Война для отмщения с Мадианитянами;

1 .

2 . Отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему. Числ. 25:17

3 . И сказал Моисей народу, говоря: вооружите из себя людей на войну, чтобы они пошли против Мадианитян, совершить мщение Господне над Мадианитянами;

4 . По тысяче из колена, от всех колен Израилевых пошлите на войну.

5 . И выделено из тысяч Израилевых, по тысяче из колена, двенадцать тысяч вооруженных на войну.

6 . И послал их Моисей на войну, по тысяче из колена, их и Финееса, сына Елеазара, священника, на войну, и в руке его священные сосуды и трубы для тревоги. Числ. 10:9 , Числ. 25:7-8

7 . И пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола;

8 . И вместе с убитыми их убили царей Мадиамских: Евия, Рекема, Цура, Хура и Реву, пять царей Мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили мечом. Иис.Н. 13:21

9 . А жен Мадиамских и детей их сыны Израилевы взяли в плен, и весь скот их, и все стада их и все имение их взяли в добычу,

10 . И все города их во владениях их и все селения их сожгли огнем;

11 . И взяли все захваченное и всю добычу, от человека до скота; Втор. 20:14

12 . И доставили пленных и добычу и захваченное к Моисею и к Елеазару священнику и к обществу сынов Израилевых, к стану, на равнины Моавитские, что у Иордана, против Иерихона.

13 . И вышли Моисей и Елеазар священник и все князья общества навстречу им из стана.

14 . И прогневался Моисей на военачальников, тысяченачальников и стоначальников, пришедших с войны,

15 . И сказал им Моисей: для чего вы оставили в живых всех женщин?

16 . Вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, за что и поражение было в обществе Господнем; Числ. 25:1-2

17 . Итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; Суд. 21:11

18 . А всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя;

19 . И пробудьте вне стана семь дней; всякий, убивший человека и прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий день и в седьмой день, вы и пленные ваши; Числ. 19:14,16

20 . И все одежды, и все кожаные вещи, и все сделанное из козьей шерсти, и все деревянные сосуды очистите.

21 . И сказал Елеазар священник воинам, ходившим на войну: вот постановление закона, который заповедал Господь Моисею:

22 . Золото, серебро, медь, железо, олово и свинец,

23 . И все, что проходит через огонь, проведите через огонь, чтоб оно очистилось, а кроме того и очистительною водою должно очистить; все же, что не проходит через огонь, проведите через воду; Числ. 19:9

24 . И одежды ваши вымойте в седьмой день, и очиститесь, и после того входите в стан.

Пример деления военной добычи.

25 . И сказал Господь Моисею, говоря:

26 . Сочти добычу плена, от человека до скота, ты и Елеазар священник и начальники племен общества;

27 . И раздели добычу пополам между воевавшими, ходившими на войну, и между всем обществом; Иис.Н. 8:27 , Иис.Н. 22:8 , 1 Цар. 30:24

28 . И от воинов, ходивших на войну, возьми дань Господу, по одной душе из пятисот, из людей и из крупного скота, и из ослов и из мелкого скота;

29 . Возьми это из половины их и отдай Елеазару священнику в возношение Господу;

30 . И из половины сынов Израилевых возьми по одной доле из пятидесяти, из людей, из крупного скота, из ослов и из мелкого скота, и отдай это левитам, служащим при скинии Господней. Числ. 3:7

31 . И сделал Моисей и Елеазар священник, как повелел Господь Моисею.

32 . И было добычи, оставшейся от захваченного, что захватили бывшие на войне: мелкого скота шестьсот семьдесят пять тысяч,

33 . Крупного скота семьдесят две тысячи,

34 . Ослов шестьдесят одна тысяча,

35 . Людей, женщин, которые не знали мужеского ложа, всех душ тридцать две тысячи.

36 . Половина, доля ходивших на войну, по расчислению была: мелкого скота триста тридцать семь тысяч пятьсот,

37 . И дань Господу из мелкого скота шестьсот семьдесят пять;

38 . Крупного скота тридцать шесть тысяч, и дань из них Господу семьдесят два;

39 . Ослов тридцать тысяч пятьсот, и дань из них Господу шестьдесят один;

40 . Людей шестнадцать тысяч, и дань из них Господу тридцать две души.

41 . И отдал Моисей дань, возношение Господу, Елеазару священнику, как повелел Господь Моисею. Числ. 18:8,19

42 . И из половины сынов Израилевых, которую отделил Моисей у бывших на войне;

43 . Половина же на долю общества была: мелкого скота триста тридцать семь тысяч пятьсот,

44 . Крупного скота тридцать шесть тысяч,

45 . Ослов тридцать тысяч пятьсот,

46 . Людей шестнадцать тысяч.

47 . Из половины сынов Израилевых взял Моисей одну пятидесятую часть из людей и из скота и отдал это левитам, исполняющим службу при скинии Господней, как повелел Господь Моисею.

