Постановка темы урока.

— наглядное пособие, которое вы можете распечатать и научить вашего ребенка считать, играючи.

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) ребенка нужно познакомить с таким важным явлением как состав чисел от 0 до 10. Занимаясь развитием навыков счета с вашим ребенком, вы упрощаете ему задачу по усвоению операций сложения и вычитания в школе.

Прямому счету ваше чадо учится в более раннем возрасте. Обычно дети легко и просто в игровой форме «схватывают» и прямой и обратный счет, с удовольствием отсчитывают количество предметов. Также многие детки к 5-6 годам уже знают состав чисел из единичек. Например, что состав числа 3 — это 1+1+1.

— это наглядный материал, который необходим для успешного освоения ребенком задачи понять суть вопроса. В этой статье мы собрали наборы и таблицы . Их можно распечатать на принтере и использовать в игровом обучении. Также из подручных материалов рекомендуется использовать счетные палочки, карандаши, конфеты. При помощи этих подручных средств также можно наглядно показать ребенку из чего состоят числа до семи или до десяти. Таким образом — мелкие предметы, которые можно пересчитывать, складывать и вычитать будут прекрасным дополнениям к нашему наглядному материалу «состав числа 7 домики «.

Покажите ребенку все варианты состава числа 7, начиная с ноля (0 и 7, 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4, 4 и 3, 5 и 2, 7 и 0).

Не забывайте о том, что вашему ребенку требуется время на то, чтобы усвоить и запомнить материал. Поэтому старайтесь за одно игровое занятие осваивать состав одного числа , не больше.

Если вашему ребенку проще вспоминать и рассчитывать состав числа при помощи загибания пальцев — позвольте ему делать. В первое время многим детям требуется подобная «опора».

В итоге ваше чадо должно самостоятельно уметь высчитывать состав чисел в уме и быть способным быстро и без труда ответить на такие вопросы как «7 это 5 и 2?»: 8 — это 3 и? 5 это 2 и?

Состав числа 7 домики — развивающие игры для детей

Александра Колесникова
Конспект НОД на тему «Состав числа 7»

НОД по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Тема : Состав числа 7

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» .

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.

Задачи :

Развивающие задачи : совершенствовать вычислительные навыки ; продолжать формировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение; умение работать самостоятельно; развивать творческие способности; развивать произвольное внимание, память, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Обучающие задачи : познакомить детей с составом числа 7 , учить раскладывать число 7 на два меньших , а из двух меньших составлять целое , - закреплять умение называть число «на один больше» ; закреплять навыки счета в пределах 10, умении называть «соседей» названных чисел, различать и называть цифры по порядку; закреплять названия дней недели;

Воспитывающие задачи : воспитывать интерес к познавательной деятельности, воспитывать любознательность, внимание, навык самоконтроля.

Демонстрационный материал : цветок, наборное полотно, набор цифр от 1 до 10, карточка с цифрой 7, игра «Живая неделя» , поезд с вагончиками, картинки животных с примерами, д/и «Числовой домик » .

Раздаточный материал : наборы карточек с цифрами и знаками, геометрические фигуры для конструирования (7 квадратов и 1 круг на каждого) .

Ход занятия

Организационный момент

Мы гостей сегодня ждали

И немного все переживали.

А теперь вперед, за дело.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

Математическая разминка :

Порядковый счет от 1 до 10;

Обратный счет от 10 до 1;

Назовите число , следующее за числом 4 , 8;

Назовите число , которое стоит перед числом 3 , 7;

Назовите число , которое стоит между числами 8 и 6 , 4 и 2;

Назовите соседей числа 5 , 9.

Показать детям цветок.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, как называется этот цветок?

Дети : Цветок называется цветик – семицветик.

Воспитатель : А почему волшебный цветок назвали цветик - семицветик?

Дети : Потому что у него 7 лепестков и все они разного цвета : красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

Воспитатель : Правильно, у этого волшебного цветка лепестки раскрашены в семь цветов. Ребята, а вы знаете, где ещё встречается такое сочетание цветов?

Дети : В радуге тоже 7 цветов.

Воспитатель : Наши воздушные шарики на стене напоминают нам о цветах радуги. Ребята, кто подскажет стихотворение, которое помогает запомнить название и расположение цветов в радуге?

Дети : “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.

Воспитатель : Давайте его повторим и запомним.

Воспитатель : Лепестки у нашего семицветика не простые, а волшебные. На каждом лепестке написано задание, которое нужно выполнить. Итак, срываем первый лепесток.

Воспитатель срывает по очереди лепестки и читает задания.

Задание 1

На доске наборное полотно и числовой ряд без цифры 7 .

Воспитатель : Прочитайте ряд чисел. Все ли здесь в порядке? (Дети читают) .

Дети : Не хватает числа 7 .

