Как самостоятельно учить английский язык: мой опыт. Как самостоятельно изучать английский: личный опыт Обо мне и моём языке

Предыстория: чуть меньше года назад в моей жизни возникла острая необходимость в знании английского языка – я захотел изменить свою профессиональную область, а для новой работы требовался хороший уровень английского (Upper intermediate или выше). В тот момент мой уровень был очень низок: в школе и университете преподавали очень слабо и эта дисциплина прошла мимо меня. Полное отсутствие представлений об английской грамматике, нулевой устный навык, лишь небольшой словарный запас (dog – собака, family – семья и т. п. – такого уровня).

У меня было много свободного времени и я вплотную занялся овладением нового языка. В среднем я уделял английскому языку 4-6 часов в день, 7 дней в неделю. О том, чем я занимался в это время, как раз и пойдёт речь.
В изучении иностранного языка, как впрочем и в любом деле, самое важное – регулярная практика, систематичность в получении навыка. Очень важно сделать так, чтобы сам процесс обучения был максимально приятным, тогда не нужно будет заставлять себя приступать к занятиям, а самому будет хотеться побыстрее начать.

При таком подходе вы сильное увеличиваете шансы добиться существенного результата на длинной дистанции.

1)Курсы английского языка
Со старта я пошёл на интенсивные курсы английского (3 занятия по 3 академических часа в неделю + каждый раз домашнее задание в среднем на 1,5 часа). Меня распределили в группу pre-intermediate, но реально мои навыки не дотягивали до этого уровня и по началу я был самым отстающим в группе.

В целом занятия проходили очень живо и интересно. Курс построен так, что на каждом занятии изучаешь какую-то новую тему (например «работа»), изучаешь новые слова из этой области, устойчивые выражения и т. п. + на каждом занятии кусочек грамматики – одно новое правило или время. Общение только на английском языке.

Достоинства: самое главное достоинство – ты заплатил за курсы деньги и ты будешь ходить на эти занятия (отличный вариант для тех, у кого проблемы с дисциплиной). Так же из плюсов: много практики, преподаватель поможет/подскажет/подправит. Новые знакомства. Грамматика будет постоянно улучшаться.
Недостатки: стоит денег, негибкий график. В целом всё то, что даётся на курсах, можно без труда получить бесплатно.

2)Сайты а-ля lingualeo.com
Мне такой формат обучения совершенно не нравится. На автомате тыкаешь кнопки и даже баллы хорошие получаешь, а встал из-за компьютера и ничего сказать не можешь. Как по мне это самый неэффективный метод изучения языка.

3)Speaking clubs
Спикинг клабы – сообщества людей, которые собираются вместе и просто занимаются обычными вещами: общаются, играют в настольные игры, пьют чай и т. п. При этом разговаривать, естественно, можно только на английском языке. Для меня это самый любимый формат обучения. В любом крупном городе спикинг клабов огромное количество. Посещение таких мероприятий как правило бесплатное или очень дешевое. Обычно уровень присутствующих очень высок. Много общения, много интересных людей, можно совмещать досуг с изучением английского.

Достоинства: постоянно новые люди, много интересного общения, гибкость, как правило высокий уровень английского у коллег по цеху.
Недостатки: в клубах не особо принято «поправлять» тебя, если ты сказал что-либо неправильно, поэтому может хромать грамматика (если не заниматься ей специально в свободное от спикинг клабов время). Для совсем уж новичков этот формат может показаться пугающим, потому что новички по началу не смогут полноценно участвовать в беседах.

Я начал посещать такие места с первой недели своего обучения, по началу было тяжеловато, но быстро влился в тусовку.

4)Чтение литературы на английском.
Это тяжело. Очень много неизвестных слов, непонятных грамматических конструкций. Я читал детские книжки (Винни-пух и т. д.). Хорошо, если вы читаете с электронного устройства и может в пару нажатий перевести непонятное слово. Мне этот формат не нравится, потому что довольно скучный (можно заменить на чтение новостей на английском языке), но если вдруг появились свободные 10 минут (вы в очереди или едите в общественном транспорте), то почему бы не провести время с пользой.

Достоинства: можно заняться этим в любое время и в любом месте.
Недостатки: скучно (моё мнение), на начальном уровне очень тяжело.

5)Просмотр фильмов/сериалов на английском.
Это тоже тяжело. Бывает смотришь фильм на русском языке и никак не можешь понять, что там происходит, что уж говорить про просмотр фильма на иностранном языке. Тем не менее я считаю, что этот формат обучения очень важен, потому что хорошо тренирует воспринимать английскую речь на слух. Рекомендую к просмотру ситуационные комедии – очень много диалогов, много серий (не нужно каждый раз новый фильм выбирать).

Я смотрел сериал Friends – сначала серию на английском без каких-либо субтитров, потому ту же серию на английском с английскими субтитрами. Так же из сложностей то, что многие актеры говорят на британской версии английского, а это значит, что они проглатывают некоторые звуки в словах и от этого понимать происходящее становится ещё сложнее. Мой преподаватель с курсов честно призналась, что и она парой не понимает некоторые фразы из Friends.

Достоинства: очень сильно прокачивает ваше восприятие английского на слух, гибкость.
Недостатки: нужна хорошая усидчивость и терпение, тяжело для новичков.

6)Общение с носителями языка (письменное, устное)
Пожалуй, это самый эффективный формат обучения (результат / количество потраченного времени). Самое сложное – найти иностранца, который будет не против регулярно с тобой общаться и помогать в изучении английского (девушкам найти иностранца(ов) очень просто). Я использовал сервисы interpals.net (тут главным образом практикуется письменное общение; penpals – (англ) друзья по переписке) и conversationexchange.com. Второй сервис мне нравится больше. На сервисе выбираешь, что родной язык русский, учу английский, жмёшь поиск, и система выводит профили людей, для которых родной –английский и которые учат русский (да, такие есть). После этого списываешься и человеком и предлагаешь перенести общение в скайп. Там я познакомился с человеком из Лондона.

На протяжении всего времени обучения я созванивался с ним по 1 часу несколько раз в неделю. Разговаривали обо всём на свете, иногда я учил его русскому языку. Мне очень повезло в том, что помимо всего прочего по профессии он преподаватель-лингвист, так что мог объяснить мне правильно произношение английских звуков и всякие другие тонкости. Общение с носителем языка очень хорошо развивает произношение и способствует устранению акцента.

Достоинства: самый эффективный метод, развитие произношения, интересно (общение с жителем другой страны).
Недостатки: нужно тратить время на поиски иностранца(ов).

7)Расширение словарного запаса
Так же я сознательно работал над расширением словарного запаса. Делал я это банальным, но эффективным способом – писал на одной стороне английское слово (+ какими частями речь оно может является), на другой его переводы. Делал несколько десятков таких карточек, и потом, в течении недели, каждый день по 3-4 раза повторял перевод в одну и в другую сторону. Следующая неделя => новая партия карточек.

Базу слов, которая потом заносилась на карточки, я пополнял по ходу дела – увижу незнакомое слово, записываю в отдельное место в блокнот. Так же скачал несколько тысяч самых используемых английский слов (отсортированы в порядке убывания частоты использования).
Могу сказать, что такой способ изучения новых слов работает, слова действительно запоминаются и потом можешь использовать их в разговоре.

В таком режиме я проучился 4 месяца. За это время мой уровень существенно вырос, я оцениваю его как intermediate или что-то около этого. Хотя я и делал некоторые ошибки в речи, но в целом объяснится с иностранцем не составляло большого труда, сразу после окончания курса у меня был отпуск, который я провёл в Европе. При общении на английском с местными жителями чувствовал себя комфортно.

При обучении я советую распределять своё время следующим образом:
а) Вариант с курсами. Обучение на курсах, в остальное время упор на разговорную практику (спикинг клабы или общение с носителями) + немного просмотров ситкомов + расширения словарного запаса. Остальное опционально.

Б) Вариант без курсов (если нет желания тратиться деньги и у вас очень хорошо с дисциплиной). Упор на разговорную практику, обязательно заниматься грамматикой в специально отведенное время (например по учебнику English Grammar in Use от Raymond Murphy – эту книгу мне советовал приятель из Лондона, сам по ней я не занимался) + немного просмотров ситкомов + расширения словарного запаса. Остальное опционально.

Можно сделать упор на просмотр фильмов а английском, если у вас, как и у меня, есть проблемы с восприятием на слух.

Основателя креативного агентства Red Keds Виталия Быкова.

В закладки

Виталий Быков

Сейчас я вам расскажу, как потратил зря четыре года жизни и десятки тысяч долларов. Текст предназначен для людей, которые не знают английского и собираются его учить. А также для тех, кто хочет меня пожалеть.

