Функциональный метод решения уравнений. Тема: "Показательная функция
Разделы: Математика
Класс: 11
- Систематизировать, обобщить, расширить знания, умения учащихся, связанные с применением функционально-графического метода решения уравнений
- Отработка навыков решения уравнений функционально-графическим методом.
- Формирование логического мышления, умения самостоятельно и нестандартно мыслить.
- Развивать коммуникативные навыки в процессе групповой работы.
- Осуществлять продуктивное взаимодействие в группе для достижения максимального общего результата.
- Отработка умений слушать товарища. Анализировать его ответ и задавать воросы.
Для проведения этого урока в классе организовались группы ребят, которые получила вспомнить определённый метод решения уравнений, подобрать 5-8 уравнений, решить их и подготовить презентацию.
Оборудование: Компьютер, проектор. Презентация .
В презентацию учителя были вставлены презентации ребят, но у них разный фон.
Ход урока
Сегодня на уроке мы вспомним функционально - графический метод решения уравнений, рассмотрим когда он применяется, какие трудности могут возникнуть при решении и будем выбирать методы решения уравнений.
Вспомним основные методы решения уравнений .(слайд № 2)
Первая группа разбирает графический метод.
Вторая группа рассказывает о методе мажорант.
Метод мажорант - метод нахождения ограниченности функции.
Мажорирование - нахождение точек ограничения функции. М - мажоранта.
Если имеем f(x) = g(x) и известно ОДЗ, и если
.№1 Решите уравнение:
,
х = 4 - решение уравнения.
№2 Решить уравнение
Решение: Оценим правую и левую части уравнения:
а) , так как , а ;
б) , так как .
Оценка частей уравнения показывает, что левая часть не меньше, а правая не больше двух при любых допустимых значениях переменной x. Следовательно, данное уравнение равносильно системе
Первое уравнение системы имеет только один корень х=-2. Подставляя это значение во второе уравнение, получаем верное числовое равенство:
Ответ: х=-2.
Третья группа объясняет использование теоремы об единственности корня.
Если одна из функций(F(x)) убывает, а другая (G(x))возрастает на некоторой области определения, то уравнение F(x)=G(x) имеет не более одного решения.
№1 Решить уравнение
Решение: область определения данного уравнения x>0. Исследуем на монотонность функции . Первая из них - убывающая (так как это - логарифмическая функция с основанием больше нуля, но меньше единицы), а вторая - возрастающая (это линейная функция с положительным коэффициентом при х). Подбором легко находится корень уравнения х=3, который является единственным решением данного уравнения.
Ответ: х=3.
Учитель напоминает. где ещё используется монотонность функции при решении уравнений.
А) - От уравнения вида h(f(x))=h(g(x)) переходим к уравнению вида f(x)=g(x)
При монотонности функции
№5 sin (4x+?/6) = sin 3x
НЕВЕРНО!(функция периодическая). И тут же проговариваем правильный ответ.
НЕВЕРНО!(четная степень) И тут же проговариваем правильный ответ:
Б) Метод использования функциональных уравнений.
Теорема. Если функция y = f(x) - возрастающая (или убывающая) функция на области допустимых значений уравнения f(g(x)) = f(h(x)), то уравнения f(g(x)) = f(h(x)) и g(x)=f(x) равносильны.
№1 Решить уравнение:
Рассмотрим функциональное уравнение f(2x+1) = f(-x), где f(x) = f()
Найдите производную
Определите её знак.
Т.к. производная всегда положительная, то функция возрастающая на всей числовой прямой, то мы переходим к уравнению
Решите уравнение. Х 6 - |13 + 12х| 3 = 27соs х 2 - 27соs(13 + 12x).
1) уравнение приводится к виду
х6 - 27соs x2 = |13 + 12x|3 - 27соs(13 + 12x),
f(x2) = f(13 + 12x),
где f(t) = |t|3-27соst;
2)Функция f - четная и при t > 0 имеет следующую производную
f"(t)= поэтому f"(t)> 0 при всех
Следовательно, функция f возрастает на положительной полуоси, а значит, каждое свое значение она принимает ровно в двух симметричных относительно нуля точках Данное уравнение равносильно
следующей совокупности:
Ответ: -1, 13, -6+?/23.
Задания для решения на уроке. Ответ
Рефлексия.
1. Что нового узнали?
2. С каким методом лучше справляетесь?
Дом задание: Подобрать по 2 уравнения на каждый метод и их решить.
Функционально-графический метод решения неравенства f(x) < g(x). 1. Подбором найдем корень уравнения f(x)=g(x), используя свойства монотонных функций; 2. Построим схематически графики обеих функций, проходящие через точку с найденной абсциссой; 3. Выберем решение неравенства, соответствующее знаку неравенства; 4. Запишем ответ. :
Слайд 9 из презентации «Показательные уравнения и неравенства» . Размер архива с презентацией 174 КБ.Алгебра 11 класс
краткое содержание других презентаций«Уравнения третьей степени» - (1). Тарталья отказывается. 12 февраля Кардано повторяет свою просьбу. «Великое искусство». Х3 + рх + q = 0. Пример: х3 – 5 х2 + 8 х – 4 = 0 х3 – 2 х2 –3 х2 + 8х – 4 = 0 х2 (х – 2) – (3 х2 – 8х + 4) = 0 3 х2 – 8х + 4 = 0 х = 2 х = 2/3 х2 (х – 2) – (3 (х –2) (х – 2/3)) = 0 х2 (х – 2) – ((х – 2) (3х – 2)) = 0 (х – 2)(х2 – 3х + 2) = 0 х – 2 = 0 х2 – 3х + 2 = 0 х = 2 х = 2 х = 1 Ответ: х = 2; х = 1. Наша формула дает: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24». Х3 + ах = b (1). Здесь р = 6 и q = -2. Первый пример:
«Применение определённого интеграла» - Гл. 4. Разработка факультатива по теме «Определенный интеграл». Определенный интеграл. §4. Свойства определенного интеграла. Гл. 2. Различные подходы теории интеграла в учебных пособиях для школьников. §1. Объем тела вращения. §6. Введение. Суммы Дарбу. §3. Механическая работа. Цель: Подходы к построению теории интеграла: Вводные замечания. §2. Методы интегрирования. §3. Заключение. Гл.3. Применение определенного интеграла. §1.