Задания по дифференциации звуков и ы. Дифференциация гласных звуков Ы –И

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Дифференциация гласных Ы – И.

Открытое занятие с учащимися 2 класса,

имеющими недостатки письма и чтения,

обусловленные общим недоразвитием речи.

(С использованием ИКТ.)

(Городское методическое объединение

учителей-логопедов)

Гусева Наталья Николаевна

учитель-логопед

г. Радужный

2013 год

Тема: «Дифференциация гласных Ы- И.»

Предметные УУД . Создание условий для развития умений различать буквы «И» - «Ы» на материале слогов и слов. Формирование основы системы научных знаний по теме: «Правописание слов с жи и ши».

Метапредметные УУД.

Познавательные:

  • совершенствование навыка работы с информацией;
  • нахождение общих схем решения;
  • совершенствование навыков сравнения, анализа, обобщения, классификации;
  • совершенствование грамматического строя речи.

Регулятивные:

развитие мелкой моторики кисти и подвижности органов

Артикуляции;

● развитие всех видов восприятия;

  • развитие связной речи.

Личностные:

● формирование положительной учебной мотивации.

● формирование понимания и определение границы собственного знания и незнания;

● формирование самостоятельной контролирующей деятельности;

Коммуникативные:

● формирование коммуникативных навыков через речевую деятельность.

Развивающая среда: зеркала (на каждого ребёнка); изображение мальчика Мишки и маленькой мышки; буквы Ы,И, слова-паронимы (для доски), ромашки для записи слов, тетради, домики с буквами И, Ы, ИЫ; карточки с чистоговорками; мультимедийная аппаратура для презентации; звёздочки для самооценки работы учащихся.

Учебно-методическая литература:

1. Краузе Е. Логопедия. – 3-е изд. – СПб: КОРОНА принт, 2006. – 208 с., ил.

2. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для

Логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.-384 с., ил.

3. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В.

Мазанова – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Гном и Д, 2007. – 184 с.

4. Триггер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения – что это? Учебник-тетрадь

Для индивидуальных и групповых коррекционных занятий: В 3 тетр.- Тетр.1. – Смоленск:

Изд-во «Ассоциация ХХI век», 1998. – 72 с.: ил.

Этапы урока

Ход занятия

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность учеников

I. организационный этап

1. Мобилизация внимания. Пробуждение интереса к познанию нового материала. Создание положительного настроя на учение.

(Слайд № 1)

Логопед читает стихотворение:

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром

Труд,

Знанья пользу принесут .

Дети внимательно слушают.

2. Совершенствование работы артикуляционного аппарата через артикуляционную гимнастику.

Ребята, чтобы подготовить свой артикуляционный аппарат к работе, а также громко и чётко отвечать сделаем гимнастику для язычка:

Лягушка-хоботок

Лопаточка

Накажем непослушный

Язычок

Киска сердится

Упрямый ослик

Трубочка

Чистим нижние зубы

Качели

Молодцы!

Дети у зеркал выполняют артикуляционную гимнастику.

3. Совершенствование движений кистей и пальцев рук через пальчиковую гимнастику.

Мы хотим, чтобы не только наш язычок работал хорошо, но и наши пальчики:

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

Брызги - вправо, брызги -

Влево!

Стало мокрым наше тело!

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень

Быстро.

Хорошо. Молодцы.

Дети выполняют ритмичные движения кистями и пальцами рук с голосовым сопровождением.

II. Основной этап

4. Знакомство с парой гласных на материале загадок.

Развитие смекалки, мышления.

Расширение пассивного и активного словаря.

А сейчас послушайте

пожалуйста загадки и

Отгадайте их:

- В подполье, в каморке

Живёт она в норке,

Серая малышка,

Кто же это?

(Слайд № 2)

Вторая загадка:

Зверь забавный

Сшит из плюша,

Есть и лапы,

Есть и уши.

Мёду зверю дай немного.

И устрой ему берлогу.

(Слайд № 3)

Молодцы отгадали загадки: мышка и мишка.

Ребята, эти слова

Похожи?

А чем они различаются?

Мишка слышим гласный

Звук И. Какую букву

Напишем?

(Слайд № 4)

Мышка слышим гласный

Звук Ы. Какую букву

Напишем?

(Слайд № 5)

Хорошо.

Дети слушают загадки и отгадывают их.

Мышка.

Мишка.

Похожи.

В слове мишка гласный

И, а в слове мышка гласный Ы.

