План самообразования воспитателя доу " развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста". План работы по самообразованию на тему: Развитие мелкой моторики рук у дошкольников Самообразование по мелкой моторики в раннем возрасте

План работы по самообразованию

Муслиховой Гульфии Фаритовны

«Развитие мелкой моторики у дошкольников

через продуктивные виды деятельности»

Цель : развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

Задачи:

    Улучшать моторику, координацию движений кистей, гибкость пальцев рук детей дошкол ьного возраста;

    Улучшить общую двигательную активность

    Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;

    Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

    Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;

    Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;

    Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Формы работы:

    совместная работа с детьми;

    индивидуальная работа;

    свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Предполагаемый результат:

    Динамика развития мелкой моторики.

    Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.

    Улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук;

    Улучшение развития воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность

    Создание эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.

Методы и приемы работы:

    Пальчиковый игротренинг

    массаж кистей рук

    пальчиковая гимнастика, физкультминутки

    пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

    пальчиковый театр

    театр теней

    Использование элементов ТРИЗ

    лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

    нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.

    конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО

    различные виды аппликаций

    Развитие графической моторики

    рисование по трафаретам

    штриховка

    дорисовка (по принципу симметрии)

    лабиринты

    графические диктанты

    Дидактические игры

    шнуровка М. Монтессори

    игры с мелкими предметами

    пазлы, мозаика

Актуальность

В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев .» «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.

Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Раздел

плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ)

Теоретический

В течении года

Подбор литературы, изучение методической литературы по данной теме

Создание информационной базы по теме

Создание предметно-развивающей среды по данной теме

Разработать перспективное планирование по теме

Изучение опыта работы других пед аго-

гов, обзор информации по теме на интернет-ресурсах.

Изучение инновационных нетрадиционных технологий(криотерапия, иглотерапия, пуговичная терапия, массаж Су-Джок)

Разрабатывание анкет и консультаций для родителей;

Проведение карты наблюдения за детками с выявлением самостоятельного развития ребят на начало года

Составление картотеки игр, статей

Перспективные планы

Подготовки материала по данной теме и консультаций

В течении года

Введение инновационных технологий по тематики в образовательную деятельность

Включение пальчиковых игр в ООД, утреннюю гимнастику,

физкультминутки, в свободную деятельность детей.

Планирование индивидуальной работы

Использование дидактических, развивающих игр, нетрадиционных атрибут:

игрушки-шнуровки

кубики

пластилин

рисунок из фасоли

мозайка

цветная манная крупа

Лепка из глины и пластилина.
Рисование или раскрашивание картинок
Изготовление поделок из бумаги, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.
Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.

Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т.д
В свободное время с детьми: сортировка семян

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук:

Игра «Тактильный мешочек»

Упражнение с пипеткой

Упражнение с пинцетом

Помпоны и щипцы

Коробочка с прищепками

Упражнение с дыроколом

Трубочки для коктейля

Конспекты занятий

Изготовление наглядно-методических пособий

Выставки

Фотоотчет

Картотека пальчиковых игр

Оснащение предметно развивающего пространства по развитию мелкой моторики рук

Работа с родителя

В течение года

Проведение анкетирования Подготовка консультации для родителей, индивидуальные беседы с родителями

Подготовка и проведение родительского собрания

Совместные изготовление атрибутов, оборудования

Конспект родительского собрания, презентация

Самореализация

Участие в методическом объединении:

проведение мероприятия,

подготовка презентации

Участие на педагогическом совете

Разработка конспектов

Отчет о проделанной работе

Показ мероприятий и презентации на базе образовательного учреждения

Консультации для воспитателей по тематике

ние методи

ческой литера

В течении года

1. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 2007

2.Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007.

3.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

6.Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.

7.Светлова И. "Развиваем мелкую моторику " ЭКСМО-Пресс, 2001г.

8.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.

9. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.

10.Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.

11. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

12. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

13. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

14. Бармакларны уйнатыйк, туган телне өйрәник/Р. Ф. Харрасова-Казан:Хәтер, 1997.

15. . Овчинникова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб.:КАРО, 2006

16. Бармакларны уйнатабыз-сөйләм телен үстерәбез./Л.Х. Дәүләтшина-Казан: Школа,2009.