Обо мне и моём языке

Всю жизнь у меня не было мотивации учить английский. Где-то в 25 лет я начал путешествовать несколько раз в году и задумался, что было бы неплохо уметь говорить по-английски.

Сразу скажу, что для путешествий за рубеж пару-тройку раз в году, знать английский вообще не нужно. То есть, если вы идёте изучать язык, чтобы в путешествиях бронировать отель и выбирать, как вам пожарить яйца - не стоит тратить время и деньги.

Итак, сначала я подумал, что было бы неплохо знать английский для поездок и для работы (у меня начали появляться первые клиенты-экспаты). Это довольно слабая мотивация, но всё же я сделал два подхода.

В 27-28 лет я попробовал учить английский с молодой красивой девушкой по имени Тамила. А затем - с экспатом Питером, который был не преподавателем, а, скорее, просто британцем, подрабатывавшим разговорами на английском. Оба этих случая надолго отбили у меня желание учить язык.

Потом мне исполнилось 34 года, и я понял, что изучение английского - это самый доступный и лучший способ для развития личности. Это и стало моей базовой мотивацией.

Появились и вторичные причины: мне хотелось бы в будущем попробовать пожить и поработать за рубежом. Кроме того, я хотел общаться с иностранными коллегами, читать статьи по рекламе на языке оригинала и понимать «язык врага»: вдруг началась бы война, и меня забрали в плен, что бы я тогда делал? В общем, возникла сильная и надёжная мотивация.

Я начал искать варианты, как быстро и безболезненно научиться английскому языку. Что у нас было в наличии? Пара часов в неделю, деньги, желание выучить весь английский за несколько месяцев, лень, лень, лень.

Первые шаги

Я решил учить английский индивидуально, и особым условием стало то, что у меня совершенно не было времени на домашнюю работу. Итак, я начал заниматься в ноябре 2013 года и планировал к весне 2014 года уже говорить по-английски с лёгкостью британской королевской семьи.

Друзья всучили преподавателя компании Speak Up. После полугода обучения по два-три часовых занятия в неделю мне стало понятно: чтобы перейти с уровня Pre-pre-beginner на уровень Pre-beginner мне потребуется ещё немного времени.

Я начал искать другие методики, которые не усложняли бы мою жизнь. У меня по-прежнему было много лени и желания изучить английский. Я мог лишить своих детей игрушек и потратить эти деньги на занятия. На семейном совете я решил, что мы будем тратить ещё больше денег на английский. С одним условием: никакого самостоятельного изучения, только хардкор.

Мне подходила любая методика, где не нужно учиться самому. Поэтому «английский во сне», «английский в таблетках», «английский по радио», «английский по кино» - я стал искать такие методики, на которые можно было тратить личное время с преподавателем.

Произношение

Таким образом, в 2014 году я нашел школу «Английский по кино». Чтобы мотивации было больше, я старался затащить на курсы своих друзей. Оказалось, что все, кроме [управляющего директора компании SOK ] Миши Бродникова, знают английский чуть менее, чем прекрасно.

Поэтому на первое бесплатное занятие мы пошли вместе с Мишей. Тут должна быть картинка: ожидания и реальность. Я-то думал, что мы будем смотреть кино, потом весело расходиться, а английский сам всосётся в мозг.

Оказывается, (тут я впервые для себя это открыл) есть множество методик изучения языка. Все они очень разные: некоторые делают акцент на грамматике, некоторые - на среде, в которую вы попали.

Метод изучения английского по кино меня очень заинтересовал. Интересно было то, что произношение зависит от навыков ваших мышц языка. Для правильного произношения многих английских звуков мышцы нужно тренировать как в спортзале.

Я никогда об этом не думал. То есть это логично, но вам же не приходит в голову, что можно учить английский, начиная с тренировки языка как человеческого органа?

Что это даёт в итоге? Если вы можете правильно произносить звуки, то вы и понимать можете гораздо больше. Но было грустно, что изучение английского по кино в новой методике построено в основном на самостоятельной работе.

Вы смотрите отрывок фильма, повторяете слова за персонажами, вас поправляют, затем вы переводите этот отрывок, потом выписываете слова с ошибками в произношении и составляете карточки, по которым учите перевод и произношение.

Я полтора года занимался у прекрасного преподавателя Полины Пономарёвой. Она объяснила мне важную идею: если ты правильно говоришь, то ты лучше понимаешь. По крайней мере, я чувствую, что за полтора года сделал серьезный прогресс в произношении.

Итак, у меня появилось два преподавателя. Одна учила меня по классическим учебникам Мёрфи, а вторая - по кино с оригинальной методикой изучения произношения.

Как всё-таки начать изучать английский

Через полгода выяснилось, что до следующего уровня владения языком мне ещё как пешком до южного полюса. Появилось ощущение безысходности, тоски, депрессия, суицидальные мысли.

Всё это значило, что уровень Pre-pre-pre-pre-beginner мне очень далёк. Я начал искать в интернете другие методики, читать книги про изучение английского. Но я по-прежнему не делал никаких домашних заданий.

Здесь, надо отдать мне должное, я пошёл на принцип и не тратил ни минуты на самостоятельную работу. Разве что немного занимался в приложении Duolingo перед сном. Но и там я не продвинулся дальше теста. К этому моменту я потратил на обучение не так много: около 50 тысяч старорежимных рублей (то есть $1,5 тысяч).

Моё отношение к английскому изменила книга Эрика Гуннемарка «Искусство изучать языки». Даже не книга сама, а заголовок книги, ну и одна глава про время, которое требуется для изучения английского.

Вот небольшой перечень сроков, которые можно назвать реалистичными. Он построен для учащихся, которые начинают изучение языка с «нулевого уровня» и хотят достигнуть уровня минимального владения разговорной речью.

Все приводимые цифры выведены для шведов, однако в них нетрудно внести коррективы, обусловленные родным языком читателя (для этого достаточно учесть «коэффициент прозрачности», о котором говорилось в конце предыдущей главы).

Итак, затрачивая не менее 120 часов в месяц на изучение языка:

Немецкий язык можно освоить за два-три месяца;

Английский - за три-четыре месяца;

Французский, испанский или итальянский - за пять-шесть месяцев;

Русский - за восемь-десять месяцев.

В случае, если вы можете заниматься языком менее чем по 120 часов в месяц, то приведенные выше цифры нужно умножить как минимум на три.

Практический опыт показывает, что за более короткий срок язык не выучить. В большой степени сроки зависят и от того, каким временем человек располагает для отработки навыков разговорной речи.

Отрывок из книги «Искусство изучать языки»

Итак, несмотря на то, что я не швед, я предположил, что советы Гуннемарка не совсем справедливы для русских. Потому что русский язык относится к балто-славянской ветви индоевропейской языковой семьи, а английский и шведский - к германской.

Таким образом, я посчитал, что шведу проще учить английский, чем русскому. Ну и конечно, есть личные особенности восприятия, умения учиться, усидчивости и так далее.

Всё это дало мне понимание, что если я хочу хоть чуть-чуть выучить английский, то мне нужно тратить времени не меньше, чем шведу. То есть больше четырёх часов в день.

Для меня это был тупик. Не то чтобы у меня не было четырех часов в сутки: в Facebook я проводил по двадцать пять. Но где взять терпение, силу воли и желание проводить по четыре часа в день за английским?

А если нужно в два раза больше, чем шведу, то получается, что мне нужно восемь месяцев по четыре часа в день, чтобы «достигнуть уровня минимального владения разговорной речью».

Как? Как изучать английский по четыре часа в день, когда вокруг так много других интересных вещей: диван для лежания, ноутбук для смотрения, еда для еды, друзья для болтания языком. У меня начались метания, как у затравленного хомяка в клетке. Я стал искать способ увеличить количество часов изучения английского.

Переносчик языка

В 2015 году я начал брать уроки у носителя языка по полтора часа в неделю. И перешёл с группового обучения английскому по кино на индивидуальное. Таким образом, в свои лучшие недели учёбы я занимался по десять часов в неделю без ущерба сну, еде, соцсетям и прочим вещам.

Мой преподаватель, Манжит Синкх Манн, - уникальный человек. Никто из моих учителей не занимался со мной так долго, как он. Я до сих пор не знаю, почему он продолжает ходить ко мне.

Возможно, у него просто нет других учеников. Шучу. Самое плохое в нашем обучении заключается в том, что я придерживаюсь принципа не делать домашнюю работу.

Поэтому Манжит может со мной говорить каждую неделю обо одном и том же, не переживая о том, что я хоть что-то запомню. Таким образом, у меня появилось три преподавателя, и я смог максимально довести изучение языка до семи-десяти часов обучения. А мои затраты на всех преподавателей к тому времени уже приблизились к отметке $5 тысяч в год.

