Затерянные племена жизнь в племени мек. Затерянные дикие племена, которые дожили до наших дней

В век космических технологий даже не задумываешься, что есть племена, живущие как их предки тысячелетия назад. Живя среди пальм, охотясь, питаясь подножным кормом, эти люди даже не догадываются, насколько огромен и сложен мир.

5.Сентинельцы

Оккупировав остров Северный Сентинель, сентинельцы разместились вдоль всего побережья и представляют из себя довольно агрессивное племя . Любого чужака они встречают стрелами. Население в 300 человек поддерживается благодаря охоте, собирательству и ловле рыб. Племя изолировано от внешнего мира, и единственный способ размножения – родственные браки. При попытке установить контакт, группа National Geographic была подвергнута обстрелу со стороны сентинельцев. Все подарки, оставленные на побережье, племя выкинуло в океан. Также, за этим племенем наблюдается удивительное свойство: они могут предугадывать стихийные бедствия, после чего уходят вглубь джунглей.

4.Масаи

История заставила прирождённых скотоводов взять в руки оружие, и это повлекло позитивные изменения, ведь сегодня Масаи самое воинственное и самое большое племя Африки. Их религия утверждает, что все животные на земле принадлежат именно им (удобно не так-ли), поэтому кража скота у других племён является вполне оправданной. Вы могли видеть множество фотографий людей в красных платьях и с оттянутыми ушами и губами, так вот это и есть Масаи.

3.Никобарские и Андаманские племена

В 21 веке до сих пор остались агрессивные племена каннибалов , которые живут только благодаря захвату и поеданию людей из соседних племён. Первые в жесткости люди племени «Корубо». Вместо охоты и собирательства, мужчины оттачивают умения изготовления отравленных дротиков и каменных топоров. Кстати топоры отшлифовывают так долго, что снести голову становится проще простого.

2.Караваи

Довольно дружелюбное племя сейчас, которое раньше было племенем каннибалов . Племя относится к совсем недавней находке, а именно к концу ХХ века. Когда попадаешь в их обстановку появляется такое ощущение, что ты в каменном веке. Жилища строят на деревьях из прутьев, такие же шалашики каждый строил в детстве. Одомашненные дикие свиньи являются главным средством передвижения и съедаются только тогда, когда уже не в состоянии перевозить грузы и маленьких караваев.

На нашей планете почти не осталось мест, куда бы не проникла цивилизация. Достижения науки и техники позволили спуститься в жерло вулкана и подняться на самую высокую горную вершину. Но некоторым племенам, живущим вдали от цивилизации, удалось сохранить в тайне свое существование. Они до сих пор живут по своим законам и не пускают цивилизацию в свой мир. Их не много, но они есть…

Племя Суарма – потомки инопланетян

Самое загадочное и закрытое от современной цивилизации племя. Было открыто только в 1980 году. Представители племени живут в труднодоступной части Эфиопии и ведут кочевой образ жизни. Они неохотно принимают туристов и ведут себя довольно высокомерно. А все из-за внутренней политики племени и местного фольклора. Как удалось выяснить, жители племени Суарма (или по другим источникам, сурма) всерьез уверены, что являются потомками инопланетян. Якобы в 5-м веке нашей эры в горах Эфиопии потерпел крушение инопланетный корабль. И выжившие после крушения вынуждены были остаться жить на нашей планете. Отсюда их высокомерие и пренебрежительное отношение к нам, местным аборигенам.

Жители племени Суарма отличаются замкнутостью, поэтому долгое время узнать о них что-то было проблематично. Ходило немало слухов об их сверхъестественных способностях. Чего только не придумают люди, чтобы объяснить непонятное, не правда ли?

Однако благодаря экспедиции географического общества Исландии удалось узнать немало интересных фактов. Ученые провели в племени 4 месяца. Изучали местные обычаи и легенды, а также брали пробы грунта и проводили радиологическое обследование местности. Результаты исследований были просто потрясающие. Оказалось, что примерно в 5-м веке нашей эры в окрестностях гор произошел мощнейший радиоактивный выброс. Неужели и правда инопланетный корабль?

Трудно сказать наверняка. Ясно лишь одно - жители племени на протяжении всей своей истории сохранили самобытность. И их легендау. Зачем почти закрытому обществу придумывать нечто подобное?

Местные обычаи весьма оригинальны. Женщины из племени в свое 20-летие вставляют в нижнюю губу металлическое кольцо. Его размер зависит от объема приданого. А мужчины бреют себя наголо и покрывают тело татуировками. Делается это для того, чтобы подчеркнуть свою исключительность.