48 . И пришли к Моисею начальники над тысячами войска, тысяченачальники и стоначальники,

49 . И сказали Моисею: рабы твои сосчитали воинов, которые нам поручены, и не убыло ни одного из них;

50 . И вот, мы принесли приношение Господу, кто что достал из золотых вещей: цепочки, запястья, перстни, серьги и привески, для очищения душ наших пред Господом. Исх. 35:22

51 . И взял у них Моисей и Елеазар священник золото во всех этих изделиях;

52 . И было всего золота, которое принесено в возношение Господу, шестнадцать тысяч семьсот пятьдесят сиклей, от тысяченачальников и стоначальников.

53 . Воины грабили каждый для себя.

54 . И взял Моисей и Елеазар священник золото от тысяченачальников и стоначальников, и принесли его в скинию собрания, в память сынов Израилевых пред Господом. Иис.Н. 6:18

Д. Суд Божий над мадианитянами (глава 31)

Чис. 31:1-6 . Последним поручением Господа Моисею было совершить отмщение Мадианитянам от Его имени. Очевидно, по причине той роли, которую сыграл этот народ в совращении Израиля в Ваале Фегорском (сравните 25:16-18). Это была священная война, о чем свидетельствует присутствие среди двенадцати тысяч воинов Финееса… священника.

От всякого иного рода войн священная отличалась тем, что Сам Господь вел армию против Своих врагов (свидетельством чего опять-таки являлось присутствие священника с предметами из святилища в руках). Результатом таких войн бывало полное уничтожение всего живого на стороне противника (но в данном случае были уничтожены только мужчины) и посвящение всех его материальных ценностей Господу (т. е. заклятие их: сравните Втор. 20:16-18; Иис. Н. 6:15-19).

Чис. 31:7-12 . Военная кампания против мадианитян была успешной для израильтян, и завершилась она гибелью всех мадиамских воинов. Среди погибших были пять царей Мадиамских и пророк Валаам, который, очевидно, пришел в какой-то момент из Пефора, чтобы присоединиться к мадианитянам. Города… и все селения этого народа были сожжены, а имущество его удержано для Господа. Однако жен Мадиамских и детей их израильтяне, пощадив, взяли в плен. Военной добычей стал и весь скот мадианитян (стих 9).

Чис. 31:13-18 . Встретив вернувшуюся с войны армию, Моисей пришел в гнев при виде такого числа живых мадианитян. Мадиамские жены, сказал он, должны умереть, потому что непосредственно виновны в греховном отступничестве израильтян, имевшем место в Ваале Фегорском. Итак, все женщины, за исключением девственниц, а также все мальчики были приговорены к смерти. Этим актом гарантировалось искоренение мадианитян, и совершен он был с тою целью, чтобы впредь народ этот уже не мог более склонять Израиль ко греху.

Разделение израильтянами трофейного скота, взятого у мадианитян (Чис. 31:25-47):

Для воинов (1/2 всего захваченного)

За вычетом доли Господа (1/500 доли воинов)

Чистая доля воинов. Итого:

Доля народа (1/2 общей добычи)

За вычетом доли Господа (1/50 доли народа)

Чистая доля народа. Итого:

Всего:

Упоминание о мадианитянах в ходе дальнейшего повествования (например, в книге Судей 6:1-6), видимо, относится не к тем, о которых речь идет в Числах, а к какому-то другому роду или этническому объединению, возможно, однако, и то, что какая-то часть мадианитян из Чисел избегла карающего меча израильтян.

Девственницы были пощажены потому, вероятно, что не участвовали в совращении израильских мужчин в Ваале Фегорском (не оскверненные участием в постыдных ритуалах, связанных с поклонением Ваалу, они могли быть перевоспитаны в израильском обществе), а также и потому, что сами по себе не могли служить продолжению мадиамского рода. Следует, однако, заметить, что в согласии с жестокими законами священной войны и их полагалось умертвить (Втор. 20:16), и, значит, то, что их оставили в живых, было лишь уступкой со стороны Моисея.

Чис. 31:19-24 . В процессе умерщвления мадианитян многие израильтяне сделались церемониально нечистыми, так что они сами, их пленники (точнее, пленницы, т е. упомянутые девственницы) и все, сделанное из кожи, козьей шерсти или дерева подлежало проведению через специальный ритуал очищения (сравните главу 19). Все, что можно было провести через огонь, как-то: золото, серебро, медь, железо, олово и свинец - должно было быть очищено огнем и очистительною водою, а все воспламеняющиеся предметы следовало очищать только водою.

Чис. 31:25-47 . Затем предстояло разделение всех пленных и военной добычи по строго определенному принципу. О дележе трофеев смотрите в прилагаемой здесь таблице.

Помимо огромного числа домашних животных, израильским воинам достались шестнадцать тысяч мадиамских девственниц - из взятых в плен тридцати двух тысяч, и тридцать две из них были отданы Господу (стих 35, 40). Эти тридцать две женщины, ставшие невольницами, должно быть, выполняли впоследствии какую-то работу для священников или в скинии (сравните 1-Цар. 2:22).

Чис. 31:48-54 . Когда же сосчитали израильских воинов, то оказалось, что ни одна душа не погибла! Военачальники исполнились такой благодарности за это чудесное спасение, что добровольно принесли в дар Господу золотые украшения. По их словам, они поступили так ради очищения их душ, и это, по-видимому, означало осознание ими, что явленная Израилю Божия милость никак не была народом заслужена.

