Азбука разрезная. Слоги и ударения

Слоговые таблицы могут составляться по двум принципам:

  • а) на базе гласного? ма, на, ра, ка, ба;
  • б) на базе согласного? на, ну, ни, ны, но и т.д.

Слоговые таблицы используются для чтения слогов и слов (путем последовательного прочтения 2-3 слогов). Полезно использовать прием договаривания прочитанного слога до целого слова с применением слогов, которых нет в таблице.

Разрезная азбука состоит из наборного полотна и кассы с кармашками. Она используется как демонстрационное пособие и как раздаточный материал, имеющийся у каждого ученика. Разрезная азбука используется на этапе синтеза, когда крайне важно из букв составить слоги и слова после их звукового анализа. Одним из вариантов общеклассной азбуки можно считать кубики с буквами, которые также используются для составления слогов и слов, но при этом присутствует элемент игры, занимательности.

Передвижная азбука представляет собой двойную планку с окошечками (3-5 отверстий). Между планками пропускаются ленты с буквами, порядок которых зависит от цели синтетического упражнения в составлении слогов и слов их изученных букв.

Как средство обучения применяется на уроках обучения грамоте раздаточный изобразительный материал, основы которого составляют рисунки (в том числе и сюжетные), помещенные на специальных карточках. Рисунки помогают наглядно комментировать значения слов, стимулируют учащихся к употреблению изученной лексики, дают материал для отработки норм русского литературного языка. Все это позволяет формирование правописных и речевых навыков учащихся проводить в тесном единстве: орфографические задания включаются в задания, связанные с составлением предложений и небольших по объему высказываний на основе изобразительного материала.

Достоинством заданий по карточкам является наличие в раздаточном материале упражнений различной степени трудности, что способствует реализации принципа дифференцированного обучения. Раздаточный материал предусматривает:

  • 1) задания на обогащение словарного запаса учащихся (объяснить значение слова, установить разницу в значении слов, подобрать синонимы, антонимы, родственные слова и т.п.);
  • 2) задания, связанные с обучением школьников точному, правильному употреблению изученной лексики (выбрать из ряда возможных тот вариант, который соответствует в большей степени задаче высказывания).

Сказанное позволяет определить основные методические правила применения этого вида наглядности:

  • ·Использовать раздаточный материал следует на этапе творческого закрепления изученного материала, когда основные умения и навыки, связанные с освоением материала, у учащихся уже сформированы.
  • ·При использовании раздаточного материала необходимо прежде всего активизировать творческую деятельность учащихся.
  • ·Необходимо в полной мере реализовать возможности раздаточного материала для организации индивидуальной работы с учащимися.

Работа с разрезной азбукой связана с активной деятельностью учащихся. Тем самым обеспечивается их устойчивое и сосредоточенное внимание. У них заняты и голова и руки. Они ищут и находят нужные буквы, ставят их в определенном порядке, перемещают при наращении или замене в соответствии с заданиями учителя. Отвлеченные грамматические понятия -- слог, слово, предложение -- в работе с разрезной азбукой конкретизируются, становятся зримыми и даже ощутимыми. Этой работой занят весь класс, каждый ребенок.

К перечисленным достоинствам работы с разрезной азбукой следует присоединить постепенное овладение умением самостоятельно анализировать, рассуждать, соотносить правило и действие, строить свою работу в определенной последовательности, по привычному плану. Составление слов и их членение допускают возможность самоконтроля. Прочитывая то, что он сложил, ребенок видит свою ошибку и исправляет ее, заменяя одну букву другой или вторично составляя заданное слово.

Работа с разрезной азбукой на уроках грамоты является одним из важнейших средств развития учащихся, приобретения и закрепления знаний, упражнения навыков чтения и письма. Эти преимущества применения разрезной азбуки учитываются в опыте творчески работающих учителей. Составление слов, предложений -- непременное условие обучения грамоте; редкий урок проходит без выполнения задания учителя по работе с разрезной азбукой, которая обычно сочетается с чтением по книге, записью слов и предложений в тетради.

