Марксистская концепция культуры. Классическое (высокое) Средневековье Культурный переворот и ранний гуманизм

Подписал Великую хартию вольностей - документ, ограничивающий королевскую власть и ставший впоследствии одним из основных конституционных актов Англии , а в году был созван первый парламент .

Скандинавия

Франция и Германия

К началу эпохи Высокого Средневековья Каролингская империя распалась на два отдельных государства, на территориях которых позднее сформировались современные Германия и Франция . Германия в те времена занимала господствующее положение в составе Священной Римской империи .

Южная Европа

Восточная Европа

На протяжении первой половины эпохи ( - ) на Балканах к югу от Дуная доминировала Византийская империя , достигшая наибольшего расцвета во время царствования династии Комнинов . После года в империи наступил кризис: в году отпала Болгария , в году - Сербия . Еще в веке произошел раскол церкви на Западную и Восточную, а в году армия крестоносцев захватила Константинополь , и Византия распалась на ряд более мелких государств.

Религия

Церковь

Крестовые походы
1-й крестовый поход
Крестьянский крестовый поход
Германский крестовый поход
Норвежский крестовый поход
Арьергардный крестовый поход
2-й крестовый поход
3-й крестовый поход
4-й крестовый поход
Альбигойский крестовый поход
Крестовый поход детей
5-й крестовый поход
6-й крестовый поход
7-й крестовый поход
Крестовые походы пастушков
8-й крестовый поход
9-й крестовый поход
Северные крестовые походы
Крестовые походы против гуситов
Крестовый поход на Варну

Крестовые походы

Одной из определяющих черт эпохи Высокого Средневековья были крестовые походы , организованные христианами с целью отвоевания у сельджуков Палестины . Крестовые походы оказывали мощнейшее влияние на все слои средневекового общества - от возглавлявших эти походы королей и императоров до простых крестьян, чьи хозяева проводили долгие годы в сражениях на Востоке. Расцвет идеи крестовых походов пришелся на XII век , когда после Первого крестового похода на отвоеванных территориях образовалось христианское государство - Иерусалимское королевство . В XIII веке и позже христиане предпринимали несколько крестовых походов против своих же братьев-христиан, а также против язычников , исповедовавших другие, немусульманские религии.

Схоластика

Схола́стика (греч. σχολαστικός - учёный, Scholia - «школа») - систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

Расцвет монашества

В конце XIII века венецианский путешественник Марко Поло одним из первых в Европе отправился по Великому шелковому пути в Китай , а по возвращении тщательно описал увиденное во время путешествия, открыв западному человеку мир Азии и Востока. Еще до него на Востоке побывали многочисленные миссионеры - Джованни Плано Карпини , Гильом де Рубрук , Андре де Лонжюмо , а позднее - Одорико Порденоне , Джованни де Маригнолли , Джованни Монтекорвино - и путешественники, такие как Никколо Конти .

Развитие технологий

На протяжении XII - XIII веков в Европе произошел резкий подъем развития технологий и увеличилось число нововведений в средствах производства , что способствовало экономическому росту региона. Менее чем за столетие было сделано больше изобретений , чем за предыдущую тысячу лет.

  • В году в Йоркшире (Англия) была построена первая ветряная мельница (самый ранний задокументированный случай).
  • В году в Италии появились бумажные производства.
  • В XIII веке в Европу пришло (вероятно из Индии) прядильное колесо .
  • В конце XII века с появлением компаса значительно упростилась навигация.
  • В 1280-х годах в Италии были изобретены очки .
  • Из мусульманской Испании в Европу вернулась астролябия .
  • В году через книгу Liber Abaci итальянского математика Фибоначчи европейцы узнали арабские цифры.