Общий вес пожертвованного ими составлял шестнадцать тысяч семьсот пятьдесят сиклей (примерно четыреста двадцать фунтов или шесть тысяч семьсот двадцать унций). Все это было отдано в скинию - в память сынов Израилевых пред Господом (стихи 51-54). То есть это было данью в признательность за Его верность и благословения (сравните 1-Пар. 18:11; 2-Пар. 15:18).

Поражение мадианитян. – Гибель Валаама. – Очищение воинов и добычи. – Раздел добычи.

Чис.31:1. И сказал Господь Моисею, говоря:

Чис.31:2. отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему.

Чис.31:3. И сказал Моисей народу, говоря: вооружите из себя людей на войну, чтобы они пошли против Мадианитян, совершить мщение Господне над Мадианитянами;

Чис.31:4. по тысяче из колена, от всех колен [сынов] Израилевых пошлите на войну.

Повеление об истреблении мадианитян дается согласно закону о наказании подстрекателей к идолослужению (Втор 13.6-10) и в целях гарантирования евреев от будущего опасного соседства.

Чис.31:6. И послал их Моисей на войну, по тысяче из колена, их и Финееса, сына Елеазара, [сына Аарона,] священника, на войну, и в руке его священные сосуды и трубы для тревоги.

Главным священником при войсках посылается сын первосвященника Елеазара Финеес, наглядно засвидетельствовавший свою ревность о славе имени Божия в момент увлечения народа языческим блуждением (Чис 25.6-8:10-13).

Чис.31:7. И пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола;

«И убили всех мужеского пола», за исключением, конечно, тех, кто спасся бегством, или отсутствием в данной местности.

В кн. Суд. 6:1, 8в числе народов, делавших нападение на израильтян, упоминаются и мадианитяне. Но после того, как «смирил» их Гедеон, «мадианитяне... уже не стали поднимать своей головы» (Суд. 8.28).

Чис.31:8. и вместе с убитыми их убили царей Мадиамских: Евия, Рекема, Цура, Хура и Реву, пять царей Мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили мечом [вместе с убитыми их];

В кн. Нав 13.21, Евий, Рекем, Цур, Хур и Рева названы «князьями Сигоновыми», т. е. князьями царя Сигона, – вероятно по причине доминировавшего положения Сигона аморрейского в пределах южного Заиорданья (Чис 21.29).

Чис.31:17. итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте;

Чис.31:18. а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя;

Мальчики рассматриваются как вероятные продолжатели жизни своих отцов. Женщины, «познавшие мужа на мужеском ложе», – как постоянная возможность соблазна для евреев повторить свое ситтимское увлечение (Чис 25). Девочки, не оскверненные постыдными обрядами в честь Ваал-Фегора, могли быть перевоспитаны (по сравнительной мягкости своего характера) в среде благочестивых евреянок и впоследствии стать членами израильской общины.

Чис.31:19. и пробудьте вне стана семь дней; всякий, убивший человека и прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий день и в седьмой день, вы и пленные ваши;

Чис.31:20. и все одежды, и все кожаные вещи, и все сделанное из козьей шерсти, и все деревянные сосуды очистите.

Чис.31:21. И сказал Елеазар священник воинам, ходившим на войну: вот постановление закона, который заповедал Господь Моисею:

Чис.31:22. золото, серебро, медь, железо, олово и свинец,

Чис.31:23. и все, что проходит через огонь, проведите через огонь, чтоб оно очистилось, а кроме того и очистительною водою должно очистить; все же, что не проходит через огонь, проведите через воду;

Чис.31:24. и одежды ваши вымойте в седьмой день, и очиститесь, и после того входите в стан.

Закон об очищении прикоснувшихся к человеческому трупу и предметам, имевшим соприкосновение с последним, изложен в ХIX гл.

Чис.31:25. И сказал Господь Моисею, говоря:

Чис.31:26. сочти добычу плена, от человека до скота, ты и Елеазар священник и начальники племен общества;

Чис.31:27. и раздели добычу пополам между воевавшими, ходившими на войну, и между всем обществом;

Чис.31:28. и от воинов, ходивших на войну, возьми дань Господу, по одной душе из пятисот, из людей и из крупного скота, и из ослов и из мелкого скота;

Чис.31:29. возьми это из половины их и отдай Елеазару священнику в возношение Господу;

Чис.31:30. и из половины сынов Израилевых возьми по одной доле из пятидесяти, из людей, из крупного скота, из ослов и из мелкого скота, и отдай это левитам, служащим при скинии Господней.

Чис.31:31. И сделал Моисей и Елеазар священник, как повелел Господь Моисею.

Способ, каким разделена была мадианитская добыча (пополам между ходившими на войну и оставшимися в стане, при обозе), получил впоследствии силу всегдашнего закона (1Цар 30.24:25).

Воины, не участвовавшие в экспедиции, обязались сделать из полученной ими добычи вклад в скинию в размере 150 части добычи; принимавшие участие – в размере 1 500 части добычи. Первая часть добычи должна была поступить в пользование левитов, вторая – в пользование священников.

