Изображение народного характера войны 1812. Изображение войны в романе «Война и мир

Основу романа «Война и мир» составляют исторические военные события, художественно претворенные писателем. В 3-ем и 4-ом томе Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года. Эта война для России была справедливой, национально- освободительной. На борьбу с захватчиками выступил весь народ, тесно сплотившийся вокруг своей армии.
* Толстой во время написания «Войны и мира» пользуется и художественной фабулой, и реальными фактами, выхваченными из живой действительности, и теоретические мысли следуют одна за другой или выступают в сложном единстве. Наличие объективно достоверного исторического повествования, построенного на реальных фактах, есть один из существенных признаков историзма "Войны и мира".Толстой рисует события Отечественной войны: переход французской армии через р. Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы, фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, победоносное завершение войны.
Подлинная кульминация романа-эпопеи – Бородинское сражение, в нём раскрывается вполне характер всего народа – главного вершителя исторических судеб, по мнению Толстого. Подготовка к описанию Бородинского боя потребовала от писателя особенно много сил. Толстой 25-27 сентября 1867 года совершил поездку на Бородинское поле, взяв с собой Стёпу Берса, младшего брата Софьи Андреевны. На местности он сделал необходимые записи. Впоследствии С. А. Берс вспоминал: «Два дня Лев Николаевич ходил и ездил по той местности… Он делал свои заметки и рисовал план сражения…»

Центральным событием Отечественной войны явилась Бородинская битва. Мужественное сопротивление русских войск, их несокрушимость удивляют самоуверенного Наполеона, не знавшего поражения в Европе.

Толстой при изображении самого сражения раскрывает бодрость духа, проявление стойкости, выносливости солдат и в солдатском юморе, и в чувстве товарищества, и в сознании общности дела. Солдаты и офицеры батареи Раевского выполняют свой долг, всё время заняты: подносят снаряды, заряжают орудия. В батарее Раевского «чувствовалось одинаковое и общее всем оживление». Писатель далёк от идеализации солдат. Солдаты до конца тверды и спокойны.

Значительную часть событий Бородинского боя Л. Н. Толстой показал в восприятии Пьера Безухова. Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения. Герой понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире - народ. Никакие усилия французов не смогли сломить воли русских стоять насмерть.
Посещение Бородинского поля в момент знаменитого сражения стало важным этапом на пути исканий героя. Безухов одобрительно воспринимает слова неизвестного солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва». «Солдатом быть, просто солдатом!»- такое желание овладело Пьером после Бородинского боя.

Отечественная война 1812 года в романе "Война и мир" (2 вариант)

Казалось бы, ничего общего между той войной, 1812 года, и этой, выпавшей на долю народа. Не было тогда ни бомб, ни самолетов, не было тех ужасов и зверств, о которых мы скоро узнали; не было, главное, фашизма - но почему же тогда в землянках и госпиталях сорок первого года, при блокадных коптилках люди читали «Войну и мир», как самую сегодняшнюю, сиюминутную книгу, и почему любимым стихотворением всех поголовно - от первоклассника до генерала - долгие четыре года войны было лермонтовское «Бородино»? Чем больше я думаю об этом, тем острее понимаю, что общее было - не в видах оружия, не в скорости передвижения войск; Толстой понятия не имел о пулеметах, «катюшах» и лагерях уничтожения, но он написал и о нас, потому что знал про человека такое, чего хватило на сто с четвертью лет, и когда началась наша война, оказалось, что Толстой заложил в каждого из нас что-то очень важное, о чем мы до той поры не догадывались, и мы бросились к нему - черпать и черпать из неиссякаемого источника его книги душевные силы, стойкость и то сложное чувство, которое называется патриотизмом.

