Урок развития речи "труд людей зимой". Труд людей зимой Занятия людей зимой презентация

Кириллова Тамара
Конспект занятия по познавательному развитию «Труд людей зимой» в старшей группе детей с ЗПР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 г. Данков

Конспект занятия

по познавательному развитию

«Труд людей зимой »

в старшей группе детей с ЗПР

Разработчик :

воспитатель : Кириллова Т. Н.

Цель :

Дать представление о труде людей в зимнее время года .

Задачи :

1. Показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой природе, закрепить представления об основных признаках зимы; формировать умение детей составлять предложения по опорным картинкам;

2. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, знакомить с профессиями, развивать мышление .

3. Воспитывать заинтересованность к окружающему миру.

Словарная работа : снегозадержание, овощехранилище, зернохранилище, сельскохозяйственная техника.

Ход занятия.

1. Вступительное слово воспитателя.

Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось много забот.

С приходом зимы люди не только меняют одежду, но меняется и труд людей . Изменения эти можно наблюдать и в городе, и в сельской местности.

Сегодня мы будем говорить о труде людей зимой .

2. Беседа «Если выпал снег…»

Скажите, что происходит в городе в результате снегопада?

(После снегопада улицы, мостовые засыпаны снегом. Машины не могут проехать. По заснеженным улицам пешеходам тяжело идти)

Какие работы проводят на улицах города зимой ?

Посмотрите на картинки и скажите, труд каких людей очень важен зимой ?

(Дворников)

Работа дворников нелёгкая, но приносит большую пользу другим. Они убирают снег, скалывают лёд, посыпают дороги песком. Дворники работают в организации, которая называется ЖКХ (Жилищно-коммунальное хозяйство) . Организация отвечает за то, чтобы люди могли спокойно ходить по тротуарам, а машины ездить по дорогам.

От снега и льда необходимо очищать не только улицы, но и крыши, железнодорожные пути. Существуют специальные машины, которые помогают людям в этом тяжёлом труде .

Если в городе снег убирают, то в сельской местности снег на полях стараются наоборот сохранить и накопить ещё больше. По другому это называется – снегозадержание. Снегозадержание – искусственное задержание снега на полях для сохранения влаги и защиты растений от замерзания. Растения будут лучше расти, потому что, чем больше на полях снега, тем больше в почве влаги. Снег предохраняет почву и озимые от промерзания. А в качестве удобрения вывозят на поля навоз.

Какие работы проводят в саду зимой ? (Уплотняют снег около стволов деревьев)

А для чего? Какая опасность грозит зимой деревьям (Уплотнение снега помогает уберечь дерево от грызунов)

2. Физкультминутка «Мы построим снежный дом»

Вышли мы на улицу (маршируют)

Снегу намело! (руки вверх и в стороны)

Вот лопаты мы возьмём (работают лопатами,

Да и снег весь разгребём.

Протопаем дорожку

К самому порожку (топают ногами, продвигаясь вперёд)

Слепим круглые снежки (лепят снежки)

И огромные комки (показывают большой ком)

Мы построим снежный дом (маршируют,

Дружно жить мы будем в нём.

- Продолжите предложение :

Если выпал снег…

(на улицах городов, сёл и деревень люди убирают снег.

на полях проводят снегозадержание.

уплотняют снег около стволов деревьев)

3. Беседа «Заглянем в овощехранилище, побываем в зернохранилище»

Где хранятся овощи зимой ?

Что делают люди зимой в овощехранилищах ?

(Регулярно перебирают плоды и овощи; удаляют испортившиеся овощи и плоды; наблюдают за температурой.)

-Продолжите предложение :

Где хранят зерно?

В зернохранилище должно быть сухо и прохладно.

А как вы думаете почему?

(Чтобы зерно не гнило, не проросло.)

Главная задача – это сохранить доброкачественное зерно. Семена хранят в специальных помещениях – в зернохранилищах. Для проветривания используют деревянные лопаты, ими перемешивают семена; проводят обработку зерноочистительными машинами; пересыпают зерно в другие закрома. Следят, чтобы не появились грызуны, насекомые.

4. Развитие моторики (перебрать крупу)

5. Беседа «С думой о будущем урожае»

Готовясь к весеннему севу, люди в механических мастерских ремонтируют технику для сельского хозяйства (тракторы, комбайны и др.) .

Как назвать одним словом технику для сельского хозяйства? (сельскохозяйственная техника)

6. Беседа «Забота о животных»

А нуждаются ли животные в нашей заботе зимой ? Почему?

Как зимой люди заботятся о птицах и зверях?