Культура

Искусство

Архитектура

Литература

Музыка

Напишите отзыв о статье "Высокое Средневековье"

Примечания

Отрывок, характеризующий Высокое Средневековье

Так говорится в историях, и все это совершенно несправедливо, в чем легко убедится всякий, кто захочет вникнуть в сущность дела.
Русские не отыскивали лучшей позиции; а, напротив, в отступлении своем прошли много позиций, которые были лучше Бородинской. Они не остановились ни на одной из этих позиций: и потому, что Кутузов не хотел принять позицию, избранную не им, и потому, что требованье народного сражения еще недостаточно сильно высказалось, и потому, что не подошел еще Милорадович с ополчением, и еще по другим причинам, которые неисчислимы. Факт тот – что прежние позиции были сильнее и что Бородинская позиция (та, на которой дано сражение) не только не сильна, но вовсе не есть почему нибудь позиция более, чем всякое другое место в Российской империи, на которое, гадая, указать бы булавкой на карте.
Русские не только не укрепляли позицию Бородинского поля влево под прямым углом от дороги (то есть места, на котором произошло сражение), но и никогда до 25 го августа 1812 года не думали о том, чтобы сражение могло произойти на этом месте. Этому служит доказательством, во первых, то, что не только 25 го не было на этом месте укреплений, но что, начатые 25 го числа, они не были кончены и 26 го; во вторых, доказательством служит положение Шевардинского редута: Шевардинский редут, впереди той позиции, на которой принято сражение, не имеет никакого смысла. Для чего был сильнее всех других пунктов укреплен этот редут? И для чего, защищая его 24 го числа до поздней ночи, были истощены все усилия и потеряно шесть тысяч человек? Для наблюдения за неприятелем достаточно было казачьего разъезда. В третьих, доказательством того, что позиция, на которой произошло сражение, не была предвидена и что Шевардинский редут не был передовым пунктом этой позиции, служит то, что Барклай де Толли и Багратион до 25 го числа находились в убеждении, что Шевардинский редут есть левый фланг позиции и что сам Кутузов в донесении своем, писанном сгоряча после сражения, называет Шевардинский редут левым флангом позиции. Уже гораздо после, когда писались на просторе донесения о Бородинском сражении, было (вероятно, для оправдания ошибок главнокомандующего, имеющего быть непогрешимым) выдумано то несправедливое и странное показание, будто Шевардинский редут служил передовым постом (тогда как это был только укрепленный пункт левого фланга) и будто Бородинское сражение было принято нами на укрепленной и наперед избранной позиции, тогда как оно произошло на совершенно неожиданном и почти не укрепленном месте.
Дело же, очевидно, было так: позиция была избрана по реке Колоче, пересекающей большую дорогу не под прямым, а под острым углом, так что левый фланг был в Шевардине, правый около селения Нового и центр в Бородине, при слиянии рек Колочи и Во йны. Позиция эта, под прикрытием реки Колочи, для армии, имеющей целью остановить неприятеля, движущегося по Смоленской дороге к Москве, очевидна для всякого, кто посмотрит на Бородинское поле, забыв о том, как произошло сражение.
Наполеон, выехав 24 го к Валуеву, не увидал (как говорится в историях) позицию русских от Утицы к Бородину (он не мог увидать эту позицию, потому что ее не было) и не увидал передового поста русской армии, а наткнулся в преследовании русского арьергарда на левый фланг позиции русских, на Шевардинский редут, и неожиданно для русских перевел войска через Колочу. И русские, не успев вступить в генеральное сражение, отступили своим левым крылом из позиции, которую они намеревались занять, и заняли новую позицию, которая была не предвидена и не укреплена. Перейдя на левую сторону Колочи, влево от дороги, Наполеон передвинул все будущее сражение справа налево (со стороны русских) и перенес его в поле между Утицей, Семеновским и Бородиным (в это поле, не имеющее в себе ничего более выгодного для позиции, чем всякое другое поле в России), и на этом поле произошло все сражение 26 го числа. В грубой форме план предполагаемого сражения и происшедшего сражения будет следующий:

