Стихи о родной природе поэтов XIX века. Поэзия xix века о родной природе Родная природа в произведениях писателей 19 века

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Лирика - один из трёх родов литературы, основ­ное содержание которого составляют мысли, чувства и переживания лирического героя. Эти переживания могут быть вызваны разными причинами: неразделён­ной любовью, тоской по родине, радостью встречи с друзьями, философскими раздумьями, созерцани­ем картин природы.

Образы природы наиболее часто встречаются в сти­хах русских поэтов. И эти мотивы всегда окрашены любовью, восхищением, преклонением перед сила­ми окружающего мира.

Так, стихотворение Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи…» рисует картину начала вечерней грозы.

Природа сильна и могуча: молнии яркие, гром сильный. Всё вокруг трепещет перед стихией, даже скала жалобно вздыхает. Поэт использует приём оли­цетворения, наделяя тучи и скалу человеческими чер­тами (тучи блуждают, скала стонет и издыхает). Этим он оживляет природу.

Несмотря на изображение грозной стихии, у лирического героя нет перед ней страха, а есть восхищение её силой и мощью.

В стихотворении Ф. И. Тютчева «Неохотно и нес ме­ло…» также описывается летняя гроза. И опять природа наделяется человеческими качествами: солнце cмoтрит, земля принахмурилась. Перед нами земля и ожидании стихии. Она, словно человек, волнуется, трепещет, ждёт неизбежного. Стихотворение очень яркое: всё но круг окрашено зелёным, белым, синим цветами. Мы словно чувствуем запах травы, пыльной земли, первых капель дождя, слышим далёкие раскаты грома, вой ветра. Стихотворение отличается быстрым темпом и стремительностью.

Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя -

Пламень белый и летучий Окаймил её края.

Лирический герой не страшится стихии, а любу­ется её мощью, восхищается её силой.

Не менее выразительно стихотворение И. С. Ники­тина «Ярко звёзд мерцанье…». Перед нами тихая лег няя ночь. Можно различить все звуки: шуршание в граве коня, пение коростеля, шорох камыша. Зву­копись с помощью согласного «л» придаёт стихотво­рению напевность, плавность, тягучесть.

В зеркало залива Сонный лес глядит;

В чаще молчаливой Темнота лежит.

Звук «р», напротив, позволяет услышать треск го­рящих в костре веток.

Слышен меж кустами Смех и разговор;

Жарко косарями Разведён костёр.

Лирический герой словно затаился и наблюдает за ночной жизнью природы. Он осторожен и аккуратен, не хочет нарушить тишину ночи. В такие моменты поэта и посещает вдохновение.

Все стихи русских поэтов о природе необычайно лиричны, напевны и прекрасны. Созерцание пейзажей порождает в поэтической душе только лучшие чувства.

Здесь искали:

  • родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
  • стихи о природе поэтов 19 века
  • поэты 19 века стихи о природе

«В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали». «Природа изображалась не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но частью его души...»












Сейчас говорить мы будем о весне – времени года, приносящем обновление природе. Что связано для вас со словом весна? Можно закрыть глаза, произнести это слово отчётливо, выразительно и попробовать уловить, что слышится в этом слове, что видится. Слово весна записать в левом углу листа, а под ним те слова, которые возникают у вас в памяти в связи с ним. Предлагаю первую фразу: при слове весна я вижу…., представляю…


Весна – это… Оказывается, об одном явлении можно рассказать по- разному: художник передаёт свежесть и великолепие весны красками, поэт пользуется выразительными средствами языка, композитор передаёт весеннее настроение человека, его восхищение красотой природы звуками. И эти картинки, как мозаика, складываются в большую и яркую картину жизни природы, где можно увидеть не просто весну, а Весну света, Весну воды, Весну первой зелени, Весну человека!


Алексей Николаевич Плещеев Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то, Как будто счастье впереди, И унесла зима заботы!..