7. Закрепление

1. Проговаривание сделанных выводов о деятельности людей зимой (вставить пропущенные слова в предложения) .

На улицах городов, сёл и деревень после снегопада люди (убирают снег) .

На (полях) проводят снегозадержание.

Зимой люди следят за сохранностью (урожая)

В мастерских зимой (ремонтируют) сельскохозяйственную технику.

Зимой люди ухаживают за . (животными) .

Над какой темой мы сегодня работали?

Скажите, много забот у людей зимой ?

А вы об этом знали раньше? А чего не знали?

А можете теперь сами рассказать о труде людей зимой , использую картинки?

Публикации по теме:

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Я иду по улице» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по социально.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Тема: «Труд людей весной. Сельскохозяйственный транспорт» Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Познавательное развитие. Ознакомление с природой. Тема:.

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе детей с ЗПР «Страна умных игр» Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе с ЗПР «Страна умных игр» Программное содержание: образовательная область.

Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Покормите птиц зимой» Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе "Покормите птиц зимой». Автор разработки: Тарасова Л. А., воспитатель МАДОУ "Детский.

Цель: Знакомить с правилами дорожного движения, расширять кругозор, дать представление об опасностях, встречающихся на дороге. Задачи:.

Конспект занятия по познавательному развитию «Моя Родина - Россия» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Забота людей о природе Краснодарского края» Тема: «Забота людей о природе Краснодарского края». Задачи: уточнить и обобщить представления детей о природе; учить отличать хорошие,.

Это самое холодное время года.
Зимние месяцы - декабрь, январь и февраль.
Декабрь - от латинского «децем», что означает «десять», т.к. декабрь у римлян был десятым месяцем.
Другие названия декабря: студень, стужайло, ветрозим, лютовей, зимник.


В декабре, на 21-22 декабря, приходится самый короткий световой день и самая длинная ночь - это время зимнего солнцестояния.
Декабрь год заканчивает и зиму начинает.
Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит.

Январь - от латинского слова «януариус», в честь двуликого бога солнца и ветра Януса, который охранял время, входы и выходы, ведал началом человеческой жизни.

Другие названия января: снежень, снеговик, огневик, просинец, щипун, трескун, студень, ледовик, сечень (потому что средний месяц зимы сечет ее пополам и отсекает прожитый год от наступившего).

Январь - начало года и зимы середина.
Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да ухо морозом рвет.
Январь - зимы государь.

Февраль - от латинского «фебруарис», что означает «очищение». Очищение перед тем, как природа снова возродится.

Другие названия февраля: бокогрей (потому что февральское солнце греет только повернутый к нему бок, а другой - мерзнет), вьюговей (из-за частых морозов и метелей), межень (условная межа между зимой и весной).

Февраль - самый короткий месяц в году. Февральские дни - солнечные, светлые, но холодные и морозные. В феврале уже заметно прибавляется день.

Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.
Февраль три часа дня прибавит.

Какие изменения происходят в неживой природе зимой?

С наступлением зимы становится все, холодней, приходят морозы. Почти всегда зимой небо покрывают облака, которые приносят уже не дождь, а снег. Он покрывает землю, ветки деревьев, крыши домов. Мороз сковывает льдом озера, реки, ручьи.

Это происходит потому, что солнце в это время года находится низко над землей и не прогревает землю. Холодный воздух приносит тучи, в которых капельки дождя под действием холода превращаются в снежинки.

В безветренную погоду снежинки падают на землю спокойно, но стоит подуть ветру, как поднимается снежная метель , оставляя после себя заносы и сугробы.

Зимой бывают сильные морозы. В такую погоду снег становится рыхлым и скрипучим.

Иногда зимой теплые воздушные течения доходят до заснеженных мест и немного повышают температуру воздуха. Наступает оттепель — теплые солнечные дни, во время которых снег становится мягким, и из него можно лепить снежки и снеговиков.

Белая, узорная
Звездочка-малютка,
Ты слети мне на руку,
Посиди минутку!
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.

Верхний слой воды в водоемах — речках, озерах, прудах и ручьях — промерзает и покрывается толстым слоем льда.

В конце зимы, когда солнце прогревает крыши, снег начинает таять, но мороз успевает превратить воду в сосульки.

В оттепель, когда стекла окон покрываются тонким слоем воды, мороз образует на них фантастические узоры. Это тонкий слой льда, который состоит из мельчайших кристалликов, сложенных в причудливые формы.

Каким бывает снег и лед?