Чис.31:48. И пришли к Моисею начальники над тысячами войска, тысяченачальники и стоначальники,

Чис.31:49. и сказали Моисею: рабы твои сосчитали воинов, которые нам поручены, и не убыло ни одного из них;

Чис.31:50. и вот, мы принесли приношение Господу, кто что достал из золотых вещей: цепочки, запястья, перстни, серьги и привески, для очищения душ наших пред Господом.

Чис.31:51. И взял у них Моисей и Елеазар священник золото во всех этих изделиях;

Чис.31:52. и было всего золота, которое принесено в возношение Господу, шестнадцать тысяч семьсот пятьдесят сиклей, от тысяченачальников и стоначальников.

Чис.31:53. Воины грабили каждый для себя.

Чис.31:54. И взял Моисей и Елеазар священник золото от тысяченачальников и стоначальников, и принесли его в скинию собрания, в память сынов Израилевых пред Господом.

«Приношение Господу», как начаток от добычи и как знак благодарности за благополучное окончание похода (ст. 32–46, 49). «Для очищения душ наших», осквернившихся убийством и прикосновением к убитым и их вещам.

Ехб толкование чисел 31 25 54. Разоблачение библии

Комментарий к текущему отрывку

Комментарий к книге

Комментарий к разделу

Здесь описывается время испытания, когда Бог научает и карает Своих сынов, подготовляя собрание избранных. В первых главах (Num 1-4) Израиль представлен как упорядоченная религиозная община. Ее душой были Левиты, ибо они занимали особое место в стане — вокруг ковчега, выполняли богослужебные функции и представляли собой многочисленную группу, заменявшую всех первенцев, рождающихся в народе Божием. Сама перепись являлась религиозным действием (ср. Sa2 24). Цифры иногда не совпадают в разных рукописях и переводах.

Названия, разделения и содержание

Пять первых книг Библии составляют одно целое, которое по-еврейски называется Тора, т.е. Закон. Первое достоверное свидетельство об употреблении слова Закон (греч. «νομος») в этом смысле мы встречаем в предисловии кн. Премудрости Иисуса, сына Сирахова. В начале христианской эры название «Закон» уже было общепринятым, как мы это видим в НЗ (Лк 10:26 ; ср. Лк 24:44). Иудеи, говорившие по-еврейски, называли первую часть Библии также «Пять пятых Закона», чему соответствовало в эллинизированных еврейских кругах η πεντατευχος (подраз. «βιβλος» ., т.е. Пятитомник). Это разделение на пять книг засвидетельствовано еще до нашей эры греческим переводом Библии семьюдесятью толковниками (LXX). В этом, принятом Церковью, переводе каждой из пяти книг было дано название, согласно ее содержанию или содержанию ее первых глав:

Кн. Бытия (собств. — книга о происхождении мира, рода человеческого и избранного народа); Исход (начинается с рассказа об уходе евреев из Египта); Левит (закон для священников из колена Левиина); Числа (книга начинается с описания переписи народа: гл. Числ 1-4); Второзаконие («второй закон», воспроизводящий в более пространном изложении Закон, данный на Синае). Иудеи же до сих пор называют каждую книгу евр. Библии по ее первому значимому слову.

Кн. Бытия разделяется на две неравные части: описание происхождения мира и человека (Быт 1-11) и история праотцев народа Божия (Быт 12-50). Первая часть — как бы пропилеи, вводящие в историю, о которой повествует вся Библия. В ней описывается сотворение мира и человека, грехопадение и его последствия, постепенное развращение людей и постигшее их наказание. Происшедший затем от Ноя род расселяется по земле. Генеалогические же таблицы все суживаются и, наконец, ограничиваются родом Авраама, отца избранного народа. История праотцев (Быт 12-50) описывает события из жизни великих предков: Авраама, человека веры, послушание которого вознаграждается: Бог обещает ему многочисленных потомков и Святую Землю, которая станет их наследием (Быт 12 1—25:8); Иакова, отличающегося хитростью: выдав себя за старшего брата, Исава, он получает благословение своего отца Исаака и затем превосходит изворотливостью своего дядю Лавана; однако его ловкость оказалась бы напрасной, если бы Бог не предпочел его Исаву и не возобновил в его пользу обетования, данные Аврааму, и заключенный с ним союз (Быт 25:19-36:43). Бог избирает людей не только высокого нравственного уровня, ибо он может исцелить всякого человека, открывающегося Ему, как бы он ни был греховен. По сравнению с Авраамом и Иаковом Исаак выглядит довольно бледно. О его жизни говорится главным образом в связи с его отцом или сыном. Двенадцать сыновей Иакова — родоначальники двенадцати колен Израилевых. Одному из них посвящена последняя часть кн. Бытия: гл. Быт 37-50 — биография Иосифа. В них описывается, как добродетель мудрого вознаграждается и Божественное Провидение обращает зло в добро (Быт 50:20).

Две главные темы Исхода: освобождение из Египта (Исх 1:1-15:21) и Синайский Союз-Завет (Исх 19:1-40:38) связаны с менее значимой темой — странствия по пустыне (Исх 15:22-18:27). Моисей, получивший откровение неизреченного имени Ягве на горе Божией Хориве, приводит туда израильтян, освобожденных от рабства. В величественной теофании Бог вступает в союз с народом и дает ему Свои Заповеди. Как только союз был заключен, народ его нарушил, поклонившись золотому тельцу, но Бог прощает виновных и возобновляет союз. Ряд предписаний регулирует богослужение в пустыне.

