, однако, несмотря на все старания лучших врачей, которых приглашал писатель, в скором времени супруга скончалась. Говорят, что трагедия настолько тяжело ударила по состоянию молодого поэта, что он буквально за несколько часов поседел - настолько сильно и горячо он переживал утрату возлюбленной.

Тем не менее, несмотря на все страдания и переживания, буквально через год после смерти законной супруги, Федор Иванович сочетается браком с молодой Эрнестиной Дёрнберг, с которой, по слухам, связь у писателя была еще задолго до кончины любимой супруги. Интересно, что и Эрнестина была замужем в то время, как был женат Федор Иванович - и именно ее супруг познакомил ее с поэтом на балу за несколько дней до собственной печальной кончины. Видимо, двое одиноких людей, потерявших в силу болезней так рано своих возлюбленных и супругов, просто обязаны быть вместе волею судеб - и именно так и сложилось у Федора Ивановича и Эрнестины.

В 1839 году совершенно неожиданно дипломатическая карьера Федора Ивановича обрывается, что совершенно не мешает ему на протяжении еще пяти лет спокойно проживать за границей в свое удовольствие. Именно в эти годы Тютчев с одобрения самых вышестоящих чинов России и самого императора поддерживает дипломатические отношения между Россией и Европой, публично открыто и самостоятельно выступает, высказывая свою точку зрения по поводу возможных конфликтов и успешно регулирует все возникающие между Россией и европейскими странами вопросы.

Возвращение в Россию

В 1844 году Федор Иванович возвращается в родное государство и вновь поступает на дипломатическую службу, что не является удивительным ни для него самого, ни для его коллег - все же в политике и дипломатии поэт разбирается отлично, и его вклад был оценен по заслугам как его современниками, так и будущими поколениями, которые удостоились чести разбираться в его биографии.

Тютчев активно участвует в публичных мероприятиях и организациях, помогая развивать дипломатические и политические движения, просвещает соотечественников о жизни за границей и описывает собственный образ "тысячелетней России". Уже тогда Тютчев будто предсказывает образование Советского Союза - еще за много лет до появления данного, поэт заявляет, что создание такого союза пошло бы на пользу не только России, но и всем ближайшим славянским государствам.

Тютчев успешно проработал и действующим статским советником, и, несмотря на множественные разногласия с властями и критику в его адрес, прослужил он на этой должности полноценных пятнадцать лет. До конца своей жизни поэт интересовался политической ситуацией не только в Родном государстве, но и в полюбившейся ему за несколько лет Европе. Умер поэт неожиданно - сначала у него отнялась левая рука, частично сковав его деятельность, а позже в момент прогулки с поэтом случился удар, который полностью парализовал всю левую половину тела.

Память о поэте живет до сих пор. К сожалению, его личная жизни и на сегодняшний день не раскрыта полностью, и подробно об этом могут рассказать только его произведения любовного характера, которым Тютчев уделял огромное место в своей жизни.

Любой творческий человек, а, тем более, поэт - это всегда очень тонко чувствующая и глубоко переживающая личность. Именно у таких людей рождаются самые проникновенные лирические произведения, которые часто задевают самую душу и сердце любого, кто прикоснется к этим бесценным строкам. Тютчев, конечно же, не был исключением, и любовная лирика занимает особое, отдельное место во всей его творческой деятельности.

Главными темами в произведениях Тютчева считаются:

Описание ситуации в горячо любимой стране;

Окружающая реальность и природа вокруг;

Искренняя любовная лирика.

Несмотря на то, что большинство произведений Тютчева отлично подходят под формат коротких од, именно любовная лирика в его стихах была максимально подробно раскрыта и описана так, что берет за душу даже того, кто взял книгу впервые.

Любовной лирике Тютчева, как это не удивительно, свойственна горечь и трагедия - здесь настолько остры переживания, что прочувствовать их можно с самых первых строк. Часто эксперты связывают лирику Тютчева в один цикл под названием "денисьевский" - так сложилось потому, что большинство любовных произведений поэт посвящал Е.Денисьевой. Конечно, не одна она удостоилась быть увековеченной в произведениях выдающегося автора - и супруги Федора Ивановича так же ярко и тепло, но с присущей лирике поэта трагедией, описаны в его строчках.

В своих лирических произведениях Федор Иванович полностью открыт и честен с каждой из своих возлюбленных - он не стесняется своих чувств даже несмотря на то, что они далеко не всегда оказываются взаимны. Он воспевает каждую свою любовь и выражает искреннюю благодарность дамам за возможность почувствовать себя влюбленным как мальчишка - наверное, именно это и говорит о тонкой душевной организации поэта, наверное, именно это и открывает глубины его души и полностью объясняет, что же двигало поистине гениальным человеком в его начинаниях и что же помогло ему добиться такого ошеломительного успеха.

Конечно, сегодня Тютчев увековечен и в памятниках, и в названиях улиц, в его честь созданы целые музеи, но самая главная и достоверная память о поэте, отдавшем всю свою жизнь не только родному государству и политике, но и тонкой, как будто кружева, литературе. Именно те строки, которые при жизни поэт сплетал умело и мастерски, дошли до нашего времени, и произведения эти будут актуальны еще многие годы. А что касается лирики - именно в произведениях Федора Ивановича Тютчева каждый способен найти родное и близкое для себя, открыть новые горизонты своих чувств и переоценить отношение к окружающим, а заодно почувствовать на себе, как чисто и искренне любили наши предки в прошлом - и ведь так любили не только поэты, но именно поэты того времени смогли донести эту чистую и настоящую любовь до нас.


Подписаться на новые статьи
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «minsan.ru» — Знакомимся с удовольствием