Иногда ветки деревьев, телефонные провода, антенны на крышах домов покрываются изморозью — пушистым снегом.
Снег и лед легче воды, поэтому весной льдины и снежные сугробы плывут по реке, пока не растают и не превратятся в воду.
Хрупкий, прозрачный лед и рыхлый, сыпучий снег под действием тепла превращаются в воду, а вода под действием холода превращается в лед и снег.

Растения зимой

В конце зимы в неживой природе происходят новые изменения. Солнце выше поднимается над землей, светит ярче и чаще показывается из-за туч. Хотя морозы еще не ослабевают, но в солнечные дни снег уже начинает подтаивать.
За ночь подтаявший снег снова замерзает, и к утру появляется наст — плотная ледяная корка.

Снег покрывает землю толстым ковром, под которым, несмотря на холод, продолжается жизнь.
Оказывается, именно снежное одеяло сохраняет жизнь растениям. Если измерить температуру воздуха над снегом и под снегом, на почве, то она будет сильно отличаться.
Над снегом термометр показывает 40° мороза, а на почве — всего 10° мороза. Даже если толщина снега небольшая, всего 10 сантиметров, температура на почве будет на 15—20° выше, чем над снегом.
Вот почему такие травянистые растения, как земляника, засыпанные снегом, не погибают и даже продолжают расти. Под снегом зимуют пшеница, земляника, клюква, рожь.
Снежное одеяло согревает не только растения, но и животных, которые добывают себе пищу, проделывая в снегу тоннели. В основном, это мыши. Они питаются семенами растений, укрытых снегом. Берлоги медведей, норы барсуков и ежей тоже занесены снегом, который сохраняет в них тепло.

Большинство растений заранее готовятся к зиме. Осенью некоторые травянистые растения, увядая, оставляют на почве свои семена. Из них весной вырастут новые травы.
Растения, размножающиеся клубнями, луковицами и корневищами, остаются в почве под снежным одеялом. Некоторые из них, например, гусиный лук, хохлатка, ветреница дубравная, продолжают расти и зеленеть даже под снегом, а с приходом тепла расцветают.
Хвойные растения зимуют с зелеными листьями. На них всю зиму сохраняются шишки. Остаются плоды и на других растениях — клене, акации, рябине, шиповнике, бузине.
Деревья и кустарники, скованные холодом, впадают в зимний сон. Но несмотря на то, что почти все деревья на зиму сбросили листья, на их ветках остаются почки.
Уже в конце января на вербе почки увеличиваются. Внутри почки находятся маленькие зеленые листья. Снаружи почки покрыты темными чешуйками. Когда почки увеличиваются, они сбрасывают чешуйки и покрываются светлым пушком.
Вот почему вербы к концу зимы стоят словно покрытые серебром.
Подрастают почки и на других деревьях. Зима не прекращает рост растений, она только задерживает его.

Птицы зимой.

Холод и отсутствие корма заставляют перелетных птиц улетать в теплые края, но зимующие типы находят себе корм. Они питаются насекомыми, спрятавшимися в сухих листьях, под корой деревьев, в трещинах домов и заборов. Кроме того, на ветках деревьев и кустарников остались почки, плоды и семена.
Некоторые птицы, например, синицы и поползни, зимой пользуются запасами, которые они сделали еще осенью.
Клесты питаются семенами ели и сосны. У этих деревьев семена созревают зимой, поэтому в это время года у клестов появляются птенцы. Им хватает корма для того, чтобы прокормить себя и свое потомство. Птенцам клестов зимой не холодно, потому что они всегда сыты.
Во время метелей и снегопадов, а также в сильный мороз, когда деревья покрыты изморозью, птицам трудно доставать из-под коры насекомых. После нескольких часов голодания некоторые птицы могут погибнуть.
Поэтому очень важно подкармливать птиц зимой. Устраивайте кормушки в садах, парках и скверах.
Птицы прилетают к кормушкам и склевывают не только оставленные вами семена, зерна и хлебные крошки, но и насекомых-вредителей на расположенных рядом с кормушкой деревьях и кустарниках. Так птицы приносят большую пользу.
Если птицы постоянно будут находить корм в кормушках, то они будут прилетать к ним и летом, а значит, будут очищать деревья от вредителей весь год.

У серебряной дорожки,
Лишь наступит Новый го,
На высокой тонкой ножке
Чудо-елочка встает.

Это елка не простая,
И она не для ребят.
Возле елочки летая,
Птицы весело свистят.

Тут и дятел, и синицы,
Снегири, и воробей -
Все хотят повеселиться
Возле елочки своей!

Не блестят на ней игрушки
И не светится звезда,
Но зато для птиц кормушки
Мы повесили туда!