Загадочное перуанское племя

Об этом племени почти ничего не известно. Это тот случай, когда о его существовании узнали случайно. Туристы в 2012 году наткнулись на представителей племени и запечатлели их на пленку. Наладить хоть какое-то общение с ними не удалось. Представители племени не понимали современный язык и вскоре просто удалились.

После изучения записи пришли к выводу, что племя до этого не было известно. Они действительно живут там, куда современная цивилизация еще не дошла. Антропологи до сих пор точно не знают, где можно найти поселение загадочных людей.

Сюрпризы из Амазонии

Амазонская низменность – уникальный регион, здесь масса неизученных областей и мест, где не ступала нога цивилизованного человека. Флора и фауна региона и сейчас радует ученых новыми, уникальными видами. Это же касается и местных жителей. До сих пор точно не известно, сколько племен живут в Амазонии.

Правительство Бразилии в 2007 году выделило специальный самолет для облета этой обширной территорий. На нем установили современную фототехнику для сбора информации и ее фиксации. Одной из целей таких полетов было составление реестра численности местного населения. Результаты оказались удивительными.

В один из полетов самолет был обстрелян из луков. Повторный облет на большей высоте показал, что в регионе живет племя, до этого не известное. На карте явно были видны дома и люди.

Удивительно, но ученые даже не предполагали, что в том месте кто-то живет. До сих пор не было предпринято попыток попасть в племя и наладить контакт с этими людьми. Местные жители пока могут жить спокойно. Пока…

Враждебное племя Сентинельцев

Если вам надоела жизнь и вы готовы с ней попрощаться, отправляйте на остров Северный Сентинель. Находится он между Индией и Таиландом. Любые попытки наладить контакт с местными жителями заканчиваются неудачей. Как правило, всех гостей встречают уже с берега, обрушивая на них свое гостеприимство в виде волны острых стрел.

Лишь в 1960 году удалось провести одну мирную встречу. Но судя по всему, местные жители решили для себя больше таких глупостей не повторять. Свиней, которых им подарили, местные аборигены убили и закопали. Кокосы выпили. А вот красные пластиковые ведра с удовольствием взяли в обиход. Хотя точно такие же, но только зеленые, оставили нетронутыми.

Удивительно то, что племя отличается поразительной живучестью. Лишенные технических изобретений современной цивилизации, они прекрасно существуют и выживают в своем мире. Более того, страшное цунами 2004 года прошлось и по их острову тоже, однако племя выжило, хоть и живет на самом берегу океана.

Ученые с удовольствием хотели бы узнать больше об укладе жизни и обычаях Сентинельцев, но все попытки тщетны. Недавно команда National Geographic была обстреляна у берегов острова: два гида погибли, а командир миссии ранен. Наверно, по мнению местных жителей, мы не отличаемся особым умом, раз после стольких попыток еще продолжаем лезть на их территорию.

Нам кажется, что все мы знаем и все изучили. Но это не так. Племена, которые не пускают в свою жизнь цивилизацию, существуют. И они рьяно защищают свое право на самобытность и личное пространство. Быть может, не зря? И стоит уважать их право жить своей жизнью? Надо перестать лезть к ним со своими подарками и помощью. Они тысячи лет живут по-своему, и их это устраивает. Ведь нам тоже не нравится, когда к нам в дом вваливаются с советами и заставляют жить по своим законам.

У человечества достаточно других проблем, которыми не мешало бы заняться…. Или я ошибаюсь?


Дни 1й и 2й. Трое в Барахасе, или Салюдос, Мирафлорес!
31 мая и 1 июня. Москва - Мадрид – Лима

Наверное, у каждого путешественника есть голубая мечта - забраться в самые дебри южноамериканских джунглей, так манящие своей дикой природой с диковинными анакондами, ягуарами и броненосцами и, конечно же, затерянными индейскими племенами, о которых никому ничего не известно в этом двадцать первом веке. Об этом написана масса книг и снято множество фильмов, но путешественник меня поймёт, что оказаться в таком месте и прочувствовать всё это - не сравнится ни с какой, даже самой интригующей, кинолентой...


Самое удивительное, что племена эти и по сей день существуют. Ни массовая вырубка амазонской сельвы в ряде стран, ни оголтелая добыча углеводородов в других, ни возведение гигантских гидроэлектростанций не может лишить индейцев возможности укрыться на бесконечных просторах бассейнов рек Амазонки и Ориноко. Именно здесь, наряду с болотистыми джунглями Западного Папуа, ещё существуют отдельные общины, ведущие абсолютно изолированный от внешнего мира образ жизни. Так называемые неконтактные племена чаще всего осознанно избрали свой путь затворничества. Считается, что племён, попросту затерявшихся в непроходимой глуши, куда не ступала нога белого человека, уже не существует.