Английский в среде

В общем, я понял, что хватит тянуть лямку за хвост в длинный ящик, и решил уехать за рубеж. Купил билет, собрал кое-какую одежду и выбежал из дома навстречу Англии. Поверьте, может вам это легко, но мне, 36-летнему мужику не так-то просто ни с того ни с сего уехать за рубеж учить английский.

Поймите, ладно там семья, но это же значит, что нужно учиться. Как в школе: выполнять домашку, жить непонятно где. Ночью в холодильник не заглянешь. Как это вообще - жить за рубежом?

А тут на кого я всё оставлю? Кто будет смотреть сериалы за меня? В общем, очень сложно менять сложившийся годами уклад. Ведь у меня даже на диване дома место насиженное.

Итак, с ноября 2013 года я активно изучаю английский. У меня было три преподавателя, несколько дельных советов, сериалы с субтитрами и без, приложение Duolingo, желание выучить английский и нежелание делать домашку. Нет ничего более беспомощного, чем нежелание делать домашку.

Выбор места обучения

Я определил несколько принципов, по которым мне нужно было выбирать место обучения. Во-первых, мне очень важно, чтобы это было недорого. А в связи с тем, что это понятие несовместимо с курсом рубля, выбор предстоял довольно сложный.

Второй принцип в обучении (многие тоже удивятся) - это учить Received Pronunciation, британское нормальное произношение. Третий принцип заключался в отсутствии русских людей в окружении, когда я буду учиться. Эту мысль мне внушил Манжит. С ним я занимаюсь уже больше года и полностью ему доверяю.

Поэтому для меня отпадали крупные столицы мира. Это казалось мне очень грустным. Собственно, перебирая разные варианты, я остановился на двух. У меня было два предложения: из мальтийской школы английского языка International House Malta-Gozo и от частного преподавателя из английского города Тависток Ричарда Хамера.

Школа International House предложила мне следующее. Либо заниматься одну неделю в группе и далее три недели индивидуально, либо каждый день как в группе, так и индивидуально.

Первый вариант, предложенный руководителем школы, отчасти был более удобным для преподавателей, чтобы не разбивать занятия. Во втором я бы занимался полтора часа в группе, и далее три часа индивидуально. Но в этом случае я бы пропускал половину группового занятия. Обучение в школе стоило около 418 тысяч рублей в месяц.

Ричард предложил мне заниматься по пять часов в день индивидуально с тремя разными преподавателями. Обучение в его школе стоило примерно 360 тысяч рублей в месяц. В стоимость обоих вариантов входило питание и проживание без учёта трансферов, перелётов и виз.

Мне пришлось отказаться от International House, потому что они предложили заниматься с австралийцами или американцами. Это противоречило моему второму принципу - выучить Received Pronunciation. Ну и лишние 60 тысяч рублей оставлять на Мальте не хотелось.

Поэтому выбор пал на занятия с Ричардом. Забегая вперед, хочу сказать, что месяц обучения не дал мне перехода с одного уровня английского на другой. То есть, если у меня был Elementary, то он у меня и остался.

Но это помогло мне снять много психологических барьеров, понять как говорят иностранцы в среде и научиться использовать свой словарный запас, чтобы выражать мысли понятно.

Я мог бы достичь большего прогресса, если бы не продолжал общаться по-русски после обучения со своими коллегами в Skype, перестал бы читать русские статьи и больше смотрел и слушал контент на английском. То есть, если вы соберётесь за рубеж, то планируйте полностью отключиться от родного языка.

Итак, мне предстояло прожить месяц в небольшом городке на западе Англии в Тавистоке. Чтобы долго не рассказывать об этом городе я вам просто объясню. В Тавистоке живет 11 тысяч человек, и там ничего не происходит.

Жизнь в семье

Ричард взял на себя всю организацию моего обучения и путешествия (кроме оформления визы и билетов на самолет). В стоимость обучения входили трансфер от аэропорта, проживание, питание и даже экскурсионная программа.

Одним из моих больших страхов было непонимание, что значит жить в семье. Я никогда не жил в чужих семьях, не учился за рубежом, в молодости не участвовал в программах вроде Work and Travel.

Меня здорово подбодрил Манжит, который рассказал, что один из его студентов как-то попал в семью, которая выделила ему отдельный стол для завтрака и каждый день выдавала грейпфрут. В общем, это всё пугало.

Что значит жить в семье? Можно ли рыгать за столом? А вдруг они предложат спать вместе в одной кровати и отказываться от этого неприлично? Нужно ли будет работать на семью? Что вообще значит семья? Много ли в этой семье родственников? Не значит ли, что я должен пожить с каждым из них?

Я был перепуган. Нет, это была паника. Что делать? Я начал изучать историю Англии. В любой непонятной ситуации изучайте историю страны, в которую едете, многое станет понятным.

А если и не станет, то хоть будет что обсудить с её гражданами. После того как я посмотрел «Короли и королевы Англии» от BBC мне стало понятно, что я еду в не очень дружелюбную среду. В лучшем случае меня ожидала смерть, а в худшем нужно было сменить ориентацию. Хотя, может быть, и наоборот.

Мне повезло. Весь месяц я жил в семье прекраснейших людей. Меня принимали пожилые пенсионеры Джен и Роберт. В Англии для пожилых пенсионеров жизнь только начинается. Поэтому моя новая семья была очень активной.

Хозяйка работала в магазине четыре дня в неделю, а хозяин охотился, ухаживал за огородом, разводил пчёл. Я жил в отдельной комнате и спал на двуспальной кровати. Каждое утро я мог выбрать, что есть на завтрак (обычно англичане едят бутерброд с хлебом, заедая хлебом), меня снабжали котомкой с продуктами на обед, а когда я приходил вечером с занятий, мы всей семьей собирались за ужином у тёплого лампового плоского кинескопа Panasonic.

За месяц я поправился на пять килограммов. Хотя, может и на пятьдесят, я не уверен. Почти каждые выходные семья брала меня на природу. Мы ездили в аббатство, на пляж, смотреть на пони, и в музей тюрьмы.

Музей тюрьмы - это было предупреждение, насколько я понял. Ведь по профессии Джен была сотрудницей полиции. А хозяин - мясником. И это не прозвище.

Обучение в Тавистоке

Пять дней в неделю я учился английскому языку по пять часов в день. Мне сложно передать чувства, которые я испытывал. На второй неделе я хотел всё бросить, оседлать дартмутского пони и ускакать в лес. Благо рядом оказался лес, принадлежащий принцу.

На третью неделю я смирился и принимал все лишения судьбы. У меня было три преподавателя. Собственно, сам Ричард и две женщины по имени Сара. Да, у них было одно имя на двоих. Причем, как выяснилось, они не знали друг друга. Если бы не три преподавателя, я бы точно ускакал на дартмуртском пони в лес.

Ричард был очень последовательным и терпеливым учителем. У него хорошее чувство юмора и невероятная эрудиция. Раньше он работал в аэроотрасли. Он знает несколько языков и продолжает учить новые.

Вторая преподавательница по имени Сара Скотт - очень творческая женщина. Она не давала мне покоя, придумывая для меня домашние задания, кроссворды, загадки, разные упражнения.

Это было очень интересно, потому что я постоянно переключался на разные уровни эрудиции и узнавал про разные вещи. В моё обычное занятие с Сарой Скотт я мог узнать о разных породах птиц, о бизнесе Ричарда Бренсона, об Австралии и её утонувших суднах, о Нельсоне Манделе и его борьбе.

Моя третья преподавательница (назовем её просто Сарой) предложила мне забавную игру. В течение трёх недель мы решали проблемы Тавистока с точки зрения рекламного агентства.

Я готовил презентацию для мэра города о том, как мы сможем объяснить жителям его решение построить около пятисот новых домов на полях рядом с городом. Так как своего Навального у них нет, то для меня это была простая задача.

Что я получил

Я до сих пор не понимаю, как я смог решиться на этот опыт. Безумие победило старость, лень и природную инерцию. Но если бы этого опыта со мной не случилось, то я бы, наверное, мог ещё несколько лет пытаться учить английский.

Что я вынес из обучения? Не нужно мне тут писать о том, что всё это неверно. Я сужу только на основе своего опыта, занятости, интенсивности, восприимчивости и так далее.