Однако нельзя не отметить, что есть еще значительное число учителей, которые не учитывают необходимости подобной работы и занимаются ею бессистемно, без учета трудности в организации и проведении такой работы, без специальной подготовки к ней и часто раньше времени переключают детей на самостоятельный анализ, торопятся при составлении слов, в результате теряются все преимущества работы с разрезной азбукой.

Из сказанного следует, что работа с разрезной азбукой самым непосредственным образом связана с обучением учащихся I класса письму. Она играет прежде всего роль подготовительных упражнений к освоению письма, а в дальнейшем постоянно с успехом используется учителем как форма контроля, конкретизации и закрепления правила чтения и особенно письма.

Упражнения с разрезной азбукой в период обучения грамоте

Процесс овладения учащимися грамотой очень сложный. Он требует определённого уровня развития внимания , воли, наблюдательности, речи, а главное – развития мышления детей. Научить школьника учиться - это значит не только дать ему первые навыки чтения, письма, но и привить ему необходимые навыки учебного труда, научить самостоятельно мыслить, работать. Обучение детей может идти успешно при условии, если у каждого ребёнка в процессе приобретения знаний развиваются творческие способности , приобретаются навыки самостоятельной работы с учебным материалом. К. Д. Ушинский говорил о том, что первейшая задача начальной школы - научить детей учиться, приобретать знания и умения самостоятельно. В настоящее время воспитание активности и самостоятельности является одной из важных задач образования учащихся.

Каждый учитель знаком с работой по разрезной азбуке, но далеко не каждый использует её в достаточной степени. Обычно в начале обучения грамоте все учащиеся имеют разрезную азбуку, и работа по ней начинается нормально , но не всегда она продолжается до конца периода обучения грамоте. А ведь при обучении грамоте разрезная азбука является очень важным дидактическим пособием. С её помощью удобно и легко научить учащихся составить слово, разделить его на слоги. Раздвинули буквы – читаем по слогам. Сдвинули – читаем вместе, слитно. С помощью разрезной азбуки удобно упражнять учащихся в самостоятельном составлении и чтении ряда слов, меняя только одну букву в слове. Из букв разрезной азбуки легко составить любое слово, вставляя и вынимая буквы, направляя внимание учащихся на ту часть слова , замена которой изменяет его смысл, упражнять в чтении составленного слова.

Упражнения с буквами:


  1. Покажите буквы: к, з, а, т и т.д.

  2. Назовите буквы. (Учитель показывает разные буквы.)
Упражнения со слогами:

  1. Покажите слоги: шу, ты, но, па и т.д.

  2. Назовите слог. (Учитель показывает разные слоги.)
Навык узнавания слогов совершенствуется до такой степени, что показ буквы или произнесение звука вызывает быструю реакцию у детей, которые или показывают букву или произносят звук. То же самое происходит со слогами. Такие упражнения дети могут выполнять и самостоятельно. Один учащийся показывает букву, другой её называет. Потом играющие меняются ролями. Упражнения с буквами чередуются с упражнениями в чтении слогов. Работу со слогами можно разнообразить. Например: найдите и положите перед собой слог но , затем слоги: гу, па, си, ры, ша. Сложите из этих слогов слова, кто сколько сможет. Такие упражнения облегчают овладение навыком чтения.

  1. Работа со слоговыми таблицами:
Работе со слоговыми таблицами я придаю большое значение. Она и укрепляет навык слогового чтения, и развивает самостоятельность учащихся. Для детей это интересная работа, вызывающая дух соревнования.

Задание: Составить из данных слогов слова. Кто отгадает больше слов?
Слова: мама, мала, ушла, Мура, рама, Шура.
Слова: утро, лимон, пила, пилила, сила, напиши, налила, машина, пали, Рома, мала, шина, лила, носила, носили.