Ежели бы Наполеон не выехал вечером 24 го числа на Колочу и не велел бы тотчас же вечером атаковать редут, а начал бы атаку на другой день утром, то никто бы не усомнился в том, что Шевардинский редут был левый фланг нашей позиции; и сражение произошло бы так, как мы его ожидали. В таком случае мы, вероятно, еще упорнее бы защищали Шевардинский редут, наш левый фланг; атаковали бы Наполеона в центре или справа, и 24 го произошло бы генеральное сражение на той позиции, которая была укреплена и предвидена. Но так как атака на наш левый фланг произошла вечером, вслед за отступлением нашего арьергарда, то есть непосредственно после сражения при Гридневой, и так как русские военачальники не хотели или не успели начать тогда же 24 го вечером генерального сражения, то первое и главное действие Бородинского сражения было проиграно еще 24 го числа и, очевидно, вело к проигрышу и того, которое было дано 26 го числа.
После потери Шевардинского редута к утру 25 го числа мы оказались без позиции на левом фланге и были поставлены в необходимость отогнуть наше левое крыло и поспешно укреплять его где ни попало.
Но мало того, что 26 го августа русские войска стояли только под защитой слабых, неконченных укреплений, – невыгода этого положения увеличилась еще тем, что русские военачальники, не признав вполне совершившегося факта (потери позиции на левом фланге и перенесения всего будущего поля сражения справа налево), оставались в своей растянутой позиции от села Нового до Утицы и вследствие того должны были передвигать свои войска во время сражения справа налево. Таким образом, во все время сражения русские имели против всей французской армии, направленной на наше левое крыло, вдвое слабейшие силы. (Действия Понятовского против Утицы и Уварова на правом фланге французов составляли отдельные от хода сражения действия.)
Итак, Бородинское сражение произошло совсем не так, как (стараясь скрыть ошибки наших военачальников и вследствие того умаляя славу русского войска и народа) описывают его. Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько только слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только немыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства.

25 го утром Пьер выезжал из Можайска. На спуске с огромной крутой и кривой горы, ведущей из города, мимо стоящего на горе направо собора, в котором шла служба и благовестили, Пьер вылез из экипажа и пошел пешком. За ним спускался на горе какой то конный полк с песельниками впереди. Навстречу ему поднимался поезд телег с раненными во вчерашнем деле. Возчики мужики, крича на лошадей и хлеща их кнутами, перебегали с одной стороны на другую. Телеги, на которых лежали и сидели по три и по четыре солдата раненых, прыгали по набросанным в виде мостовой камням на крутом подъеме. Раненые, обвязанные тряпками, бледные, с поджатыми губами и нахмуренными бровями, держась за грядки, прыгали и толкались в телегах. Все почти с наивным детским любопытством смотрели на белую шляпу и зеленый фрак Пьера.
Кучер Пьера сердито кричал на обоз раненых, чтобы они держали к одной. Кавалерийский полк с песнями, спускаясь с горы, надвинулся на дрожки Пьера и стеснил дорогу. Пьер остановился, прижавшись к краю скопанной в горе дороги. Из за откоса горы солнце не доставало в углубление дороги, тут было холодно, сыро; над головой Пьера было яркое августовское утро, и весело разносился трезвон. Одна подвода с ранеными остановилась у края дороги подле самого Пьера. Возчик в лаптях, запыхавшись, подбежал к своей телеге, подсунул камень под задние нешиненые колеса и стал оправлять шлею на своей ставшей лошаденке.
Один раненый старый солдат с подвязанной рукой, шедший за телегой, взялся за нее здоровой рукой и оглянулся на Пьера.
– Что ж, землячок, тут положат нас, что ль? Али до Москвы? – сказал он.
Пьер так задумался, что не расслышал вопроса. Он смотрел то на кавалерийский, повстречавшийся теперь с поездом раненых полк, то на ту телегу, у которой он стоял и на которой сидели двое раненых и лежал один, и ему казалось, что тут, в них, заключается разрешение занимавшего его вопроса. Один из сидевших на телеге солдат был, вероятно, ранен в щеку. Вся голова его была обвязана тряпками, и одна щека раздулась с детскую голову. Рот и нос у него были на сторону. Этот солдат глядел на собор и крестился. Другой, молодой мальчик, рекрут, белокурый и белый, как бы совершенно без крови в тонком лице, с остановившейся доброй улыбкой смотрел на Пьера; третий лежал ничком, и лица его не было видно. Кавалеристы песельники проходили над самой телегой.