Война вошла в жизнь людей неожиданно - хотя ее ждали, о ней говорили, - она всегда неожиданна, и люди не сразу впустили ее, еще продолжали держаться за старое. Пьер, уже высчитав, что он должен убить Наполеона, по-прежнему ездил в клуб и позволял себе радость иногда обедать у Ростовых; Наташа пела и мучилась вопросом, не стыдно ли это после всего, что с ней произошло; но война уже приблизилась к дому Ростовых с бумагами, засунутыми Пьером за подкладку шляпы; она - в блестящих глазах Пети, в страхе старой графини за сына, в тоненьком старательном голосе Сони, читающей вслух царский манифест: обращение царя к народу…

Ее слушают по-разному: Пьера поразило, что царь обещал «стать посреди народа… для совещания и руководствования» - ему кажется, что теперь, перед лицом опасности, Александр может быть, выслушает своих подданных, посоветуется с ними: Пьер, как и прежде, мечтает о справедливости, о демократии и добре… Старый граф растроган, его легко растрогать, он повторяет: «Только скажи государь, мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем», вовсе не предполагая, что младший сын воспримет эти слова всерьез: «Ну теперь, папенька, я решительно скажу - и маменька тоже,- я решительно скажу, что вы пустите меня в службу, потому что я не могу… вот и все…»

А князь Николай Андреевич Болконский после отъезда сына заболел, не выходит из кабинета, не допускает к себе ни дочь, ни француженку; его дом все еще живет прежними внутренними отношениями: умный старик - профессиональный военный - не дает себе труда задуматься о том, что происходит в его стране, и княжна Марья до сих пор не понимает, что это за война.

«Она боялась за брата, который был там, ужасалась, не понимая ее, перед людской жестокостью, заставлявшей их убивать друг друга, но не понимала значения этой войны, казавшейся ей такою же, как и все прежние войны».

Княжну Марью можно понять: она привыкла верить отцу во всем, что касалось политики и военных дел, - отец не выражает никакого беспокойства и занят строительством нового корпуса в своем поместье. Но как же старый князь может не видеть, не понимать надвигающейся опасности? Может. Потому что старость бессильна и вырабатывает защитную реакцию против своего бессилия. Слишком невыносимо было бы для старого князя пронимать, и потому он инстинктивно вырабатывал в себе непонимание: никогда не говорил про войну, «не признавал ее и смеялся за обедом ад Десалем, говорившим об этой войне». Грустно и тяжело читать, что старый князь «каждый ень менял место своих ночлегов. То он приказывал разбить вою походную кровать в галерее; то он оставался на дива-е или в вольтеровском кресле в гостиной…»

Заставив себя прочесть, позволив себе, наконец, вникнуть в его смысл, Никола раньше, все понял: «Французы в хода они могут быть у Смоленска; может, они уже гам… Через четыре перехода! Так думает не бессильный старик, это генерал-аншеф Болконский проснулся в нем, военный человек, прицыкнувший мереть расстояние переходами войск, и на мгновение он увидел себя молодым, «ему представился Дунай, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал, без одной морщины, бодрый, веселый, румяный, в расписной шатер Потемкина…» И все страсти прежних лет проснулись в нем на мгновенье, но все это было, и было так давно, и ушло. «Ах, скорее, скорее вернуться к тому времени, и чтоб теперешнее все кончилось поскорее, поскорее, чтобы оставили они меня в покое!». Война пришла в жизнь молодых и сломала эту жизнь: она убьет князя Андрея; она лишила Соню счастья, потому что эта война отнимет у нее Николая; она убьет Петю - мальчика Петю, еще не начавшего жить, но и у старика она отняла право умереть спокойно. Война ограбила всех.

Отечественная война 1812 года в романе "Война и мир" (3 вариант)

Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил в ней красоту ужаса. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель-пацифист, но при изображении войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма.

Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война народная. Автор создает множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убежден, что французов не пустят в Москву, "не должны", но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что "решилась Расея!". А если уж Россия гибнет, то нечего спасать свое добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось "дьяволам". Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны. В период тяжких испытаний для Отечества "делом народным", всеобщим становится защита Родины. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение.

В любви к Родине, патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдаты его полка. Но князь Андрей не только одушевлен всеобщим чувством, а и умеет сказать о нем, анализировать его, понимает общий ход дел. Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить. Сами многочисленные участники величественного события действуют по тому же чувству, и даже не бессознательно, - просто они очень немногословны.

"Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят", - вот и все, что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина. Пьер Везухов вполне понимает смысл "неясных" и тоже слишком кратких слов солдат: "Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят". Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину.