Кн. Левит носит почти исключительно законодательный характер, так что повествование о событиях, можно сказать, прерывается. Она содержит ритуал жертвоприношений (Лев 1-7): церемониал поставления в священники Аарона и его сыновей (Лев 8-10); предписания о чистом и нечистом (Лев 11-15), завершающиеся описанием ритуала Дня Очищения (Лев 16); «Закон святости» (Лев 17-26), содержащий богослужебный календарь и заканчивающийся благословениями и проклятиями (Лев 26). В гл. Лев 27 уточняются условия выкупа людей, животных и имущества, посвященных Ягве.

В кн. Числа вновь говорится о странствии в пустыне. Уходу от Синая предшествуют перепись народа (Числ 1-4) и богатые приношения по случаю освящения скинии (Числ 7). Отпраздновав второй раз Пасху, евреи покидают святую гору (Числ 9-10) и доходят до Кадеса, где предпринимают неудачную попытку проникнуть в Ханаан с юга (Числ 11-14). После долгого пребывания в Кадесе они отправляются в Моавские равнины, прилегавшие к Иерихону (Числ 20-25). Мадианитяне разбиты, и колена Гада и Рувима поселяются в Заиорданьи (Числ 31-32). В гл. Числ 33 перечисляются остановки в пустыне. Повествования чередуются с предписаниями, дополняющими синайское законодательство или подготовляющими поселение в Ханаане.

Второзаконие отличается особой структурой: это кодекс гражданских и религиозных узаконений (Втор 12:26-15:1), включенный в большую речь Моисея (Втор 5-11 ; Втор 26:16-28:68), которую предваряет его первая речь (Втор 1-4); за ней следует третья речь (Втор 29-30); наконец говорится о возложении миссии на Иисуса Новина, приводятся песнь и благословения Моисея, даются краткие сведения о конце его жизни (Втор 31-34).

Второзаконнический кодекс отчасти воспроизводит заповеди, данные в пустыне. Моисей напоминает в своих речах о великих событиях Исхода, об откровении на Синае и начале завоевания Земли Обетованной. В них раскрывается религиозный смысл событий, подчеркивается значение Закона, содержится призыв к верности Богу.

Литературная композиция

Составление этого обширного сборника приписывалось Моисею, что засвидетельствовано в НЗ (Ин 1:45 ; Ин 5:45-47 ; Рим 10:5). Но в более древних источниках нет утверждения, что все Пятикнижие написано Моисеем. Когда в нем, хотя очень редко, говорится: «Моисей написал» — эти слова относятся лишь к определенному месту. Исследователи Библии обнаружили в этих книгах различие в стиле, повторения и некоторую непоследовательность повествований, что не дает возможности считать их произведением, целиком принадлежащим одному автору. После долгих исканий библеисты, главным образом под влиянием К.Г. Графа и Ю. Велльгаузена, склонились в основном к т.н. документарной теории, которую схематически можно формулировать так: Пятикнижие представляет компиляцию из четырех документов, возникших в различное время и в различной среде. Первоначально было два повествования: в первом автор, т. н. Ягвист, условно обозначаемый буквой «J», употребляет в рассказе о сотворении мира имя Ягве, которое Бог открыл Моисею; другой автор, т. н. Элогист (Е), называет Бога распространенным в то время именем Элогим. Согласно этой теории повествование Ягвиста было записано в 11 веке в Иудее, Элогист же писал немного позже в Израиле. После разрушения Северного царства оба документа были сведены воедино (JE). После царствования Иосии (640-609) к ним было прибавлено Второзаконие «D», а после Плена ко всему этому (JED) был присоединен священнический кодекс (Р), содержащий главным образом законы и несколько повествований. Этот кодекс составил своего рода костяк и образовал рамки этой компиляции (JEDP). Такой литературно-критический подход связан с эволюционной концепцией развития религиозных представлений в Израиле.

Уже в 1906 г Папская Библейская Комиссия предостерегла экзегетов от переоценки этой т. н. документарной теории и предложила им считать подлинным авторство Моисея, если иметь в виду Пятикнижие в целом, и в то же время признавать возможность существования, с одной стороны устных преданий и письменных документов, возникших до Моисея, а с другой — изменений и добавлений в более позднюю эпоху. В письме от 16 января 1948 г, обращенном к кардиналу Сюару, архиепископу Парижскому, Комиссия признала существование источников и постепенных приращений к законам Моисея и историческим рассказам, обусловленных социальными и религиозными установлениями позднейших времен.

Время подтвердило правильность этих взглядов библейской Комиссии, ибо в наше время классическая документарная теория все больше ставится под сомнение. С одной стороны, попытки систематизировать ее не дали желаемых результатов. С другой стороны, опыт показал, что сосредоточение интереса на чисто литературной проблеме датировки окончательной редакции текста имеет гораздо меньшее значение, чем подход исторический, при котором на первое место выдвигается вопрос об источниках устных и письменных, лежащих в основе изучаемых «документов». Представление о них стало теперь менее книжным, более близким к конкретной действительности. Выяснилось, что они возникли в далеком прошлом. Новые данные археологии и изучение истории древних цивилизаций Средиземноморья показали, что многие законы и установления, о которых говорится в Пятикнижии, сходны с законами и установлениями эпох более давних, чем те, к которым относили составление Пятикнижия, и что многие его повествования отражают быт более древней среды.