«Средневековый тип отношения человека к миру складывался на основе феодальной собственности, сословной замкнутости, духовного господства христианства, преобладания универсального, целого, вечного над индивидуальным, преходящим. В этих условиях важнейшим достижением средневековой культуры стал поворот к осмыслению проблемы становления человека как личности. До XIII века преобладала тяга к общему, принципиальный отказ от индивидуального, главным для человека была типичность. Европеец жил в обществе, не знающем развитого отчуждения, в котором человек стремился быть «как все», что являлось воплощением христианской добродетели. Средневековый человек выступал как каноническая личность, олицетворяющая обособление личного начала от всеобщего и подчинение личного всеобщему, надындивидуальному, освященному религиозными формами сознания. После ХШ века наметился мировоззренческий поворот, все более осознавались притязания отдельной личности на признание. Этот процесс шел постепенно, поэтапно, начавшись с осознания принадлежности человека не только к христианскому миру, но и к своему сословию, цеховому коллективу, где личные характеристики были возможны постольку, поскольку они приняты и одобрены своим коллективом. Человек становился сословной личностью (в отличие от родовой личности античного мира)».

С развитием городов наука стала выходить за рамки монастырей. Начала распространяться грамотность. Купцы и миссионеры стали совершать все более дальние путешествия. В городах сооружались грандиозные здания. И все это требовало определенного уровня научных знаний. Разумеется, все знания носили практический характер: геометрия использовалась, как и раньше, при измерении полей и при строительстве, астрономия - при определении даты начала сельскохозяйственных работ, при расчете церковных праздников и в мореплавании; особым разделом астрономии считалась астрология - наука о связи небесных и земных явлений. Повсеместно в Европе возникают лаборатории, где алхимики пытались получить золото; их усилия способствовали развитию практической химии. К техническим достижениям того времени относятся водяная мельница, способ строительства глубоких шахт и откачки из них воды, подъемные механизмы, применявшиеся при строительстве, и т.п. Не было обойдено прогрессом и военное дело: создавались осадные машины - движущиеся башни, катапульты, баллисты и тараны, был изобретен арбалет.

С развитием хозяйства, с усложнением политической жизни возрастала потребность в образованных людях. Старые монастырские школы перестали удовлетворять новым требованиям. Нужны были новые учебные заведения, дающие более систематическое образование по различным научным дисциплинам. Такими заведениями стали возникшие в Европе в XII-XIII в.в. университеты. Старейшими являются итальянские университеты, такие, как Болонский, выросший на базе возникшей еще в XI веке высшей правовой школы и в 1158 году получивший статус университета. Впоследствии университеты стали возникать повсеместно. Самыми известными были Болонский университет, Сорбонна в Париже, Оксфорд и Кембридж в Англии, Пражский университет, Ягеллонский университет в Кракове и т.п.

Университеты в то время имели четыре факультета: богословский, юридический, медицинский и «артистический», или факультет свободных искусств, который считался подготовительным отделением для первых трех факультетов. Обучение на подготовительном факультете проходило в два этапа: I этап - «тривиум» - включал в себя грамматику, логику и риторику, II этап - «квадривиум» - арифметику, музыку, геометрию и астрономию. После этого выпускники получали ученую степень магистра свободных искусств и могли продолжать образование на одном из высших факультетов и получить степень доктора богословия, права или медицины.

Таким образом, количество образованных людей в Европе стало возрастать. И еще более остро стала сказываться нехватка книг. Переписчики, как бы они ни работали, не могли удовлетворить возраставший спрос. Шаг вперед в этом деле сделал немецкий мастер Иоганн Гуттенберг, создавший разборный шрифт и печатный станок. Около1445 г. вышла первая печатная книга. Книгопечатание быстро распространилось по Европе. Книг стало больше, они стали доступнее, этому способствовало также то, что ко времени изобретения печатного станка в Европе появился новый писчий материал - бумага, сменившая пергамент.

2. Высокое (классическое) Средневековье.

В период классического, или высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения и возрождаться. С X века укрупнились государственные структуры, что позволило собирать более многочисленные армии и до некоторой степени прекратить набеги и грабежи. Миссионеры понесли христианство в страны Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что и эти государства вошли в орбиту западной культуры.

Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и экономики. Жизнь стала меняться к лучшему, в городах расцветала своя культура и духовная жизнь. Большую роль в этом играла та же церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию.

На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а позже блестящее готическое искусство, причем развивалась не только архитектура и литература, но и другие виды искусства - живопись, театр, музыка, скульптура... Именно в эту эпоху были созданы шедевры литературы, «Песнь о Роланде», «Роман о Розе».