Прилетают птичьи стаи
К нам на елку в зимний сад,
И в саду не умолкая
Колокольчики звенят.
З.Александрова

Звери зимой

Зверей от зимней стужи спасают пушистый мех и теплая шерсть.
Главной заботой для зверей в зимнее время является питание. Даже барсук, накопивший за осень достаточно жира и залегший в зимнюю спячку, иногда просыпается, чтобы поесть что-нибудь из своих запасов.
Не просыпается только медведь — ему хватает жира на всю зиму. Спит медведь очень чутко. Можно сказать, что он не спит, а дремлет, прислушиваясь ко всему, что происходит вокруг.
К концу зимы у медведицы появляются маленькие слепые медвежата. Медведица кормит их своим молоком. Только через месяц, весной, когда пригреет солнце, медвежата прозревают и выходят из берлоги играть и учиться добывать себе корм.
Не только зимний мороз, но и голод зверям не страшен. Они давно приспособились жить в зимних условиях и знают, что питание надо запасать еще с осени.
Могут зимой найти себе корм лисы, зайцы, лоси, волки. Основной зимний корм лисиц — мыши. Благодаря своему острому зрению, слуху и нюху лисица находит в день до 20 мышей.
Олени, лоси и зайцы зимой питаются корой деревьев и кустарников.
Это не такая питательная пища, как трава, поэтому люди подкармливают их сеном, ветками осины, ивы и солью.
Бурундук заготавливает на зиму до 10 килограммов орехов и хлебных зерен. Он приносит их в защечных мешках и прячет в своих кладовых.
Белка иногда так спрячет свои запасы, что потом не может их найти. Тогда ей приходится питаться семенами ели и сосны. Особенно ей нравятся семена из шишек ели: в них больше жира, чем в сосновых, и они намного питательней.
Маленький зверек полевка в теплые осенние дни приносит в свою норку разные зерна и семена и складывает их в отдельные норки.
Но некоторые звери не делают никаких запасов. Речной выдре они не нужны. В ледяной воде ей не холодно и всегда достаточно пищи. Она питается рыбой, лягушками, раками и водяными крысами. Рыбы зимой без труда находят корм, но они могут погибнуть от недостатка воздуха: через лед воздух не проходит. Рыбам становится трудно дышать, поэтому зимой во льду люди пробивают проруби. Чтобы вода вновь не замерзала, в прорубь кладут солому и посыпают ее снегом.

Домашние животные зимой

Домашние животные не ищут себе корм, об этом заботятся люди. Еще с лета фермеры готовят запасы силоса, сена, соломы, зерна.
Зимой коров, коз, овец, свиней держат в теплых помещениях, в которых следят за чистотой и здоровьем животных.
В это время у коров рождаются телята, у овец — ягнята, у свиней — поросята. Детеныши питаются материнским молоком до тех пор, пока их не переводят на заготовленный корм.

Зима в городе

Зима в городе отличается от зимы в лесу или в поле. Теплые здания, постройки, обилие транспорта, большое количество людей и ночное освещение повышают температуру воздуха в городе. Поэтому, кроме привычных для города воробьев, ворон и сорок, сейчас можно встретить оставшихся зимовать скворцов, галок, дроздов, дятлов, щеглов.
Ягоды на деревьях и кустарниках служат им прекрасным кормом, а чердаки становятся хорошими убежищами на всю зиму. Кроме того, птицы находят себе корм на городских свалках.
Зимой мелкие грызуны начинают перебираться поближе к жилью людей. В подвалах и тоннелях им тепло и всегда находится корм. А за мышами переселяются и их враги — хорьки, ласки, горностаи.
Промышленные предприятия сбрасывают в реки и пруды отработанные теплые воды, поэтому вода в таких реках не замерзает.

Труд людей зимой

Зимой люди заботятся о домашних животных. Несколько раз в день раздают корма, подают воду, убирают навоз. Получая хорошее питание, коровы и зимой дают молоко, а кролики, овцы и свиньи достаточное количество мяса.
На покрытых снегом полях работа не прекращается — идет подготовка к весеннему севу. На поля вывозится навоз, удобрения и проводятся работы по задержанию снега: устанавливаются щиты, пропахиваются глубокие борозды — весной в этих местах скапливается необходимая почве вода. Чем больше на полях влаги, тем богаче будет урожай.
В сельских мастерских готовят к весенним работам сеялки, трактора, культиваторы, бороны, плуги. Их надо проверить и отремонтировать.
В садах растения засыпают снегом, защищая их от морозов. Около плодовых деревьев надо уплотнить снег, чтобы к ним не пробрались мыши.
Зимой собирают богатые витаминами ягоды облепихи. Замерзшие ягоды опадают с веток после легкого постукивания по стволу.
В зернохранилищах следят за тем, чтобы в них была постоянная температура. Особенно это важно для семян хлебных растений. В овощехранилищах регулярно перебирают овощи, удаляя загнившие.
В городе, чтобы снег не мешал движению транспорта, специальные машины очищают дороги, трамвайные и железнодорожные пути. После оттепели дороги покрываются слоем льда, поэтому их посыпают песком.