В "Войне и мире" создаются как бы два идейных центра: Кутузов и Наполеон. Мысль о развенчании Наполеона возникла у Толстого связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года как справедливой войны со стороны русских. Образ Наполеона раскрывается Толстым с позиции "мысли народной". С. П. Бычков писал: "В войне с Россией Наполеон выступал в роли захватчика, стремившегося поработить русский народ, он был косвенным убийцей многих людей, эта мрачная деятельность и не давала ему, по мысли писателя, права на величие". "Круглый живот", "жирные ляжки коротких ног", "белая пухлая шея", "потолстевшая короткая фигура" с широкими, "толстыми плечами" - вот характерные черты внешности Наполеона. При описании утреннего туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики императора Франции: "Толстая спина", "обросшая жирная грудь", "выхоленное тело", "опухшее и желтое" лицо, "толстые плечи" - все эти детали рисуют человека, далекого от трудовой жизни, разжиревшего, глубоко чуждого основам народной жизни.

Наполеон был эгоистически самовлюбленным человеком, самонадеянно считавшим, что вся вселенная повинуется его воле. Люди для него не представляли интереса. Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм, разоблачает претензии Наполеона на мировое господство, его постоянное позирование для истории, его актерство. Наполеон все время играл, в его поведении и словах не было ничего простого и естественного. Это выразительно, показано Толстым в сцене любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле.

Разумеется, это было чистое актерство. Он не выражал здесь искренних чувств "отеческой нежности", а именно позировал для истории, лицедействовал. Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона, полагавшего, что с занятием Москвы будет покорена Россия и осуществятся его планы завоевания мирового господства.

Как игрока и актера писатель изображает Наполеона и в ряде последующих эпизодов. Накануне Бородина Наполеон произносит: "Шахматы поставлены, игра начнется завтра". В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает: "Игра началась". Далее Толстой доказывает, что эта "игра" стоила жизни десяткам тысяч людей. Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона, стремившегося поработить весь мир.

"Война - не "игра", а жестокая необходимость", - думает князь Андрей. И в этом заключался принципиально иной подход к войне, выражалась точка зрения мирного народа, вынужденного взяться за оружие при исключительных обстоятельствах, когда над родиной нависла угроза порабощения.

Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека.

Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актерство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис "Рыцари Лебедя". Он не хотел казаться великим человеком - он был им. Поведение Кутузова естественно, автор постоянно подчеркивает его старческую слабость. Кутузов в романе - выразитель народной мудрости. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне "дедушки" Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши.

"Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений, - говорит Толстой о Кутузове, - лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представителя народной войны".

Толстой создает яркий образ неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Характерен рассказ Тихона о том, как на него набросились четыре француза "со шпажками", а он на них пошел с топором. Это перекликается с образом француза-фехтовальщика и русского, орудующего дубинкой. Тихон и есть художественная конкретизация "дубины народной войны". Лидия Дмитриевна Опульская писала: "Тихон -образ вполне ясный. Он как бы олицетворяет собою ту "дубину народной войны", которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.

Платон Каратаев - воплощение "всего русского, доброго и круглого", патриархальности, смирения, непротивления, религиозности - всех тех качеств, которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства.

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой - ловить "кресты, рубли, чины". Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф. Облик Александра I в толстовском изображении непригляден. Черты двуличия и лицемерия, которые были присущи "высшему свету", проявляются и в характере царя. Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом. Александр заключает Кутузова в объятия, бормоча при этом: "Старый комедиант". С. П. Бычков писал: "Нет, не Александр I был "спасителем отечества", как это тщились изобразить казенные патриоты, и не среди приближенных царя надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом. Напротив, при дворе, в ближайшем окружении царя, существовала группа откровенных пораженцев во главе с великим князем и канцлером Румянцевым, которая боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира".

"Солдатом быть, просто солдатом", - с восторгом думает Пьер. Характерно, что и солдаты, хоть не сразу, но охотно приняли Пьера в свою среду и прозвали "наш барин", как Андрея "наш князь". Пьер не может стать "просто солдатом", капелькой, сливающейся со всей поверхностью шара. Сознание своей личной ответственности за жизнь всего земного шара неистребимо в нем. Он горячо думает о том, что люди должны опомниться, понять всю преступность, всю невозможность войны. Эту мысль проповедует Л. Н. Толстой, вкладывая ее в уста одного из любимых героев. Так же думаем и мы, читатели, живущие в двадцать первом веке.