Возникает и развивается так называемая рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений - величайший памятник французского народного героического эпоса-“Песнь о Роланде”. В XII появляются рыцарские романы. В числе наиболее популярных был стихотворный роман о британском короле Артуре.

Важный памятник германской народной литературы XII-XIII вв - “Песнь о Нибелунгах”, повествующая о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V в. В основе “Песни о Нибелунгах” лежат древние германские сказания.

Значительным явлением в литературе Франции в XII-XIII вв были ваганты и их поэзия. Вагантами (от лат. vagantes - бродячие) называли бродячих поэтов. Особенностью их творчества были постоянная критика католической церкви и духовенства за алчность, лицемерие и невежество. Церковь, в свою очередь, преследовала вагантов.

Важнейший памятник английской литературы XIII в - знаменитые «Баллады о Робин Гуде», который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы.

Праздничная культура средневековья.

Средневековые городские праздники, с их яркими зрелищами, развлечениями, маскарадами восходили к языческим культам и обрядам. Так, новогодний римский языческий праздник календ, которому церковь противопоставила свой рождественский цикл, в Византии справлялся вплоть до XIII века.

Новогодним календам (1--5 января) предшествовали врумалии (с 24 ноября по 17 декабря), сопровождавшиеся карнавальными шествиями ряженых и плясками, которые первоначально имитировали различные действия при уборке урожая и изготовлении вина. Ряженые лихо плясали и распевали песни, в которых высмеивались вельможи, церковнослужители и судейские чиновники. С 17 по 23 декабря справлялись необузданно веселые сатурналии, с цирковыми представлениями, жертвоприношениями свиньи.

Во время самих календ ряженые, уподобив колесницу сцене, созывали толпу зевак и осмеивали высшую власть. Но служители христианской церкви, враждебной духовной свободе народа, нещадно преследовали вольные игры порабощенных тружеников, объявляя эти игры «порождением дьявола». Церковникам удалось воспрепятствовать свободному развитию массового народно-праздничного творчества, особенно -- его сатирическому началу. Не обогащаемое гражданскими идеями, это творчество было приглушено.

И все-таки отдельные виды увеселений продолжали жить, породив новый вид народного зрелища -- представления гистрионов, которые внесли большой вклад в становление культуры Западной цивилизации они назывались скоморохами.

Расцвет деятельности гистрионов в Западной Европе как массового и популярного искусства происходит с XI по XIII век, т. е. падает на время возникновения средневековых городов. Гистрионы были ярчайшими выразителями мирского, жизнелюбивого духа в средневековом городе. В их веселых, дерзких песнях, в их пародийных сценках, затеях и маскарадных представлениях проявилось стихийное бунтарство народных масс. Особенно ярко это выразилось в деятельности вагантов.

Ваганты (derlei vagantes -- лат. - «странствующие клирики») были либо недоучившимися семинаристами, либо озорными школярами, либо разжалованными священниками. Они выступали с озорными латинскими песнями, пародирующими церковные гимны. Так, вместо обращения к «Богу всемогущему» следовало обращение к «Бахусу всепьющему». Пародировалась даже молитва «Отче наш».

Гистрионы устраивали и представления кукольного театра, первые упоминания о которых относятся к концу XII века.

В период раннего средневековья только что начавшая развиваться торговля находилась в тесной связи с богослужением. Словом «месса» первоначально обозначают, и обедню, и ярмарку, так как торговля соединялась с церковными празднествами и процессиями. В течение всего средневековья на этих площадях находились рынки, торговые ряды, ларьки и будки. Здесь устраивалась ярмарка.

Начиная с IX века, католическая церковь, борясь с народными празднествами и обрядовыми представлениями, в которых проявлялись свободомыслие и бунтарство закрепощаемых крестьян, была вынуждена искать наиболее выразительные и доходчивые средства в целях воздействия своих догматов на верующих. Благодаря этому начинается активный процесс театрализации мессы. При этом многие фрагменты римско-католического ритуала уже заключали в себе потенциальные возможности для развития драматического действия (освещения церкви, крестный ход, ряд «пророческих» текстов и т. д.).

Зарождение “городской культуры”.

В этот период быстро развивается так называемая «городская литература», для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений. Представителями городской литературы в Италии были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди (конец XIII века).

Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества - городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.

Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством «жонглеров», которые выступали на городских площадях как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Они выступали на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и т.п. и пользовались большой популярностью в народе.

Примерно с середины XII века театральные действия перемещаются из-под церковных сводов на площади и действия разыгрываются уже не на латыни, а на французском языке. В роли же актеров выступают уже не священнослужителя, а горожане, сюжеты пьес становятся все более светскими, пока не превращаются в сценки из обыденной городской жизни, часто сдобренными доброй порцией сатиры. В это же время развивается театральное искусство и в Англии.

Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах не церковных школ - это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за свет платы, взимаемой с учащихся и обучать в них своих детей могли все, кто мог позволить себе заплатить за обучение. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения.

Эпоха зрелого Средневековья начинается со времени "культурного безмолвия", продолжавшегося почти до конца X в. Бесконечные войны, междоусобицы, политический упадок государства привели к разделу империи Карла Великого (843 г.) и положили начало трем государствам: Франции, Италии и Германии.

В период классического, или высокого Средневековья, Европа начала преодолевать затруднения и возрождаться. В XI в. улучшение экономической ситуации, рост населения, уменьшение военных действий привели к ускорению процесса отделения ремесла от земледелия, следствием чего был рост как новых городов, так и их размеров. В XII-XIII вв. многие города освобождаются из-под власти духовных или светских феодалов.

С X века укрупнились государственные структуры, что позволило собирать более многочисленные армии и до некоторой степени прекратить набеги и грабежи. Миссионеры понесли христианство в страны Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что и эти государства вошли в орбиту западной культуры. Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и экономики. Жизнь стала меняться к лучшему, в городах расцветала своя культура и духовная жизнь. Большую роль в этом играла та же церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию.

Европейское средневековое общество было очень религиозно и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика - все приводилось в соответствие с христианством. Духовенство было единственно образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.

Важный пласт формирования народной культуры во времена классического Средневековья - проповеди . Основная масса общества оставалась неграмотной. Для того, чтобы мысли социальной и духовной элиты стали господствующими помыслами всех прихожан, их нужно было "перевести" на доступный для понимания всех людей язык. Этим занимались проповедники. Приходские священники, монахи, миссионеры должны были растолковывать народу основные положения богословия, внушать принципы христианского поведения и искоренять неправильный образ мыслей. Проповедь предполагала в качестве своего слушателя любого человека - грамотного и неграмотного, знатного и простолюдина, горожанина и крестьянина, богатого и бедного.

Наиболее известные проповедники строили свои проповеди таким образом, чтобы в течение длительного времени удержать внимание публики и донести до нее идеи церковного учения в виде простых примеров. Некоторые пользовались для этого так называемыми "примерами" - короткими рассказами, написанными в виде притчей на житейские темы. Эти "примеры" - один из ранних литературных жанров и представляют особый интерес для более полного понимания миросозерцания рядовых верующих. "Пример" был одним из наиболее действенных средств дидактического воздействия на прихожан. В этих "случаях из жизни" виден изначальный мир средневекового человека, с его представлениями о святых и нечистой силе как о реальных участниках повседневной жизни человека. Однако наиболее известные проповедники такие, как Бертольд Регенбургский (XIII в.), в своих проповедях не пользовались "Примерами", строя их преимущественно на библейских текстах. Этот проповедник строил свои проповеди в виде диалогов, адресовал призывы и высказывания к определенной части слушателей или профессиональных категорий. Широко использовал способ перечисления, загадки и другие приемы, делавшие его проповеди маленькими спектаклями. Служители церкви, как правило, не вносили в свои проповеди сколько-нибудь оригинальных идей и высказываний, от них этого не ожидалось и прихожане были бы неспособны оценить это. Удовлетворение публика получала как раз от слушания вещей привычных и известных.

В XII-XIII вв. церковь, достигнув пика могущества в борьбе с государством, постепенно стала терять свои позиции в борьбе с королевской властью. К XIII в. начинает разрушаться натуральное хозяйство в результате развития товарно-денежных отношений, ослабляется личная зависимость крестьян.

|
высокое средневековье википедия, высокое средневековье фото
- период европейской истории, продлившийся приблизительно с XI по XIV век. Эпоха Высокого Средневековья сменила раннее Средневековье и предшествовала позднему Средневековью. Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни.