О

НЫ

РО

ПЫ

ПО

СИ

КИ

СОС

МА

ТО

МАШ

ЛИ

По этой таблице можно дать детям конкретное задание: составить слова- названия деревьев.

Слова: осины, тополи, сосны, липы.

Стоит заменить в некоторых слогах маленькую букву на заглавную, получатся имена детей: Тома, Рома, Сима.


КА

ГИ

ТЫ

ЛАМ

ДОС

ЦВЕ

КНИ

ПА

ПАР

Задание: составить названия классных вещей.

Слова: книги, парты, цветы, лампа.


МА

СЕСТ

БА

БРАТ

ДЕ

ПА

БУШ

РА

ПА

КА

ДУШ

МА

Задание: составить названия членов семьи и сложить из разрезной азбуки.

КО

ОВ

ЛИ

ГУ

КУ

ЗА

РО

СА

ВА

СИ

ЦЫ

РЫ

Задание: Сложить на своём наборном полотне названия животных.

В которые вкладываются карточки с буквами и знаками. Она используется как демонстрационное пособие и как раздаточный материал, имеющийся у каждого ученика. Разрезная азбука используется на этапе синтеза, когда необходимо из букв составить слоги и слова после их звукового анализа. Одним из вариантов общеклассной азбуки можно считать кубики с буквами, которые также используются для составления слогов или слов, но при этом присутствует элемент игры, занимательности.

Передвижная азбука представляет собой двойную планку с окошечками (3-5 отверстий). Между планками пропускаются ленты с буквами, порядок которых зависит от цели синтетического упражнения в оставлении слогов и слов из изученных букв.

При обучении грамоте используется разного рода раздаточный материал для упражнений в анализе звуковой структуры слов и для составления слов из букв. Цель материала - помочь учащимся в аналитико-синтетической работе. Таким материалом можно считать элементы схем-моделей, карточки со словами с недостающими слогами или буквами, карточки с предметными рисунками и схемами слогозвукового состава слов и др.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ И ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ РАЗЛИЧНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Основным учебным пособием по обучению грамоте является букварь (азбука). Опираясь на его содержание, учитель организует деятельность учащихся, используя различные приемы и виды упражнений.

Таблицы слогов-слияний помогают учащемуся осознать роль новой буквы, ее место, звуковое соответствие в составе слогов СГ, чтобы уметь читать их слитно, воспринимал слияние как «цельный графический элемент». Работая с таблицей, можно пользоваться букварем или выписывать ее на доске. Используя таблицу слогов-слияний, можно предложить:

Столбики слов служат для первичного чтения слов с изучаемым звуком и буквой. Прочитать слово помогают графические пометы, ориентиры, например:

со¦с|ны ку¦с ¦ т са |ни |та ¦ р

Иногда даются примеры словоизменения и словообразования, например:

стол - стул, стол - столы, стол - столик, рос - вырос.

Используя столбики слов, можно проводить различные упражнения в чтении.

1. Чтение слов с предварительным их анализом по графическим пометам:

Сколько слогов в слове?

Прочитайте слияния.

Прочитайте первый слог, затем второй (третий).

Прочитайте слово целиком.

2. Чтение слов и объяснение их лексического значения

З. Чтение слов в прямом и обратном порядке.

4. Выборочное чтение слов:

Имена людей;

Клички животных;

– названия профессий (деревьев, инструментов и т.п.);

Слова, обозначающие один или мною предметов;

Пары слов, противоположных по значению, и т.д.

5. Чтение слов, отличающихся одной буквой, одним слогом.

6. Чтение слов и подбор к ним синонимов, антонимов.

7. Чтение слов, являющихся ответом на вопросы: «Что растет в лесу?» «Кто живет в зоопарке?» и т.п.

Использование различных приемов чтения слов помогает избежать заучивания их наизусть и механического повторения, т.е. обеспечивает сознательность прочтения.