Птица рада весне, а младенец - матери. Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами. Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай. Много снега – много хлеба, много воды – много травы. Кукушка стала куковать – мороза больше не видать. Дружная весна – жди большой воды. Коли перелетная птица течет стаями – к дружной весне. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – лето будет холодное, на теневой – теплое Длинные сосульки – к долгой весне. Снег скоро тает, и вода бежит дружно – к мокрому лету


Творческое задание Весна начинается с неба. Сначала оно светлеет И чистой голубизною Стекает к земле седой. Весна начинается с криков Веселых стай воробьиных, Которые неумолчно, Взахлеб о весне твердят. Весна начинается с взглядов, Оттаявших после стужи. Весна начинается в сердце, Где ясная тишина. А может, ее начало В той первой огромной луже? Не знаю, но всем понятно: Она началась, весна. О. Лебедушкина С чего же, по вашему мнению, начинается весна? Продолжите это рассуждение на основе впечатлений, полученных от прочитанных стихотворений, и личных наблюдений.








Фёдор Иванович Тютчев Осень приходит незаметно, вкрадчиво. Ей еще не нравится холодное имя, и вначале она зовется ""бабьим летом"", но кусты уже пожелтели, на березках появились желтые прядки. И вот уже лес становится ярким и пестрым, приходит золотая осень. Ф.И. Тютчев не скрывает своего восхищения ""дивной порой"" ""первоначальной осени"".







П. И. Чайковский «Времена года» Осень своей красотой вдохновляет не только поэтов и художников, но и музыкантов. Музыкальное произведение выражает душевное настроение композитора, надеющегося, что найдутся души, которые чутко отзовутся на его музыку. П. И. Чайковский в 1876 году написал «Времена года» - альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы услышите. Мы послушаем пьесу П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь»




На уроке литературы наш класс изучал тему ""Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века"". Изучили не много стихотворений, но в них (этих стихотворениях) мы познали красоту русской природы. Все стихотворения хороши, но больше всего мне понравилось произведение А.К. Толстого "Где гнутся над омутом лозы"". Автор описывает нам красивый летний день:

Где гнутся над омутом лозы,

Где летнее солнце печет,

Летают и пляшут стрекозы,

Веселый ведут хоровод.

Но не все так хорошо и прекрасно. Летящие и пляшущие стрекозы оказались коварны, они хотели заманить ребенка в омут, показать песчаное дно. Стрекозы рассказывают ребенку о красоте летней природы, нахваливая свой внешний вид:

У нас бирюзовые спинки,

А крылышки точно стекло!

Так же они манят своим сладостным, мягким голоском:

Дитя, подойди, подойди же,

Пока не проснулася мать!

Стрекозы обещают научить его летать, тем времени привлекают его внимание, ведь все дети мечтали, мечтают летать:

"Дитя, подойди к нам поближе,

Тебя мы научим летать,

Коварные стрекозы говорят ребенку: ""Мы так тебя любим давно"", также они предлагают ему посмотреть на отлогий берег и песчаное дно:

Смотри, какой берег отлогий,

Какое песчаное дно!"

ребенку грозит смерть, если он пойдет за стрекозами, автор не рассказал, чем закончилось стихотворение.

Обновлено: 2018-01-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Подвиг народа в Великой Отечественной войне по произведениям русских писателей второй половины 20 века

Родная природа в русской поэзии XIX века

Урок литературы в 5 классе


  • Показать красоту русской природы в стихотворениях поэтов и картине художника В.М.Васнецова.

Дон- Аминадо - псевдоним Аминадо Петровича Шполянского, поэта, фельетониста, рассказчика, он родился в Херсонской области. Первый сборник стихов «Песни войны» вышел в 1914 году. С 1920 года поэт находился в эмиграции. Одним из наиболее даровитых поэтов называл его М.Горький


Города и годы Старый Лондон пахнет ромом Жестью, дымом и туманом. Но и этот запах может Стать единственно желанным.








  • Стойбище осеннего тумана,
  • Вотчина ночного соловья,
  • Тихая царевна Несмеяна -
  • Родина неяркая моя!
  • Знаю, что не раз лихая сила
  • У глухой околицы в лесу
  • Ножичек сапожный заносила
  • На твою нетленную красу.
  • Только всё ты вынесла и снова
  • За раздольем нив, где зреет рожь,
  • На пеньке у омута лесного
  • Песенку Аленушки поешь...
  • Я бродил бы тридцать лет по свету,
  • А к тебе вернулся б умирать,
  • Потому что в детстве песню эту,
  • Знать, и надо мной певала мать!