  • 1 Исторические события
    • 1.1 Британия
    • 1.2 Скандинавия
    • 1.3 Франция и Германия
    • 1.4 Южная Европа
    • 1.5 Восточная Европа
  • 2 Религия
    • 2.1 Церковь
    • 2.2 Крестовые походы
    • 2.3 Схоластика
    • 2.4 Расцвет монашества
    • 2.5 Нищенствующие ордена
    • 2.6 Еретические движения
      • 2.6.1 Катары
  • 3 Торговля и коммерция
  • 4 Развитие технологий
  • 5 Культура
    • 5.1 Искусство
    • 5.2 Архитектура
    • 5.3 Литература
    • 5.4 Музыка
  • 6 Примечания

Исторические события

Запечатленная на знаменитом гобелене из Байе битва при Гастингсе - судьбоносное для истории Англии сражение, в котором норманны одержали победу над англосаксами

Британия

Основные статьи: Средневековая Англия , Средневековая Шотландия , Средневековая Ирландия

В 1066 году произошло завоевание Англии прибывшей с континента армией нормандского герцога Вильгельма Завоевателя. 1169 году норманны вторглись в Ирландию и вскоре подчинили себе часть ее территорий. Примерно в это же время были завоеваны Шотландия, которая позднее восстановила свою независимость, и Уэльс. XII веке был основан институт казначейства; в 1215 г. король Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей - документ, ограничивающий королевскую власть и ставший впоследствии одним из основных конституционных актов Англии, а в 1265 году был созван первый парламент.

Скандинавия

В период между серединой X и серединой XI веков завершилась эпоха набегов викингов. Скандинавские королевства теперь были объединены, а их население приняло христианскую веру. начале XI века Данией, Норвегией и Англией правил король Кнуд Великий. Вскоре после его смерти в 1035 году в Норвегии и Англии восстановились прежние династии, а после поражения датчан при Борнхёведе в 1227 году их влияние в регионе сильно уменьшилось. К этому времени Норвегия укрепила свои позиции на Атлантике, подчинив себе территорию от Гренландии до острова Мэн, а Швеция под управлением Биргера Ярла прочно обосновалась на Балтике.

Франция и Германия

Основные статьи: Средневековая Франция , Средневековая Германия

К началу эпохи Высокого Средневековья Каролингская империя распалась на два отдельных государства, на территориях которых позднее сформировались современные Германия и Франция. Германия в те времена занимала господствующее положение в составе Священной Римской империи.

Южная Европа

Основная статья: Средневековая Испания

В 711 году большая часть Пиренейского полуострова (за исключением северных регионов) была оккупирована маврами. XI, а затем в XIII веке объединившиеся христианские государства под предводительством Кастилии полностью вытеснили мусульман из центральных областей полуострова и частично из южных.

Основная статья: Средневековая Италия

В Италии в это время процветали торговые города, обогатившиеся на торговле с Востоком. Четыре города - Генуя, Венеция, Пиза и Амальфи - образовали так называемые Морские республики.

Восточная Европа

Основная статья: Древнерусское государство

Эпоха высокого средневековья ознаменована расцветом Древнерусского государства и появлением на исторической сцене Польши и Великого княжества Литовского. Нашествие монголов в XIII веке нанесло существенный ущерб многим странам Восточной Европы и вмешалось в естественный ход их развития.

Основная статья: Византийская империя

На протяжении первой половины эпохи (1050 - 1185) на Балканах к югу от Дуная доминировала Византийская империя, достигшая наибольшего расцвета во время царствования династии Комнинов. После 1180 года в империи наступил кризис: в 1184 году отпала Болгария, в 1190 году - Сербия. Еще в XI веке произошел раскол церкви на Западную и Восточную, а в 1204 году армия крестоносцев захватила Константинополь, и Византия распалась на ряд более мелких государств.

Религия

Церковь

Схизма 1054 года привела к образованию двух основных ветвей христианской церкви - Римско-католической церкви в Западной Европе и православной церкви в Восточной. Раскол произошел в результате конфликта между римским легатом кардиналом Гумбертом и патриархом Константинопольским Михаилом Кируларием, во время которого церковники предали друг друга анафеме.