Зима спешит, хлопочет,
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.

Белеют рукавицы
На веточках берез,
Чтоб им не простудиться,
Чтоб выдержать мороз.

Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.

Надолго и надежно
В реке скрепила лед.
Ходить по речке можно -
Иди к нам, Новый год!
О. Высотская.

Помоги другим! Жми

Урок 17 ТЕМАТИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ «ТРУД ЛЮДЕЙ ЗИМОЙ» (карандаш, акварель)

15.11.2013 16162 0

Цели : расширять представления о трудовой деятельности людей; развивать чувство гордости за славный труд своих родных и близких; формировать умение составлять композиции; воспитывать любовь к Родине.

Оборудование :

Изобразительный ря д: репродукция картины А. А. Дейнеки «На просторах подмосковных строек»; рисунки в учебнике «Природоведение», изображающие трудовую деятельность человека в разное время года; образец педагогического рисунка «Труд людей зимой» (карандаш, акварель).

Литературный ряд : стихотворение Юрия Щербакова «Сказка про лень».

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся .

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Учител ь. Общая тема третьей четверти посвящена труду и отдыху людей зимой и весной. А тема сегодняшнего урока – «Труд людей зимой».

III. Актуализация знаний учащихся.

 Какая у нас зима?

 Люди, проживающие в южных регионах, говорят: холодная, снегу много. А житель Крайнего Севера скажет: у нас зима вовсе не холодная и снежных буранов нет. Кто из них прав?

И те, и другие. Зима у нас очень разная. На первый взгляд – все одно: снег да мороз. Только приглядеться надо: она и холодная, и с оттепелью, вьюжная и с капелью, снежная, да с солнцем. А какой день зимой разный! Какое утро, раннее, подернутое синевой мороза, со съежившимся солнцем и снегом, искрящимся в его лучах, с черными узорами ветвистого лозняка на белом поле. Наша зима ждет человека.

 Кому знаком традиционный труд людей зимой, весной?

Опустели к зиме поля. Но и зимой здесь не прекращается работа. Поля подготавливают к весеннему севу: люди вывозят сюда навоз и проводят снегозадержание. Зимой очень важно задержать больше снега на полях, тогда весной в почве будет много влаги, и растения будут лучше расти. Для задержания снега на полях устанавливают щиты или специальными снегопахами пропахивают глубокие борозды. Из своих наблюдений вы знаете, что скапливается больше снега около различных преград, такими преградами на полях и являются щиты и борозды.

Готовят к весне разные машины: тракторы, сеялки, культиваторы, плуги, бороны. В механических мастерских их тщательно проверяют и ремонтируют. К началу весеннего сева все машины должны быть хорошо подготовлены.

Много работы в зернохранилищах. С помощью специальных приборов следят, чтобы в зернохранилищах было сухо и держалась все время одинаковая температура. А для того чтобы семена не сгнили, их часто перемешивают. Семена хлебных растений весной хорошо прорастут, если они правильно хранились зимой. В овощехранилищах овощи регулярно перебирают. Загнившие сразу отбирают от здоровых.

В садах около плодовых деревьев уплотняют снег, чтобы под снегом к стволам деревьев не пробрались мыши и не погрызли стволы. В сильные морозы растения окучивают снегом.

У каждого народа испокон веков сложились виды труда с учетом места жительства, традиций.

IV. Вводная беседа.

Слово учител я. Воспевая свой народ, художники подмечали и изображали его труд, видели красоту людей труда.

У каждого народа есть традиционные виды труда. В Закавказье – виноградарство, овцеводство, садоводство, ткачество. В Средней Азии – скотоводство, садоводство и хлопководство, шелководство. На Украине – овощеводство, садоводство и скотоводство. В Белоруссии – декоративно-прикладное искусство. В Прибалтике – сельское хозяйство и рыболовство. И у всех народов развиты свои виды декоративного искусства.

V. Анализ произведений изобразительного искусства.

Перед вами репродукция картины Александра Александровича Дейнеки (1899–1969) «На просторах подмосковных строек» .Эта работа – одно из значительных произведений художника.