За всю историю существования человечества только триста лет были мирными, а в остальное время в разных уголках земли вспыхивали войны. Война - это естественное, хотя и очень страшное явление.
Войну 1812 года у нас называют Отечественной. В этой войне наиболее полно и ярко проявился патриотический дух русских людей. Эту войну выиграло не высшее общество, а народ. Конечно, были и в высшем обществе люди долга и отваги, но таких людей были единицы. JI.H. Толстой в своем произведении выступает как великий знаток истории и великий психолог. Он показывает не только наши победы, но и наши поражения и раскрывает основные причины этих поражений, а также психику и внутреннее состояние каждого военного человека.
Причин этой бедственной и разрушительной войны очень много, но главная причина - Наполеон. Он возомнил себя властелином мира и поплатился за это. Наполеон был выходцем из простой семьи, но на чужих костях он построил империю и стал во главе ее. Он был умен и хитер, как лис. После войны 1805-1807 годов он заключает с Россией мир. Это было сделано для того, чтобы восстановить свои силы и двинуться против нее. Россия была единственным государством, которое не покорилось ему. Россия была не готова к войне. Наша победа над наполеоновской армией заключается не в силе, а в хитром расчете и долге перед Родиной. Спасителем России стал Кутузов. Он был единственным человеком, который понимал, что Наполеона можно победить только хитростью.
Когда Наполеон вступил на территорию России, наши войска встретили его у границы, но не давали сражений и все время отступали. Мне кажется, что именно в этом холодный расчет Кутузова. Он знал, что разбить наполеоновскую армию ему не удастся, и он затягивал Наполеона в глубь России, растягивая линию его наступления. И когда возникла прямая угроза Москве, Кутузов был вынужден дать генеральное сражение.
До Бородинского сражения наши силы приблизительно относились к французским, как пять к шести, а после сражения, как один к двум. А вместе с тем умный и опытный Кутузов принял сражение. Он знал, что Наполеон, давший это сражение, еще больше растянул свою линию. Бородинское сражение произошло 26-го числа. Но история неправильно описывает Бородинское сражение. Дело в том, что 24-го числа мы потеряли Шевардинский редут, и наш левый фланг был ослаблен. Удар французов пришелся именно на этот фланг. Только благодаря мужеству и отваге наших солдат Бородинское сражение было морально выиграно. Воодушевленный победой, Кутузов хотел отдать приказ к наступлению, но, узнав о потерях нашей армии, отменил свое решение. Русскими войсками под Бородином была одержана та духовная победа, которая убеждает противника в нравственном превосходстве врага и своем бессилии. Это был решающий удар, который нанес смертельную рану французским войскам. Но наши войска все равно отступили, и французы вошли в Москву. Многие жители, покидавшие Москву, поджигали свои дома, другие оставляли их со всем скарбом. И это тоже сыграло свою роль, потому что французские солдаты начали грабить дома, забирать все самое ценное и убегать из армии. Таким образом, вся французская армия разлагалась изнутри. Наполеон с остатками армии бежал из Москвы.
Обрадованный этой победой, царь Александр приказал нашей армии двинуться на Запад, и вскоре вся Европа была освобождена. Наполеон был сослан на остров.
Россия была единственной страной, которая не покорилась Наполеону. Это действительно великая Отечественная война, в которой раскрылся характер русского человека. И Толстой - единственный писатель, который раскрыл эту войну в полной степени.

Изображение войны 1812 года в романе «Война и Мир»