План работы на 2018 - 2020 учебный год.

Пальчиковые игры: «Ладошки», «Киска», «Курочка», «Мыши». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Массаж рук: игровое упражнение: «Прятки»

Игры с предметами: «Мозаика», «Пирамидка». Лепка из соленого теста.

Массаж пальцев и кистей рук с помощью мячиков су-джок.

Анкетирование на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Исследовать воспитательный потенциал семьи

«Этот пальчик - я» Консультация о значении развития мелкой моторики в раннем возрасте. Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в раннем возрасте.

Пальчиковые игры: «Грибы», «Фрукты», «Овощи», « Осень».

Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Массаж рук: игровое упражнение: «Покатаем машинки».

Практикум «Развитие моторно-двигательной координации руки ребёнка раннего возраста в домашних условиях» Научить родителей, как правильно обеспечить полноценное развитие ребёнка в раннем дошкольном возрасте. Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые они будут использовать в домашних условиях

Консультация «Развитие мелкой моторики и координации движения рук в дошкольном возрасте

Пальчиковые игры: «Котятки», «Мышка». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Тренировка пальчиков с помощью сухого бассейна.

Игры с карандашами, счётными палочками.

Колобки. Мякиши, сделанные из воздушных шариков и муки, с нарисованными рожицами. Используются не только для тренировки пальчиков, но и тренировки зрительного восприятия ребенка (различие цветов, размера, формы).

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

Пальчиковые игры:«Солнечные зайчики», «Как вчера у бабушки». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Лепка из солёного теста.

Узоры из ниток . Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге. Это позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве.

Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе

Консультация для родителей: « Влияние мелкой моторики на речь детей » .

Цель: показать родителям о том, какое влияние оказывает мелкая моторика на развитие речи детей .

Пальчиковые игры: «Бараны», «Улитка. Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы.

Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!» Познакомить с методикой использования пальчиковых игр.

Привлечь родителей к созданию игр с предметами домашнего обихода: (прищепки, пуговицы, кнопки, липучки, шнурки) .

Цель: ; сенсорное развитие (цвет, форма, размер).

Консультация для педагогов

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Пальчиковые игры: «Мебель», «Посуда», «Профессии», «Армия». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы, шнуровки, наборы шаров, колец для нанизывания на стержень.

Изготовление папки-передвижки. «Сначала было слово» (развитие речи детей раннего возраста) Расширить знания родителей по совершенствованию у ребёнка понимания речи и функции общения.

Научить детей пользоваться пальчиковым театром

Цель : развивать речь и мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра, доставить детям радость.

Пальчиковая гимнастика Цель: учить с детьми пальчиковую гимнастику, упражнять их в умении соотносить действия со словами («Мышка», «Чижик-пыжик»)

Творческая выставка «Руки мамы и мои ручонки» Совместная деятельность родитель – ребёнок.

Сделать игры с природным материалом (ракушки, шишки, крупа) .

Цель: развивать мелкую моторику и речь .

- Конструирование: «Паровозик из пуговиц».

Цель: Развивать творческую фантазию малышей, выкладывать пуговицы по рисунку, развивать мелкую моторику , развивать конструктивные способности детей .

Раскручивание и закручивание пластмассовых гаечек на болтиках, разбирать и собирать матрешки.

Пальчиковые игры: «Пальчик-мальчик», «Котятки»

Изготовление буклета: « Пальчиковые игры для малышей» .

Цель: познакомить родителей с пальчиковыми играми, в которые можно играть с детьми дома.

Фотовыставка: « Пальчиками играем, стихи повторяем».

Цель: познакомить родителей с тем, чем дети занимаются в детском саду, в какие игры играют.

Нетрадиционное рисование : «Солнышко лучистое» .

Цель : Учить технике печатания ладошками, изображая лучики солнышка, развивать мелкую моторику рук .

-Игра : «Солнечные зайчики» .

Цель : научить детей играть в соответствии с текстом.

Поставить с детьми инсценировку сказки : «Колобок» .

Цель : учить малышей рассказывать сказку, различать по внешнему виду животных, правильно показывать их, развивать речь , память.

Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

Предлагаю Вашему вниманию план работы по самообразованию. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики - важная часть развития речи детей, формирование навыков самообслуживания и подготовки к письму руки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Цель : развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

Задачи :

1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

2. Улучшить общую двигательную активность.

3. Содействовать нормализации речевой функции.

4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Методы и приемы работы:

  • Массаж кистей рук
  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки
  • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
  • пальчиковый театр
  • работа с конструктором ЛЕГО
  • рисование по трафаретам
  • Дидактические игры
  • шнуровка
  • игры с мелкими предметами
  • пазлы, мозаика.

Актуальность

В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста,

выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

План работы по самообразованию

Название мероприятия

Время проведения

Работа с воспитателями

Консультация «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»

ноябрь

Семинар-практикум «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»

февраль

Консультация «Развитие мелкой моторики и координации движения рук в дошкольном возрасте»

Апрель

Мастер-класс «Волшебные пальчики»

Март

«Круглый стол» – обмен опытом по применению нетрадиционных пособий для развития мелкой моторики рук .

Май

Работа с родителями

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Октябрь

листки-памятки

«Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости»,

«Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»,

«Как развить мелкую мускулатуру рук» ,

«Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук»,

«Игровой самомассаж для кистей и пальцев» ,

«Чтобы пальчики писали.» ;

В теч. года

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях»

Март

Консультация «Нетрадиционные методы рисования и аппликации для малышей»

Декабрь

Памятка «Пальчиками играем – стихи повторяем»

Апрель

Консультация на стенде информации «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»

Январь

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей

Март

Консультация на стенде информации «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры».

Май

Работа с детьми

Включение пальчиковых игр в ООД, утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей.

В теч. года

Использование игр

  • "Спрячь в ладошке",
  • "Что внутри?" (в непрозрачную коробку складываются мелкие предметы),
  • "Непослушные колечки" (игра в пирамидку),
  • "Забавные шнурки",
  • "Пришей пуговицу",
  • "Идем в магазин" (расстегивание и застегивание различных видов застежек - липучек, пуговиц, кнопок),
  • "Одеваем кукол",
  • "Поиграй на пианино",
  • "Пальчиковый театр",

В теч. года

Литература:

  • Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
  • Светлова И. "Развиваем мелкую моторику " ЭКСМО-Пресс, 2001г.
  • Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.
  • - Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
  • - Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
  • - Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
  • - Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
  • - Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

Дата публикации: 2016-10-18

Краткое описание: ...

СЕНТЯБРЬ

1-2-я неделя

Изучение методической литературы

1 .Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз» , 2007.

2 .Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей . – СПб : Изд. дом «Литера» , 2006.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры . – СПб : Изд. дом «Литера» , 2007.

5 .Пименова Е. П . Пальчиковые игры . – Ростов-на- Дону : Феникс, 2007.

6 .Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики . – СПб : Корона-Век, 2007.

7 .Цвынтарный В. В . Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд» , 1996.

8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками . – М.: Эксмо, 2006.

9 . Кольцова М. М « Развитие моторики »

10 . Елена Данилова «Пальчиковые игры»

11 .. Строгонова И. А. « Дошкольное образование , развитие мелкой моторики руки ребёнка ».

3-я неделя

    Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги.

    «Найди и положи рядом такой же» - разложить геометрические фигуры по цвету и форме.

    «Нарисуй клубочки от точки» методом «наращивания», не отрывая карандаш от бумаги.

4-я неделя

    Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков.

    Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа).

    Расстегивание и застегивание пуговиц, молний.

ОКТЯБРЬ

1-2-я недели - Тема: Овощи, фрукты

    «Собираем урожай» - лепка разноцветных шариков из пластилина. – «Что это?» (называние похожих на шарики по цвету овощей и фруктов).

    «Сложи картинку» из 4-х частей.

    «Строим забор» из счетных палочек - закрепление знаний о цвете и размере.

    «Найди вторую половинку» - разрезные картинки.

    « Чудесный мешочек» - овощи и фрукты определить на ощупь.

    «Сушка овощей» - двойные трафареты развесить на веревке.