Букву И.

Букву Ы.

5. Определение темы занятия.

Сделаем вывод о теме

Занятия.

Чему сегодня учимся?

(Слайд № 6)

Зачем нам нужно уметь их различать?

Какой буквой обозначается звук Ы?

Какой буквой обозначается звук И?

Молодцы. Хорошо.

Различать звуки и буквы И-Ы.

Чтобы правильно писатьв словах.

Буквой Ы.

Буквой И.

6. Закрепление знаний норм артикуляции звука И и звука Ы

Произнесите перед зеркалом звук И.

Дайте характеристику

Звуку Ы.

Произнесите перед зеркалом звук Ы.

Как работает наш речевой аппарат?

Узнайте изолированные звуки по беззвучному артикулированию.

Логопед показывает.

Губы в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам. Спинка языка сильно выгнута.Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Гласный.

Губы немного растянуты. Язык глубоко во рту поднялся горкой, он гласный во рту нет преград, он поётся).

Дети узнают по показу.

Называют звуки.

7. Работа над новым материалом . Соотнесение звука и буквы на материале игры «Симофор».

Мишка и мышка предлагают вам поиграть со звуками и буквами. Игра «Симофор»

Внимательно слушайте слоги.

Поднимите букву И если

Услышите звук И

Букву Ы если услышите

Звук Ы.

Бы, би, ри, ны, ни, сы, вы,

Ги,гы, лы, пи.

Молодцы.

Дети внимательно слушают слоги и поднимают соответствующую букву.

8. Развитие фонематического анализа и синтеза через работу со слоговыми таблицами.

А теперь наши герои предлагают вслух прочитать пары слогов.

Первый раз читаем по горизонтали, а второй – по вертикали.

(Слайд № 7).

Как звучат согласные перед Ы?

Твёрдость согласного как обозначаем на письме?

Как звучат согласные перед И?

Мягкость согласного как обозначаем на письме?

Молодцы правильно.

Дети читают хором.

мы-ми вы-ви зы-зи

ми-мы ви-вы зи-зы

Твёрдо.

Синим цветом.

Мягко.

Зелёным цветом.

9. Развитие слухового внимания и фонематического анализа на материале упражнения со слогами.

Мишка и мышка ещё хотят поиграть с вами. Для этого открыли тетради. Записали число.

Запишим слоги в две строки.

Каким цветом обозначим твёрдость согласного?

Поставим на первой строке синюю точку.

(Слайд № 8) Какую букву будем писать после твёрдого согласного?

Каким цветом обозначим мягкость согласного? (Слайд № 9)

Поставим на второй строке зелёную точку.

Какую букву будем писать после мягкого согласного звука?

Спинки держим ровно. (Слайд № 10)

Слушаем внимательно. Запишите слоги в две строки

Слоги: пи – пы, ты – ти, ры – ри, ми – мы, ни - ны, кы – ки, ви – вы.

Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

Возвращаем тетради.

Зачитайте слоги 1-й строки. Зачитайте слоги 2-й строки.

Посмотрите, где в слогах спрятались слова?

Молодцы справились с заданием.

Синим.

Зелёным.

Взаимопроверка.

Читают сначала слоги 1 строки, затем второй строки.

Мы, вы, ты.

10. Совершенствование общей моторики и пространственной ориентировки.

Физкультминутка

Ребята, а сейчас мы с вами можем встать. Друг наших героев Малик предлагает вместе с ним немного подвигаться. Будем повторять движения.

Логопед включает физкультминутку с музыкальным сопровождением и показывает на экране мультимедийной установки.

Ученики смотрят на экран и повторяют предлагаемые движения.

11 .Развитие зрительного и слухового внимания на материале игры «Добавь словечко» (слова –

Паронимы).

Ребята, мишка и мышка предлагают вам поиграть в игру «Добавь словечко».

Подберите подходящее слово, записанное на доске и дополните предложение.

Я в походе … (был).

В барабан я … (бил).

Чем различаются

Написанные слова?

Волк в долине … (выл)

Я верёвки … (вил).

Чем различаются

Написанные слова?

Малыш был очень..(мил)

Он руки мылом … (мыл).

Чем различаются

Написанные слова?

Что происходит со словом, если заменить гласный Ы на И? (Замена буквы Ы-И меняет звучание и значение слова).

Вам известно значение слова мил (привлекательный на вид, хорошенький).

Значение слова вил (плёл, делал).