В романе «Война и мир» автор освещает судьбу России и русского народа, оказавшегося перед лицом смертельной опасности. В обстановке общенационального кризиса, порожденного войной 1812 года, показана в романе русская жизнь, характеры героев и общественные отношения. Именно эту войну писатель считает истинно народной, вызвавшей невиданный ранее патриотический подъем народа, вставшего на защиту своей независимости.
Толстого не интересовало изображение внешней стороны сражений, его героям не свойственны громкие слова о любви к родине. Их патриотизм проявляется в повседневной жизни, в мыслях, в обычных поступках и делах. Историческое, общественное событие передается автором через сцены частной жизни, в индивидуальных судьбах его героев отражено движение всей истории.
Описание наступления войны писатель начинает с изображения высших сфер, главной квартиры царя. Военные события еще не затронули глубин страны. В Лысых Горах сохраняется обычный распорядок жизни. Такую же обычную жизнь видим мы в семье Ростовых, где больше озабочены болезнью Наташи, чем началом войны. В дворянских кругах царит атмосфера полного равнодушия ко всему, кроме своих сословных и корыстных интересов. Они не понимают масштабов грозящего бедствия. Что пугает больше всего представителей дворянской Москвы, так это то, что крестьяне наберутся вольного духа. Да и весь русский народ еще не ощутил национальной опасности, не поднялся на защиту своего отечества.
Однако развитие народных настроений в дальнейшем резко отличается от наигранной, фальшивой демонстрации патриотизма представителями дворянства, которые кричат, «выкатывая налившиеся кровью глаза», что «мы покажем Европе, как Россия восстает за Россию». При приближении врага к Смоленску вступает в действие основная сила войны - народное сознание. В романе появляются массовые сцены, постепенно вбирающие в себя отклики и настроения самых различных слоев нации - купечества, мещанства, крестьян, мастеровых. Мы чувствуем, как постепенно все больше растет решимость и озлобление народа против врага. И в этом подъеме национального сознания Толстой видит главный источник грядущего перелома в войне.
Новый, самый главный, этап войны - народный. Он начинается с момента приезда в армию Кутузова, являющегося олицетворением национального сознания и народной мудрости. Рисуя единство духа главнокомандующего и армии, подъем настроения среди солдат и офицеров, автор словно подготавливает читателя к выводу, что победу в войне обеспечит именно дух войска и народа. Этот патриотический дух писатель изображает в простых сценах солдатского быта, в безыскусной сосредоточенности чувства на том, что предстоит смертельная схватка, что решается судьба Москвы, судьба родины. А значит, предстоящее сражение для народа - дело общее. «Всем народом навалиться хотят, одно слово Москва, один конец сделать хотят», - говорит солдат Пьеру, передавая всеобщее настроение войска.
И князь Андрей, и Пьер, и Петя Ростов и многие другие во время войны думают, прежде всего, не о себе, а о том, как помочь другим. Чувство сострадания переполняет Наташу, когда она требует отдать подводы не для перевозки имущества, а для спасения раненых. Автор показывает, как приобщение к народному сознанию помогло Андрею Болконскому и Пьеру Безухову отказаться от эгоизма и корыстных помыслов и стать заодно с великим русским народом.
Солдаты сознают, что, возможно, придется умереть, защищая отечество. И наиболее сильно нравственная сила народа проявляется в простых формах, во многом связанных с народными понятиями и обычаями. Ополченцы надевают чистые рубашки, старые солдаты отказываются пить водку - «не такой день, говорят». Бодрость духа, сосредоточенность на главном событии солдаты сохраняют и в самом сражении. Здесь наиболее ярко проявляется и чувство товарищества, и сознание общности дела, и моральная стойкость солдат, и солдатский юмор. Так, на батарее Раевского «чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление».
Прославляя героизм русских людей, писатель в то же время* сознает, что война - это суровое испытание, которое влечет за собой огромные потери, смерти миллионов людей; что она - «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Перед нами проходят сцены пожара, сдачи Смоленска, драматическая обстановка смерти старого князя Болконского, которые сливаются с картинами разорения, гибели урожая и отступления войск. Войска шли, утопая в пыли, страдая от жары и задыхаясь «в этой неподвижной атмосфере». Картины отступления воспринимаются как народное бедствие. И в описании сцен войны, особенно Бородинского сражения, чувствуются скорбные раздумья автора о судьбах людей, об убитых и раненых, его отношение к войне, как жестокому антигуманному явлению. Эти мысли подчеркиваются сопоставлением с миром природы: «Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма, и пахло странною кислотой селитры и крови. Собирались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?.. » И все же именно в такой тяжелой обстановке родилось в народе то новое, что должно было погубить французов.
В своем романе Толстой изобразил события 1812 года как победу русского народа - победу духа, ту нравственную победу, в которой писатель усмотрел решающую силу в войне. До него никто так убедительно и ярко не раскрывал роль морального фактора в исходе войны.

Л. Н. Толстой в своем произведении противопоставляет мирную жизнь и войну. На примере двух войн - 1805 и 1812 он показывает всю бессмысленность массовых военных действий, рисует положительный образ нации и народа. Исторической основой для создания романа стала Отечественная война 1812 года «Война и мир». Это история о том, что даже на войне можно оставаться человеком.