Бразилия представляет собой пример страны, где защита традиционного образа жизни неконтактных и малоконтактных племён является важной частью государственной политики. Здесь сильны не только позиции правительственной организации по защите индейских племён FUNAI, но и меры государственного принуждения. Даже если ты являешься известным учёным и преследуешь цели исключительно изучения и популяризации традиционной индейской культуры, путь в ряд племён тебе заказан, государство никогда не выдаст официальное разрешение на их посещение. Попасть туда контрабандой - авантюра очень рискованная, которая грозит значительным тюремным сроком. Без поддержки большого количества местных, таких как вожди соседних племён, мотористы, рыбаки, военные и прочие хелперы, в настоящую глушь не забраться. Для них для всех помощь белым авантюристам означает пособничество в преступлении, а посему такой риск требует огромных финансовых вложений со стороны путешественника и чаще всего заканчивается отказом местных продолжать путь.

Другие страны, как например Венесуэла, Колумбия или Перу, придерживаются более мягкой политики в отношение посещения удалённых территорий, населённых малоконтактными племенами. Разумеется, доступ туда предполагает получение официального разрешения властей, которое при проявлении достаточной степени настойчивости и наличии правильных контактов организовать зачастую можно. Стоит ли говорить, что это Латинская Америка, и получение разрешения здесь не исключает фактических рисков возникновения трений с военными или с самими племенами на местах, а значит, не означает возможность реального выполнения маршрута и цели экспедиции.

Последние десять лет, разъезжая по самым уникальным местам на планете, изучая различные культуры, от пигмеев леса Итури до бушменов Окаванго, от последних оленеводов Ямала до живущих на деревьях короваев в Папуа, я всегда понимал, что в Амазонию, ту Амазонию, о которой я мечтал, я поеду, когда смогу позволить себе три-четыре недели на это путешествие.
Всё в жизни меняется, я кардинально изменил свою профессиональную деятельность, а судьба свела меня с замечательным человеком, учёным-этнологом, бесспорно лучшим в России специалистом в области изучения южноамериканских индигенных племён, Андреем Матусовским.

Андрей совершил 14 научных экспедиций в различные племена пяти стран и продолжает свои полевые исследования. Мои экспедиции, нацеленные на популяризацию уникальных малых культур, пересеклись с целями Андрея.
Так в наших головах, одержимых страстью к этнографии, родилась идея об экспедиции к матсес, называемым "людьми-ягуарами" за их традицию ношения "усов", напоминающих кошачьи.
Матсес, расселенные большей частью на территории современной Бразилии, сохранились и на левом берегу Жавари, то есть на территории Перу.
Андрей говорит, что почти все перуанские матсес более не живут полностью традиционным укладом и покинули свои большие общинные дома - малоки. Однако есть те, что предпочли сохранение собственной культуры западной цивилизации и ушли выше по течению притоков Жавари. Именно туда мы и держим путь. Наша экспедиция продолжительностью три с половиной недели преследует цели глубокого изучения традиционного образа жизни, культуры и обычаев индейцев матсес.

Мы все летим разными рейсами. Лёша вылетел пораньше, но у него целый день пересадка в Мадриде. Таня вообще летит с Самуи в Куала-Лумпур, оттуда в Амстердам и далее в Лиму. И без ночёвки сразу в Икитос. У неё там дела с шаманом, заказала церемонию аяваски. Мы с Андреем летим вместе через Мадрид.
Кто бы мог подумать, что двухчасовая стыковка в Барахасе может стать проблемой. После получасовой рулёжки по ВПП и долгой выдачи багажа, оказалось, что Аэрофлот привёз нас в первый терминал, а вылет в Лиму у нас из четвёртого. Тётка на автобусе гнала как могла, и мы приехали на регистрацию на рейс ровно за час.
На регистрации мы были абсолютно одни, получили свои посадочные и инструкцию о том, как пройти на контроли и посадку. Перед нами на табло было указано, что до нашей стойки 23 минуты. Мы долго удивлялись, что же такое должно было быть по дороге, чтобы в пустом аэропорту мы добирались 23 минуты до стойки. Километры пешком, десятки тревалаторов и эскалаторов и подземная электричка. - Наконец, мы прибыли в очередное бесконечных размеров здание Барахаса на паспортный контроль. Забавно, но все перемещения по аэропорту мы совершали в полном одиночестве, пока, наконец, не догнали девушку, летящую в Эквадор. Так втроём и ходили по пустынным зданиям аэропорта. В какой то момент складывалось впечатление, а не одни ли мы вообще летим:)

На деле оказалось, что рейс LATAMa заполнен на три четверти. Сидящая со мной испанская бабушка пошла к своим подружкам и освободила мне второе кресло.

