Выдвижение никоном тезиса священство выше царства. Михаил бабкин

Священство всюду пречестнейши есть царства. …Господь Бог всесильный, егда небо и землю сотворил, тогда два светила, солнце и месяц, на нем ходяще, на земле светити повеле, има же нам показа власть архиерейску и царску. Солнцем показал есть власть архиерейску, месяцем же показа власть царскую, ибо солнце вяще светит во дне, яко архиерей душам, меншее же светило в нощи, еже есть телу. Якоже месяц емлет себе свет от солнца и егда далее от него отступает, тем совершеннейши свет имать. Такоже и царь поемлет посвящение и венчание от архиерея, его же абие восприемлет, уже имать свое совершенное светило, еже есть и святейшую силу и власть. Таковое есть то разнствие между тыма двема лицема во всем христианстве, яковая есть между солнцем и месяцем, ибо архиерейска власть во дни, еже есть над душами, царская же по вещех мира сего. … Священство и самого царства преболе.

Никон (Минов), патриарх Московский и всея России .

С точки зрения историко-богословской проблемы "священства-царства" взаимоотношения Русской православной церкви (РПЦ) и верховной власти (в устоявшейся, но не вполне корректной формулировке – взаимоотношения церкви и государства) весьма подробно изучены применительно к допетровской России, к царствованиям Петра I и Екатерины II. В основном, эти исследования были сделаны дореволюционными авторами . В последнее время появились аналогичного плана работы, в которых в соответствующем ключе рассматриваются судьбоносные для нашей страны события начала XX века .

Основной вопрос проблемы "священства-царства" – что выше и главнее: царская или церковно-иерархическая власть? Он обусловлен, в свою очередь, следующим рассуждением. Поскольку Господь Иисус Христос есть и Великий Царь, и Великий Архиерей ("Царь царем и Архиерей архиереям"), то кого на земле (в мире до льнем) считать Его "живым образом"? Земной "иконой Его первообраза"? – Царя или патриарха? У кого из них выше сакральный статус? Кто из них есть истинный помазанник Божий? Кто является проводником "воли Божией"? Через кого из них реально осуществляется "Божия власть"?

"Основной вопрос" нашёл отражение в установившихся традициях правописания. В современной общепринятой практике орфографическое "решение" его по не вполне понятной причине оформилось в пользу священства. Так, государство и церковь как институты практически всегда пишутся неравнозначно: первое слово пишется со строчной буквы, а второе – с прописной, как будто бы Церковь (церковь) стоит "над" государством, "главнее" и "выше" его. Временное правительство и Государственная дума в историографии удостаиваются одной прописной буквы, Святейший Синод и Поместный Собор – двух. То же относится и к названиям "Российская империя" и "Православная Церковь". Высший Церковный Совет пишется с тремя прописными буквами, а Совет народных комиссаров – зачастую с одной. Слово "Патриарх" и в обиходном упоминании, и как титулование пишется, как правило (особенно в трудах церковных историков), с прописной буквы, а император, царь, самодержец – всегда со строчной. В работах некоторых авторов (опубликованных в церковных изданиях) даже "Патриаршество" значится с заглавной буквы . Вместе с тем, написание "царства" (в смысле царства земного) кроме как со строчной – на страницах и светских, и церковных научных изданий автору настоящей статьи не встречалось ни разу.

На страницах "Православной энциклопедии" российские первоиерархи ("Святейшие Патриархи") титулуются с двумя прописными буквами , а высшие партийные руководители СССР ("Генеральные секретари") – с одной .

Ещё примеры из множества подобного рода "несоответствий". В "Православной энциклопедии" первоиерарх РПЦ до учреждения в России патриаршества (митрополит сначала Киевский, потом Владимирский, затем Московский) именуется Г лавой (в источнике – слово с прописной буквы) Русской церкви. (И это при том, что до 1448 г. Русская митрополия составляла лишь часть Константинопольского патриархата). После же учреждения в России института патриаршества московский П атриарх (в энциклопедии – с прописной буквы) называется "церковным Г лавой православного мира"(!). При этом до падения Византийской империи византийский и мператор (слово в источнике – со строчной) именуется "г лавой христианского мира" (здесь "главой" – уже со строчной). Таким образом, на одной и той же странице современного церковного многотомного энциклопедического издания П атриархи именуются Г лавами, а и мператоры – г лавами…: первым усваивается две прописных буквы, а вторым – ни одной .

Стоит именовать любого епископа (и тем более патриарха) просто по имени – это церковными кругами сразу расценивается если и не хулой, то показателем крайнего непочтения к архиерейскому сану. Но при этом представители этих же кругов "ничтоже сумняшеся" упоминают императоров без всяких титулований: например – Петром, Николаем II. И это не считается ни каким-либо оскорблением, ни проявлением непочтения к монарху. То есть получается, что архиерейский чин, дескать, несопоставимо выше(?) царского: иерархов упоминать следует только с титулованиями, а царей можно и по-панибратски?

На наш взгляд, вышеприведённые примеры являются своеобразными показателями до сих пор продолжающейся борьбы (более уже "в теории") между харизматическими властями о первенстве друг над другом.

И если судить по написанию начальных букв "конфликтных" слов, то чётко прослеживается определённая тенденция. Её можно сформулировать приблизительно так: по мнению церковных авторов (весьма, заметим, дискуссионному) "чин П атриарший выше и ц арского, и и мператорского" или, что то же – "С вященство выше ц арства".