Воспитатель : Между какими числами стоит число 7 ? (Поставить цифру 7) . Ваш правильный ответ помог вернуть число на место .

Воспитатель : Посмотрите, как выглядит цифра 7. (Повесить карточку с цифрой 7) . На что она похожа цифра 7? (Ответы детей) .

Цифра 7, цифра 7

Цифра легкая совсем.

Я косу принесу

И срисую ту косу.

Воспитатель : Давайте выложим ее из счетных палочек. (Работа со счетными палочками) .

Задание 2

Воспитатель : В каких сказках и пословицах встречается число 7 ?

Дети : Сказки : «Волк и семеро козлят» , «Белоснежка и семь гномов» , «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» . Пословицы : «Семеро одного не ждут» , «Семь раз отмерь, один отрежь» , «Лук от семи недуг» .

Задание 3

Воспитатель : Отгадайте загадку :

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний -

Появляется передний.

(Дни недели)

Воспитатель : Сколько дней в неделе? Назовите первый день? Назовите выходные дни? Какой сегодня день? Какой день был вчера? Какой будет завтра? Давайте поиграем в игру «Живая неделя» . Мы с вами знаем, что каждому дню недели соответствует определенное число . Я вам показываю карточку с фигурами, а вы мне называете, какой это день недели и почему.

Задание 4

Физминутка

Я спортсменом стать хочу,

На скакалке я скачу,

Подойду к велосипеду.

И быстрее всех поеду.

Я нагнусь-нагнусь-нагнусь,

Я до пола дотянусь,

Пола я легко коснусь -

Осторожно распрямлюсь.

Ручки вверх я подниму.

Где там небо – не пойму!

Я зажмурюсь и руками

Поиграю с облаками.

Я присяду, спинка прямо.

Пусть меня похвалит мама!

Ведь зарядку каждый день.

Делать мне совсем не лень.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимаем и на бочок.

Левую вверх!

Правую вверх!

В стороны, накрест,

В стороны, вниз.

Тук-тук, тук-тук-тук! (стучим кулаком об кулак)

Сделаем большой круг ("нарисовали" руками круг) .

Задание 5

Воспитатель : Помогите зверятам найти номер вагона. Чтобы нам узнать это, надо решить примеры. Кто поедет в первом вагоне? Во втором? В третьем? В каком вагоне поедет лисичка? Зайка? Назовите по порядку, кто в каком вагоне едет?

Задание 6

Воспитатель : Ребята нам нужно заполнить все этажи в домике, возможными вариантами состава числа . Слушайте задачку.

Я нашел в дупле у белки

6 лесных орешков мелких.

Да ещё 1 лежит,

Мхом заботливо укрыт.

Ну и белка! Вот хозяйка!

Все орешки посчитай-ка!

Воспитатель : Сколько орешков у белки?

Дети : Всего 7 (6 и еще 1) . Ребенок выходит к мольберту и заполняет домик. Дети работают с карточками за столами.

Воспитатель :

Пять синиц на ветку сели,

К ним две галки прилетели.

Сосчитайте быстро детки,

Сколько птиц сидит на ветке?

Дети : Всего 7 (5 синиц и 2 галки) . Дети заполняют домик.

Воспитатель :

Группа малышей - утят

Плавать и нырять хотят.

Четверо уплыли далеко,

Три нырнули глубоко.

Дети : Всего 7 (4 уплыли и 3 нырнули) . Дети заполняют домик.

Воспитатель : Молодцы, весь домик заселили! Давайте повторим состав числа 7 .

7 – это 6 и 1; 5 и 2; 4 и 3.

Задание 7

Воспитатель : А на нашем семицветике остался последний лепесток с заданием. Нам с вами нужно сделать свой волшебный цветок. Посмотрите, какие геометрические фигуры лежат у вас на столе? (квадраты и круг) Посчитайте, сколько квадратов? (7) Сколько кругов? (1) . Чтобы сделать лепестки, нам надо сложить квадрат по диагонали, какая фигура у вас получилась? (треугольник) . Складываем уголки к линии сгиба, и получаем лепесток. Сколько у вас должно получиться лепестков? (7) . А как вы думаете, зачем нам круг? (сделать у цветка серединку) . Дети выполняют задание.

Воспитатель : Молодцы, какие красивые цветики-семицветики у вас получились, можете загадать желание и оно обязательно исполнится.

Подведение итога.

Воспитатель : Вам понравились задания цветика – семицветика? Молодцы, вы со всем справились.

Давайте вспомним все цвета лепестков по порядку, которые были на цветике – семицветике.

Кто запомнил волшебную фразу про цвета радуги?

Какое задание понравилось больше всего?

Что было трудным?

Какое число было главным сегодня?

Обобщить ответы детей. Раздать фишки.