Герои его картины – молодежь, юноши и девушки, строящие заводской цех на месте бывшей деревни. Типичен подмосковный пейзаж с полоской леса, небольшой деревенькой, заснеженным полем. Художник скупо наметил конструкцию строящегося здания, над которым возвышается подъемный кран, изобразил работающие экскаваторы. Немногочисленны персонажи его картины. Привлекает внимание группа рабочих, что-то горячо обсуждающих с инженером. На переднем плане девушка в синем комбинезоне, несущая доску. Ее лицо разрумянилось от работы и зимнего холода.

Просторный заснеженный пейзаж, желто-золотистые доски на переднем плане, сильная фигура девушки в синем комбинезоне – все эти немногочисленные детали помогают художнику создать выразительную картину, повествующую о жизни и труде людей.

VI. Работа над новым материалом.

Учител ь. Послушайте стихотворение:

СКАЗКА ПРО ЛЕНЬ

Лень залезла под плетень

И лежит там третий день.

– Почему ты не вылазишь?

Не гуляешь по двору?

Лень ответила не сразу:

– Ой, боюсь я детвору!

Навредила я ребятам,

Перед ними виновата:

Петя двойку получил

Из-за меня,

Все уроки пропустил

Из-за меня,

Коля выбыл из кружка

Из-за меня,

Отлежал себе бока

Из-за меня,

Толя грязен, не умыт

Из-за меня,

На учителя сердит

Из-за меня!

Вновь залезла под плетень –

И лежит четвертый день.

– Как тебе лежать охота?

Во дворе кипит работа,

Помоги пойди ребятам –

И не будешь виновата!

Лень сказала:

– Выходной у меня!

Что там пользы от одной

Подметут широкий двор

Без меня,

Новый сделают забор

Без меня,

В огороде все польют

Без меня,

Травы сорные порвут

Без меня,

Сочный вырастят арбуз

И без меня,

А узнать, каков на вкус, –

Зови меня!

Вновь залезла под плетень…

Ну и лень!

Ю. Щербаков

Я думаю, вы обращали внимание на труд взрослых людей в зимнее время.

 Посмотрите рисунки в учебнике «Природоведение», изображающие трудовую деятельность человека в разное время года.

В зимнее время в сельской местности идут лесозаготовки, а в городе – уборка снега с проезжей части и тротуаров. Эти виды работ могут быть сюжетами для ваших рисунков.

Обсуждение композиций рисунко в.

В зависимости от замысла рисунка лист бумаги располагается вертикально или горизонтально. Так, например, чтобы показать протяженность улицы, лучше выбрать горизонтальный формат. Определите размеры изображений, их расположение в плоскости листа. Надо так скомпоновать изображения, чтобы они были и не слишком мелкие, и не слишком крупные, при этом они не должны быть слишком сдвинуты вправо или влево.

Помните: очень важно выделять яркими, насыщенными красками главных персонажей рисунка. При этом помните, что необходимо сочетать цвета в окраске предметов.

При создании композиции надо продумать, сколько персонажей вы хотите изобразить, что будут делать люди и где происходит действие.

Сначала можно сделать наброски в виде силуэтов. Разместить людей в движении, при этом возможно загораживание одной фигуры другой. Передать пространство можно, если основания более близких предметов расположены ниже, чем более удаленных.

VII. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.

– Зимой у людей много работы, связанной с уборкой снега. Снег на улицах городов, сел мешает движению транспорта и пешеходам. Часто улицы и тротуары посыпают песком, чтобы машины при езде, а пешеходы при ходьбе не скользили. Это особенно важно, когда после оттепели дороги покрываются слоем льда. Очищают от снега железнодорожные и трамвайные пути.

Я решила изобразить человека, убирающего около деревенского дома снег. Его фигура загораживает деревья, дом на дальнем плане (см. Приложение 1) .

1. Располагаем лист по горизонтали и отмечаем размер фигуры человека в центре рисунка. Выше рисуем основания дерева и дома. Намечаем размеры дома, при этом следим за соблюдением пропорциональных соотношений между домом и человеком.

2. Самое важное – человека, убирающего снег, изображаем на первом плане и выделяем его размером. Помните: главное – это люди, а не огромные пространства вокруг них. Определяем кроны деревьев и схематично намечаем движение человека.

3. Пропорционально рисуем голову, туловище и конечности героя. Определяем, согласно законам линейной перспективы, сокращение окон при их удалении.

4. Прорисовываем ветки на деревьях, бревна у дома, дорожку на земле. Детализируем фигуру человека. Рисунок закончен.