Вместе с тем, в современном русском языке чётко установлены орфографические нормы применения прописных и строчных букв. Согласно им, "Церковь", как Божественное учреждение, пишется с прописной; "церковь" же как храм (или собор) – со строчной. С одной прописной значатся "Русская православная церковь" (как религиозная организация), "Российская империя", "Российское государство", "Архиерейский собор", "Поместный собор", "Государственная дума", "Святейший синод", "Священый синод", "Московская патриархия" (некоторые из них в краткой форме – Дума, Синод, Патриархия). Официальные титулования – "Государь Император", "Святейший Патриарх Московский и всея Руси", "Глава государства" (или правительства, но "глава администрации"), а обиходные – император, патриарх. И т. д.

На вопросы церковным авторам о причинах пренебрежения ими современными орфографическими нормами и применением филологических "несоответствий" те обычно отвечают, что они руководствуются нормами написания букв, принятыми в современных …учредительных документах Московского патриархата (или, он же, – РПЦ) и его структур… Однако в законодательстве Российской империи (тоже в некотором роде "учредительных документах") слова "Император", "Государь", "Царь", "Самодержец", "Верховная Власть", "Императорский Дом", "Императорский Престол", "Всероссийский Престол", "Наследник Престола", "Империя", "Российское Государство" и т. п. (наряду с названиями "Православная Греко-Российская Церковь", "Церковь", "Святейший Правительствующий Синод") также значатся с прописных букв, а не со строчных… Однако с орфографическими нормами как царской, так и постсоветской России церковные историки и публицисты не считают нужным считаться, демонстрируя тем самым свою приверженность "двойным стандартам".

Иначе говоря, упомянутые авторы в написании прописных и строчных букв руководствуются одновременно двумя нормами правописания: применительно к конфессиональным терминам – "церковно-учредительными" , а ко всему остальному – "постсоветскими" . При этом в своей полноте ни "старорежимные" (дореволюционные ), ни современные (постсоветские ) нормы с их корректным использованием прописных букв те же лица признавать не желают. Используя филологические "несоответствия", названные авторы волей-неволей формируют у читателей представление, что "священство выше царства".

Напрашивается определённая аналогия. Ранее, в СССР, все слова в названиях высших партийных, правительственных, профсоюзных учреждений и организаций писались с прописных букв. Исключение делалось для служебных слов и слов, заключённых в скобки. Например, значилось: Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков), Совет Министров СССР, Советская Армия, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи, и т. д. Для всех же остальных учреждений существовало другое правило. Согласно ему, с прописных букв писались лишь первые слова названий, а также все имена собственные, входящие в их состав. Например: Министерство иностранных дел СССР, Академия наук СССР, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинградский ордена Ленина метрополитен им. В.И. Ленина, Государственная палата мер и весов, и т. п. То есть в СССР налицо было филологическое "возвышение" высших органов власти.

В постсоветской времена ситуация изменилась. Нормы русского правописания стали более корректными. Но, вместе с тем, "старую и добрую" советскую практику "возвышения" названий себя самой и своих высших структур от СССР переняла Русская православная церковь. Начала формироваться "альтернативная" (церковная) орфография, отличительная черта которой – "самовозвышение" букв в титулах иерархов, в названиях религиозных организаций и церковных учреждений. Прописных букв в церковных названиях стало в два-три раза больше, чем в светских. В области филологии Ц ерковь стала "выше" и м онархии (свергнутой, заметим, в марте 1917 г. во многом благодаря трудам и тщаниям высшей иерархии РПЦ ), и, в общем говоря, российского г осударства.

В целом же, анализируя современную практику применения в "конфликтных" словах прописных и строчных букв, можно констатировать: в XX в. на "харизматическом фронте" священство взяло верх на царством.

Возражение, или Разорение смиреннаго Никона, Божиею милостию Патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисее Лигаридиусу, и на ответы Паисеовы // Никон (Минов), патриарх. Труды /Сост. и общ. ред. В.В.Шмидта. М., Изд. Московского университета. 2004. С. 301, 307, 327.

Дьяконов М.А. Власть московских государей. Очерки из истории политических идей Древней Руси до конца XVI века. СПб., Тип. И.Н.Скороходова. 1889. –224 с.; Савва В.И. Московские цари и византийские василевсы. К вопросу влияния Византии на образование идеи царской власти московских государей. Харьков, Тип. М.Зильберберг и с-вья. 1901. –400 с.; Темниковский Е. Положение Императора Всероссийского в Русской православной церкви в связи с общим учением о церковной власти // Юридические записки, издаваемые Демидовским юридическим лицеем. Ярославль, Тип. Губернского правления. 1909. Вып. I (III). С. 47–80; Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович: в 2 тт. Сергиев Посад, Б/и. 1909. Т. 1. –525 с., 1912. Т. 2. –547 с.; Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., Изд. Карцева. 1913. –531 с.; Казанский П.Е. Власть Всероссийского Императора. М., Москва. 1999. . – 512 с.; Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти. Очерки русской политической литературы от Владимира святого до конца XVII в. Пг., 1916. б/и. – 463 с.; Верховской П.В. Учреждение Духовной Коллегии и Духовный регламент. К вопросу об отношении церкви и государства в России. Исследование в области русского церковного права: в 2 тт. Ростов-на-Дону, Б/и. 1916. Т. 1. Исследование. –687 с., Т. 2. Материалы. –415 с.; Живов В.М., Успенский Б.А. Царь и Бог. (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987. С. 47–153; Успенский Б.А. Царь и патриарх. Харизма власти в России: византийская модель и её русское переосмысление. М., Изд. Языки русской культуры. 1998. –676 с.