Разнообразие уроков в период обучения грамоте очень велико, однако могут быть выделены общие основные требования ко всем урокам чтения или письма и их отдельные типы.

Требования к урокам по методике обучения грамоте могут быть разделены на общедидактические и специальные:

Перечислим общедидактические требования:

1) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели данного урока (какие нравственные качества будут развиваться на данном уроке?);

2) ясность учебной цели урока (что нового дети узнают, чему научатся, какие навыки и умения будут развивать, какова стадия развития этих умений и навыков, какова будет степень самостоятельности детей на уроке, каков будет уровень их познавательной активности, какова их мыслительного развития какова будет степень завершенности темы и т.п.);

3) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими уроками, его место в цепи уроков по данной теме, по данному разделу программы;

4) разнообразие выбираемых на урок методических средств и приемов работы, вариативность работы над материалом, зависимость выбора методических средств от характера материала и задач обучения, доступность методики - ее занимательный и игровой характер;

5) организация работы всех учащихся в соответствии с их возможностями, на достаточно высоком уровне их знаний , умений и мыслительного развития; дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе урока; наличие обратной связи (от учащихся - к учителю) на всех этапах урока;

6) обучение детей приемам умственного труда («учить учащихся учиться», тем умениям, которые являются необходимым условием успешного обучения в школе.

Обязательны также некоторые другие требования: научность, доступность материала, систематичность и последовательность обучения и т.п.

Специфика предмета «Русский язык» на уроках выражается в следующих конкретно-методических требованиях:

1) неотъемлемым условием урока русского языка является забота учителя о речевой среде: на уроке должна звучать правильная с литературной точки зрения, выразительная, образная, точная, логичная речь, царить атмосфера культуры речи. Все, что вывешивается в классе на стенах, на досках, должно быть безусловно грамотным, образцовым и по содержанию, и по оформлению; каждый урок воспитывает «языковое чутье», любовь к родному языку, к живому, яркому, выразительному слову;

2) на каждом уроке как чтения, так и письма обязательно должна иметь место работа по развитию речи учащихся: обогащение, уточнение и активизация словаря, составление и анализ предложений, работа над словосочетанием, устное рассказывание, пересказ, чтение наизусть, драматизация и т.п.; чаще всего эти виды работы тесно переплетены с другими - со звуковым анализом и синтезом, с чтением, письмом и т.д.;

3) на каждом уроке чтения и письма необходимыми элементами являются также разнообразные приемы звукового и буквенного анализа и синтеза – подготовка к чтению или , особенно, к письму, а также самостоятельные упражнения;

4) непосредственная работа по формированию умений и навыков чтения и письма должна занимать на уроках большую часть времени - примерно 2/3 урока; это значит, что на уроках чтения нужно в основном читать, на уроках письма - писать (в объем понятия «читать» входит подготовительная работа перед чтением, а также анализ содержания прочитанного, т.е. работа над сознательностью чтения; это же можно сказать о понятии писать»);

5) на каждом уроке чтения и письма используется образцовый языковой материал: наряду с текстами букваря, составленными, как правило, искусственно (из тех слов, которые первоклассники в состоянии прочитать), для устной работы берутся тексты К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто. Е. Чарушина и других детских писателей - так осуществляется связь классного чтения с внеклассным, чтения – со слушанием;

6) уроки чтения и письма преемственно связаны и представляют собой неразрывное единство: урок чтения подготавливает школьников к уроку письма, а урок письма служит продолжением предшествующего урока чтения (в расписании уроков соблюдается такая последовательность).

Таковы общие основные требования к урокам. Эти требования могут рассматриваться одновременно как критерии оценки спланированного или проведенного урока и как примерная «схема» анализа урока после его посещения и протоколирования (или анализа плана, конспекта предстоящего урока).

Буквы русского алфавита делятся на гласные и согласные. Гласных букв 10, это А Е Ё И О У Ы Э Ю Я . Согласных 21 - Б В Г Д Ж З Й К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ . Всего 33 буквы.