  • Чтобы перейти с одного уровня английского на другой, нужно провести за рубежом три-четыре месяца.
  • Нужно свести к минимуму общение на родном языке, чтение и смотрение. Лучше медитировать, заниматься спортом.
  • Нужно всё-таки больше контактов и связей. Может быть, стоит жить в небольшом городе на 200-400 тысяч человек. Это пока гипотеза. Удобство Тавистока, например, заключалось в том, что оттуда за час можно доехать до Плимута на автобусе.
  • Чтобы не сбавлять темпы развития, нужно заниматься не меньше восьми-десяти часов в неделю. А в идеале - четыре часа в день.

Итогом этого обучения стало то, что я полностью избавился от страха общаться на английском с посторонними людьми и потратил около 500 тысяч рублей.

Хорошая сделка. Усугубило ситуацию то, что в январе-феврале 2016 года курс фунта стерлинга к рублю начал скакать, и я умудрился купить £7 тысяч по курсу 130 рублей. Сейчас фунт стоит около 80 рублей. Я всегда был умелым дельцом.

Но если честно признаться, это было самое сильное испытание для моего мозга. Если бы не факт, что я набрал 15 килограммов веса за месяц, то я был бы самым счастливым учеником английского в мире. Я понимаю, что не для всех моих читателей вес связан с обучением. Для меня связан напрямую. Если я не ем, то я не учусь. А если учусь, то ем.

Как говорят на конференциях по маркетингу - жизнь изменилась

Во второй половине 2016 года моя жизнь резко изменилась, и времени на изучение английского стало не хватать. Приоритеты поменялись, а желание осталось. Мне было нужно сохранить интенсивность занятий и поддерживать уровень языка.

С другой стороны, мне требовались видимые результаты. Работа с частными преподавателями этому не способствовала. Но если честно признаться, то преподаватель, которая обучала меня структуре, выгодно вышла замуж за немца.

Другой я надоел, и наши встречи стали редкими, как смена президентов в России. Ещё одна преподавательница забеременела не от меня и решила рожать, а не обучать. Что довольно спорно, но о вкусах не спорят. Оставался старый добрый британец, который не сдавался, бог его знает почему.

Я решил остановиться на трех сценариях.

  • Продолжать обучение с экспатом.
  • Найти клуб.
  • Раз в год ездить учиться за рубеж, чего бы мне это не стоило.

Таким образом, в 2017 год я вошёл с планами вступить в английский клуб, съездить в Лос-Анджелес в школу Kaplan и продолжить занятия с экспатом, который всё ещё меня терпел. К этому моменту общая сумма моих расходов с ноября 2013 года приблизилась к отметке $40 тысяч, включая поездку в Тависток.

Kaplan

Школу Kaplan мне посоветовал самый известный инвестор на западном побережье США Борис Гончаров. Меня прельстила не возможность обучаться в городе, где снимают все музыкальные клипы в мире, а обещание Бориса пожить у него бесплатно. Ну, как пообещал, так и разобещал.

Kaplan - это международная школа с офисами в разных городах Америки и в разных странах. Система ценообразования у них довольно забавная и зависит от страны, из которой вы едете.

Если из Кореи, то с вас возьмут побольше. Если из России, то цена средняя. Для жителей Китая стоимость, кажется, самая минимальная. Я брал обучение на три недели по пять часов в день, и мне это обошлось в $1 377. Что довольно по-божески.

У меня сохранились записки о том, как проходит обучение.

31 января 2017 года

Проснулся в 6:50. Утром пошёл на автобус к 11:00. В итоге автобус опять пришёл только к 11:30, и я опоздал на 10 минут в школу. Этого никто не заметил, и меня не отметили как опоздавшего.

В школе было три пары. Первая пара - знакомство. В моей группе по общению 15 человек. Они все очень разные: преимущественно корейцы и китайцы, также есть два француза и итальянец. Все очень молодые, максимальный возраст - 26 лет.

Преподаватель кубинец, но выросший в Америке. Затем две пары вела Кирстен. Она просит называть себя Кики, потому что китайцы не могут произнести её имя. Все занятия с Кирстен - основные. А первое занятие что-то вроде активности, на нём могут смешиваться студенты из разных групп.

1 февраля 2017 года

Проснулся в 6:39. В школе первая пара - это всегда урок на общение. Мы садимся с разными студентами, и нам дают листочки с вопросами. Мне очень сложно понимать корейцев и их акцент. Это просто ад. Ещё все корейцы не отрываются от телефонов. Если ты чуть-чуть замешкался, то они уже тычут в иероглифы.

Следующие две пары - это занятия с Кирстен. Мы изучаем структуру языка, я явно отстаю, и мне сложно понимать. У меня серьезные пробелы в понимании слов.

Азиаты подходят ко мне и задают глупые вопросы: сколько во мне роста, есть ли в России женщины выше меня, правда, что у нас нет насекомых, потому что очень холодно.

Вчера я принес в класс конфеты «Алёнка» и подарил всем на мой день рождения. Они были рады, конфеты им понравились. Сожрали весь пакет. Азиаты набросились на конфеты, как на золото.

2 февраля 2017 года

Проснулся в 8:00. Это был очень сложный день. Мы много говорили, это изматывает. Акценты и темы не всегда понимаю, прогресса сильного не вижу. Надо признать, что учёба сложнее, чем в Англии. Даже с учётом того, что я всё равно общаюсь на русском утром и вечером.

3 февраля 2017 года

Проснулся в 7:00, сделал домашку. Я не увидел, что первой пары нет и приехал на два часа раньше. Это время я провёл вместе с корейцем Вон О. Мы сходили с Воно в магазин, и я купил грибов для жарки картошки в субботу.

Потом мы тусовались в школе. Воно живет в семье в Лос-Анджелесе. Ему 19 лет, и у него есть младший брат и старшая сестра. Его семья живет в Корее, отец чиновник, а мама делает пончики. Как я понял из разговора с ним, он довольно одинокий чувак, и ему нечего делать в Лос-Анджелесе.

Воно очень хочет водить машину, но я не понял, умеет ли он или нет. Он спрашивал меня о моей семье и как так получилось, что я женат не первый раз. Воно говорит, что в Корее это не принято. Несмотря на то, что в классе много корейцев, они друг с другом особо не дружат. Я так понял, что у них достаточно жёсткая система «свой-чужой», и им сложно дружить друг с другом.

В целом школа Kaplan - это отличное место, если вы любите двадцатилетних и разбирать чужие акценты. Школа отличается тем, что там преподаватели всё время заставляют вас что-то делать. Чёртов интерактив.

Поездка в Америку мне обошлась в 600 тысяч рублей со всеми пирогами. К середине 2017 года мои затраты на английский составили около $55 тысяч, начиная с 2013 года.

Английский клуб

В 2017 году я начал посещать английский клуб Viva Lingua Club . К сожалению, больше других клубов я не посещал, а этот мне понравился сразу. Насколько мне удалось понять, в любом клубе есть текучка преподавателей, а также очень большая текучка студентов.

Это даже удобно для изучения языка. Разные новые люди, на которых можно тренироваться. Преподаватели с разными акцентами и типами речи. Перед тем как выбрать клуб, я попытался разобраться, чем одни клубы отличаются от других.

Выяснил я немного, но понял следующее. Есть клубы, как человеческий контактный зоопарк, в который собирают алкоголиков и в назначенный час впускают экспатов. Все бухают и разговаривают. Я в таком не был ни разу. Думаю, там точно всё должно заканчиваться сексом.

Есть клубы, где члены распределяются по группам и общаются на заранее оговорённую тему. Viva Lingua Club относится именно к этой категории. В назначенные место и время собираются не больше семи человек. Они ведут разговор о какой-нибудь никчемной ерунде, хвастаясь своими знаниями в этой области.

Преподаватель на этом собрании что-то вроде модератора, который должен вовремя затыкать людей и периодически передавать слово от себя. У меня было несколько преподавателей, но дольше всего я учился у Питера. Он очень классный мужик с непростой судьбой, о которой я так ничего и не понял.

С Питером учиться было хорошо, потому что когда вечером были занятия, на которые приходишь усталым, то Питер мог два часа проговорить сам, не давая слово ученикам. Это довольно удобно и развивает. В первую очередь Питера.

Языковой клуб - это отличное место, чтобы поддерживать английский и развивать коммуникационные навыки. А для меня - неплохое место, чтобы посмотреть на разных людей, которые не работают в сфере рекламы.

Вместо заключения

За четыре года изучения языка моим «особым путём» я пришел к нескольким очевидным вещам, которые хочу зафиксировать. Уверен, что есть масса ленивцев вроде меня. Перейдём к советам.