Бабкин М.А. Духовенство Русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. – конец 1917 г.). М., Изд. Государственной публичной исторической библиотеки России. 2007. –532 с.

См., например: Современники о патриархе Тихоне: Сб. в 2 ч. /Сост. и автор комментариев М.Е.Губонин. М., Изд. ПСТГУ. 2007. Т. 1. С. 190, Т. 2. С. 563; Иванова Е.В. Святейший Патриарх Тихон и голод 1921–1922 гг. в России // Богословские труды. Вып. 41. 2008. С. 5, 504.

Первое, пожалуй, известное в официальных документах РПЦ написание слов "Патриарх" и "Патриаршество" с прописных букв зафиксировано в материалах Поместного собора 1917–1918 гг. А именно – в соборном определении "О высшем церковном управлении", принятом 4 ноября 1917 г. – до поставления патриарха Тихона (Белавина) (См.: Собрание определений и постановлений Священного собора Православной российской церкви 1917–1918 гг. М., Изд. Новоспасского монастыря. 1994. Репринтное издание 1918 г. Вып. 1. С. 3).

Причём именования высших церковных сановников с тех дней также стали значиться с прописной буквы: "Архиереи", "Митрополит", "Архиепископ", "Епископ", "Протопресвитер" (в отличие от слов "клирики" и "миряне"). В частности, принятое 31 июля (13 августа) 1918 г. Поместным собором определение "О порядке избрания Святейшего Патриарха" начиналось так: "Патриарх избирается Собором, состоящим из А рхиереев, к лириков и м ирян" (Собрание определений и постановлений … Вып. 1. С. 4–9, Вып. 4. С. 3).

Православная энциклопедия. М., Церковно-научный центр "Православная энциклопедия". 2000. Т. 1. С. 689, 692, 693, 708, 710 и др.

По конституции СССР (1977 г., 6-я статья) КПСС являлась "руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций". КПСС "определяла генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР" и проч. (Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик // Ведомости Верховного Совеа СССР. М., 1977. № 41 (907). 12 октября. С. 674). Потому, на наш взгляд, "сопоставление" высших иерархов РПЦ и генеральных секретарей ЦК КПСС вполне корректно.

Православная энциклопедия. 2003. Т. 6. С. 229, 230; 2006. Т. 12. С.95.

Православная энциклопедия. 2000. Т. "Русская Православная Церковь". С. 190.

О социокультурной динамике смысла слов "царь" и "император", а также о различной их интерпретации в греческой, латинской и русской языковых традициях см.: Успенский Б.А. Царь и император. Помазание на царство и семантика монарших титулов. М., Изд. Языки русской культуры. 2000. С. 34–52

См.: Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. М., Изд. Эксмо. 2007. –512 с.

См., например: Свод Законов Российской Империи. СПб., Изд. Вестник знания. 1912. Т. 1. Ч. 1. Свод Основных Государственных Законов. С. 11–37.

Правила русской орфографии и пунктуации. М.-Л., Изд. АН СССР. 1947. С. 62–63.

См. об этом подробнее: Бабкин М.А. Святейший синод Российской православной церкви и свержение монархии в 1917 году // Вопросы истории. 2005. № 2. С. 97–109; Он же. Иерархи Русской православной церкви и свержение монархии в России (весна 1917 г.) // Отечественная история. 2005. № 3. С. 109–124.

М.А. Бабкин - доктор исторических наук, профессор Московского педагогического государственного университета

Вариант 5.

(ответы в конце теста)

А1. Какое из названных событий произошло во второй половине XVII веке?

1) Медный бунт

2) Соляной бунт

3) окончание Смуты

4) избрание на царство Михаила Романова

А2. Решающую победу Руси над Ордой одержал князь

1) Иван Калита 3) Иван IV

2) Иван III 4) Василий III

А3. Как называлось на Руси земельное владение, принадлежавшее владельцу на правах полной наследственной собственности?

1) вотчина 3) десятина

2) кормление 4) поместье

А4. Русские города в XIV – XV веках поддерживали усилия великих князей по объединению русских земель потому, что в результате этой политики

1) прекращались усобицы, разорявшие города

2) в городах вводилось самоуправление

3) города освобождались от уплаты налогов

4) города получали право распоряжаться государственной казной

А5. Какое из названных литературных произведений было создано в XVII веке?

1) «Слово о полку Игореве»

2) «Задонщина»

3) «Житие протопопа Аввакума»

4) «Хожение за три моря»

А6. Утверждение «Священство выше царства» связано с

1) борьбой иосифлян и нестяжателей

2) событиями конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона

3) реформами Избранной рады

4) ликвидацией патриаршества в России в начале XVIII века

А7. Изданный Петром I Указ о единонаследии предусматривал

1) назначение наследника трона по воле самодержца

2) наследование вотчин и поместий только одним из сыновей

3) переход к наследникам как имущества, так и долгов завещателя

4) передачу царской власти старейшему представителю династии

А8. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком князе идет речь.

«Этот князь получил свое прозвище после того, как был ослеплен. Случилось это в 1446 г., когда поехал князь на богомолье в Троицкий монастырь. Но ослепленный и сосланный в Углич князь не прекратил борьбу с врагами. Он отомстил своему противнику в 1453 г., отравив его. Князь убирал тех, кто поднимал меч на великое княжение. Москва поднялась на новую ступень власти и единения».

1) Андрее Боголюбском 3) Иване III

2) Василии II 4) Василии III

А9. Царскосельский лицей был основан в

1) 1811 г. 3) 1864 г.