Тема: «Состав числа 7 из двух меньших чисел, придумывание задач»

Задачи:

Упорядочивать предметы по массе;

Работать в тетрадях;

Самостоятельно придумывать арифметические задачи.

2. Развивать умение ориентироваться в пространстве.

3. Закрепить:

Составление числа 7 из двух меньших чисел;

Рисование в тетрадях наклонных линий разной длины.

Демонстрационный материал: 3 куклы; 3 корзины; 9 мешочков- подарков разного веса; 3 рисунка-схемы с посудой, по-разному расположенной на столе; наборы игрушек для составления задач; карточки с посудой.

Раздаточный материал : тетради в клеточку; карандаши.

Ход занятия

Дети встают в круг. Воспитатель вносит в группу 3-х кукол.

— К нам в гости пришли три подружки — Таня, Маша и Света. Они приготовили подарки (3 корзины с тремя подарками в каждой). А кто какие подарки понесет, не могут разобраться. Поможем? Вот они мне сказали, что Таня понесет самые тяжелые подарки, потому что она старше всех. Этих подарков 3. Средняя, Маша, понесет подарки полегче. А младшая, Света, должна нести подарки самые легкие. А как разобраться, где из них какие?

Воспитатель предлагает детям разбиться на 3 команды. Каждая команда в своей корзине определяет массу предметов и кладет перед куклами подарки нужной массы. Дети вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения задания. Затем командами проходят за 3 стола, на которых стоит посуда.

— Пришли наши три подружки в гости. Стали они помогать хозяйке накрывать на стол. Никак справиться не могут. Хозяйка дала им эти рисунки, на которых показано, где должна стоять посуда. Помогите нашим подружкам.

Каждой команде дается рисунок-схема. Дети по рисунку расставляют посуду, каждая команда на своем столе. После выполнения задания все проверяют и уточняют, где какая посуда стоит (в середине стола, в углу, справа от чашки и т.п.).

— Очень хорошо вы помогли подружкам. Посидели подружки за столами, попили чаю и решили поиграть с вами в игру «Составь и реши задачу». Пройдите на ковер и сядьте вокруг игрушек. Нужно придумать всей командой задачу, используя эти игрушки. Рассказчик из одной команды эту задачу озвучит, а другие команды ее решат.

Воспитатель благодарит детей и приглашает подойти к доске.

— Стали наши подружки помогать хозяйке убирать со стола посуду. На верхнюю полку они поставили 6 тарелок и один стакан. Сколько всего предметов посуды поставили они на верхнюю полку?

— На полку пониже поставили 5 тарелок и 2 стакана. Сколько всего предметов посуды поставили подружки на полку пониже?

— Еще ниже поставили 4 тарелки и 3 стакана. Сколько всего предметов посуды поставили они на полку пониже?

— Еще ниже поставили подружки 3 тарелки и 4 стакана. Сколько всего предметов посуды они поставили на эту полку?

— Еще ниже поставили 2 тарелки и 5 стаканов. Сколько всего посуды они поставили на эту полку?

— Еще ниже поставили подружки одну тарелку и 6 стаканов. Сколько всего предметов посуды они поставили на эту полку?

— Сколько всего посуды поставили подружки в каждый ряд? Как они составили число 7?

Дети выполняют в тетрадях задания, предложенные воспитателем: рисуют наклонные линии разной длины.

Цель: Познакомить детей с составом числа 7 из двух меньших.

Задачи:

  • познакомить с числом и цифрой 7;
  • учить детей составлять число 7 из двух меньших чисел;
  • закреплять знания состава чисел 2-6;
  • закреплять названия дней недели;
  • упражнять в счете в пределах 10, учить называть «соседей» названных чисел, различать и называть цифры по порядку;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • развивать логическое мышление учащихся;
  • продолжат формировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение; умение работать самостоятельно;
  • продолжать развитие математической речи уч-ся в ходе комментирования, объяснения;
  • тренировать внимание;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • воспитывать любознательность.

Ход занятия

Организационный момент

Мы гостей сегодня ждали
И немного все переживали.
Хорошо ли мы умеем
И решать, и отвечать?

А теперь вперед, за дело.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.

Математическая разминка:

Выложите числовой ряд от 1 до 10;

Мальчики считают от 1 до 10, девочки от 10 до 1;

Счет от 4 до 9, от 8 до 2;

Назовите число, следующее за числом 4, 8;

Назовите число, которое стоит перед числом 3, 7;

Назовите число, которое стоит между числами 8 и 6, 4 и 2;

Назовите соседей числа 5, 9.

Состав числа 6 (1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1)

Воспитатель : Ребята подскажите, как называется этот цветок, и из какой он сказки?

Дети : Цветок называется цветик-семицветик, из сказки Катаева «Цветик – семицветик».

Воспитатель : А кто может сказать, почему волшебный цветок назвали цветик-семицветик?