Не будучи 8 состоянии проследить, как формировалось Пятикнижие и как в нем слилось несколько традиций, мы, однако, вправе утверждать, что несмотря на разнохарактерность текстов явистского и элогистского, в них по существу идет речь об одном и том же. Обе традиции имеют общее происхождение. Кроме того, эти традиции соответствуют условиям не той эпохи, когда они были окончательно письменно зафиксированы, а эпохи, когда произошли описываемые события. Их происхождение восходит, следовательно, к эпохе образования народа Израильского. То же в известной мере можно сказать о законодательных частях Пятикнижия: пред нами гражданское и религиозное право Израиля; оно эволюционировало вместе с общиной, жизнь которой регулировало, но по своему происхождению оно восходит ко времени возникновения этого народа. Итак, первооснова Пятикнижия, главные элементы традиций, слившихся с ним, и ядро его узаконений относятся к периоду становления Израильского народа. Над этим периодом доминирует образ Моисея, как организатора, религиозного вождя и первого законодателя. Традиции, завершающиеся им, и воспоминания о событиях, происходивших под его руководством, стали национальной эпопеей. Учение Моисея наложило неизгладимый отпечаток на веру и жизнь народа. Закон Моисеев стал нормой его поведения. Толкования Закона, вызванные ходом исторического развития, были проникнуты его духом и опирались на его авторитет. Засвидетельствованный в Библии факт письменной деятельности самого Моисея и его окружения не вызывает сомнений, но вопрос содержания имеет большее значение, чем вопрос письменного фиксирования текста, и поэтому так важно признать, что традиции, лежащие в основе Пятикнижия, восходят к Моисею как первоисточнику.

Повествования и история

От этих преданий, являвшихся живым наследием народа, вдохнувших в него сознание единства и поддерживавших его веру, невозможно требовать той строго научной точности, к которой стремится современный ученый; однако нельзя утверждать, что эти письменные памятники не содержат истины.

Одиннадцать первых глав Бытия требуют особого рассмотрения. В них описано в стиле народного сказания происхождение рода человеческого. Они излагают просто и картинно, в соответствии с умственным уровнем древнего малокультурного народа, главные истины, лежащие в основе домостроительства спасения: создание Богом мира на заре времен, последовавшее за ним сотворение человека, единство рода человеческого, грех прародителей и последовавшие изгнание и испытания. Эти истины, будучи предметом веры, подтверждены авторитетом Св. Писания; в то же время они являются фактами, и как истины достоверные подразумевают реальность этих фактов. В этом смысле первые главы Бытия носят исторический характер. История праотцев есть история семейная. В ней собраны воспоминания о предках: Аврааме, Исааке, Иакове, Иосифе. Она является также популярной историей. Рассказчики останавливаются на подробностях личной жизни, на живописных эпизодах, не заботясь о том, чтобы связать их с общей историей. Наконец, это история религиозная. Все ее переломные моменты отмечены личным участием Бога, и все в ней представлено в провиденциальном плане. Более того, факты приводятся, объясняются и группируются с целью доказать религиозный тезис: существует один Бог, образовавший один народ и давший ему одну страну. Этот Бог — Ягве, этот народ — Израиль, эта страна — святая Земля. Но в то же время эти рассказы историчны и в том смысле, что они по-своему повествуют о реальных фактах и дают правильную картину происхождения и переселения предков Израильских, их географических и этнических корней, их поведения в плане нравственном и религиозном. Скептическое отношение к этим рассказам оказалось несостоятельным перед лицом недавних открытий в области истории и археологии древнего Востока.

Опустив довольно длинный период истории, Исход и Числа, а в определенной мере и Второзаконие, излагают события от рождения до смерти Моисея: исход из Египта, остановка у Синая, путь к Кадесу (о долгом пребывании там хранится молчание), переход через Заиорданье и временное поселение на равнинах Моава. Если отрицать историческую реальность этих фактов и личности Моисея, невозможно объяснить дальнейшую историю Израиля, его верность ягвизму, его привязанность к Закону. Надо, однако, признать, что значение этих воспоминаний для жизни народа и отзвук, который они находят в обрядах, сообщили этим рассказам характер победных песен (напр, о переходе через Чермное море), а иногда и богослужебных песнопений. Именно в эту эпоху Израиль становится народом и выступает на арену мировой истории. И хотя ни в одном древнем документе не содержится еще упоминания о нем (за исключением неясного указания на стеле фараона Мернептаха), сказанное о нем в Библии согласуется в главных чертах с тем, что тексты и археология говорят о вторжении в Египет гиксосов, которые в большинстве своем были семитического происхождения, о египетской администрации в дельте Нила, о политическом положении Заиорданья.