Прокофьев Александр Андреевич - советский поэт, участвовал в Гражданской войне 1918-20. Герои Прокофьева - крестьяне-рыбаки, недавние красноармейцы, рядовые парни - "сосновые кряжи"; пейзаж связан с родными местами поэта - Приладожьем. В 30-е гг. Прокофьев опубликовал сборники лирических стихов "Временник" (1934), "В защиту влюбленных" (1939).


  • Пруд заглохший весь в зелёной ряске, В ней тростник качается, шумит. А на берегу, совсем как в сказке, Милая Алёнушка сидит. Прост венок, а нет его красивей, Красен от гвоздик, от лилий бел, Тополиный пух на платье синем, С тополиных рощ он прилетел. С берега трава, врываясь буйно, Знать не хочет, что мертва вода, И цветёт дурман-цветком багульник Рядом, у заглохшего пруда. Но кукушка на сосне кукует И тропинка к берегу ведёт, Солнце щедро на воду такую Золотые обручи кладёт.



  • Хотя проклинает проезжий Дороги моих побережий, Люблю я деревню Николу, Где кончил начальную школу! Бывает, что пыльный мальчишка За гостем приезжим по следу Я тоже отсюда уеду
  • Среди удивленных девчонок Храбрится, едва из пеленок: - Ну что по провинции шляться? В столицу пора отправляться! Когда ж повзрослеет в столице, Посмотрит на жизнь за границей, Тогда он оценит Николу, Где кончил начальную школу...


Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии, в семье православного священника Учился в духовном училище,затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств.



  • Виктор Михайлович Васнецов написал «Аленушку» в 1881 году, пребывая в самом расцвете своих творческих возможностей, ему уже не была нужна сюжетная основа сказки, чтобы создать узнаваемый образ.
  • Ведь на первый взгляд указаний на то, что эта тоскующая девочка-подросток – героиня знаменитой сказки о братце Иванушке и сестрице Аленушке, нет. Ни злой ведьмы, ни козленка… Но вчувствовавшись в картину, в мелкие детали, гармоничный одушевленный пейзаж, цветовое решение картины, начинаешь проникаться пониманием и сочувствием.
  • Черная вода озера, подступивший вплотную лес, босые ноги утомленной девочки – все говорит о ее страдании, нелегкой сиротской жизни, которая стала еще безысходнее и тяжелее, когда с братцем случилась беда. И некуда бежать, и некому жаловаться.
  • Такой привиделась Аленушка Васнецову, так он воссоздал ее, и уже невозможно представить ее по-другому, и декорацией для сказки может служить только печальный и пронзительный сказочный русский лес, такой, каким увидел его когда-то замечательный русский художник.

  • Родная природа воодушевляла и поэтов, и художников.
  • Красота русских лесов, полей рождала у них прекрасные стихотворения и картины.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ 19 ВЕКА. Учитель русского языка и литературы Нижнедобринской средней школы Смирнова Ольга Владимировна Класс: 6

2 слайд

Описание слайда:

ЦЕЛИ УРОКА - пробудить интерес к русской поэзии; понять мысли, чувства, настроения поэтов Е.А. Баратынского, А.А.Фета, Я.П. Полонского, Ф.И.Тютчева, А.К. Толстого; способствовать развитию умения анализировать поэтический текст; - прививать любовь к родной природе.

3 слайд

Описание слайда:

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... Ф. И. Тютчев

4 слайд

Описание слайда:

Каким литературоведческим термином можно назвать изображение природы? Иван Шишкин «Дорога во ржи» Пейза́ж- жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Полонский Яков Петрович (1819-1898) - поэт, прозаик, журналист, родился в Рязани в небольшой дворянской семье. Учился в Рязанской гимназии, окончил юридический факультет Московского университета. Он рано лишился матери. Служба отца требовала постоянных разъездов, и его воспитывали бабушка и тетка. Будучи гимназистом, Полонский написал приветственные стихи в честь будущего наследника престола Александра II. За эти стихи он получил от наследника престола золотые часы, которые вручил ему Жуковский. Любимые образы Якова Полонского - «степи», «дали», «простор», которые придают всем его стихотворениям (о родине, о любви) широту, раздолье, «простор»