Хорошо.

Был.

Бил.

Буквами Ы-И.

По смыслу.

Выл.

Вил.

Буквами Ы-И и по смыслу.

Мил.

Мыл.

В одних словах пишется Ы, в других пишется И.

Согласный перед Ы звучит твёрдо, а перед И мягко.

Замена буквы Ы-И меняет звучание и значение слова.

12 . Развитие навыка словоизменения через игру «Один – много» (с перекидыванием мяча).

Наши герои хотят с вами немного поиграть в знакомую нам игру «Один-много». Встали из-за парт.

Я кидаю вам мяч и называю предмет в единственном числе. Вы, возвращая мяч, называете то же слово во множественном числе и выделяете последний звук – Ы или И..

Образец: стол – столы, конь – кони.

Кость – …

Стена – …

Зуб – …

Яблоко – …

Зонт – ….

Нос – ….

Комар - …

Книга- …

Слива- …

Спичка-…

Обратите внимание на место звука Ы в словах.

А в предыдущем задании где стоит?

Звук Ы никогда не стоит первым. Поэтому заглавной буквы Ы у нас нет.

Ы на вид весьма сурова,

Но характером скромна:

Никогда в начале слова

Не становится она.

Кости

Стены

Зубы

Яблоки

Зонты

Носы

Комары

Книги

Сливы

Спички

Звук Ы находится в

Конце слова.

В середине слова.

13. Развитие фонематического восприятия и слухового внимания на материале игры «Шифровальщики».

А теперь наши герои хотят поиграть в игру «Шифровальщики».

Зашифруйте слова.

Запишите слово графически, разделите слово на слоги, найдите место буквы Ы или И в слове, и запишите соответствующую букву.

Слова: такси, рысь, павлин, плитка, снежинки, вилы, коты, малыши, тигры, звери.

Какие слова подчиняются правилу? Припомните это правило.

Как звучат в этих словах согласные звуки перед И?

Но писать мы будем после твёрдых Ж и Ш какую гласную?

Почему?

Сне жи нки, малы ши

ЖИ-ШИ – пиши с гласной И.

Твёрдо!

Потому, что это правило.

14 . Закрепление умения различать звуки С и Ш на материале игры «Рассели слова».

Ребята, мишка и мышка приготовили для вас ещё одну игру «Рассели слова».

Нужно предметы расселить по домикам. Слова со звуком И в домик с буквой И, слова со звуком Ы в домик с буквой Ы.

Назови предметы и «рассели» их по домикам.

Предметы: плита, носки, пуговицы, малина, дыни, мыло и т.д.

Дети по очереди берут картинки и выставляют на доску под изображением домиков.

В слове носк и слышим И, отправляем в домик где живёт И.

В слове м ы ло слышим Ы, отправляем в домик где живёт Ы.

В слове малина слышим Ы и И, отправляем в третий домик.

III . Заключительный этап

15 .Уточнить, проанализировать полученные знания

К сожалению, наше занятие подошло к концу.

Давайте вместе вспомним:

Чему мы учились на

Уроке?

Скажите, с какими согласными «дружит» гласная И, а с какими Ы.

Ребята, мишка и мышка хотят, чтобы вы очёнь чётко проговаривали эти звуки. Поэтому они предлагают вам чистоговорку, чтобы вы дома её выучили.

(Слайд № 11)

Послушайте:

(Слайд № 12)

– Вы малину мыли ли?

– Мыли, но не мылили.

Учились различать звуки и буквы Ы – И.

Гласная И дружит с мягкими согласными.

Гласная Ы с твёрдыми согласными.

Звуки Ы – И.

16. Рефлексия

Кому, какое задание понравилось?

С каким настроением уходите с урока?

Как бы вы оценили свою работу? (Слайд № 13)

Все работали хорошо,

Всем спасибо, урок

Закончен.

Называют понравившиеся задания.

Говорят о настроении.

Оценивают свою работу с помощью «пяти звёзд».

Конспект логопедического занятия на тему: Дифференциация гласных звуков [и], [ы] и букв Ии и Ыы в слогах.

Цель : дифференцировать звуки [и] , [ы] и буквы и , ы.

Задачи :

1. Учить детей различать по артикуляции звуки [и] , [ы].

2. Развивать фонематическое восприятие и внимание.

3. Развивать навыки слогового анализа и зрительного восприятия, связную речь.

обогащать словарь по темам «Овощи» и «Фрукты» .