Задача современного историка состоит в том, чтобы сопоставить эти данные Библии с соответствующими событиями всемирной истории. Несмотря на недостаточность библейских указаний и недостаточную определенность внебиблейской хронологии, есть основания предполагать, что Авраам жил в Ханаане приблизительно за 1850 лет до Р.Х., что история возвышения Иосифа в Египте и приезда к нему других сыновей Иакова относится к началу 17 в. до Р.Х. Дату Исхода можно определить довольно точно по решающему указанию, данному в древнем тексте Исх 1:11 : народ сынов Израилевых «построил фараону Пифом и Рамзес, города для запасов». Следовательно, Исход произошел при Рамзесе II, основавшем, как известно, город Рамзес. Грандиозные строительные работы начались в первые же годы его царствования. Поэтому весьма вероятно, что уход евреев из Египта под водительством Моисея имел место около середины царствования Рамзеса (1290-1224), т.е. примерно около 1250 г до Р.Х.

Учитывая библейское предание о том, что время странствования евреев в пустыне соответствовало периоду жизни одного поколения, водворение в Заиорданьи можно отнести к 1225 г до Р.Х. Эти даты согласуются с историческими данными о пребывании фараонов XIX династии в дельте Нила, об ослаблении египетского контроля над Сирией и Палестиной в конце царствования Рамзеса II, о смутах, охвативших весь Ближний Восток в конце 13 в. до Р.Х. Согласуются они и с археологическими данными, свидетельствующими о начале Железного Века в период вторжения Израильтян в Ханаан.

Законодательство

В евр Библии Пятикнижие называется «Тора», т.е. Закон; и действительно здесь собраны предписания, регулировавшие нравственную, социальную и религиозную жизнь народа Божия. В этом законодательстве нас больше всего поражает его религиозный характер. Он свойственен и некоторым другим кодексам древнего Востока, но ни в одном из них нет такого взаимопроникновения религиозного и светского элементов. В Израиле Закон дан Самим Богом, он регулирует обязанности по отношению к Нему, его предписания мотивируются религиозными принципами. Это кажется вполне нормальным, когда речь идет о нравственных предписаниях Десятисловия (Синайских Заповедях) или о культовых законах кн. Левит, но гораздо более знаменательно, что в том же своде гражданские и уголовные законы переплетаются с религиозными наставлениями и что все представлено как Хартия Союза-Завета с Ягве. Из этого естественно следует, что изложение этих законов связано с повествованием о событиях в пустыне, где был заключен этот Союз.

Как известно, законы пишутся для практического применения и их необходимо с течением времени видоизменять, считаясь с особенностями окружающей среды и исторической ситуации. Этим объясняется, что в совокупности рассматриваемых документов можно встретить как древние элементы, так и постановления, свидетельствующие о возникновении новых проблем. С другой стороны, Израиль в известной мере испытывал влияние своих соседей. Некоторые предписания Книги Завета и Второзакония удивительно напоминают предписания Месопотамских кодексов, Свода Ассирийских Законов и Хеттского кодекса. Речь идет не о прямом заимствовании, а о сходстве, объясняющемся влиянием законодательства других стран и обычного права, отчасти ставшего в древности общим достоянием всего Ближнего Востока. Кроме того, в период после Исхода на формулировке законов и на формах культа сильно сказывалось ханаанское влияние.

Десятисловие (10 заповедей), начертанное на Синайских скрижалях, устанавливает основу нравственной и религиозной веры Союза-Завета. Оно приведено в двух (Исх 20:2-17 и Втор 5:6-21), несколько различающихся вариантах: эти два текста восходят к древнейшей, более краткой, форме и нет никаких серьезных данных, опровергающих ее происхождение от Моисея.

Элогистский кодекс Союза-Завета (Исх 20:22-23:19) представляет собой право пастушеско-земледельческого общества, соответствующее реальному положению Израиля, образовавшегося как народ и начавшего вести оседлый образ жизни. От более древних месопотамских кодексов, с которыми у него есть точки соприкосновения, он отличается большой простотой и архаическими чертами. Однако он сохранился в форме, свидетельствующей о некоторой эволюции: особое внимание, которое уделяется в нем рабочему скоту, работам в поле и на виноградниках, равно как и домам, позволяет думать, что он относится к периоду оседлой жизни. С другой стороны, различие в формулировке постановлений — то повелительных, то условных — указывает на разнородность состава свода. В своем настоящем виде он, вероятно, восходит к периоду Судей.

Ягвистский кодекс возобновления Завета (Исх 34:14-26) иногда называется, хотя и неправильно, вторым Десятисловием или обрядовым Декалогом. Он представляет собой собрание религиозных предписаний в повелительной форме и принадлежит к тому же времени, что и книга Завета, но под влиянием Второзакония он был переработан. Хотя кн. Левит получила свою законченную форму только после плена, она содержит и очень древние элементы. Так, например, запреты, касающиеся пищи (Лев 11), или предписания о чистоте (Лев 13-15) сохраняют завещанное первобытной эпохой. В ритуале великого Дня Очищения (Лев 16) тексты древних обрядовых предписаний дополняются более подробными указаниями, свидетельствующими о наличии разработанного представления о грехе. Гл. Лев 17-26 составляют целое, получившее название Закона Святости и относящееся, очевидно, к последнему периоду монархии. К той же эпохе надо отнести кодекс Второзакония, в котором собрано много древних элементов, но также отражается эволюция социальных и религиозных обычаев (напр, законы о единстве святилища, жертвеннике, десятине, рабах) и изменение духа времени (призывы к сердцу и свойственный многим предписаниям увещательный тон).