2) 1842 г. 4) 1881 г.

А10. Проведение денежной реформы 1897 г. связано с деятельностью

1) К.П.Победоносцева 3) Д.А.Толстого

2) С.Ю.Витте 4) М.Н.Каткова

А11. С 1861 г. и до 1905 г. понятие «крестьянский вопрос» в России включало

1) отмену выкупных платежей крестьян

2) личное освобождение крестьян

3) право для крестьян вести торговлю

4) право для крестьян наниматься на работу без разрешения помещика

А12. Что характеризовало политику Александра I в Царстве Польском?

1) упразднение Сейма

2) подавление революционных выступлений в Варшаве

3) дарование Конституции

4) передача Царству Польскому территории Белоруссии, Правобережной Украины

А13. Что было одной из причин медленного внедрения машин на помещичьих мануфактурах в первой половине XIX века?

1) широкое распространение испольщины, издольщины

2) высокая производительность труда помещичьих крестьян

3) широкое распространение отработочной системы

4) применение дешевого труда крепостных крестьян

А14. Прочтите отрывок из записок П.А.Кропоткина и укажите дату начала общественного движения, о котором говорится в отрывке.

«Целью всех этих чтений и споров было разрешить великий вопрос, стоявший перед молодежью: каким путем может она быть наиболее полезна народу? И постепенно она приходила к выводу, что существует лишь один путь. Нужно идти в народ и жить его жизнью. Молодые люди отправлялись поэтому в деревню как врачи, фельдшеры, народные учителя… Девушки сдали экзамены на народных учительниц, фельдшериц, акушерок и сотнями шли в деревню, где беззаветно посвящали себя служению беднейшей части народа».

1) 1816 г. 2) 1825 г. 3) 1849 г. 4) 1874 г.

А15. Военное столкновение между советскими и японскими войсками на реке Халхин-Гол произошло в

1) 1928 г. 2) 1934 г. 3) 1939 г. 4) 1941 г.

А16. Орган представительной власти, созыв которого в целях окончательного установления формы правления был провозглашен одной из первоочередных задач Временного правительства, назывался

1) Государственной думой

2) Учредительным собранием

3) Земским собором

4) Съездом Советов

А17. Какое из политических движений начала XX века характеризовалось социалистическими представлениями?

2) кадеты 4) черносотенцы

А18. Что из названного было одной из причин поражения Белого движения в Гражданской войне?

1) осуждение лидерами Белого движения иностранной интервенции

2) необходимость сражаться на два фронта – против Красной Армии и против иностранных интервентов

3) поддержка Антантой Красной Армии

4) отсутствие политического единства среди лидеров Белого движения

А19. Прочтите отрывок из документа и укажите год, к которому он относится.

«…после того, как мы преодолели важнейший этап гражданской войны, и преодолели победоносно, мы наткнулись на большой – я полагаю самый большой – внутренний политический кризис Советской России, который привел к недовольству не только значительной части крестьянства, но и рабочих… Мы вскоре, через несколько недель, признали… что если мы окажемся не в состоянии произвести отступление… то нам угрожает гибель… Мы единогласно решили… перейти к новой экономической политике».

1) 1917 г. 2) 1921 г. 3) 1927 г. 4) 1936 г.

А20. В каком из названных городов в годы Великой Отечественной войны состоялась первая встреча И.В.Сталина, У.Черчилля и Ф.Рузвельта?

1) Москве 3) Тегеране

2) Ялте 4) Потсдаме

А21. Прочтите отрывок из сочинения историков и укажите город, о битве за который идет речь.

«125 дней длилась оборона советских войск под [городом]. В ходе оборонительных боев немецко-фашистские войска потеряли около 700 тыс. убитыми и ранеными, свыше 2 тыс. орудий и минометов, более 1 тыс. танков и штурмовых орудий и свыше 1,4 тыс. самолетов всех видов.

К 19 ноября 1942 г. сложились благоприятные условия для перехода советских войск в контрнаступление.

75 дней и ночей понадобилось советским войскам, чтобы окружить и разгромить немецко-фашистские войска под [городом]».

1) Киев 3) Новороссийск

2) Курск 4) Сталинград

А22. В каком году был проведен референдум о сохранении СССР?

1) 1987 г. 2) 1989 г. 3) 1991 г. 4) 1993 г.

А23. Какое из перечисленных событий произошло в послевоенный период (1945 – 1953 гг.)?

1) проведение избирательной реформы

2) суд над диссидентами

3) выступление рабочих в Новочеркасске

4) «дело врачей»

А24. Что из названного относилось к периоду перестройки в СССР?

1) принятие новой Конституции СССР

2) падение в обществе интереса к публицистике

3) возобновление процесса реабилитации жертв массовых репрессий

4) изгнание из страны представителей диссидентского движения

А25. Что было одной из причин перехода СССР и стран Запада от союзнических отношений к «холодной войне»?

1) отказ СССР от сокращения армии после окончания Второй мировой войны

2) расхождение интересов бывших союзников в борьбе за усиление влияния в мире

3) создание Организации Варшавского договора

4) начало Корейской войны

А26. Прочтите отрывок из записки в ЦК КПСС группы ученых и руководителей ведомств от 10 сентября 1960 года и укажите фамилию ученого, которая была среди подписавших записку.