Крестовые походы
1-й крестовый поход
Крестьянский крестовый поход
Германский крестовый поход
Норвежский крестовый поход
Арьергардный крестовый поход
2-й крестовый поход
3-й крестовый поход
4-й крестовый поход
Альбигойский крестовый поход
Крестовый поход детей
5-й крестовый поход
6-й крестовый поход
7-й крестовый поход
Крестовые походы пастушков
8-й крестовый поход
Северные крестовые походы
Крестовые походы против гуситов
Крестовый поход на Варну

Крестовые походы

Основная статья: Крестовые походы

Одной из определяющих черт эпохи Высокого Средневековья были крестовые походы, организованные христианами с целью отвоевания у сельджуков Палестины. Крестовые походы оказывали мощнейшее влияние на все слои средневекового общества - от возглавлявших эти походы королей и императоров до простых крестьян, чьи хозяева проводили долгие годы в сражениях на Востоке. Расцвет идеи крестовых походов пришелся на XII век, когда после Первого крестового похода на отвоеванных территориях образовалось христианское государство - Иерусалимское королевство. XIII веке и позже христиане предпринимали несколько крестовых походов против своих же братьев-христиан, а также против язычников, исповедовавших другие, немусульманские религии.

Схоластика

Основная статья: Схоластика

Схола́стика (греч. σχολαστικός - учёный, Scholia - «школа») - систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

Расцвет монашества

Период с конца XI века по середину XII века был эпохой расцвета христианского монашества.

Нищенствующие ордена

На XIII век пришелся расцвет нищенствующих орденов, наиболее известными среди которых были:

  • Францисканцы (основан в 1208)
  • Кармелиты (1150)
  • Доминиканцы (1215)
  • Августинцы (1256)

Еретические движения

Катары

Основная статья: Катары

Торговля и коммерция

В XII веке в Северной Европе был основан Ганзейский союз во главе с городом Любек. состав союза вошли многие северные города Священной Римской империи - Амстердам, Кёльн, Бремен, Ганновер и Берлин - и других регионов - например Брюгге и Гданьск. Союз осуществлял посредническую торговлю между Западной, Северной и Восточной Европой, состоял в торговых отношениях со многими другими городами, в числе которых были Берген и Новгород.

В конце XIII века венецианский путешественник Марко Поло одним из первых в Европе отправился по Великому шелковому пути в Китай, а по возвращении тщательно описал увиденное во время путешествия, открыв западному человеку мир Азии и Востока. Еще до него на Востоке побывали многочисленные миссионеры - Джованни Плано Карпини, Гильом де Рубрук, Андре де Лонжюмо, а позднее - Одорико Порденоне, Джованни де Маригнолли, Джованни Монтекорвино - и путешественники, такие как Никколо Конти.

Развитие технологий

Основная статья: Развитие технологий в средние века

На протяжении XII - XIII веков в Европе произошел резкий подъем развития технологий и увеличилось число нововведений в средствах производства, что способствовало экономическому росту региона. Менее чем за столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет.

  • В 1185 году в Йоркшире (Англия) была построена первая ветряная мельница (самый ранний задокументированный случай).
  • В 1270 году в Италии появились бумажные производства.
  • В XIII веке в Европу пришло (вероятно из Индии) прядильное колесо.
  • В конце XII века с появлением компаса значительно упростилась навигация.
  • В 1280-х годах в Италии были изобретены очки.
  • Из мусульманской Испании в Европу вернулась астролябия.
  • В 1202 году через книгу Liber Abaci итальянского математика Фибоначчи европейцы узнали арабские цифры.

Культура

Искусство

Основная статья: Искусство Средневековья

Архитектура

Основная статья: Готическая архитектура

Литература

Основная статья: Средневековая литература

Музыка

Основная статья: Музыка Средневековья

Примечания

  1. Борнгевед // Военная энциклопедия: / под ред. В. Ф. Новицкого. - СПб. ; : Тип. т-ва И. В. Сытина, 1911-1915.

высокое средневековье википедия, высокое средневековье картинки, высокое средневековье международные, высокое средневековье фото

Высокое Средневековье Информацию О

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «minsan.ru» — Знакомимся с удовольствием