Формат может быть разным – вертикальный, горизонтальный, квадратный, вы выберете его согласно вашей композиции.

1. Зальем небо насыщенным синим цветом, в верхней части добавляем сине-серый цвет. Небо надо выполнить плотным цветом, чтобы на контрасте с ним белый снег казался более светлым.

2. Светло-голубым цветом выполню снег на земле. Стараемся не просто раскрашивать поверхность, а передавать объем сугробов.

3. Дом выполняем цветом охры, а боковую часть дома окрашу в светло-коричневый цвет. Для крыши подойдет сложный цвет, состоящий из коричневого и красного.

4. Стволы деревьев выполню теми же цветами, что и дом. Середина – коричневая, а края и тонкие ветки рисую смесью коричневого и синего цветов. Стекла домов выполняю оттенком, состоящим из коричневого и темно-синего цветов. На первом плане человека выделяю насыщенными цветами. При этом стараюсь согласовывать части композиции в цвете. Поэтому использую для костюма героя синий, коричневый и голубой цвета.

Постарайтесь красиво сочетать цвета в рисунках, обогатить их оттенками. Может быть, вам удастся передать настроение. Рисунок закончен.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Задани е. Помните о важности правильной передачи в рисунках пропорций фигуры человека, характерности поз и движений. Работая карандашом, не задерживайтесь на деталях. Красками вначале покрывайте большие плоскости кистями больших размеров. Лишь после кистями маленьких размеров прорабатывайте детали. Обратите внимание, что цветом или тоном можно выделить фигуры – светлое хорошо видно на темном, темное – на светлом фоне.

IX. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учител ь. Вам удалось передать настроение зимнего пейзажа. Вот лучшие работы…

 В чем достоинство этих композиций?

 Расскажите, что вы хотели передать в своей работе зрителям.

Посмотрите, как верно у … (фамилия, имя ученика) переданы в рисунке пропорции фигур людей и момент движения. А вот … (фамилия, имя ученика) точно изобразил особенности формы машин, масштабные отношения всех изображений. Удачно подмечены приметы зимнего пейзажа у … (фамилия, имя ученика) .

2. Обобщение изученного материала.

 Как можно выделить главных персонажей рисунка?

 Зачем необходимо сочетать цвета в окраске предметов?


Урок N 4. Тема: Труд людей зимой

Цель:

1. Дать представление о зимнем труде людей зимой.

2. Показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой природе.

3. Развивать речь, мышление.

4.Воспитывать заинтересованность к окружающему миру; знакомить с профессиями.

Ход урока

I. Игра LПочемучка¦ (вопросы на карточках-открытках)

Что происходит с температурой воздуха с приходом зимы?

В какую погоду снег скрипит под ногами?

Какие приметы зимы ты знаешь?

Что происходит с растениями зимой?

Изменяется ли оперение птиц с наступлением зимы?

Чего больше боятся птицы зимой: мороза или голода?

Почему иногда зимой гибнет много рыбы?

- Все ли животные делают запасы на зиму?

Составление экологических цепочек: солнце - температура - почва - растения температура - вода - рыбы растения - животные

II. Жизнь людей зимой

1. Зимние забавы

Рассматривание картины: LДетские забавы¦.

(обратить внимание на одежду детей)

- Как влияет зимняя погода на человека? (здоровье - закаливание)

С приходом зимы люди не только меняют одежду, но меняется и деятельность людей (не всех). Изменения эти можно наблюдать и в городе, и в сельской местности.

- Как дети зимой забавляют себя?

- Какие зимние виды спорта ты знаешь и любишь?

Составь рассказ о том, как ты отдыхаешь зимним днем.

2. Труд людей зимой

Какие работы проводят на улицах города зимой?

(убирают снег, скалывают лед, посыпают дороги песком)

Какие работы проводят в саду зимой?

(уплотняют снег около стволов деревьев)

Какая опасность грозит зимой деревьям?

(подсказку в виде схемы "снег - дерево - мыши" можно изобразить на доске. Уплотнение снега помогает уберечь дерево от грызунов)

Что делают люди зимой в овощехранилищах?

- регулярно перебирают плоды и овощи;

- удаляют испортившиеся овощи и плоды;

- наблюдают за температурой;

(дети устанавливают связь "температура - овощи - человек")

Почему в зернохранилищах должно быть сухо и прохладно?

- чтобы зерно не гнило

- чтобы зерно не проросло

(температура - зерно - люди (урожай)

Главная задача - это сохранить доброкачественное зерно. Семя - это живой организм. Зародыш его постоянно дышит, поглощает при этом кислород и выделяет тепло, углекислый газ, воду. От того, в каких условиях хранится семя, зависит, как зарождается будущее растение. Семена перемешивают, чтобы был приток свежего воздуха.