Образ войны в романе

Толстой не принимает войну. Его гуманистические идеи полностью отвергают любое насилие и убийство, а любая война достигает в этом пика, поражает масштабами и массовостью ненужных смертей. Автор называет войну противоречием человечеству и его разуму, самой человеческой природе. Войну 1812 года Толстой видит с точки зрения русского народа. Его целью Толстой видит очищение своей земли от врага. Эта цель захватила и объединила весь народ. Ей следовали и главнокомандующие, и простые солдаты. Даже в тылу все были охвачены этой целью. Примечательно, что автор не говорит о жестокости русского народа, он подчеркивает лишь чувство справедливости и большой патриотизм.

Война в восприятии героев

Для главных героев романа война стала тяжелым испытанием, но это испытание привело их к смене идеалов, познанию настоящей жизни. Понять отношение героев к войне и роль войны в жизни каждого из них поможет таблица «Война 1812 года в романе «Вона и мир».

Отношение к войне

Роль войны в судьбе

Андрей Болконский

Андрей, узнав о наступлении на Россию, просит перевести его на Западный фронт, прямо в полк. Хотя он получил предложение остаться рядом с государем, герой не принял его, чем навсегда закрыл себе выход придворный мир. Но это нисколько не тревожило Андрея. Чувство патриотизма, стремление защищать Родину взяло верх.

Он понял, что тот самый героизм, которого он жаждал в начале романа проявляется в простых вещах, что каждый солдат и есть герой.

Андрей не вернулся с войны, но погиб, осознавая счастье в жизни, найдя свое истинное призвание.

Пьер Безухов

Героя охватило желание стать простым солдатом, отдать войне силы.

С наступлением войны поменял свое представление о состоянии, захотел отречься от него. Быть простым солдатом для него представилось высшей ценностью, хотя он и не был обучен военному делу.

Наташа Ростова

Наташа искренне переживает за свою страну и за любимых людей. Она готова на многие лишение и самопожертвование.

На Наташу вона оказала очень большое влияние. Она выхаживала раненого Андрея с большой любовью и самоотверженностью. Но война забрала у нее любимого человека, а потом отняла еще и дорогого сердцу брата. Но даже после этого Наташа не смогла думать только лишь о себе, все силы она бросила на уход за больной матерью.

Бородинское сражение

Сражение при Бородино является центральной точкой военных действий 1812 года и в реальности, и в романе. При описании сражения Толстой подчеркивает командный дух и смелость солдат, их выносливость и мужественность. Даже через юмор автор рисует положительный портрет русской армии. Никто из солдат батареи Раевского не отдыхает, все при деле, каждый осознает важность действия и свою роль, даже если она заключается в подаче патронов.

Война 1812 года стала центральным событием романа. Именно Бородинское сражение расставила многие вещи по своим местам. В отношении народа к этой войне проявляется истинный патриотизм, раскрываются характеры.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Война 1812 года («Война и мир»)», аргументировать мнение автора о войне, описать войну в восприятии главных героев произведения, роль войны в их судьбах.

Тест по произведению

Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил в ней красоту ужаса. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель-пацифист, но при изображении войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма.

Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война народная. Автор создает множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убежден, что французов не пустят в Москву, «не должны», но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что «решилась Расея!». А если уж Россия гибнет, то нечего спасать свое добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось «дьяволам». Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны. В период тяжких испытаний для Отечества «делом народным», всеобщим становится защита Родины. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение.

В любви к Родине, патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдаты его полка. Но князь Андрей не только одушевлен всеобщим чувством, а и умеет сказать о нем, анализировать его, понимает общий ход дел. Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить. Сами многочисленные участники величественного события действуют по тому же чувству, и даже не бессознательно, - просто они очень немногословны.

«Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят», - вот и все, что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина. Пьер Безухов вполне понимает смысл «неясных» и тоже слишком кратких слов солдат: «Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят». Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину.