Ночью здорово дуло, и Андрей заработал себе насморк. Я спал как убитый почти 7 часов, заняв два кресла.

Аэропорт Хорхе Чавеса принял нас в 6 утра по местному времени, то есть в 14 часов по Москве. По-латиноамерикански долгая выдача багажа и заранее заказанное такси с табличкой "Mzungu", и в половине восьмого мы оказались в отеле Villa Molina в туристическом районе Мирафлорес. До времени регистрации оставалось ещё несколько часов, свободных номеров, чтобы заселить нас раньше как booking.com genius-путешественника не получилось. Поэтому любезная бабка, разговаривающая со мной через аудио-переводчик google на телефоне, предоставила нам бесплатный завтрак.
Завтрак, кстати, очень вкусный, с выпеченными ими самими булочками, папайевым Френки и очень сладкими арбузом и дыней.
По возврату с завтрака, наша бабушка на ресепшн продолжала крутить в руках большую доску с таблицей бронирований номеров в их отеле на текущую неделю. Андрей пошутил, что вот так тут выглядит электронная регистрация booking.com.

Утренняя прогулка по району Мирафлорес показала, что район это не представляет собой ничего, за что бы мог зацепиться взгляд путешественника. Стандартная бесформенная южноамериканская архитектура, минимум исторических мест и зелёных насаждений. Центральный парк имени Джона Кеннеди в Мирафлорес размерами лишь вдвое больше народного сквера у меня на Шелепихе. Цены в местных едальнях почти московские.
Приглянулись местные менялы, просто стоящие в центре города с пачкой купюр в руках. Сделали им профит. Курс в центре лучше чем в аэропорту.

Разведка боем определила, чем мы займёмся в ближайшие два дня в Лиме, прежде чем улетим в Икитос.
Хоть в сон и не клонило из-за джетлага, решили до приезда Лёши немного поспать. Лёша приехал в половине шестого. Надо бы как следует подкрепиться. Соответствующее место с большим присутствием местных мы нашли заранее. - Севичерия на проспекте Ангамос яркими картинками из меню предлагала нам типичное местное блюдо - севиче. Этим сейчас никого не удивишь, в Москве это блюдо готовят очень прилично в правильных местах. Севиче - порезанная крупными кубиками сырая рыба или морепродукты, немного промаринованные в уксусе. По сути, севиче - это способ нарезки, так же как карпаччо или тар-тар.
Каждому досталась огромная тарелка рыбного севиче с луком и кукурузными "орешками", которые мы с трудом осилили под местно белое пиво "Cuzquena".

Наш отель находится всего в четырёхстах метрах от Уака Пукайяна - древней пирамиды, ныне откопанной и представляющей собой музей под открытым небом.
Посещение этого музея рекомендуется в ночное время, когда огромные террасы пирамиды подсвечиваются при помощи искусственного освещения. Нашу ознакомительную этнографическую программу мы начали именно с Уака Пукайяны.

Пирамида эта была воздвигнута около 7 века до нашей эры цивилизацией Лима, населявшей прибрежную полоску на территории современного Перу. Лима построили пирамиду как место проведения важных мероприятий и жертвоприношений. В жертву часто приносили молодых девушек.
Интереса технология строительства. Для этого использовалась местная светлая глинистая почва, в которую для прочности добавлялись речная вода и морские ракушки. Из глины формировались кирпичики, которые подсушивались на солнце и выкладывались вертикально. Поэтому конструкция получила название "библиотеки". Не знаю, уникальна ли эта технология, но я ничего подобного больше нигде в мире не видел.
Строили на совесть, как нам объяснил экскурсовод. Во время последнего серьёзного землетрясения та часть пирамиды, что была восстановлена, развалилась полностью, а оригинальная осталась незыблема. Можно только представить, какое количество землетрясений пережило это сооружение за свои две с половиной тысячи лет.

Сытые и довольные мы отправились в самый центр Мирафлореса, в район парка Кеннеди, пропустили в местном баре по коктейлю кайперинья. Кайперинья - вообще то бразильская тема на основе бразильской же кашасы с добавлением сока лайма и тростникового сахара. Надо сказать, весьма напоминает кислый перуанский коктейль писко сауэр. И хотя писко - это дистиллят виноградного сока, кашаса делается из сахарного тростника, представляя собой по сути традиционный бразильский ром.