Семена хранят в специальных помещениях.

Перед закладкой семян зернохранилище обрабатывают известью, тщательно утепляют, проверяют систему вентиляции.

В помещениях устанавливают электротермометры, которые контролируют температуру воздуха. Она не должна быть ни низкой, ни слишком высокой, а оптимальной (от +3 0 С до -8 0 С).

Резкие перепады температур ведут к тому, что семя отпотевает (зародыш дышит интенсивно). Путем проветривания удаляется излишняя влага.

Для проветривания используют перемешивание семян деревянными лопатами; обработку зерноочистительными машинами; пересыпают зерно в другие закрома. Следят, чтобы не появились грызуны, насекомые.

3. Подготовка людей к весеннему севу

Как люди готовятся к весеннему севу?

Проводят снегозадержание;

Вывозят на поля навоз (как удобрение; для снегозадержания);

Ремонтируют сельскохозяйственную технику.

Снегозадержание - искусственное задержание снега на полях для сохранения влаги и защиты растений от замерзания.

(Чем больше на полях снега, тем больше в почве влаги, и растения будут лучше расти. Снег предохраняет почву и озимые от промерзания).

В механических мастерских идет ремонт техники (тракторов, комбайнов и др.).

Идет работа в теплицах (выращивание культур).

Зимой люди занимаются пушным промыслом, но в определенные сроки.

На определенный период прекращается навигация (река замерзает).

Рыбаки ловят рыбу, проделывают лунки, обеспечивая доступ воздуха рыбам.

III . Копилка народной мудрости

Рассматривание работ детей, чтение загадок, пословиц, поговорок.

По какой дороге полгода ездят, да полгода ходят? Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (Читают дети)

Доказать, что профессия экологическая (водитель, врач и т. д.).

Просмотр диафильма LТруд людей в разные времена года¦.

IV . Домашнее задание

Составить рассказ о профессии и доказать ее экологичность;

- пополнить копилку народной мудрости;

- составление экоцепочек.

«Деревья зимой» - Ясень. Дерево с высоким оранжевым или желтоватым стволом? Зимой на веточках липы можно найти плоды -. Ветви сосны шапкой покрывают верхушку ствола. Сосна. Береза. Хвоинки длинные и растут по две, как склеенные. На концах веток висят большие, длинные шишки. Маленькие, круглые орешки с одним крылышком.

«Сургут зимой» - Климат континентальный. При снегопаде в безветренную погоду- снег ложится ровно покрывая землю. Зима умеренно-холодная, продолжительная - со второй половины октября до середины апреля. Весна прохладнее осени, заморозки (до?2 °C) возможны в первую неделю июня. Среднегодовая температура - ?1,9 C° Среднегодовая скорость ветра - 4,2 м/с Среднегодовая влажность воздуха - 75 %.

«Природа зимой» - В гости к зиме. Как образуются снежные хлопья? Итог урока. Что происходит с водоёмами? Сколько лучей у снежинок? Врач Продавец Лётчик Учитель Доярка Крановщик. Магазин школа ферма стройка аэропорт больница. Зима. Тема: В гости к зиме. Что такое наст? Соотнесите профессию и место работы человека. Осень.

«Птицы зимой» - Часто птицы зимой погибают от голода. Урок природоведения тема: «Здравствуй, Зимушка-Зима!». Декабрь год кончает, зиму начинает. Зимой многие звери почти весь день проводят в поисках корма. Много снега много хлеба. Поэтому птиц зимой надо подкармливать. С зелеными листьями зимуют большинство хвойных растений.

«Окружающий мир зимой» - Какое время года год начинает? Дети. Почему снег белый и пушистый? Какое время года год начинает? Какие признаки зимы вы знаете? Почему природа такая разная в каждое время года? Что бывает только зимой? Человек в разное время года. Объясните почему вы так думаете? Какая погода зимой? Зима. Как одевается человек в зимнее время года?

«Деревья и кустарники зимой» - Тест. В лесу растут: Л И П А. В лесу растут: Д У Б. Как называются листья у ели, сосны, лиственницы? 1.Иголки 2.Хвоинки. В лесу растут К Л Е Н. Летний Зимний. Графический диктант. Учимся различать деревья и кустарники зимой. «Учимся различать деревья и кустарники зимой». В лесу растут: В И Ш Н Я. Бесценна Мордовского леса краса, Зеленое золото - наши леса.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «minsan.ru» — Знакомимся с удовольствием