8 слайд

Описание слайда:

Я.П.Полонский По горам две хмурых тучи Знойным вечером блуждали И на грудь скалы горючей К ночи медленно сползали. Но сошлись – не уступили Той скалы друг другу даром И пустыню огласили Яркой молнии ударом. Грянул гром – по дебрям влажным Эхо резко засмеялось, А скала таким протяжным Стоном жалобным сказалась, Так вздохнула, что не смели Повторить удара тучи И у ног скалы горючей Улеглись и обомлели.

9 слайд

Описание слайда:

Словарная работа: Горючий (разг.) – несчастный. Огласить – 1. Наполнить какими-нибудь громкими звуками. Дебри – 1. Места, заросшие непроходимым лесом. Обомлеть – цепенеть, ослабеть от неожиданности.

10 слайд

Описание слайда:

Найдите в стихотворении основные образы. Хмурые тучи, проблуждавшие весь вечер, к ночи оказались около скалы. Поделить ее им не удалось. Спор двух туч завершился молнией и громом. Застонала скала протяжно и жалобно, вздохнула. После этого тучи успокоились. Назовите средства художественной выразительности в стихотворении Олицетворение (передача свойств живого существа неживому предмету):тучи «блуждали», «сползали», «не уступили», «огласили», «не смели повторить», «улеглись», «обомлели»; эхо «засмеялось»; скала «вздохнула».

11 слайд

Описание слайда:

Полонский рисует летний горный пейзаж, знойный вечер переходит в ночь. Пейзаж динамичен – это впечатление создают глаголы движения, действия. «Блуждали», «сползали», «сошлись» - «не уступили», «огласили», «грянул», «засмеялось», «сказалась», «вздохнула», «не смели повторить», «улеглись и обомлели» Аллитерация (повторение согласных звуков – «р») позволяет нам не только увидеть, но и услышать все происходящее. Позже запишем определения понятия аллитерации в тетрадь.

12 слайд

Описание слайда:

Давайте определим размер стихотворения Какую картину рисует поэт? Какие мысли рождаются у поэта при наблюдении за предгрозовым пейзажем? Что вы можете сказать об отношении туч между собой? Как отозвалась скала на ссору двух туч у её подножия? Можно ли перенести описание явления природы на человеческие отношения?

13 слайд

Описание слайда:

По горам две хмурых тучи Знойным вечером блуждали И на грудь скалы горючей К ночи медленно сползали. Двусложный размер стиха, хорей.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой… Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя – Пламень белый и летучий Окаймил её края. Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Всё сердитей и смелей. Солнце раз ещё взглянуло Исподлобья на поля – И в сиянье потонула Вся сметенная земля.

16 слайд

Описание слайда:

Поэт рисует картину приближения грозы. Две первые строфы рисуют ожидание грозы, две вторые – саму грозу, пятая строфа изображает умиротворение освеженной грозой природы. Сравнение «Вихрем пыль летит с полей» придает стремительность действию. Для создания ярких образов природы, поэт использует эпитеты: «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей», «смятенная». Используя множество глаголов в стихотворении, Тютчев передает движение и изменения в природе, показывая тем самым течение жизни.

17 слайд

Описание слайда:

Каким словом вы можете определить основную тему стихотворения? (гроза) Найдите и выпишите слова словосочетания), которые можно объединить в смысловую группу «Настроение лирического героя». Каково же настроение? Смятенный Несмелый Принахмурилось Исподлобья

18 слайд

Описание слайда:

Назовите средства художественной выразительности, которыми пользуется автор. Предполагаемый ответ: Антитеза (противопоставление): несмело - смелей Олицетворение: сердитые капли, земля хмурится Эпитеты: сердитый, смелый Какие звуки создают в стихотворении фонетическую характеристику образа природы?

19 слайд

Описание слайда:

Давайте определим стихотворный размер Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Двусложный размер стиха, хорей.

20 слайд

Описание слайда:

Новое понятие, запишем в тетради: Аллитерация – повторение согласных звуков. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой… И раскаты громовые Всё сердитей и смелей.