4. Учить детей правильно соотносить звуки [и] и [ы] с буквами И и Ы .

5. Воспитание мотивации к учению, коммуникативные умения.

Наглядные пособия и раздаточный материал: буквы и-ы , картинки, мяч, корзины, скороговорки, плакат с буквами разного цвета и размера, тетеради, ручки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Психологический настрой учащихся. Создание благоприятной рабочей обстановки.

Здравствуйте ребята!

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут : внимание, находчивость, смекалка.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли ,

Чтоб порядок навести.

Сядет тот, кто назовет много предметов : (пирог, карандаш, куст, стол) .

II. Основная часть.

1. Введение в тему .

Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

Кошка ловила ….(мышку) .

Нине купили плюшевого (мишку) .

Какими звуками отличаются слова ?

Сегодня на занятии мы с вами будем учиться различать звуки [ы] , [и] и буквы ы , и в слогах , словах и предложениях.

2. Сравнительная характеристика звуков .

Что помогает нам произносить

а) звук [ы]

б) звук [и]

Чем похожи звуки , чем отличаются?

Чем похожи буквы , чем отличаются?

3. Развитие фонематического восприятия.

а) Запомните и четко повторите слоговые цепочки с разной ударной позицией.

ти-ти-ти-ты

пи-пи-пы-пи

би-бы-би-би

сы-си-си-си

б) Игра «Наоборот» .

Я назову твёрдый слог , а вы – мягкий и наоборот : я - мягкий, а вы - твёрдый.

Бы –, ви -, ды -, пи -, би -, вы -, ди -….

4. Соотнесение звука с буквой .

а) Рассматривание букв (плакат с разными буквами , разного цвета, размером букв ).

Найдите среди них букву , которая обозначает звук [ы] , звук [и] (показать печатную, строчную, заглавную) .

б) Работа в тетрадях.

Прослушайте слоги , звуковые сочетания и запишите только гласные :

Вли, кты, кри, сми, пыл, пли, зри.

Проверка : на доску повесить карточку с буквами : И, ы, и, и, ы, и, и.

5. Дифференциация звуков и букв в слогах .

а) Игра «Поймай звук » .

Если услышите звук [и] – хлопните в ладоши, если звук [ы] – топните .

Слова : рыба, нитки, косы, малыш, сыр, игла, ромашки.

6. Физминутка :

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Наклонились,

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два,

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

7. Дифференциация звуков и букв в словах .

а) - Сегодня мы пойдем в магазин (на доску – слово «магазин» - словарное слово, в котором продают много разного товара.

Как такой магазин называется? (универсальный, супермаркет) . Как же удержаться и не купить лишнее.

В этом нам помогут изучаемые гласные (И, Ы) . В корзины кладем предметы (тыква, дыня, огурцы, баклажаны, слива, персик, апельсин, лимон) в соответствии со звуками с объяснением : «Я могу купить, потому что звук (и, ы) слышится в начале, средине, конце слова».

б) Запишите в тетради в два столбика слова, из одной корзины предметы со звуком – Ы , из другой со звуком –И .

тыква слива

дыня персик

огурцы апельсин

баклажаны лимон

в) Посмотрите на предметы первой корзины и второй корзины и назовите обобщающим словом (овощи, фрукты) . Что можно приготовить из овощей, что из фруктов?

8. Работа по словообразованию.

Сок из слив (какой) – сливовый.

Сок из лимонов (какой) – лимоновый.

Сок из персиков (какой) – персиковый.

Сок из апельсинов (какой) – апельсиновый.

Чем полезны овощи и фрукты?

9. Гимнастика для глаз :

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться)

И вдруг проснулся (поморгать глазами) .

Больше спать не захотел, (руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки,

Встрепенулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел. (посмотреть вправо-влево) .

10. Дифференциация звуков и букв в предложениях .

К нам пришел малыш. Он расскажет небольшое стихотворение. Запомните стихотворение, повторите его.

Малыш был очень мил,

Он руки мылом мыл.

III. Итоги занятия .

Какие звуки и буквы учились различать ?

Для чего учились различать?

Что нового узнали на занятии ?

Что больше всего понравилось?

Вы, молодцы! Мне очень понравилось, как вы занимались.

тыква слива

дыня персик

огурцы апельсин

баклажаны лимон

тыква слива

дыня персик

огурцы апельсин

баклажаны лимон

тыква слива

дыня персик

огурцы апельсин

баклажаны лимон

тыква слива

дыня персик

огурцы апельсин

баклажаны лимон

Малыш был очень мил,

Он руки мылом мыл.