К концу длинных, двойных, суток жутко хочется спать. По Москве почти девять утра.

Поразительно, но в наш век атомной энергии, лазерных пушек и исследования Плутона еще существуют первобытные люди, почти не знакомые с внешним миром. По всей земле, кроме Европы, разбросано огромное количество таких племен. Одни живут в полной изоляции, возможно, даже не зная о существовании прочих «двуногих». Другие знают и видят больше, но не спешат идти на контакт. А третьи готовы убить любого чужака.

Как же быть нам, цивилизованным людям? Пытаться с ними «подружиться»? Осторожно за ними следить? Полностью игнорировать?

Как раз в эти дни споры возобновились, когда власти Перу решили вступить в контакт с одним из затерянных племен. Защитники аборигенов резко против, потому что после контакта те могут погибнуть от болезней, к которым у них нет иммунитета: неизвестно ведь, согласятся ли они на медицинскую помощь.

Давайте посмотрим, о ком идет речь, и какие еще бесконечно далекие от цивилизации племена встречаются в современном мире.

1. Бразилия

Именно в этой стране живет больше всего неконтактных племен. Только за 2 года, с 2005 по 2007, их подтвержденное число выросло сразу на 70% (с 40 до 67), а сегодня в списках Национального фонда индейцев (FUNAI) значится уже больше 80.

Есть племена крайне малочисленные, всего по 20-30 человек, другие могут насчитывать и 1,5 тысячи. При этом все вместе они составляют меньше 1% населения Бразилии, но «исконные земли», которые им отведены, - это 13% территории страны (зеленые пятна на карте).


Для поиска и учета изолированных племен власти периодически совершают облет густых лесов Амазонки. Так в 2008 году близ границы с Перу были замечены неизвестные доселе дикари. Сначала антропологи заметили с самолета их хижины, похожие на удлиненные палатки, а также полуголых женщин и детей.



Но во время повторного облета через несколько часов на том же месте появились мужчины с копьями и луками, с головы до ног выкрашенные красным, и такая же воинственная женщина, вся черная. Вероятно, они приняли самолет за злобный дух птицы.


С тех пор племя так и остается неизученным. Ученые лишь догадываются, что оно весьма многочисленное и благополучное. На фото видно, что люди в целом здоровы и сыты, их корзины полны кореньев и фруктов, с самолета заметили даже нечто вроде фруктовых садов. Не исключено, что этот народ существует уже 10.000 лет и с тех пор хранит первобытность.

2. Перу

А вот то самое племя, с которым хотят вступить в контакт перуанские власти - это индейцы машко-пиро, тоже живущие в глуши амазонских лесов на территории национального парка Ману́ на юго-востоке страны. Раньше они всегда отвергали чужаков, но в последние годы стали часто выходить из чащобы во «внешний мир». Только в 2014-м их больше 100 раз замечали в населенных районах, особенно вдоль берегов реки, откуда они указывали на прохожих.


«Похоже, они сами идут на контакт, и мы не можем притвориться, что этого не замечаем. У них тоже есть на это право», - говорят в правительстве. Там подчеркивают, что ни в коем случае не будут принуждать племя ни к контакту, ни к изменению образа жизни.


Официально перуанский закон запрещает контактировать с затерянными племенами, которых в стране насчитывается не меньше дюжины. Но с машко-пиро уже успели «пообщаться» многие, от простых туристов до христианских миссионеров, которые делились с ними одеждой и едой. Может, еще и потому, что за нарушение запрета не предусмотрено никакого наказания.


Правда, не все контакты были мирными. В мае 2015 года машко-пиро пришли в одну из местных деревень и, встретив жителей, напали на них. Один парень был убит на месте, пронзенный стрелой. В 2011-м члены племени убили еще одного местного и ранили стрелами смотрителя национального парка. Власти надеются, что контакт поможет предотвратить гибель людей в будущем.

Это, наверное, единственный цивилизованный индеец машко-пиро. В детстве местные охотники наткнулись на него в джунглях и забрали с собой. С тех пор он носит имя Альберто Флорес.

3. Андаманские острова (Индия)

Крохотный островок этого архипелага в Бенгальском заливе между Индией и Мьянмой населяют крайне враждебные к внешнему миру сентинельцы. Скорее всего, это прямые потомки первых африканцев, рискнувших покинуть черный континент примерно 60.000 лет назад. С тех пор это небольшое племя так и занимается охотой, рыбалкой и собирательством. Как они разводят огонь, неизвестно.