Буквы Ъ и Ь не являются ни гласными ни согласными.

Проводите время с вашим ребенком интересно и с пользой. Желаем успехов.

Как играть с ребенком используя карточки с буквами?

Игра № 1. Назови букву.

Прежде, чем начать играть в эту игру, познакомьте ребенка с несколькими буквами.

Вы показываете малышу карточку с буквой, а он называет, какая буква написана. За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры приз. Обратите его внимание, что красным цветом написаны гласные звуки, а синим согласные.

Расскажите ребёнку, что звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки легко пропеть, крикнуть, произнести. Во рту ничего не мешает – ни губы, ни язык. Пусть ребёнок угадает, какой звук гласный в словах: мак, лес, кот, дом, и т.п.

И согласные звуки. При их произношении во рту что-то постоянно мешает – или губы, или язык. Поиграйте, пусть ребёнок назовёт согласные, которые услышит: день, луг, сок, мак и т.д.

Используйте эту игру для изучения всех букв алфавита.

Игра № 2. Назови слова на заданную букву.

Предложите любую букву, из тех, что знает малыш, и по очереди называйте слова на эту букву. Теперь пусть букву выберет ребенок, снова придумывайте слова, продолжайте так-же.

Игра № 3. Кто так говорит?

Перед началом игры выберите одну карточку с буквой, которая начинается на согласный звук (например, м). Рядом с этой буквой поставьте букву, обозначающую гласный звук (например, «а»).

На первых порах не стоит подгонять ребёнка, и настаивать на том, чтобы он прочитал побольше слогов. Основное внимание сосредоточьте на вопросе: «Кто так говорит?» Ребёнок должен ответить, какое животное так подаёт голос.

За каждый правильный ответ давайте фишку. Со временем игру можно будет проводить в группе детей и организовать соревнование, кто быстрее и правильнее назовёт предложенные слоги.

Игра № 4. Поменяй гласный.

В этой игре неизменной остается первая буква - согласный, а буквы, которые обозначают гласный звук, меняются. Например: ма, мо, му, ми, ме, мы, мя. Потом первую букву можно будет заменить (ребенок может выбрать букву сам) и продолжить чтение.

Игра № 5. Поменяй согласный.

В этой игре неизменной остается первая буква - гласный, а буквы, которые обозначают согласный звук, меняются. Например: ам, ан, ад, ав, аш, ар, ат. Потом первую букву можно будет заменить (ребенок может выбрать букву сам) и продолжить чтение.

Игра № 6. Смешные буквосочетания.

Эта игра, возможно самая сложная на этом этапе обучения, поскольку ребенку необходимо читать буквосочетания, которые состоят только из согласных звуков (фл, зв, кр, сл, ст, бр, гл, пл, хл, зм, кр, дв, ск, кв). Чтобы заинтересовать ребенка предложите ему выбрать самое смешное буквосочетание из тех, которые он прочитает.

Игра № 7. Создай слог.

Используя карточки с буквами, предложите ребенку написать слог, который вы назовете. За правильно выполненное задание ребенок получает фишку.

В группе детей можно организовать соревнование с призами. Тот, кто первым создаст слог получит фишку. По окончании игры по количеству полученных фишек выбирается победитель, который получает приз.

Игра № 8. Сложи слово.

Используя карточки с буквами нужно сложить слово из трех, а позже из четырех- пяти букв, придуманное партнером по игре. Например, вы назвали слово «сад», а ребенок должен сложить его из букв. Потом наоборот, ребенок называет слово из трех букв, а вы его складываете. обязательно попросите ребенка проверить, правильно ли вы выполнили задание. Ради интереса и для проверки внимательности иногда делайте ошибки. Пусть ребенок их выявит. Каждое правильно написанное слово награждается фишкой. Выиграет тот, кто наберет больше фишек.

Яркие, цветные карточки с буквами русского алфавита.

































КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «minsan.ru» — Знакомимся с удовольствием