Малыш был очень мил,

Он руки мылом мыл.

ВОЛК И ЖЕРЕБЕНОК

Так волку и не удалось поймать козленка. Но он не успокоился. Он был голоден и ночью опять вышел из леса. На лугу паслись лошади. В табуне был маленький жеребенок. Волк выждал, когда жеребенок отбежал далеко от матери, и, сердито рыча «ы-ы-ы!» бросился на него. Но жеребенок не растерялся. Он громко заржал «и-и-и» и побежал к матери. Мать заслонила собой жеребенка, громко заржала и подставила волку копыта. Тут и люди подоспели, и волку опять пришлось убраться в лес ни с чем.

Как зарычал волк? (Дети отвечают: «ы-ы-ы».)

Как заржал жеребенок? (Дети отвечают: «и-и-и».)

После этого проводится инсценировка рассказа, а потом игра, в которой часть детей рычит, как волк, или ржет, как жеребенок, а другая часть детей отгадывает, чей это голос - волка или жеребенка.

Дифференциация звуков И-Ы в словах

Послушайте внимательно и запомните, что я скажу:

В лесу мишка.

В норке мышка.

А теперь я начну говорить, а вы закончите.

В лесу... (дети дополняют: мишка).

В норке... (дети дополняют: мышка).

Так же прорабатываются предложения:

Собака начала выть. Ласточки стали гнездо вить.

Митя ключи забыл. Витя гвоздь забил.

В лесу рычит рысь. Мы сварили рис.

В саду осы. У телеги оси.

Тема занятия: Дифференциация Ы – И.

Цель: совершенствование умения детей различать звуки И и Ы и соответствующие им на письме буквы.

Задачи: учить различать звуки и буквы ы – и;

обогащать словарный запас детей;

развивать слуховое и зрительное внимание и память.

Оборудование: карточки с заданиями по количеству учащихся.

Ход занятия.

    Орг.момент. - Здравствуйте, ребята. На место садится тот, кто назовёт слово, начинающееся со звука И.

2. Повторите слова, поднимите соответствующую гласную (ы или и):

пир, бить, мыть, ты, спи, мы, мир, вы, сыр, писк, пыль, тир, визг.

3. Прослушать стихотворение.

Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке.

Что глядишь, корова,

строго и сурово?

Мишка-лодырь

через а написал «карова».

Напишите вы

«Мишка» через ы.

Проучите Мишку -

Превратите в мышку

Кошка мышку хвать!

Будет лодырь знать.

(С. Погореловский.)

сл - в- к-т- н-тк- л-п-

р-б- в-шн- м-ш- п-л-

в-лк- хр-п- л –ж- ш-н-

5. Игра «Один -много» (с перекидыванием мяча).

Логопед называет имя существительное в единственном чис­ле, ученик, возвращая мяч, называет то же слово во множест­венном числе и выделяет последний гласный звук - ы или и, например:

рама-рамы (ы), тетрадь - тетради (и), стена - стека (ы) и т. д.

Эти в-шн-, эти сл-в- сам- м- сажал-. Эти куст-к- мал-н- сам- пол-вал-. У М-ш- ж-л- бел-е м-ш-. У Люс- с-н-е бус-. На р-нке лного гр-бов. Кур- склевал- зёрн-шк-. Нельзя заг-бать в кн-гах л-ст-. Ул-ц- покр-т- снегом. У реки шурш-т кам-ш. Д-на несёт в сумке д-ню.

11. Итог занятия: - Чем мы занимались сегодня на уроке?

Чем похожи звуки И и Ы?

Чем отличается артикуляционный уклад звуков И и Ы?

Похвала, поощрение.

_________________________________________________________

сл - в- к-т- н-тк- л-п- в-лк- л –ж-

р-б- в-шн- м-ш- п-л- хр-п- ш-н-

Эти в-шн-, эти сл-в- сам- м- сажал-. Эти куст-к- мал-н- сам- пол-вал-. У М-ш- ж-л- бел-е м-ш-. У Люс- с-н-е бус-. На р-нке лного гр-бов. Кур- склевал- зёрн-шк-. Нельзя заг-бать в кн-гах л-ст-. Ул-ц- покр-т- снегом. У реки шурш-т кам-ш. Д-на несёт в сумке д-ню.