В «Войне и мире» создаются как бы два идейных центра: Кутузов и Наполеон. Мысль о развенчании Наполеона возникла у Толстого связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года как справедливой войны со стороны русских. Образ Наполеона раскрывается Толстым с ПОЗИЦИЙ «мысли народной». С. П. Бычков писал: «В войне с Россией Наполеон выступал в роли захватчика, стремившегося поработить русский народ, он был косвенным убийцей многих людей, эта мрачная деятельность и не давала ему, по мысли писателя, права на величие». «Круглый живот», «жирные ляжки коротких ног», «белая пухлая шея», «потолстевшая короткая фигура» с широкими, «толстыми плечами» - вот характерные черты внешности Наполеона. При описании утреннего туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики императора Франции: «Толстая спина», «обросшая жирная грудь», «выхоленное тело», «опухшее и желтое» лицо, «толстые плечи» - все эти детали рисуют человека, далекого от трудовой жизни, разжиревшего, глубоко чуждого основам народной жизни.

Наполеон был эгоистически самовлюбленным человеком, самонадеянно считавшим, что вся вселенная повинуется его воле. Люди для него не представляли интереса. Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм, разоблачает претензии Наполеона на мировое господство, его постоянное позирование для истории, его актерство. Наполеон все время играл, в его поведении и словах не было ничего простого и естественного. Это выразительно, показано Толстым в сцене любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле.

Разумеется, это было чистое актерство. Он не выражал здесь искренних чувств «отеческой нежности», а именно позировал для истории, лицедействовал. Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона, полагавшего, что с занятием Москвы будет покорена Россия и осуществятся его планы завоевания мирового господства.

Как игрока и актера писатель изображает Наполеона и в ряде последующих эпизодов. Накануне Бородина Наполеон произносит: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра». В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает: «Игра началась». Далее Толстой доказывает, что эта «игра» стоила жизни десяткам тысяч людей. Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона, стремившегося поработить весь мир.

«Война - не «игра», а жестокая необходимость», - думает князь Андрей. И в этом заключался принципиально иной подход к войне, выражалась точка зрения мирного народа, вынужденного взяться за оружие при исключительных обстоятельствах, когда над родиной нависла угроза порабощения.

Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актерство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис «Рыцари Лебедя». Он не хотел казаться великим человеком - он был им. Поведение Кутузова естественно, автор постоянно подчеркивает его старческую слабость. Кутузов в романе - выразитель народной мудрости. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне «дедушки» Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши.

«Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений, - говорит Толстой о Кутузове, - лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представителя народной войны».

Толстой создает яркий образ неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Характерен рассказ Тихона о том, как на него набросились четыре француза «со шпажками», а он на них пошел с топором. Это перекликается с образом француза-фехтовальщика и русского, орудующего дубинкой. Тихон и есть художественная конкретизация «дубины народной войны». Лидия Дмитриевна Опульская писала: «Тихон - образ вполне ясный. Он как бы олицетворяет собою ту «дубину народной войны», которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие. Платон Каратаев - воплощение «всего русского, доброго и круглого», патриархальности, смирения, непротивления, религиозности - всех тех качеств, которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства.

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой - ловить «кресты, рубли, чины». Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф. Облик Александра I в толстовском изображении непригляден. Черты двуличия и лицемерия, которые были присущи «высшему свету», проявляются и в характере царя. Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом. Александр заключает Кутузова в объятия, бормоча при этом: «Старый комедиант». С. П. Бычков писал: «Нет, не Александр I был «спасителем отечества», как это тщились изобразить казенные патриоты, и не среди приближенных царя надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом. Напротив, при дворе, в ближайшем окружении царя, существовала группа откровенных пораженцев во главе с великим князем и канцлером Румянцевым, которая боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира».

«Солдатом быть, просто солдатом», - с восторгом думает Пьер. Характерно, что и солдаты, хоть не сразу, но охотно приняли Пьера в свою среду и прозвали «наш барин», как Андрея «наш князь». Пьер не может стать «просто солдатом», капелькой, сливающейся со всей поверхностью шара. Сознание своей личной ответственности за жизнь всего земного шара неистребимо в нем. Он горячо думает о том, что люди должны опомниться, понять всю преступность, всю невозможность войны. Эту мысль проповедует Л. Н. Толстой, вкладывая ее в уста одного из любимых героев. Так же думаем и мы, читатели, живущие в двадцать первом веке.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «minsan.ru» — Знакомимся с удовольствием