21 слайд

Описание слайда:

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ 1817-1875 А. К. Толстой родился в Петербурге, в знатной дворянской семье. Детство его прошло на Украине. В имении дяди А. Перовского. Литературным дебютом бала повесть « Упырь». В 1850-х гг. Толстой печатался в «Современнике», входил в круг передовых писателей. Он известен как прозаик (роман «Князь Серебряный»), и как драматург. Лирика поражает глубоким проникновением в мир природы. Он мастер баллады. Романса. На его стихи писали музыку Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рахманинов.

22 слайд

Описание слайда:

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет, Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут хоровод. "Дитя, подойди к нам поближе, Тебя мы научим летать, Дитя, подойди, подойди же, Пока не проснулася мать! Под нами трепещут былинки, Нам так хорошо и тепло, У нас бирюзовые спинки, А крылышки точно стекло! Мы песенок знаем так много, Мы так тебя любим давно - Смотри, какой берег отлогий, Какое песчаное дно!"

23 слайд

Описание слайда:

Главная идея произведения –мысль о том, что в летний знойный полдень, наблюдая за манящими созданиями, такими как стрекозы, важно не потерять реальность и не принять воображаемые образы за действительность.

24 слайд

Описание слайда:

Олицетворение – «летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод» помогает создать абсолютно живой образ насекомых. Сравнение «крылышки точно стекло» помогает красиво и точно «нарисовать» лёгких стрекоз. Встречаются повторы: «Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печёт…», «Дитя, подойди к нам поближе,…, Дитя, подойди, подойди же…». Эти приёмы в полной мере передают нам атмосферу стихотворения.

25 слайд

Описание слайда:

Фет (Шеншин) Афанасий Афанасьевич, (1820-1892) русский поэт, прозаик, переводчик Родился в селе Новосёлки (Орловская губерния) в семье помещика А.Н. Шеншина от Каролины Фёт, приехавшей из Германии. Вся жизнь поэта прошла в усилиях получить дворянство. Через четырнадцать лет после его рождения обнаружилась какая-то ошибка в метрике и он из дворянина в один миг стал иностранцем. Лишь в 1873 Фет по разрешению царя стал дворянином Шеншиным. К этому времени он уже был широко известен как поэт Фет. В 1838-1844 учился в Московском университете. Во время учёбы вышел его первый сборник – «Лирический пантеон» (1840), а начиная с 1842 его стихи стали регулярно печататься на страницах журналов.

26 слайд

Описание слайда:

Словарная работа: Гудёт (устар.) – гудит. Рог – 1. Музыкальный или сигнальный инструмент в виде изогнутой трубы с расширяющимся концом. Глашатай – в старину: лицо, объявляющее народу официальные известия

27 слайд

Описание слайда:

В первом четверостишие Фет описывает одиночество и растерянность, что царили у него на сердце. Во втором четверостишие начинается действие, резкое движение, далекие звуки, говорящие о беспокойстве поэта. В последнем четверостишие поэт предвкушает встречу с любимой, зная что ее уже нет в живых. Эти строчки можно интерпретировать как предчувствие поэтом собственной смерти, ведь Фет умер через год после написания этого стихотворения, в 1892 году.

28 слайд

Описание слайда:

Какие чувства испытывает герой, оставшись один в лесу? А строка «Ель рукавом мне тропинку завесила. » - явная метафора. Как вы думаете, что автор этим хотел передать? На какие части делится вторая строфа, и какое слово ее разделяет? К какой части речи оно (слово «чу») принадлежит? И с какой целью используется? А каким словом можно заменить это просторечное междометие?

29 слайд

Описание слайда:

Рассмотрим первую строку 3-ей строфы: «Сладостен зов мне глашатая медного!». Какова полная форма слова «сладостен»? А, как вы думаете, в чем отличие значений прилагательных «сладкий» и «сладостный»? Сладкий – имеющий вкус, свойственный сахару или меду. Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие. Здесь зов «глашатая медного» – символ жизни, присутствия человека – противопоставлен символу угасания природы– «мертвым листам»

30 слайд

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «minsan.ru» — Знакомимся с удовольствием