  1. Для изучения языка нужна мотивация. Это самое важное: она заставит вас не бросать начатое.
  2. Самостоятельная работа. Если вы не будете тратить на неё хотя бы минуту в день, всё будет зря.
  3. Если вы хотите изучать язык интенсивно, в день нужно тратить не меньше четырех часов, иначе обучение займёт годы.
  4. Выберите методику. Их очень много: например, одна женщина обучает языку тех, кому нужно срочно: если студент переехал работать за рубеж или студентка вышла замуж за богатого стартапера из Кремниевой долины. Очень хорошая методика у Дмитрия Петрова. Курс разбит на короткие 16-часовые отрезки, вас стремятся погрузить в среду.
  5. Никогда не повторяйте моих ошибок.
  6. Выберите методику или методики, которые максимально подходят к вашей жизни.
  7. Используйте различные лайфхаки для изучения английского в качестве промежуточных способов, но имейте главный. Duolingo помогает запоминать грамматику, программы BBC - правильно воспринимать слова. Смотрите фильмы на английском с русскими субтитрами.
  8. Самое быстрое погружение в язык - это начать на нём говорить.
  9. На каждом этапе занятий нужно ставить себе цель, которую можно реально достичь в течение трёх, максимум четырёх месяцев. Очень важно строго определить эту цель, чтобы ее достижение подбодрило вас. (Я никогда так не делал, но это не мешает мне давать советы. Так я кажусь мудрее).

Самое важное правило

К сожалению, когда я впервые написал этот текст, я не понимал, что индивидуальные способности и навыки у всех людей так различаются, что для разных людей и созданы разные методики.

Поэтому главное правило заключается в том, что не нужно следовать чужим правилам. Нужно создавать свои собственные.

  • Teacher Luke - различные подкасты про язык.
  • Puzzle English - какой-то тренер английских слов, не пробовал.
  • Статья о том, как учить английский по сериалам .
  • Как говорить на английском без акцента .
  • Книга Сергея Нима «Как выучить английский язык».
  • Moscow English Conversation Club - языковой клуб.

Добрый день, дорогие читатели ! Выполняю давно обещанное: делюсь методиками изучения английского языка по личному опыту.

И начну я не с теории, нет! Начну я с такого понятия, как постановка цели и мотивация . Это те самые вещи, без которых даже самый способный к иностранным языкам ученик не сможет уложить в своей голове и пары тысяч слов, а если и сможет, то ненадолго. Все представленные методики я опробовала на себе, поэтому не стоит считать статью голословной, а полезные ссылки после полезного текста внизу, приятного обучения!

С чего начать изучение английского (иностранного) языка

Меня пытались научить английскому языку с детства, начиная родственниками и заканчивая модными в то время курсами «по почте» (Ешко, например) . Казалось бы, ребенок лучше усваивает материал, чем взрослый человек, так почему же, пройдя по одному и тому же кругу несколько раз, у меня так ничего и не осталось в голове, кроме пары простых фраз и нескольких слов?

Я бы не сказала, что у меня абсолютно не было желания выучить английский, скорее наоборот, было, но эти желания сводились к чему-то неопределенному типа «неплохо бы знать английский, вон Лена же знает, а я чего, рыжая?», «знание иностранного – это модно», или когда стала постарше «знание английского языка требуется при приеме на работу». На самом деле это не цели, мысли такого рода не создают намерения и первоначального запала хватит разве что на пару занятий, которые вы променяете на что-нибудь более привлекательное при первой же возможности (телевизор, любимые игрушки, прогулки с друзьями и прочее).

Я перепробовала уйму всяких методик и курсов, и могу сказать одно, если нет четкой мотивации/цели, для чего именно вы собираетесь учить язык, то, даже отдав кучу денег на лучших учителей, его не выучить. То есть, необходимо сесть, подумать и ответить себе четко, для чего я хочу знать иностранный. Подумали? И какие мысли пришли в голову? Если что-то похожее на то, что описано чуть выше, то не стоит тратить время. Если же это нечто более серьезное, то пробуем.

Возникает очередной вопрос, а как понять серьезное оно или нет. Ответ простой: подумайте, сможете ли вы обойтись без иностранного языка, если да, значит цели поставлены не серьезные, если нет, можно работать. На примерах всегда нагляднее, давайте расскажу о личном опыте.

Свои поездки я начала, практически не зная английского, на первых парах хватало и того, что можно перекинуться основными фразами с населением, чтобы указали дорогу, найти крышу над головой или купить поесть. Если совсем было туго, то изъяснялась жестами. Я бы не сказала, что мне мешал языковой барьер, в любом случае я получала, что мне было нужно, даже не зная языка, поэтому сильной необходимости в нем не было, но с каждой поездкой желание выучить английский нарастало.

Переломным моментом для меня стала Мьянму, по пути туда я познакомилась с таким же любителем путешествий — Андреем из Германии, который легко говорил на «буржуйском». Пока мы колесили по стране, он с лёгкостью общался с иностранцами и местными, а я как любительница общения была в этом ограничена, и могла только завидовать. Вот тут-то я окончательно решила, что возьмусь за изучение английского серьезно. Изначально я услышала о Пимслере , с него и началось моё настоящее обучение .

Методы изучения иностранного языка

Из всего того, что я «накопала» и «перелопатила», сделала вывод, что есть 2 действующих метода изучения любого языка. Какой из них выбрать, зависит от вашего склада ума и усидчивости.

1 способ . Я бы назвала его метод ребенка (или метод НЛП) . Давайте вспомним, как именно маленькие дети учат язык? Они не зазубривают слова и вообще не имеют представления о том, как строить предложение, что усиленно пытаются «впихивать» в головы учеников в различных школах.

Маленький ребенок просто смотрит за мамой с папой, за окружающими людьми и пытается повторять то, что они делают и говорят. В этом случае очень хорошо подходит живое общение с носителем языка или с репетитором английского по скайпу.

Кстати, хорошее предложение от с персональной программой обучения, не выходя из дома. Специально для читателей блога действует ! А если оплатить пакет до 2 ноября 2018 , то вы получите скидку до 25% !

А если нет возможности пообщаться с каким-нибудь иностранцем? Тогда подойдет просмотр фильмов. Естественно фильм должен быть не научно-популярный, мультики тоже не подходят, т.к. там нет реальной мимики и движений человеческого типа.

  • желательно выбрать такой, который вы уже смотрели в русском переводе,
  • хорошая дикция актеров (фильмы в переводе не подходят, только оригинал),
  • максимальная эмоциональность действующих лиц.

Просматривая фильм на иностранном языке мы смотрим на эмоции актеров, и в точности повторяем их диалоги вместе с мимикой и движениями, при этом желательно отключить мозг вообще, просто повторяйте и все, как дети. Такие тренировки помогают занести фразы и слова прямиком в подсознание, а эмоции в таком случае послужат якорем для восстановления их в памяти. Уже через какой-то промежуток времени сможете говорить не задумываясь.

И естественно, не забываем о регулярности «тренировок», желательно ежедневно не менее часа. К сожалению, я малоусидчива, поэтому данная методика мне не подошла.

2 способ . Второй скорее не способ, а комплексный подход. То есть это использование методик для разных областей восприятия, конкретнее – это самоизучение с использованием подходящего именно для вас курса, урока, плюс параллельное чтение книг и просмотр фильмов. Вот об этом методе мы поговорим подробнее.

Курсы Пимслера

Для начала меня очень устроил Пимслер – это полиглот , разработавший систему по изучению различных иностранных языков. Курс подходит для того, что бы учить язык с нуля . Тем, кто уже что-то знает, на первых этапах будет скучно, но не стоит недооценивать «азы». Мне тоже хотелось скорее перепрыгнуть основы, так как я знала многие слова. Однако с составлением предложений у меня были проблемы, Пимслер как раз учит и словам с азов и составлению фраз при общении.

Курс состоит из аудиодорожек — 90 уроков по 30 минут, уроки составлены с определённой выдержкой пауз, рассчитанных для правильного запоминания. Официально в России вышла только I часть из 30 уроков, но благодаря энтузиастам, можно использовать и остальные 60 уроков, пусть не лучшего качества.

Минимум в день необходимо заниматься 1 раз, а лучше 2 (утром и вечером), однако, 2 урока подряд слушать категорически запрещено. Каждый урок нужно проходить столько раз, пока не запомните всё (не меньше двух раз). И не стоит лениться, пропускать то, что вы «как бы» знаете.

Уже после 30 уроков вы сможете хоть как-то изъясняться с иностранцами, а после всего курса будете чувствовать себя еще увереннее. К сожалению, этого будет маловато, чтобы свободно общаться на английском.

Обучающие видео

Плюсом к курсу Пимслера я нашла на просторах интернета простенький сериал на английском. На первый взгляд видео выглядит, как обычный молодежный сериал (типа «Элен и Ребята», если помните такой), однако на самом деле это обучающая программа, составленная таким образом, что многие слова и фразы можно понять чисто подсознательно, так как герои очень эмоциональны и часто указывают на предметы, о которых говорят. Серии всего по 20 минут, можно смотреть ежедневно, кроме того, он очень смешной, рекомендую, называется Extra English .