«Для обеспечения первого полета человека на корабле-спутнике в короткие сроки и с высокой степенью надежности необходимо эту задачу поставить как основную в плане космических работ, отодвинув сроки решения других задач в этой области…

Просим одобрить наши предложения по осуществлению первого полета человека в космическое пространство на корабле-спутнике как задачу особого значения…»

1) Н.И.Вавилов

2) С.П.Королев

3) Н.Н.Семенов

4) Л.Д.Ландау

А27. Что является одной из важных внешнеполитических задач РФ в начале XXI века?

1) вхождение в «большую семерку» ведущих стран мира

2) усиление интеграционных процессов в СНГ

3) вступление в НАТО

4) вывод войск из стран Восточной и Центральной Европы

В1. Расположите произведения древнерусского искусства в хронологической последовательности их создания. Запишите буквы, которыми обозначены эти произведения, в правильной последовательности.

А) Успенский собор Московского Кремля

Б) Софийский собор в Новгороде

В) «Слово о полку Игореве»

Г) церковь Вознесения в Коломенском

В2. Какие три из названных событий произошли в царствование Алексея Михайловича?

1) принятие Соборного уложения

2) Северная война

3) разделы Речи Посполитой

4) Медный бунт

5) Семилетняя война

6) крестьянско-казацкое движение под руководством С.Разина

В3. Установите соответствие между терминами и их определениями.

В4.Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М.Карамзина и назовите имя государя, о котором идет речь.

«…рожденный и воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитейших государей в Европе: без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстановляя свободу и целостность России, губя царство Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские…

[Он] как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на высшей ступени величия».

В5. Расположите следующие фамилии исторических личностей в хронологической последовательности их деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены фамилии, в правильной последовательности.

А) С.Л.Перовская В) Н.М.Муравьев

Б) В.И.Ленин Г) А.Н.Радищев

В6.Какие три из перечисленных положений относятся к деятельности Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»?

1) борьба за отмену крепостного права в России

2) попытка организовать и возглавить выступления рабочих

3) распространение листовок среди участников стачек

4) пропаганда марксизма в рабочих кружках

5) террор против высокопоставленных чиновников, убийство царя

6) хождение в народ

В7. Установите соответствие между именами ученых и сферами их деятельности.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

В8. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите имя императора, в царствование которого были проведены указанные преобразования.

«Министр народного просвещения И.Д.Делянов настоял на закрытии большинства высших женских курсов, он же в 1887 г. издал циркуляр, где запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Известный как циркуляр о «кухаркиных детях», он стал позорной страницей в истории российской школы».

В9. Какие три из перечисленных внешнеполитических событий относятся к царствованию Николая II?

1) русско-японская война

2) Берлинский конгресс, подведение итогов русско-турецкой войны

3) создание русско-французского союза

4) Первая мировая война

5) заключение Рапалльского договора с Германией

6) заключение соглашения с Англией по разделу сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете

В10. Установите соответствие между политическими событиями и годами, в которые они произошли.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

В11. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите краткое название политической партии, о которой идет речь.

«В системе политических партий России эта партия занимала особое место. Это была партия интеллектуалов, аккумулировавшая в своих рядах цвет российской интеллигенции начала XX в., мечтавшей о радикальном преобразовании страны парламентским путем и на основе общечеловеческих ценностей. Идейные и организационные истоки формирования партии связаны с теми качественными изменениями, которые произошли в русском либерализме на рубеже XIX – XX вв.

В либеральном движении все громче и увереннее зазвучали голоса историка П.Н.Милюкова, крупнейших специалистов в области гражданского и уголовного права – профессора С.А.Муромцева, В.М.Гессена, Л.И.Петражицкого, экономистов и публицистов – П.Б.Струве, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева».

В12. Какие три из названных положений относятся к последствиям политики перестройки в СССР?

1) укрепление содружества социалистических стран

2) ухудшение геополитического положения страны

3) начало реабилитации жертв политических репрессий

4) складывание многопартийности

5) осложнение межнациональных отношений

6) укрепление Советской армии

В13. Установите соответствие между событиями в СССР, РФ и годами, когда эти события происходили.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

В14. Прочтите отрывок из статьи Г.Федорова и напишите фамилию руководителя СССР, при котором происходили описанные в отрывке события, явления.

«Ряд реформ был проведен достаточно твердо, до конца доведен и вполне оправдал возлагавшиеся на них надежды…

Пенсионная реформа. До нее пенсии были настолько мизерны, что носили символический характер. Реформа пенсий распространилась на десятки миллионов человек и сделала для них возможным сносное, хотя и скромное существование.

Жилищная реформа. Массовое жилищное строительство… сделало по крайней мере для вступающих в жилищные кооперативы доступным получение квартиры, да и цены на кооперативы были тогда вполне умеренными».

В15. Расположите следующие экономические преобразования в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены экономические преобразования, в правильной последовательности.

А) разработка первого пятилетнего плана развития народного хозяйства

Б) денежная реформа С.Ю.Витте

В) национализация банков

Г) отмена выкупных платежей

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из статьи Г.М.Корниенко «Холодная война: истоки, причины и последствия».

«Провозглашенное М.С.Горбачевым «новое мышление» во внешних делах скоро стало превращаться в концептуальном плане в нечто лишенное логики. Увлекшись велеречивыми рассуждениями о примате общечеловеческих ценностей и интересов, руководители Советского государства перестали видеть и принимать в расчет все другие интересы – национальные, классовые и т.д. Выдавая желаемое за действительное, они повели себя так, будто весь мир, за исключением нас, живет по общечеловеческим заповедям.

В практическом плане это проявилось в том, как решались вопросы разоружения, как произошло объединение Германии и какой карт-бланш был дан Соединенным Штатам для действия в «третьем лице».