3-4-я недели - Тема: Птицы осенью

    «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами птиц.

    «Сухой бассейн» - найти фигурки птиц на ощупь в коробке с горохом.

    «Разрезные картинки» - собрать картинку птицы из трех частей (голова, туловище, лапки).

    «Птичьи следы на песке» - рисуем на песке пальчиками.

    «Птицы собираются в стаи» - «рассадить» (развесить по линии сгиба) «птиц» по веткам, используя двойные трафареты.

    «3aготовкa корма для зимующих птиц» - рассортировать фасоль и горох.

НОЯБРЬ

1-2-я недели - Тема: Труд людей в природе

1. «Собери инструменты» - из двух частей-деталей, вырезанных из картона (лопата, молоток).

    «Нарисуй на песке молоток, лопату »

    «Определи на ощупь» - трафареты из крупной наждачной бумаги (лопата, грабли, молоток, пила).

    «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандашей между ладошками.

    «Разложи по своим местам» - в окошки, вырезанные по форме инструментов, вложить соответственно: лопату, топор, молоток.

    «Почини инструменты» - найти и добавить недостающую деталь картонного трафарета: ручку пилы, зубец граблей и т.д.

3-4-я недели - Тема: Одежда и обувь

    «Что это?» - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями одежды и обуви.

    «3астегни одежду» - на пуговицы, липучки, молнии.

    «Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды, (одинарные прикрепляют - прищепками).

    «Подбери пуговицы по цвету».

    «Шуровка» - учить вкладывать шнурок в дырочку.

    «Найди пару» - в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета, вырезанные из цветного картона с дырочкой, надеть каждую пар ну одну веревочку.

ДЕКАБРЬ

1-я неделя - Тема: Город

    Строим дом из кубиков.

    «Выложи дом из цветных геометрических фигур».

    «Кто в домике живет?» - Найти фигурки в «сухом» бассейне.

2-я неделя - Тема: Транспорт

    «Что у кого?» - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями автобуса, машины.

    «Грузим камушки в грузовик » - камушки рассыпаны по столу, ковру·

    «Проехала машина» - рисуем на песке, рассыпанном тонким слоем на подносе, следы от машины.

3-я неделя - Тема: Зима. Зимний лес

    Снегопад в лесу. (На трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты.)

    «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

    «Снежная баба» - лепка из пластилина.

4-я неделя - Тема: Дикие животные зимой

    «Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки.

    « Выложи медведя из геометрических фигур».

    «Новогодний подарок для белочки» - собрать в мешочки грецкие, кедровые орехи, фундук, затем определять орешек на ощупь.

ЯНВАРЬ

2-3-я недели - Тема: Дикие животные и их детеныши

    «Кто это?» - Крупные трафареты животных из наждачной бумаги демонстрируют детям и предлагают определить на ощупь, где «мама», где «детеныш».

    «Ежи и ежата» - втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек.

    «Подарок для мышек и мышат» - сортировка семечек тыквы и подсолнуха.

    «Собери семью» - наложить на контур соответствующий трафарет животного.

    «Кто пришел? » - Рисуем на песке, рассыпанном на подносе, следы, разные по величине (большим пальцем, указательным, мизинцем).

    «Чтобы Мише было теплее» - мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку - «в берлоге ».

4-я неделя - Тема: Птицы зимой

    « Ворона или воробей? » - Определить на ощупь по плоскостному трафарету из гречки, наждачной бумаги.

    « Угощение для птиц» - сортировка семян.

    «Кто спрятался под листочком?» - Подушечками пальцев прогладить и определить по контуру трафарет какого предмета находится под бумагой в форме листика.

ФЕВРАЛЬ

1-2-я недели - Тема: Семья

    «Кто это?» - Собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу,

2. «Что купила мама? » - Найти «овощи» и «фрукты» в «сухом бассейне»

    «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке».

    «Поможем мальчику застегнуть пуговицы на рубашке».

    «Учимся шнуровать ботинки».

    «Для кого подарок?» - Чудесный мешочек.

З-4-я недели - Тема: Профессии

    Строитель. «Построим дом из кубиков». Игра «Кто в домике у тебя живет?»