Для подтягивания грамматики я бы посоветовала еще один видеокурс , вышедший на канале «Культура» под названием “Полиглот. Английский за 16 часов” . Передача построена по типу настоящего урока: ведущий, как учитель с одной стороны, и малоизвестные актеры в роли учеников — с другой.

Прямо на «уроке» даются различные грамматические задания, и если что-либо непонятно, тут же разбирается. Уроки по 40 минут, и так как на отработку заданий ведущий-учитель дает 2-3 дня, то их легко сочетать с фильмами типа описанного выше.

Немного о приложениях для Android систем

Я, понимаю, все это выполнять заставить себя очень сложно, особенно если учитель «виртуален» и не может поставить мне «двойку». Специально для таких «лентяев», как я, создали классное приложение для смартфонов и планшетов на ОС Android, называется точно так же «Полиглот» . Каждый грамматический урок основан в точности на заданиях видео уроков , так что должно быть все понятно.

Сегодня у нас на блоге замечательная история изучения английского языка. Здесь есть все: и зря потраченные годы в школе, и первые успехи, и настоящий прорыв. А главное, даны четкие советы, которые помогут вам не топтаться на месте и сразу найти свою эффективную методику.

Всем привет! С вами Таня Генерал (Tanya General) и мой самый субъективный канал о жизни в Америке. У нас сегодня дополнительный выходной день. Это национальный американский праздник – день рождения Мартина Лютера Кинга, известного проповедника и борца за права черных и всех ущемляемых меньшинств.

Он был первым черным, чей памятник поставили в Галерее Конгресса. Его знаменитая речь: «У меня есть мечта!» вошла в анналы ораторского искусства как образчик яркого и убедительного слова, способного поднимать и двигать народ. Мне нравится эта идея: «У меня есть мечта!» Я люблю, когда есть мечта и когда мы о чем-то мечтаем. Поэтому для меня этот день тоже праздник, а не просто дополнительный выходной день.

Я провела его очень полезно и плодотворно: собрала всю информацию и подготовила видео на тему «Как я учила английский язык». Долго думала над самим названием. Потому что сказать выучила английский будет неправильно. Новый язык в своей жизни нужно учить до конца, также как мы совершенствуемся и улучшаем свой родной язык. Поэтому назовем его так: «Мой путь в английском языке».

Все началось так. Как и большинство людей моего поколения в школе, в 4-ом классе 3, 4, 5 сентября мы пришли на первый урок английского языка и стали учить алфавит, и это всё растянулось на 7 лет! Да, 7 лет в школе, 2 часа в неделю. Я боюсь даже представить, сколько времени потрачено было зря, потому что пользы от этого абсолютно никакой, кроме того, что я знала алфавит к окончанию школы. Я знала «собака», «кошка», «мама», «папа», может быть, «идти», «кушать» и, наверное, это все… Даже не просто общие представления, а все равно, что ничего. Я считаю, что после школы мой уровень английского был нулевой. Даже не базовый. Вспомните школьных преподавателей – я сомневаюсь, что кто-нибудь из них когда-либо был за границей и разговаривал с людьми, которые говорят на живом языке. Это был маленький город. 70-е, 80-е года прошлого века. Нам самим даже не приходило в голову, что это где-то и когда-то может пригодиться. Это были мертвые знания, их нигде нельзя было применить и использовать. Почему-то тогда даже идеи переписки на английском даже не возникало. Удивительно.

Потом был институт, где, в общем, было все то же самое. Я, открыв рот, смотрела на девочку, которая училась у нас параллельно заочно на факультете психологии, а основная ее учеба была на факультете иностранных языков. Как она тараторила на английском, я думала, как вообще такое бывает? Она моя ровесница! Она это может, а я нет!

Мне тогда просто не приходило в голову, что все могут. Надо просто что-то для этого делать.

Так я себе и жила, совсем такая себе без английского…

Потом следующая серия была, когда две мои ближайшие подруги (Ира и Аня, вам привет!) – на тот момент одна из них уже менеджер по маркетингу, другая чуть ли не заместитель директора своего издательского дома – они и базу имели хорошую английскую, и постоянно его совершенствовали. Однажды мы все вместе смотрели какой-то фильм, и они вдруг начали смеяться над шуткой, а я ее не понимала. Меня это задело. Ведь это мои лучшие подруги (среди которых я не самая паршивая овца)! Они могут, а я нет!

Я подумала, что такое?! Не порядок. И начала учить английский самостоятельно. Тогда это было еще первое «а дай-ка я!» Без предварительной подготовки, без разведывания, как это сделать лучше. Я просто купила книгу Драгункина «Английский для лентяев». Видите, я тоже повелась на эту рекламу! Я начала ее изучать по дороге на работу, в метро. Час туда и час обратно, каждый день. В общем, выброшенные деньги, выброшенное время абсолютно. Абсолютно бесполезная фигня! На этом тогда обучение английскому закончилось.

Следующий тур начался в тот день, когда другая моя подруга (Катя, тебе привет!) сказала мне: «Послушай, а ты ни разу не была в Америке? Тебе надо съездить. Ты выглядишь так, как будто тебе там понравится. Это твоя страна, ты очень нездешняя».

Мы провели веселый вечер в клубе «Че Гевара», и на утро, несмотря на то, что накануне было выпито больше, чем нужно, я собрала документы и отправила их в американское посольство на туристическую визу. И в этот же день, я вышла в интернет, провела исследование и поняла, что самое подходящее для меня на моем уровне, в моих условиях, и, вообще, сколько я могу уделять этому времени, – это будет американский английский язык по методу доктора Пимслера. Это аудиозаписи, набор аудиозаписей, три сета по тридцать занятий. Он устроен довольно интересно. Диктор говорит, делает паузы, между ними есть возможность повторить. Очень много повторяем их, каждый раз добавляется немножко нового, повторяется старое. То есть очень грамотно все сделано. Не зря говорят, что этот метод как будто бы используется для обучения иностранным языкам, например, ФБР. Вполне может быть.

Три месяца до первой поездки в Америку, я этого Пимслера просто катала и утром и вечером, и на прогулке с собаками, и вечером перед сном, и при уборке дома он был у меня в наушниках. Я это все крутила все время в голове. Могу сказать, что, действительно, к 1-му мая, к нашей первой поездке в Америку, какие-то фразы типа «Дайте мне, пожалуйста…», «Могу ли я пройти…», – такой маленький туристический багаж уже лежал на подкорке, и он мог быть сказан быстро. На тот момент это был серьезный прогресс. Перед этим были какие-то поездки за границу, во всякие Турции и Египты, когда вообще «моя твоя не понимать». А тут что-то начало формироваться. И вместе с ощущением вот этого прогресса первая поездка в Америку сама по себе стала таким сильным стимулом учить английский, что сразу же после приезда я решила, что надо подойти к этому серьезно. Что там я сама выучу? Пойду на курсы!

Я перебрала несколько вариантов курсов, брала пробные занятия. Это были традиционные курсы, где в течение года три раза в неделю ты ходишь, это все мусолишь, преподаватель на уроке объясняет, включает на маленьком магнитофончике какие-то аудио, мы это все слушаем. Мне это ничего не подошло, не понравилось, потому что у меня свой режим, у меня свои потребности. Я сама знаю, как меня лучше учить и как мне лучше учиться.

Два или три таких курса я попробовала и отмела как неподходящие. Потом мне моя подруга порекомендовала новшество на тот момент – это польская франшиза клуба «Speak Up». Большинство занятий ведется в компьютерном виде, и основы грамматика, разговорные классы 3 раза в неделю. Ты сам выбираешь время, ведут преподаватели. Идея сама по себе хороша, но, как обычно, компьютерные все дела можно делать дома, а преподаватели – человеческий фактор решает все. Была там одна девушка преподаватель Александра, она мне просто грамматику открыла заново! Она разжевала многие вещи, которые я до этого не понимала. Остальные преподаватели, так как это франшиза, так как это сеть, были проходной вариант. Они просто приходили свои 40 минут что-то бубнили, даже не поворачиваясь к нам лицом, писали что-то на доске. Понимаем мы, не понимаем…

Я поняла, что это тоже мне не подходит опять. Я пробовала персональных преподавателей, с ними у нас каждый раз была такая борьба: «Я хочу вот так, а это мне не надо!» Я смирялась в течении 3-х месяцев и делала то, что задают, но мы не находим друг друга. Слишком я убеждена в том, что я знаю, как мне нужно учиться.