__________________________________________________________

сл - в- к-т- н-тк- л-п- в-лк- л –ж-

р-б- в-шн- м-ш- п-л- хр-п- ш-н-

Эти в-шн-, эти сл-в- сам- м- сажал-. Эти куст-к- мал-н- сам- пол-вал-. У М-ш- ж-л- бел-е м-ш-. У Люс- с-н-е бус-. На р-нке лного гр-бов. Кур- склевал- зёрн-шк-. Нельзя заг-бать в кн-гах л-ст-. Ул-ц- покр-т- снегом. У реки шурш-т кам-ш. Д-на несёт в сумке д-ню.

________________________________________________________

сл - в- к-т- н-тк- л-п- в-лк- л –ж-

р-б- в-шн- м-ш- п-л- хр-п- ш-н-

Эти в-шн-, эти сл-в- сам- м- сажал-. Эти куст-к- мал-н- сам- пол-вал-. У М-ш- ж-л- бел-е м-ш-. У Люс- с-н-е бус-. На р-нке лного гр-бов. Кур- склевал- зёрн-шк-. Нельзя заг-бать в кн-гах л-ст-. Ул-ц- покр-т- снегом. У реки шурш-т кам-ш. Д-на несёт в сумке д-ню.

Тема: Звуки И и Ы.

Цель:

Закрепить навыки чёткого различения и произношения звуков И-Ы;

Развивать фонематический слух;

Учить выделять гласный звук в середине и в конце слова;

Развивать навыки звукового анализа и синтеза;

Развивать внимание, память, мышление.

Ход занятия:

    Оргмомент .

Сядет тот, кто назовёт гласный звук в слове: мак, суп, кот, пух, мэр, страх, торт, дым, мир, груз, писк, сын, спор, кран, спуск, конь.

    Знакомство с темой занятия:

Отгадайте, кто пришёл к нам в гости.

Как соску, лапу в пасть положит Маленький зверёк, острый зубок,

Иначе он заснуть не может. Серенькая шубка, длинный хвост.

Выставляются игрушки.

Чем отличаются слова «мишка» и «мышка» (звуками И и Ы)

Какие это звуки? Почему?

    Закрепление различения звуков в слогах и словах.

А) Слоговая зарядка

ПЫ-ПИ-ПЫ ИХ-ЫХ-ЫХ

МЫ-МЫ-МИ ИК-ИК-ЫХ

ТЫ-ТИ-ТЫ НЫ-НЫ-НИ

ПИ-ПЫ-ПЫ ТИ-ТЫ-ТЫ

КЫ-КИ-КЫ КИ-КЫ-КИ

Б) Выделение звука из слов.

Найдите в кассах буквы И и Ы, и если услышите в слове звук И, то поднимите буквы И, а если – Ы, то букву Ы.

Был, мыл, бил, выл, мил, ныл, пил, Нил, пыл.

В) «Доскажи словечко»

Мышка и Мишка нашли стихи, в которых нет последнего слова, и теперь спорят, какое слово подходит. Давайте поможем им.

Был/бил: Я в походе …

В барабан я …

Выл/вил: Своё гнездо грач …

А волк в долине …

Мыл/мил: Малыш был очень …

Он руки мылом …

Шипы\шипи: Ты, гусь сердитый, не …

У розы острые …

Возы/вози: Вот сена полные …

А ты, лошадка, их …

Г) Определение слова по последнему звуку.

Картинки: кеды-сапоги, маки-пионы, тыквы-дыни и др.

Отгадайте, какое слово кончается на звук …

    Физминутка.

Как на горке – снег, снег, Руки вверх, на слова «снег, снег» встряхивать

кистями

И под горкой – снег, снег, Опустить руки вниз, -

И на ёлке – снег, снег, Соединить ладони над головой домиком.

И под ёлкой – снег, снег. Опустить руки вниз

А под ёлкой спит медведь. Ладошки под щёку и закрыть глаза

Тише, тише, не шуметь.

    Закрепление различения звуков на письме.

Раздаются домики, в одном из которых живёт мишка, а в другом мышка. В окошко необходимо записать песенки, которые поют мышка и мишка (со звуками Ы и И).

«Песенки»: мы, их, ты, ми, ик, пы.

Записанные слоги читаются, потом анализируются.

    Итог занятия.

Что мы делали на занятии?

Какие эти звуки? Почему?

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «minsan.ru» — Знакомимся с удовольствием