С1. Какому периоду отечественной истории посвящен приведенный текст? О какой сфере политики идет в нем речь?

С2. Каковы были основные результаты проведения политики «нового мышления»? Приведите не менее трех результатов. Используйте для ответа текст и ваше знание истории.

С4. Укажите не менее двух причин народных выступлений в XVII в. Приведите не менее трех примеров народных восстаний, произошедших в «бунташный» век.

С5. Вопрос относится к области теории и исторических споров, предполагающих два кардинально противоположных ответа. Он не решает задачи данного сайта, поэтому мы его пропускаем.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

«В начале января 1905 г. «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» во главе со священником Гапоном приняло решение о подаче царю петиции, в которой бы излагались требования рабочих. О желании рабочих подать петицию было известно властям, в том числе и царю».

Приведите не менее трех причин недовольства рабочих своим положением.

Укажите, чем завершилась подача петиции.

Назовите одно основное последствие событий, связанных с подачей петиции.

С7. Сравните процессы демократизации общественной жизни в СССР в период «оттепели» и в период перестройки.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

№ вопросов

Ответы

№ вопросов

Ответы

ИванТретий

АлександрТретий

№ вопроса

Ответы

Период перестройки.

Речь о внешней политике СССР.

1) разрядила напряженность в мире

2) снизило уровень вооружений

3) улучшила отношения СССР со странами Запада

1) руководители СССР потеряли чувство реальности в международных делах

2) вопросы разоружения решались в ущерб национальным интересам СССР

3) СССР предоставили США недопустимый карт-бланш в международных делах

4) слишком поспешно решался вопрос об объединении Германии

Причины :

1) усиление крепостного гнета

2) ухудшение материального положения крестьян

3) церковная реформа

Народные выступления в XVII веке :

1) «соляной» бунт

2) «медный» бунт

3) восстание крестьян и казаков под руководством С.Разина

Причины недовольства :

1) продолжительный рабочий день

2) низкая заработная плата

3) бесправное положение рабочих

Чем завершилось :

выступление было расстреляно («кровавое воскресенье»)

Последствия :

Начало первой русской революции.

Общие характеристики :

Преобразования осуществлялись «сверху»

Проводилась реабилитация репрессированных

Оживилась общественно-политическая жизнь

Либерализация в различных сферах жизни

Различия :

Николай КАВЕРИН

У известного старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) однажды спросили:

— Батюшка, будет ли у нас когда-либо царь?

— Если будет, то только китайский, — ответил о. Иоанн.

Нередко в околоцерковных кругах можно слышать о некоем «православном догмате о царской власти», которое является чуть ли не основополагающим в Церкви. Царь, согласно этому учению, выше любого Патриарха («холопа царя») и поэтому вправе диктовать Церкви свою волю. Кроме этого, царь в своих поступках никому «не подотчетен», следовательно, обладает харизмой «непогрешимости», превосходящей «непогрешимость» римских пап, которая ограничивается у них понятием ex cathedra. Любая критика в адрес земных помазанников Божиих считается недопустимой (историки, критически оценивающие деятельность какого-либо царя, тут же зачисляются в масоны); понятие о Церкви с ее собственными правами дискредитируется.

Такие антицерковные лжемудрования, к которым следует отнести и «учение о царе-искупителе» (св. Николае Александровиче) и «царе-победителе» (последнем грядущем царе, который якобы победит Антихриста), составляют основу богохульного учения, именуемого царебожием — приписыванием земному царю божеских свойств (вне всякого сомнения, царебожие — это разновидность ереси хлыстовства). Об этом учении журнал «Благодатный Огонь» писал неоднократно, но так как «царебожие» продолжает «идти в массы», то еще раз кратко остановимся на его постулатах.

Согласно царебожническому учению, царь Николай II был неправильно прославлен на Архиерейском Соборе 2000 года: он должен именоваться не «царем-страстотерпцем», а «царем-искупителем», совершившим «христоподражательный подвиг». Подвиг сей состоит в «искуплении греха народа русского», заключавшегося то ли в нарушении соборной клятвы 1613 года на верность Дому Романовых, то ли в самом цареубийстве 17 июля 1918 года. (Причем русскому народу настойчиво предлагается покаяться за эти грехи, несмотря на то что царь Николай их уже «искупил».)

Из этого получается еретическая доктрина, согласно которой Искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа был несовершенным : Господь искупил все народы кроме русского , для искупления которого требуется еще одна искупительная жертва в лице последнего царя Николая II.

Логически из этой царебожнической и весьма богохульной доктрины должна вытекать и неизбежность воскресения из мертвых «царя-искупителя», являющегося «земным образом Царя Небесного Христа Спасителя». (Тут царебожники проводят такие аналогии: Гефсиманский сад и взятие Христа под стражу соответствуют отречению царя на станции Дно, а Голгофа — ипатьевскому подвалу). Может быть, как тело Христа Спасителя не обреталось во гробе по причине Его славного восстания из мертвых, так и тело «царя-искупителя» не было обнаружено в Ганиной яме, дабы воскреснуть ему в предназначенное время в качестве уже «царя-победителя», который возьмет на себя (в России!) завершение домостроительства спасения человеческого рода и мировой истории: убьет Антихриста (Откр. 19, 20-21)? (Благочестивый читатель да осенит себя крестным знамением, читая такие безумные глаголы!)