Я поняла, что нужно завязывать с этой бессмысленной тратой денег и времени. Надо уже четко решить, взять почитать в интернете, сформулировать какую-то систему и просто действовать по ней. Раз я такая умная, сама себя могу научить.

Первое, с чего я начала – это была программа «Розетта Стоун», которая устанавливается на компьютер. Она очень удобная, там охватываются все сферы, которые необходимо учитывать при изучении английского: говорение, слушание, произношение, грамматика. Что ещё удобно – ее много, я имею в виду много уроков. 5 уровней по 30 уроков. Всегда есть что делать. Садишься, включаешь урок и 40 минут занимаешься. Нет 40 минут, есть 10 минут? – берешь маленький кусочек из этого урока, только грамматику, только написание, только слушание, и делаешь это. Недопонял предыдущий урок – повтори его. Этот урок кажется скучным – пропусти его. Мне «Розетта Стоун» помогла в этом плане очень. Единственный ее минус – она на компьютере, ты должен сидеть дома перед ней и заниматься. Может быть это и плюс, ты просто сел и уделяешь этому время.

Но я поняла, что «Розетта Стоун» одной недостаточно, потому что нужно, чтобы в свободном времени вокруг тебя был ещё английский. Самый важный фактор, чтоб тебя английский прям везде окружал.

Пимслер к тому времени уже закончился, или даже не закончился, а 3-й уровень мне показался уже скучным. Я нашла следующий метод, любовь мою навсегда. Это американский преподаватель из Сан-Франциско Эй Джей Хоуг (AJ Hoge). Он создал собственную систему, которая основывается на том, что вы не концентрируетесь на изучении правил грамматики, а слушаете короткие истории. Вы слушаете его объяснения этих историй. Вы слушаете эти истории в прошедшем времени, в будущем, в среднем, в настоящем. Вы просто сопоставляете и понимаете, как это работает. Вы слушаете это по 50 раз. То есть это тоже набор аудиофайлов, которые вы можете носить с собой, слушать в машине, убираясь дома. Где угодно, жалко только не в бассейне. У меня в тот момент было ещё увлечение плаванием и я тогда жалела, что в прям в бассейне нельзя это слушать.

Эй Джей Хоуг потрясающий! У него есть также 3 уровня: попроще, посложнее и самый сложный. Это была возможность заполнить английским мое свободное время, когда я куда-то еду или иду.

Дальше, еще один немаловажный момент – это сериалы . Но тогда сериалы были для меня ещё очень трудными, и я бросила это дело. Я начала с мультиков. Одна моя знакомая, преподаватель английского языка в Москве, порекомендовала мне мультфильм «Пеппа Пиг» (Peppa Pig). Там маленькие серии по 5–7 минут, житейские какие-то ситуации. Даже не зная значение слова, ты начинаешь понимать, о чем это. Чтобы мультик не просто проскальзывал мимоходом, а ты из каждой серии извлекал какую-то фразу, какое-то выражение. Но с другой стороны, даже если ты ничего здесь не понимаешь, то не надо кричать, что еще рано. Посмотрите эту серию ещё раз завтра. И так до тех пор, пока не станет понятно. Либо посмотри другую серию.

Здесь очень важно соблюдать состояние приподнятости и энтузиазма. Ведь ты делаешь то, что тебе действительно интересно и полезно. Это самое главное в изучении английского. Но, пожалуй, не менее важно, чтобы это все было в системе.

Ещё одна штука, которая мне помогла «поднахвататься» каких-то интересных выражений – это был перевод песен . Тогда многие песни, которые я слышала с юности, рок, тот же «Guns N’ Roses», – они для меня звучали просто как набор слов. И тут вдруг я их перевожу! Понимаю, о чем они! Я могу это петь! Это было просто гениально! Много раз после этого я ловила себя на мысли, что при разговоре мне вдруг всплывет оборот, который я когда-то слышала в песне. Это тоже очень важно, когда нравится то, что привлекает. Если вы меломан, любите музыку – это ваш метод, он вам 100% пригодится.

Для набора новых слов, для набора словаря я использовала метод карточек, только компьютеризированный. Есть специальный ресурс, он называется «Word Step», у них есть мобильное приложение. Вы создаете там аккаунт, вы набираете там слова, можете создавать их сами. Там есть возможность видеть, как слово пишется, услышать, как оно произносится. При прохождении уровня вы сами пишете слово, используете его. Можно делать это на телефоне, причем без интернета, в метро, когда вы в метро оффлайн где-то. Закачать определенный словарь и его использовать, когда вы едете где-то, например, опять же, в метро. Единственный недостаток (я поняла это уже потом) – учить отдельные слова. Это хорошо, но лучше учить сразу целые предложения.

Наступает момент, когда вы понимаете, что уже можете что-то сказать. И вот тут уже можно подумать о грамматике. И лучше, чем красный Мерфи, как его называют, ничего нет. Уроки, рассчитаны так же на 30–40 минут. Можете открыть в любом месте и посмотреть то, что сегодня вас интересует, что вызвало у вас вопросы. Они очень наглядно сделаны. Мерфи проверен временем. Всем очень рекомендую! Он пригодится. Это, однозначно, стоящая вещь. После красного Мерфи есть синий – более высокий уровень. Повторяется то, что было на предыдущем уровне. Очень стоящая вещь, очень рекомендую.

Потом я еще начала читать книжку и очень удивлялась, что же я такая тупая? Это была Скарлетт О’хара «Унесенные ветром». Книжка была толстая. Я ее читала по 40 страниц в день. Постоянно останавливалась, переводила, потому что было очень много незнакомых слов. Где-то 1/3 я прочитала. И тут мне посчастливилось (я как раз была здесь в гостях в Америке) получить книжку для подростков. Она была тонкая и написана более простым языком. Интересная книга. Я ее прочитала дня за 3. Слов я переводила оттуда совсем мало, потому что чем больше ты слов знаешь, тем больше ты уже можешь понять.

И потом я поняла главный секрет – нужно выбирать книги по своему уровню. Сейчас, конечно, мне уже ничего не стоит любую книжку начать читать, но когда вы начинаете, чтение – очень полезная вещь. Просто нужно с умом выбирать книги.

От мультиков я перешла к сериалам. Сериалы тоже различаются по уровню сложности. Я думала, что буду смотреть то, что я уже много раз смотрела на русском. Наш любимый сериал «Клиника». Но было, к сожалению, слишком много идиом и медицинских терминов, и я его бросила. Начала с самого банального и избитого «Отчаянные домохозяйки». Я знаю, все всегда рекомендуют начинать с «Друзей», но не люблю я «Друзей». «Отчаянные домохозяйки» точно так же я смотрела его до этого на русском, и там тоже житейские ситуации, какие-то вещи в быту. Наверное, где-то 2–3 сезона я посмотрела. Первый сезон начинала смотреть медленно, с субтитрами, останавливала, субтитры переводила, думала. Где-то к 9-й серии началось все быстрее и быстрее. После первого сезона субтитры отключила, потому что читаю субтитры и ничего не слышу. И все, потом уже все понеслось, как паровоз. Дальше, после «домохозяек» я уже начала смотреть другой сериал – «Как я встретил вашу маму», и там уже все быстрее и быстрее.

Если вы что-то не поняли – вернитесь к предыдущей серии, посмотрите ее ещё раз, только не бросайте. Не говорите: «Мне это не подходит». В этом всем важна последовательность и, чтобы это все работало, надо делать, делать и делать…

Мы плавно подходим к основной вещи. Чтобы говорить по-английски , надо говорить. Всё, чего нам не хватает, живущим вне англоговорящих стран – это практики. Это самая большая головная боль в России. Для начала я пошла по самому простому пути и стала искать собеседников по скайпу. И чтобы не говорили про индусских юношей, про вьетнамских девушек с их акцентами, когда ты беседуешь с человеком, для которого этот язык, как и для тебя не родной, это очень хорошо. Вы пытаетесь объясниться, понять друг друга, у тебя нет никаких вариантов. Тут, к сожалению, нэйтивов найти очень сложно. Очень мало кто горит желание общаться, но для практики хоть что-то, я считаю это тоже очень хорошо.

Потом неожиданно появился ресурс, где преподаватели начинающие свою профессиональную практику давали уроки. Уроки шли в течение всех суток на 3–4 площадках. Можно было выбрать вид класса, грамматика, чтение, разговорные лекции и выбрать преподавателя. Ресурс этот только набирал свою силу. Сначала я попала, когда это было вообще бесплатно и это было вообще великолепно. Все это основано по принципу живого класса. Вы все отображаетесь в списке у преподавателя. Каждый имеет возможность поговорить, преподаватель имеет возможность вас поправить. Последний раз я туда заглядывала осенью. У них сейчас порядка 50 долларов стоит абонемент на месяц. Я обязательно зайду посмотрю, когда буду писать статью на это видео и уточню сколько же сейчас стоит.