    Продавец. «Оторви чек» - отрываем клочки бумаги от полоски.

    «Витаминный завод» - лепим «витамины» из пластилина

и складываем в коробочки.

    Повар. «Рассортируй фасоль по цвету».

    Шофер. «Собрать машинку из геометрических фигур».

    Воспитатель. «Игрушки. Разрезные картинки из 4-х частей».

МАРТ

1-я неделя. - Тема: Праздник мам.

1-3. Изготовление подарка для мамы (с учетом возрастных и индивидуальных способностей ребенка).

2-я неделя. - Тема: Начало весны

    «Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки.

    «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

    «Кто скоро проснется после зимней спячки? » - Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.

З-4-я недели. - Тема: Игрушки

    «Собери пирамидку».

    «Мячи для котят» - лепка из пластилина.

    «Что спряталось в комочке?» - Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями игрушек.

    Рисуем на песке большие и маленькие предметы (мяч, шар, кирпич, кубик).

    «Определи на ощупь» - «чудесный мешочек»; («сухой бассейн». Какая игрушка спряталась?

    «Матрешки разбежались» - собрать на ковре матрешек и вложить их одна в одну.

АПРЕЛЬ

l-я неделя . - Тема: Одежда

    «Недошитое» платье. («Пришить» к платью рукава, воротник, карман, пуговицы».) Дополнить картонный трафарет нужной деталью.

    Шнуровка, застегивание пуговиц, молний, липучек.

    «Сушка белья » - пристегнуть прищепками к веревке одежду кукол, носовые платки.

2-я неделя. - Тема: Дикие и домашние животные

    «Собери картинку» - разрезанные картинки из 4-х частей.

    «Нарви молодой травки для кроликов» - мелко порвать зеленую бумагу.

    «Кто где живет?» - называние и выкладывание из пластмассовых палочек домиков животных (конура, нора, сарай).

3-я неделя. - Тема: Птицы весной

    «Червячки для грачей)} - лепка из пластилина.

    «Поможем птицам» - устелить «гнездо» мелкими клочками из ваты.

    «Напоим птиц» - работа с водой и пипеткой.

4-я неделя. - Тема: Растительный мир

    «Каждому листочку - свое место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки.

    «Красивый одуванчик» - втыкание спичек в пластилиновый комочек.

    Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулачке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.

МАЙ

2-3-я недели . - Тема: Труд весной на даче

    «Посадка фасоли» - дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена.

    «3акрути бутылочку» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.

    «Кто больше соберет фасоли?» - Собрать фасоль с ковра.

    «Едем на дачу» - собрать грузовик из геометрических фигур.

    « Строим дачный дом» - пластмассовый строительный набор.

    «Дорожка» - выкладывание дорожки из геометрических фигур на ковре.

4-я неделя. - Тема: Мы стали старше на год

1-3. Шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, развязывание узелков на бельевой веревке.

Работа с родителями

СЕНТЯБРЬ

    Анкетирование для родителей « Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?»

    Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики руки у дошкольников»

ЯНВАРЬ

Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук. Комплекс упражнений»

АПРЕЛЬ

Консультация для родителей. Подробные рецепты теста, песка и пластилина для развития мелкой моторики детей.

Самореализация

МАРТ

Консультация для воспитателей на тему: «Упражнения для дошкольников на развитие мелкой моторики рук».

МАЙ

Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Анкета для родителей «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?»

1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?

Да - Затрудняюсь ответить - Нет

2. Как вы думаете когда можно начинать развивать мелкую мотрику?

В младенчестве - 3-7 лет - в школе

3. Есть ли у вас дома игры на развитие мелкой моторики? Укажите какие?

___

___

4. Используете ли Вы нетрадиционный материал для развития мелкой моторики? Выберите из предложенного и добавьте свой.

Крупа, природный материал - Пуговицы, бусины - Иголки, нитки

Конструктор, мозаика

Кубики, пирамидки, матрешки.

5. Откуда используете информацию о видах развития мелкой моторики?

В детском саду - Литература - В интернете - Подсказывает своя интуиция

6. Любит ли ребенок выполнять задания?Как он это делает?