Их язык не идентифицирован, но, судя по его разительному отличию от всех прочих андаманских наречий, эти люди тысячелетиями не вступали ни с кем в контакт. Численность их общины (или разрозненных групп) тоже не установлена: предположительно, от 40 до 500 человек.


Сентинельцы - это типичные негритосы, как их называют этнологи: довольно низкорослые люди с очень темной, почти черной кожей и короткими мелкими завитками волос. Их главное оружие - копья и луки с разными видами стрел. Наблюдения показали, что они точно поражают цель человеческого роста с расстояния 10 метров. Любых чужаков племя считает врагами. В 2006 году они убили двух рыбаков, которые мирно спали в лодке, случайно прибившейся к их берегу, а после встретили градом стрел поисковый вертолет.


Было лишь несколько «мирных» контактов с сентинельцами в 1960-е годы. Один раз для них на берегу оставили кокосовые орехи, чтобы проверить, посадят их или съедят. - Съели. В другой раз «подарили» живых свиней - дикари их немедленно умертвили и... похоронили. Единственное, что показалось им полезным, - это ведерки красного цвета, поскольку их поспешили унести вглубь острова. А точно такие же ведерки зеленого цвета не тронули.


Но знаете, что самое странное и необъяснимое? Несмотря на свою первобытность и крайне примитивные укрытия, сентинельцы в целом выжили после страшного землетрясения и цунами в Индийском океане в 2004 году. А ведь по всему побережью Азии тогда погибли почти 300 тысяч человек, что сделало это стихийное бедствие самым смертоносным в современной истории!

4. Папуа Новая Гвинея

Обширный остров Новая Гвинея в Океании хранит много неизведанных тайн. Его труднодоступные горные районы, покрытые гущей лесов, только кажутся необитаемыми - на самом деле это родной дом для множества неконтактных племен. Из-за особенностей ландшафта они скрыты не только от цивилизации, но и друг от друга: бывает, что между двумя деревнями всего несколько километров, но они не подозревают о соседстве.


Племена живут настолько изолированно, что у каждого свои обычаи и свой язык. Только подумайте - лингвисты различают примерно 650 папуасских языков, а всего в этой стране говорят больше чем на 800 языках!


Такие же различия могут быть в их культуре и образе жизни. Одни племена оказываются относительно мирными и в целом дружелюбными, как забавная на наш слух народность хули , о которой европейцы узнали только в 1935 году.


Но о других ходят самые зловещие слухи. Были случаи, когда члены экспедиций, специально снаряженных на поиск папуасских дикарей, пропадали без следа. Именно так в 1961 году исчез один из членов богатейшей американской семьи Майкл Рокфеллер. Он отделился от группы и, как подозревают, был пойман и съеден.

5. Африка

На стыке границ Эфиопии, Кении и Южного Судана живут несколько народностей, числом около 200 тысяч человек, которых обобщенно называют сурма. Они разводят скот, но не кочуют и разделяют общую культуру с весьма жестокими и странными традициями.


Юноши, например, ради завоевания невест устраивают палочные бои, которые могут закончиться серьезными травмами и даже смертью. А девушки, украшая себя к будущей свадьбе, удаляют нижние зубы, прокалывают губу и растягивают, чтобы туда уместилась специальная тарелка. Чем она больше, тем больше за невесту дадут скота, так что самые отчаянные красотки умудряются втиснуть 40-сантиметровое блюдо!


Правда, в последние годы молодежь из этих племен стала узнавать кое-что о внешнем мире, и все больше девушек сурма теперь отказываются от такого ритуала «красоты». Однако женщины и мужчины продолжают украшать себя фигурными шрамами, которыми очень гордятся.


Вообще, знакомство этих народов с цивилизацией происходит очень неравномерно: они, например, так и остаются неграмотными, но быстро освоили автоматы AK-47, попавшие к ним в ходе гражданской войны в Судане.


И еще одна интересная деталь. Первыми людьми из внешнего мира, вступившими в контакт с сурма в 1980-е годы, были не африканцы, а группа русских врачей. Аборигены тогда перепугались, приняв их за оживших мертвецов - ведь раньше они никогда не видели белой кожи!

На Южную Америку приходится наибольшее количество племен, которые не контактируют с современной цивилизацией и по своему развитию недалеко ушли от каменного века. Они до такой степени затерялись в непроходимых джунглях огромного бассейна реки Амазонки, что ученые до сих пор периодически открывают все новые и новые племена индейцев, еще неизвестные миру.