Дети : Потому что у него 7 лепестков и все они разного цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

Воспитатель : Правильно, у этого волшебного цветка лепестки раскрашены в семь цветов. Ребята, вспомните, а где ещё встречается такое сочетание цветов?

Дети : В радуге тоже 7 цветов.

Воспитатель : А кто знает стихотворение, которое помогает запомнить название и расположение цветов в радуге

Дети : “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.

Воспитатель : Давайте его повторим и запомним.

Воспитатель : Лепестки и у семицветика, не простые, а волшебные. На каждом лепестке написано задание, которое нужно выполнить.

Постановка темы урока

Задание 1

Воспитатель : Давайте прочитаем ряд чисел; все ли в порядке?

Дети : Не хватает числа 7.

Воспитатель : Между какими числами стоит число 7? Ваш правильный ответ помог вернуть число на место.

Воспитатель : Посмотрите, как выглядит цифра 7. (прописать в воздухе).

Задание 2

Воспитатель : Вспомните в названиях, каких сказок встречается число 7?

Дети : «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»…

Воспитатель : Ребята, а вы знаете кто автор этих сказок?

Дети : «Волк и семеро козлят»- русская народная сказка, «Белоснежка и семь гномов» сказка братьев Гримм, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»- А.С. Пушкин.

Задание 3

Воспитатель : Отгадайте загадку:

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний -

Появляется передний.

(дни недели)

Воспитатель : Сколько дней в неделе? Назовите первый день, третий. Какой сегодня день? Какой день был вчера? Какой будет завтра?

Задание 4

Физминутка

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три - прижмем к плечам, на 4 - к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем - добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

Изучение нового материала

Задание 5

Состав числа 7

Воспитатель : Ребята нам нужно заполнить все этажи в домике, возможными вариантами состава числа.

Я нашел в дупле у белки
6 лесных орешков мелких.
Да ещё 1 лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка!

Воспитатель : Сколько орешков у белки?

Дети: всего 7 (6 и еще 1, дети заполняют домик).

Воспитатель :

Пять синиц на ветку сели,
К ним две галки прилетели.
Сосчитайте быстро детки,
Сколько птиц сидит на ветке?

Дети: всего 7 (5 синиц и 2 галки, дети заполняют домик)

Воспитатель :

Группа малышей- утят

Плавать и нырять хотят

Четверо уплыли далеко,

Три нырнули глубоко.

Сколько же утят в пруду?

Дети : всего 7 (4 уплыли и 3 нырнули, дети заполняют домик)

Воспитатель :

Три книжки у Павлушки,
Четыре – у Андрюшки.
Сколько книжек у детей?
Ну-ка, сосчитай скорей.

Дети: всего 7 (3 у Павлушки и 4 у Андрюшки, дети заполняют домик)

Воспитатель :

Два щенка-баловника

Бегают, резвятся.

К шалунишкам пять друзей

С громким лаем мчатся.

Вместе будет веселей.

Сколько же всего друзей?

Дети : всего 7 (2 и еще 5, дети заполняют домик)

Воспитатель :

В лесную школу на урок

Бежит, торопится сурок.

А в классе том уже сидят

6 пушистеньких зайчат.

Я прошу вас отвечать,

Сколько зверей учиться хотят?

Дети : всего 7 (1 сурок и 6 зайчат, дети заполняют домик).

Воспитатель : Молодцы, весь домик заселили! Давайте повторим состав числа 7.

7 – это 6 и 1; 5 и 2; 4 и 3; 3 и 4; 2 и 5; 1 и 6.


Задание 6

Воспитатель: Ребята, понравился вам цветик – семицветик? Я хочу предложить вам сделать свой волшебный цветок. Посмотрите какие геометрические фигуры лежат у вас на столе? (квадраты и круг) Посчитайте, сколько квадратов? (7) Сколько кругов? (1). Чтобы сделать лепестки, нам надо сложить квадрат по диагонали, какая фигура у вас получилась? (треугольник). Складываем уголки к линии сгиба, и получаем лепесток. Сколько у вас должно получиться лепестков? (7). А как вы думаете зачем нам круг? (сделать у цветка серединку). Дети выполняют задание.

Молодцы какие красивые цветики-семицветики у вас получились, можете загадать желание и оно обязательно исполнится.

Воспитатель : А на нашем семицветике остался последний лепесток с заданием.

Задание 7

Воспитатель : Вспомните в каких пословицах и поговорках встречается число 7.

Дети : Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один отрежь.

Лук от семи недуг.

Подведение итогов

Воспитатель : Молодцы, справились со всеми заданиями. Давайте перечислим все цвета по порядку. Кто запомнил волшебную фразу? Какое число было главным сегодня на уроке?

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «minsan.ru» — Знакомимся с удовольствием