Пассивно - Активно

7. Какая форма работы Вам наиболее комфортна?

Родительское собрание - Открытые просмотры - Мастер – класс

Индивидуальная беседа

Консультация

Материал в родительском уголке

Никакая, информации хватает вполне.

8. Готовы ли Вы участвовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?

Да - Не знаю - Нет

9. Что нового по этой теме Вы хотели бы узнать?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Центр развития ребёнка - детский сад № 21»

САМООБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Дроздовой Натальи Анатольевны

Тема: « Развитие мелкой моторики у дошкольников

через дидактические игры»

2016-2017 учебный год

(младшая группа)

Анжеро-Судженский ГО

ВВЕДЕНИЕ

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок»

В.А. Сухомлинский

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у дошкольниковчерез дидактические игры.

Задачи самообразования:

  1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
  2. Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
  3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
  4. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

Формы работы с детьми:

ü совместная работа с детьми;

ü индивидуальная работа;

ü свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

ü В непосредственно образовательной деятельности - совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

ü Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика, дидактические игры во второй половине дня);

ü Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);

ü Работа с родителями- консультации и беседы.

Методы и приёмы работы:

Объяснение, показ, беседа, игра

ü массаж кистей рук;

ü пальчиковые гимнастики и физкультминутки;

ü изготовление дидактических игр, шнуровок;

ü лепка из пластилина;

ü игры с кубиками, конструкторами;

ü рисование с использованием шаблонов, трафаретов

ü пальчиковый театр.

Использовались игры:

ü «Геометрические вкладыши»

ü «Крупная и мелкая мозаика»

ü «Пирамидка»

ü «Игры в сухом бассейне для рук»

ü «Узнай что в мешочке?»

ü «Разрезные картинки»

ü «Строим из конструктора»

ü «Пазлы деревянные и картонные»

ü «Шнуровка»

ü «Прищепки»

ü «Игры с массажными мячиками»

Предполагаемый результат:

Дети смогут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, будут развиты внимание, память, мышление, творческие способности и фантазия.

Этапы проведения дидактических игр

для развития мелкой моторики

в младшем дошкольном возрасте

Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду. Поэтому мною были выделены III этапа, для каждого были подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения.

I этап -

Изучение учебно-методической литературы. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого воспитанника.

II этап - Теоретический

На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка; изучение психологических особенностей развития детей младшего дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки пальчиковых игр, шнуровок, игр с прищепками и т.д.)

III этап - Обобщающий

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

I этап

Организационно-диагностический

сентябрь

Проведение диагностического обследования

Консультация с руководителем методического совета по теме самообразования.

ü Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий

ü Выбор и определение темы самообразования

ü Планирование работы по теме самообразования

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей»

II этап

Теоретический

октябрь

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Осень»

ü «Дядел»

ü «Овощи»

Дидактические игры:

ü Мозаика

(напольная)

Консультация с учителем-логопедом по созданию картотеки пальчиковых игр для младшего возраста.

ü Составление плана по самообразованию

ü Оформление картотеки пальчиковых игр.

Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике.

III этап

Обобщающий

ноябрь

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Капуста»

ü «Зайка»

ü «Фрукты»

ü «Апельсин»

Дидактические игры:

ü Конструктор

ü «Чудесный мешочек»

ü Создание картотеки дидактических игр

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками».

декабрь

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Снежок»

ü «Замок»

Дидактические игры:

ü «Найди вторую половинку» - разрезные картинки

ü «Строим забор» из счётных палочек

ü Создание картотеки игр с массажными мячиками.

ü Подбор и разработка дидактических игр.

ü Пополнение картотеки пальчиковых игр.

Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики»

январь

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Медведь»

ü «Белка»

Заучивание игр с массажными мячиками:

ü «Шарик»

ü «Иголки»

Дидактические игры:

ü «Сухой бассейн»

ü «Разрезные картинки»

ü «Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды, (прикрепляют - прищепками).

Памятка для родителей: «Игры с прищепками»

февраль

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Перчатка»

ü «Человечек»

Заучивание игр с массажными мячиками:

ü «Горка»

ü «Месим тесто»

Дидактические игры:

ü «Пазлы»

ü «Выложи дом из цветных геометрических фигур»

ü «Кто в домике живет?» - найти фигурки в «сухом» бассейне.