Эта статья не ставит своей целью как-то принизить власть монархическую, однако никакого «догмата Православной Церкви о царской власти» не существует. О нем не говорится в Символе веры, не обретается он в Православном катехизисе . Тот же, кто дерзает сочинять новые догматы, — суть еретик и отпал от Церкви, а следовательно, и от спасения.

Те, кто оправдывает вмешательства царей (в том числе и русских) в дела Церкви, входят в противоречие со святоотеческим учением о взаимоотношении царской и церковной власти (царства и священства). Царь — не глава или правитель Церкви (как английская королева). Св. Писание нигде не говорит, что цари имеют власть над Церковью. Но «дана Мне всякая власть на небе и земле» — сказал Иисус Христос, глава Церкви (Мф. 28, 18). Вмешиваясь в дела Церкви, тем более судя епископов, царь восхищает на себя власть, которая не дана ему Богом.

Преп. Иоанн Дамаскин писал: «Не достоит Царю давать законы Церкви . Апостол Павел между лицами, которым поручено от Бога водительство Церкви (1 Кор. 12), не поименовывает царя... Цари должны заботиться о процветании государства, а о благосостоянии Церкви — пастыри и учители» (Oratio II, р. 1296).

Другой святой отец Церкви — святитель Григорий папа Римски й писал следующее: «Ты знаешь, император, что догматы Святой Церкви — дело не императоров, но архиереев, и должны быть точно и верно определяемы. Для этого-то и поставлены в церквах архиереи — мужи, свободные от дел общественных. И императоры поэтому должны удерживать себя от вмешательства в дела церковные и заниматься тем, что им вручено» (Из письма к императору Льву Исавру).

Великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст в своем Слове о священстве поясняет сущность власти духовной и полное ее отличие и духовное превосходство над властью светской, то есть царской: «Священство настолько превосходит царство, насколько дух превосходит тело. Царь управляет телом, а священник духом, поэтому царь преклоняет главу перед десницею священника… Следовательно, власть священника выше царской».

В том же смысле учил другой учитель Церкви свят. Григорий Богослов в своем 17-м слове: «Закон Христов подчинил вас (владык земных) нашей власти и нашему суду, ибо и мы также владычествуем, и наша власть даже выше вашей. В самом деле, разве дух должен преклоняться перед материей, небесное перед земным?»

Итак, Христос Спаситель дал власть «вязать и решить» апостолам и их преемникам — епископам и священникам, но не царям, даже самым благочестивым, которые не вправе устанавливать законы для Церкви, ибо Церковь устрояется отеческими преданиями, а не царскими узаконениями.

Сие буди, буди!


Когда, в подтверждение «православного догмата о царской власти», ссылаются на высказывания святых, в том числе и новомучеников российских, которые положительно отзывались о монархии, то следует понимать эти высказывания как подтверждение слов апостола Петра: « Бога бойтесь, царя чтите » (1 Пет. 2, 17) и апостола Павла: « несть власти, аще не от Бога » (Рим. 13,1), ибо святые эти жили в Российской империи при Божиих помазанниках — русских царях, то есть при монархической системе правления, противление которой, по слову апостола Павла, равнялось противлению Божию установлению (Рим. 13, 2).

Прот. А.Шмеман насчитывает 28 попыток византийских императоров навязать Церкви подчинение римским папам.

С точки зрения историко-богословской проблемы «священства-царства» взаимоотношения Русской православной церкви (РПЦ) и верховной власти (в устоявшейся, но не вполне корректной формулировке «взаимоотношения церкви и государства») весьма подробно изучены применительно к допетровской России, к царствованиям Петра I и Екатерины II. В основном эти исследования выполнены ранее 1917 года. В последнее же время появились работы аналогичного плана, в которых в соответствующем ключе рассматриваются судьбоносные для нашей страны события начала XX века.

Основной вопрос проблемы «священства-царства» — что выше и главнее: царская или иерархическая власть? Он обусловлен в свою очередь следующим рассуждением. Поскольку Господь Иисус Христос есть и Великий Царь, и Великий Архиерей («Царь царем и Архиерей архиереям»), то кого на земле (в мире дольнем) считать Его «живым образом», земной «иконой Его первообраза»: царя или патриарха? У кого из них выше сакральный статус? Кто из них есть истинный помазанник Божий? Кто является проводником «воли Божией»? Через кого из них реально осуществляется «Божия власть»?

«Основной вопрос» нашел отражение в установившихся традициях правописания. В современной общепринятой практике орфографическое «решение» его по не вполне понятной причине оформилось в пользу священства. Так, государство и церковь как институты практически всегда пишутся неравнозначно: первое слово пишется со строчной буквы, а второе — с прописной, как будто бы Церковь (церковь) стоит «над» государством, «главнее» и «выше» его. Временное правительство и Государственная дума в историографии удостаиваются одной прописной буквы, Святейший Синод и Поместный Собор — двух. То же относится и к названиям «Российская империя» и «Православная Церковь». Высший Церковный Совет пишется с тремя прописными буквами, а Совет народных комиссаров — зачастую с одной. Слово «Патриарх» и в обиходном упоминании, и как титулование пишется, как правило (особенно в трудах церковных историков), с прописной буквы, а император, царь, самодержец — всегда со строчной. В работах некоторых авторов даже «Патриаршество» значится с заглавной буквы. Вместе с тем написание «царства» (в смысле царства земного) кроме как со строчной — на страницах и светских, и церковных научных изданий автору настоящей статьи не встречалось ни разу.