И, последнее, самое прекрасное, что было найдено из этого всего – это разговорный клуб . Мы встретились на meetup.com , где замечательная девочка Катя у которой хороший уровень владения английским и она придумала такую идею – устраивать разговорные клубы в Москве. Вход на станцию метро «Шаболовская». Мы собирались 2 раза в неделю. Катя выбирала тему, делала какие-то список тем или вопросы, которые можно обсудить. И вот, мы просто садились по кругу и каждый на эти вопросы отвечал. Катя иногда придумывала какие-то игры, просмотры видео. Мы их обсуждали. Это было самое лучшее. Несмотря на то что мы все там были русскоговорящие, но вот эта необходимость 2 раза в неделю по 2 часа сидеть и всё что ты думаешь и можешь сказать и формулировать по-английски. Это было самое прекрасное. Если вы в Москве, то я вам прямо сильно рекомендую. Я в статье напишу все это про Катин клуб. Но наверняка есть ещё какие-то другие.

Ну, вот, пожалуй, это все о моем опыте изучения английского в России. Здесь в Америке я ходила в колледж на курсы. Я так надеялась на эти курсы, но это оказалось даже хуже, чем в России. Ну, понятно, – community college – трудно от него чего-то ожидать. Я даже не закончила один семестр, потому что там хотелось просто застрелиться. Так скучно! Мы сидели с этим учебником, и преподаватель болтала весь урок, она не давала нам возможности даже хоть слово вставить. Она нам рассказывала о своей жизни, о том, как она жила в Калифорнии. Опять же, человеческий фактор. Но есть традиция и все по ней идем и никуда из нашей коробочки не выходим.

Самой большой находкой для меня в Америке была одна дама-волонтер, которая когда-то преподавала в местной библиотеке английский язык. Она нам досталась по наследству от наших друзей, которые приехали раньше. Она сейчас просто принимает у себя дома совершенно бесплатно. Она на пенсии, для нее это такая миссия. Мы с ней встречались раз 5 в неделю, сколько я могла ей не надоедать, столько резервировали времени, я к ней приезжала, мы садились и обсуждали все-все. Я записывала все вопросы, которые у меня возникали по поводу местной жизни, по ситуациям. Что я могу сказать в ситуации такой-то. В такой форме важно все записывать, потом подучивать дома, ещё раз повторять, учить. Я выписывала наклеечки, у меня всё это висело, применительно к кухонным ситуациям, жизненным ситуациям. Вчера я разбирала свои бумаги и нашла эти свои записки, я поняла, что реально 80% из этого я использую в моей реальной жизни. Это живой английский язык, на котором говорят здесь, в Америке.

Всю информацию по поводу изучения английского языка я выложу в своем блоге. Пока я шла 2,5 года. Я шла к своему хорошему английскому языку. Я делала блог, собирала все ссылки, писала о каждом своем методе. Но когда мы переехали в Америку, я решила перенести свой блог от русского хостера к американскому, и взяла и удалила базу данных. Теперь этот блог пустой и ждет наполнения.

Если у вас есть какие-то идеи по поводу того, как изучать английский язык самостоятельно (мир ведь очень большой, и где-то что-то возникает), пожалуйста, напишите в комментариях. У меня сейчас такой challenge на эти 3 месяца: я собираю статью «100 способов изучения английского языка». На сегодняшний день есть 72, и я немножечко застряла. Вдруг мы с вами вместе что-нибудь ещё соберем?

На этом сегодня все. Я сейчас работаю над произношением. Я каждый день читаю и слушаю аудио и снова повторяю. Впереди ещё много интересного, далеко не уходите. Всем пока!

(Оценок: 9 , средняя оценка: 4,22 из 5 )

Итак, что делать:

1. Пройдите полностью один из учебников, которые дают базовые знания с самого начала

В моём случае это был «Учебник английского языка» К. Э. Эккерсли. Берите учебники английских или американских авторов, ни в коем случае не рус­ских.

Что это даст:

  • Вы будет знать все основные грамматические правила;
  • Получите основной запас лексики;
  • Сможете читать тексты на английском со словарём.

2. Читайте книги на английском

Важно брать неадаптированные книги, причём те, которые вам реально доставляют. Для меня это были и есть книги Стивена Кинга. Среди плюсов - увлекательные сюжеты, несложный синтаксис, живые разговоры и обилие сленга. Рекомендую начинать с лёгкого современного чтива, можно даже брать сборники рассказов. Классическая английская литература (Диккенс, сёстры Бронте) - более хардкорный вариант из-за сложного синтаксиса и устаревшей лексики, поэтому к ней надо переходить на более позднем этапе.

Мне нравится комбинировать книги и аудиокниги. Суть в том, что вы читаете книгу и одновременно слушаете её. Работает зрительная память, и помимо этого, вы запоминаете, как произносятся слова. Таким образом я прочитала все семь томов «Гарри Поттера» в озвучке Стивена Фрая.

Читайте по 10 страниц в день, опять же, ежедневно, постепенно увеличивая количество страниц. Сейчас мой минимум - 100 страниц в день. Итог -47 книг на английском, прочитанных в 2015 году.

  • Выписывайте все незнакомые слова;
  • К каждому слову придумывайте предложение - иллюстрацию

(например, попалась вам фраза slumber party - придумываете предложение типа I used to have slumber parties with my girl friends when I was younger; we used to discuss males, v/atch porn and have orgies; чем эмоци­ональнее сочинённые иллюстративные предложения, тем больше вероятность, что вы запомните новые слова);

  • Повторяйте новые слова в общественном транспорте и в толчке.

Словари:

3. Смотрите фильмы и сериалы на английском

Это тоже надо делать ежедневно - в день по фильму или по серии (если выбираете сериал).

Есть три этапа просмотра:

  • Сначала смотрите фильмы с русскими субтитрами;
  • Когда считаете нужным, начинайте смотреть с английскими субтитрами;
  • Когда чувствуете, что в состоянии понимать речь, смотрите без субтитров.

Рекомендую смотреть и американские фильмы, и британские. Так вы научитесь понимать речь, произносимую с разными акцентами. Лично мне сначала было проще понимать американский английский. Постепенно приучилась и к британскому (т.н. Received Pronunciation; на самом деле «британских» акцентов много).

Опять же, выбирайте для просмотра вещи, которые вам доставляют. Лично я предпочитаю разного жанра американские фильмы, в основном хоррор, и британские сериалы (Doctor Who, Black Mirror, Sherlock, Psychoville, Monty Python"s Flying Circus и прочие).

4. Смотрите и слушайте передачи

Вместо российского телевидения смотрите британское. Даже не обязательно смотреть, просто хотя бы что-то говорило. За обедом и завтраком у меня говорит ВВС One или ВВС News.

  • http://filmon.com/tv/live (выбирайте UK Live TV и вперёд).

Бонусы:

  • Сайте познавательными видеороликами: http://ted.com ;
  • Видеоуроки на сайте http://engvid.com (подходит тем, кто уже восприни­мает речь на слух). Мой любимый учитель - Адам (его канал - http://youtube.com/user/EnglishTeacherAdam).

5. Читайте новости

  • http://huffingtonpost.com/weird-news/ (приколюхи на Huffington Post)
  • http://news.com.au (лёгкие австралийские новости)
  • http://metro.co.uk/ (британский сайтик просто про жизнь и британских учёных)

6. Тренируйте произношение

Советую британский курс Get Rid of Your Accent by Linda James & Olga Smith (можно найти на rutracker.org). Проходите по одному уроку в день.

7. Пишите

Тут можно изощряться как угодно:

  • Можете попытаться найти собеседника на сайте interpals.com. Если удастся - будете практиковаться с носителями английского и даже, может быть, говорить с ними по Скайпу;
  • Ведите дневник на английском и записываете все свои everyday activities, начиная с чистки зубов и заканчивая сексуальными похожде­ниями;
  • Составляйте списки покупок на английском.

Таким образом, если хотите выучить английский, вам надо:

  • Уделять время английскому каждый день не менее трёх часов, а ещё лучше - заполнять свой день английским по максимуму;
  • Впитывать его всеми органами чувств - глазами, ушами и тем, что там у вас ещё есть;
  • Не быть ленивой жопой.

Сколько времени вам понадобится, чтобы научиться понимать речь, бегло читать и писать - зависит от ваших способностей. Занималась в течение нескольких лет, но регулярно - только в течение последнего года, и за эти 12 месяцев реально продвинулась. Но, конечно, ещё есть куда стремиться.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «minsan.ru» — Знакомимся с удовольствием