Самолет обстреляли из луков

Бассейн реки Амазонки предоставляет собой уникальный регион, где до сих пор сохранилось немало мест, где еще не ступала нога ни топографа, ни этнографа, да и просто цивилизованного человека. Неудивительно, что периодически на этой огромной территории исследователи обнаруживают индейские племена, еще неизвестные ни местным властям, ни ученым. Больше всего так называемых неконтактных племен проживает в Бразилии. В списках Национального фонда индейцев зафиксировано уже более 80 таких племен. Одни племена насчитывают всего два-три десятка индейцев, другие могут достигать 1-1,5 тысяч человек.

В 2008 году новостные каналы буквально всего мира сообщили об обнаружении в джунглях Амазонии рядом с бразильско-перуанской границей ранее неизвестного племени. Во время очередного облета ученые с самолета заметили удлиненные хижины, а рядом с ними полуобнаженных женщин и детей. Когда самолет развернулся и повторно пролетел над деревней, женщины и дети уже исчезли, зато появились весьма воинственные мужчины, тела которых были раскрашены в красный цвет. Они бесстрашно сделали попытку попасть в самолет стрелами из своих луков. Кстати, вместе с воинами противостоять жуткой стрекочущей «птице» вышла раскрашенная в черный цвет женщина; возможно, это была жрица племени.

Ученые пришли к выводу, что неизвестное науке племя довольно благополучное и, возможно, многочисленное. Все его представители выглядят здоровыми и сытыми, на фото удалось зафиксировать корзины с фруктами, а с самолета заметили некое подобие сада. По мнению ученых, это племя застряло в первобытном строе и уже с десяток тысяч лет пребывает в таком состоянии.

Любопытно, что ученые совершенно не ожидали обнаружить в этом месте какое-либо поселение. До сих пор не предпринято никаких попыток выйти на контакт с этим племенем. Это опасно как для ученых, так и для индейцев: первые могут пострадать от копий и стрел дикарей, а вторые вымереть от болезней, к которым у них нет иммунитета.

«Сносители голов» и немножко каннибалы

В западной части бассейна Амазонки, на бразильской территории вблизи от границы с Перу, проживает племя корубо, которое впервые обнаружили только в 1996 году. Бразильцы называют этих индейцев корубо касетейрос, в переводе с португальского - «люди с дубинами». Есть у них и жутковатое прозвище - «сносители голов», оно связано с их привычкой носить с собой боевые дубины и ловко орудовать ими в конфликтных ситуациях и в схватках с соседними племенами. Поговаривают, что корубо являются каннибалами и вполне могут закусить человечиной, если будут голодны.

Мужская половина племени, конечно, занимается охотой и рыболовством. С помощью духовых трубок с отравленными стрелами корубо охотятся на птиц, обезьян и ленивцев, а иногда и на людей… В свое время испанские конкистадоры приходили в ужас от этих духовых трубок. Затаившись в густых зарослях со своим бесшумным оружием, индейцы могли нанести значительный урон любому отряду, а затем без потерь раствориться в джунглях. Современное оружие также не спасет путешественников, если корубо вдруг вздумают на них поохотиться.

У корубо процветает сплошная «демократия»: в их племени все равны, у них нет ни бедных, ни «олигархов», ни вождей, ни жрецов, ни каких-либо привилегированных слоев. Возникающие вопросы индейцы решают на общем собрании, причем женщины не лишены права голоса. Единственная привилегия у мужчин племени - это право иметь несколько жен. Типичная хижина индейцев - корубо представляет собой огромную «коммуналку», это очень длинный дом с четырьмя входами, в котором проживает до ста человек. Внутри он, правда, разделен некими плетенными из пальмовых листьев перегородками, но, по большому счету, они скорее создают только видимость наличия отдельных комнат.

У нас в России сведения об этом затерянном племени появились благодаря путешествиям и публикациям питерского ученого и бизнесмена Владимира Зверева. Путешествуя вместе с москвичом Анатолием Хижняком по амазонским джунглям, россияне неожиданно столкнулись с индейцами корубо. Эта встреча вполне могла закончиться гибелью путешественников; к счастью, с ними были вооруженные проводники, да и основная масса мужчин племени ушла из деревни на охоту.

За пару суток индейцы основательно обчистили наших путешественников, стащив у них не только продукты, ложки, кружки и миски, но и шляпы. Впрочем, зная об агрессивности этого племени, можно считать, что россияне еще легко отделались. Несмотря на свою весьма подмоченную репутацию, индейцы корубо находятся под защитой специально созданного в Бразилии Национального индейского фонда (FUNAI).