Еще примеры из множества «несоответствий» подобного рода. В «Православной энциклопедии» перво-иерарх РПЦ до учреждения в России патриаршества (митрополит сначала Киевский, потом Владимирский, затем Московский) именуется Главой (в источнике — слово с прописной буквы) Русской церкви (и это при том, что до 1589 года Русская митрополия составляла лишь часть Константинопольского патриархата). После же учреждения в России института патриаршества московский Патриарх (в энциклопедии — с прописной буквы) называется «церковным Главой православного мира»(!).

При этом до падения Византийской империи византийский император (в источнике слово — со строчной) именуется «главой христианского мира» (здесь «главой» — уже со строчной). Таким образом, на одной и той же странице современного церковного многотомного энциклопедического издания Патриархи именуются Главами, а императоры — главами..: первым усваивается две прописных буквы, а вторым — ни одной.

Стоит назвать любого епископа (и тем более патриарха) просто по имени — это церковными кругами сразу расценивается если и не хулой, то показателем крайнего непочтения к архиерейскому сану. Но при этом представители этих же кругов «ничтоже сумняшеся» упоминают императоров без всяких титулований, например: Петром, Николаем II. И это не считается ни каким-либо оскорблением, ни проявлением непочтения к монарху. То есть получается, что архиерейский чин, дескать, несопоставимо выше(?) царского: иерархов упоминать следует только с титулованиями, а царей можно и «по-панибратски»?

На наш взгляд, вышеприведенные примеры являются своеобразными показателями до сих пор продолжающейся борьбы (более уже «в теории») между харизматическими властями о первенстве друг над другом. И если судить по написанию начальных букв «конфликтных» слов, то четко прослеживается определенная тенденция. Ее можно сформулировать приблизительно так: по мнению церковных авторов (весьма, заметим, дискуссионному), «чин Патриарший выше и царского, и императорского» или, что то же самое — «Священство выше царства».

Вместе с тем в современном русском языке четко установлены орфографические нормы применения прописных и строчных букв. Согласно им, «Церковь» как Божественное учреждение пишется с прописной; «церковь» же как храм (или собор) — со строчной. С одной прописной значатся «Русская православная церковь» (как религиозная организация), «Российская империя», «Российское государство», «Архиерейский собор», «Поместный собор», «Государственная дума», «Святейший синод», «Священый синод», «Московская патриархия» (некоторые из них в краткой форме — Дума, Синод, Патриархия). Официальные титулования — «Государь Император», «Святейший Патриарх Московский и всея Руси», «Глава государства (или правительства)» (но «глава администрации»), а обиходные — император, патриарх. И т. д.

На вопросы церковным авторам о причинах пренебрежения ими современными орфографическими нормами и применения филологических «несоответствий» те обычно отвечают, что они руководствуются нормами написания букв, принятыми в современных учредительных документах Московского патриархата (или он же — РПЦ) и его структур... Однако в законодательстве Российской империи (тоже в некотором роде «учредительных документах») слова «Император», «Государь», «Царь», «Самодержец», «Верховная Власть», «Императорский Дом», «Императорский Престол», «Всероссийский Престол», «Наследник Престола», «Империя», «Российское Государство» и т. п. (наряду с названиями «Православная Греко-Российская Церковь», «Церковь», «Святейший Правительствующий Синод») также значатся с прописных букв, а не со строчных. Однако орфографические нормы как царской, так и постсоветской России церковные историки и публицисты не считают для себя обязательными, демонстрируя тем самым приверженность «двойным стандартам».

Иначе говоря, упомянутые авторы в написании прописных и строчных букв руководствуются одновременно двумя нормами правописания: применительно к конфессиональным терминам — «церковно-учредительнъми», а ко всему остальному — «постсоветскими». При этом в своей полноте ни «старорежимные» (дореволюционные), ни современные (постсоветские) нормы с их корректным использованием прописных букв те же лица признавать не желают. Используя филологические «несоответствия», названные авторы волей-неволей формируют у читателей представление, что «священство выше царства».

Напрашивается определенная аналогия. Ранее, в СССР все слова в названиях высших партийных, правительственных, профсоюзных учреждений и организаций писались с прописных букв. Исключение делалось для служебных слов и слов, заключенных в скобки. Например, значилось: «Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков)», «Совет Министров СССР», «Советская Армия», «Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи» и т. д. Для всех же остальных учреждений существовало другое правило. Со-гласно ему с прописных букв писались лишь первые слова их названий, а также все имена собственные, входящие в их состав. Например: «Министерство иностранных дел СССР», «Академия наук СССР», «Московский государственный университет им. М. В. Ломо-носова», «Ленинградский ордена Ленина метрополитен им. В. И. Ленина», «Государственная палата мер и весов» и т. п. То есть в СССР налицо было филологическое «возвышение» высших органов власти.

В постсоветские времена ситуация изменилась. Нормы русского правописания стали более корректными. Но вместе с тем «старую и добрую» советскую практику «возвышения» названий себя самой и своих высших структур от СССР переняла Русская православная церковь. Начала формироваться «альтернативная» (церковная) орфография, отличительная черта которой — «самовозвышение» букв в титулах иерархов, в названиях религиозных организаций и церковных учреждений. Прописных букв в церковных названиях стало в два-три раза больше, чем в светских. В области правописания Церковь стала «выше» и монархии (свергнутой, заметим, в марте 1917 года во многом благодаря трудам и тщаниям высшей иерархии РПЦ9), и российского государства как такового.

В целом же, анализируя современную практику применения прописных и строчных букв в «конфликтных» словах, следует констатировать: в XX веке на «харизматическом фронте» священство явно взяло верх на царством.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «minsan.ru» — Знакомимся с удовольствием