ü «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке»

ü Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»

март

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Весна»

ü «Кап, кап, кап...»

ü «Уточка»

Заучивание игр с массажными мячиками:

ü «Ласковый ёжик»

Дидактические игры:

ü «Пазлы»

ü «Золушка» - сортировать по цвету зернышки фасоли.

ü «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из счётных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

ü Пополнение картотеки дидактических игр.

ü Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.

ü Изготовление дидактических игр.

Памятка для родителей: «Наши пальчиковые игры»

Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников.

апрель

Заучивание пальчиковых игр:

ü «Голуби летели»

ü «У дорожки дуб растёт»

ü «Пчела»

Дидактические игры:

ü «Пальчиковые шаги»

ü «Бусы для мамы»

ü «Шнуровка»

ü «Пазлы»

ü «Чудесные пуговицы» - выкладывание узоров из пуговиц.

ü Оформление картотеки дидактических игр.

ü Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.

ü Изготовление дидактических игр.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»

май

Диагностика уровня развития мелкой моторики.

Отчет по теме самообразования.

ü Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.

ü Оформление работы в полном варианте.

Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - АСТ, 2011. - 64с.
  2. Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М.: «Карапуз», 2007. - 18 с.
  3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
  4. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: Изд. дом «Литера», 2006. - 18 с.
  5. Ивлев С.В. Занимательные задачки. - М.: Мой мир, 2008. - 256 с.
  6. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. - СПб: Изд. дом «Литера», 2007. - 96 с.
  7. Никитина А.В. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей(4 лет) - СПб.: КАРО, 2008. - 96 с.
  8. Пименова Е.П. Пальчиковые игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 211 с.
  9. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. - 320 с.
  10. Тимофеева Е.Ю. Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. - СПб: Корона-Век, 2007. - 32 с.
  11. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. - М.: «Эксмо», 2006. - 25 с.
  12. http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.
  13. http://ww w.maam.ru/ Международный образовательный портал.
  14. http://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»
  15. http://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.
  16. http://detsad-kitty.ru/ Сайт для детей и взрослых.
  17. http://www.moi-detsad.ru/ Всё для детского сада.
  18. http://ped-kopilka.ru/ Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет".

«Развитие мелкой моторики дошкольников»

Самообразование на 2015 -2016 учебный год

Учитель-дефектолог МБДОУ детский сад №16 «Золотой ключик» Семенова Т. Н.

Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников».

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев, рук детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук, сенсорику;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

2. «Предметная развивающая среда» - система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

3. «Безопасность материалов и оборудования» - обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность, материал должен быть доступным, интересным и разнообразным.

4. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Форма отчётности:

Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников «Развиваем пальчики, улучшаем речь».

Провести анкетирование родителей, собрание на тему: «Развивающие игры для ребёнка, чему они способствуют».

Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений.

Формы работы:

Совместная деятельность педагога с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

Массаж кистей рук;

пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

пальчиковый театр;

конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;

рисование по трафаретам;

штриховка в заданном направлении;

дорисовка (по принципу симметрии);

лабиринты;

Дидактические игры;

Шнуровка, пуговицы, прищепки;

игры с мелкими предметами;

пазлы, мозаика, матрёшки, пирамидки;

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.

6. Кольцова М. М «Развитие моторики»

7. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

8. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

2 ЭТАП - внедрение в практику.

3 ЭТАП - представление опыта работы по теме.

Выступление на педсовете, выступление на родительском групповом собрании.

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников и такие дети считают себя «чужими».

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знание, умение, навыки, а также словарный запас.

План работы по самообразованию

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Внедрить в работу с детьми.

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук, а также картотеку игр на развитие дыхания, артикуляционных гимнастик.

4. Консультация для родителей «Развиваем пальчики, улучшаем речь».

5. Провести с родителями мини – тест «Хорошо ли слышит мой ребёнок? »

6. Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? »; «Со словами можно и нужно играть! ».

7. Упражнения по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «minsan.ru» — Знакомимся с удовольствием