Кстати, корубо в свое время коварно убили семерых представителей этой организации, но сотрудники FUNAI не стали даже разыскивать убийц, считая, что этим детям джунглей неведомы бразильские законы, поэтому никакой ответственности за свои действия они не несут.

«Экстремальные эмпирики» из амазонских джунглей

Кроме корубо в Амазонии есть еще немало экзотических племен, среди них выделяется племя пираха. Подробности из жизни пираха стали известны миру благодаря христианскому миссионеру Дэниэлу Эверетту. Еще во второй половине XX века Эверетт поселился в племени по названием пираха, проживающем в долине реки Майей в Бразилии. Стоит отметить, что миссионер был лингвистом и антропологом, поэтому его свидетельства - это не просто записки религиозного деятеля и любознательного человека, а наблюдения вполне квалифицированного ученого.

Эверетт назвал пираха «экстремальными эмпириками»: эти индейцы опираются исключительно на свой опыт и не воспринимают то, чего не видели сами или не слышали от непосредственных очевидцев. Вот поэтому религиозная миссия Эверетта и потерпела полный крах. Как только он начал рассказывать о деяниях Иисуса, индейцы сразу засыпали его сугубо практическими вопросами. Их интересовало, какого роста был Спаситель, цвет его кожи и то, где Эверетт с ним познакомился. Как только миссионер признался, что никогда его не видел, один из индейцев сказал: «Ты никогда его не видел, так зачем ты нам это рассказываешь?» После этого пираха полностью потеряли интерес к душеспасительным беседам миссионера.

Пираха не перестают изумлять современных ученых: например, для них не существует понятия «один», а попытки научить их детей считать хотя бы до десяти оказались безуспешными. В конце обучения они даже не видели никакой разницы между кучками из пяти и четырех предметов, они считали их одинаковыми! В языке пираха практически отсутствует различие между единственным и множественным числом, а «он» и «они» для них - одно слово. Нет у них и таких, казалось бы, крайне необходимых слов, как «каждый», «все» и «больше». Об их языке Эверетт написал следующее: «Этот язык не был сложен, он был уникален. Ничего похожего на Земле больше не встречается».

Еще одна удивительная особенность этого племени - пираха боятся подолгу спать. По их мнению, после долгого сна можно проснуться уже другим человеком; кроме того, индейцы считают, что сон их делает слабыми. Вот так и живут, чередуя ночами двадцатиминутную дремоту с активным бодрствованием. Скорее всего, из-за отсутствия длительного сна, который для нас как бы разделяет день ото дня, у пираха нет ни «сегодня», ни «завтра». Они не ведут никакого учета времени и, как у героев популярной песни, у пираха «нет календаря».

Примерно раз в шесть-семь лет пираха меняют свое имя, ведь самих себя в возрасте ребенка, подростка, юноши, взрослого или старика они считают разными людьми…

Племя практически живет при коммунизме, у пираха нет частной собственности, все добытое они делят поровну, занимаясь охотой и собирательством ровно столько, сколько им нужно для пропитания на данный момент. Любопытно, что у пираха нет таких понятий, как «теща» или «свекровь», с понятиями родства у них явно бедновато. «Мама» и «папа» - это просто «родитель», им также считают и деда, и бабушку. Есть также понятия «ребенок» и «брат/сестра», причем последнее без различия пола. Никаких «дядь» и «теть» для пираха не существует. Также им неведомы чувства стыда, вины или обиды. Пираха обходятся без вежливых фраз, они и так любят друг друга.

После пребывания у пираха Эверетт полностью ушел в научную деятельность, стал профессором. Он считает представителей этого племени самыми счастливыми людьми в мире. Ученый пишет: «Вы не встретите у пираха синдром хронической усталости. Вы не столкнётесь здесь с самоубийством. Сама идея самоубийства противоречит их природе. Я никогда не видел у них ничего, хотя бы отдалённо напоминающего психические расстройства, которые мы связываем с депрессией или меланхолией. Они просто живут сегодняшним днём, и они счастливы. Они поют по ночам. Это просто феноменальная степень удовлетворённости - без психотропных препаратов и антидепрессантов».

Несмотря на опасения Эверетта о судьбе этого уникального племени из-за контакта с цивилизацией, в последние годы численность пираха, наоборот, возросла с 300 до 700 человек. Индейцы весьма прохладно относятся к благам цивилизации. Правда, одежду они все же стали носить, а из подарков, по словам Дэниэла, его друзья принимают только ткани, инструменты, мачете, алюминиевую посуду, нитки, спички, леску и крючки.

Возможно Вам будет интересно:

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь

5643


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «minsan.ru» — Знакомимся с удовольствием