Религиозный смысл

Религия как Ветхого, так и Нового Завета есть религия историческая: она основывается на откровении Бога определенным людям, в определенных местах, при определенных обстоятельствах и на особом действии Бога в определенные моменты человеческой эволюции. Пятикнижие, излагающее историю первоначальных отношений Бога с миром, является фундаментом религии Израиля, ее канонической книгой по преимуществу, ее Законом.

Израильтянин находит в ней объяснение своей судьбы. Он не только получил в начале книги Бытия ответ на вопросы, которые ставит себе каждый человек — о мире и жизни, о страдании и смерти, — но получил ответ и на свой личный вопрос: почему Ягве, Единый Бог есть Бог Израилев? Почему Израиль — Его народ среди всех народов земли?

Это объясняется тем, что Израиль получил обетование. Пятикнижие — книга обетовании: Адаму и Еве после грехопадения возвещается спасение в будущем, т. н. Протоевангелие; Ною, после потопа, обещается новый порядок в мире. Еще более характерно обетование, данное Аврааму и возобновленное Исааку и Иакову; оно распространяется на весь народ, который произойдет от них. Это обетование прямо относится к обладанию землей, где жили праотцы, Землей Обетованной, но по сути дела в нем содержится большее: оно означает, что особые, исключительные отношения существуют между Израилем и Богом его отцов.

Ягве призвал Авраама, и в этом призыве прообразовано избрание Израиля. Сам Ягве сделал из него один народ. Свой народ по благоизволению Своему, по замыслу любви, предначертанному при сотворении мира и осуществляющемуся, несмотря на неверность людей. Это обетование и это избрание гарантированы Союзом. Пятикнижие есть также книга союзов. Первый, правда еще прямо не высказанный, был заключен с Адамом; союз с Ноем, с Авраамом и, в конечном итоге, со всем народом через посредство Моисея, получил уже ясное выражение. Это не союз между равными, ибо Бог в нем не нуждается, хотя почин принадлежит Ему. Однако Он вступает в союз и в известном смысле связывает Себя данными Им обетованиями. Но Он требует взамен, чтобы Его народ был Ему верен: отказ Израиля, его грех может нарушить связь, созданную любовью Бога. Условия этой верности определяются Самим Богом. Избранному Им народу Бог дает Свой Закон. Этот Закон устанавливает, каковы его обязанности, как он должен себя вести согласно воле Божией и, сохраняя Союз-Завет, подготовлять осуществление обетовании.

Темы обетования, избрания, союза и закона красной нитью проходят через всю ткань Пятикнижия, через весь ВЗ. Пятикнижие само по себе не составляет законченного целого: оно говорит об обетовании, но не об осуществлении его, ибо повествование прерывается перед вступлением Израиля в Землю Обетованную. Оно должно оставаться открытым будущему и как надежда и как сдерживающий принцип: надежда на обетование, которую завоевание Ханаана как будто исполнило (Ис Нав 23), но грехи надолго скомпрометировали, и о которой вспоминают изгнанники в Вавилоне; сдерживающий принцип Закона всегда требовательного, пребывавшего в Израиле как свидетель против него (Втор 31:26). Так продолжалось до пришествия Христа, к Которому тяготела вся история спасения; в Нем она обрела весь свой смысл. Ап. Павел раскрывает ее значение, главным образом в послании к Галатам (Гал 3:15-29). Христос заключает новый Союз-Завет, прообразованный древними договорами, и вводит в него христиан, наследников Авраама по вере. Закон же был дан, чтобы хранить обетования, являясь детоводителем ко Христу, в Котором эти обетования исполняются.

Христианин уже не находится под руководством детоводителя, он освобожден от соблюдения обрядового Закона Моисея, но не освобожден от необходимости следовать его нравственному и религиозному учению. Ведь Христос пришел не нарушить Закон, а исполнить (Мф 5:17). Новый Завет не противополагается Ветхому, а продолжает его. В великих событиях эпохи патриархов и Моисея, в праздниках и обрядах пустыни (жертвоприношение Исаака, переход через Чермное море, празднование Пасхи и т.д.), Церковь не только признала прообразы НЗ (жертвоприношения Христа, крещения и христианский Пасхи), но требует от христианина того же глубокого к ним подхода, который наставления и рассказы Пятикнижия предписывали Израильтянам. Ему следует осознать, как развивается история Израиля (а в нем и через него всего человечества), когда человек предоставляет Богу руководить историческими событиями. Более того: в своем пути к Богу всякая душа проходит те же этапы отрешенности, испытания, очищения, через которые проходил избранный народ, и находит назидание в поучениях, данных ему.

Глава вся посвящена описанию отмщения Бога Израилева всем мадианитянам, жившим в стране Моавитской: по совету Валаама и при помощи своих женщин, обученных храмовой проституции, они соблазнили мужчин Израиля на грех блудодеяния и пытались склонить к идолопоклонству (см. Чис.25 :6,16-18; 31:16, Мтф.18:7). Здесь же сообщается и о наказании советчика: об убийстве прорицателя Валаама, которому ранее не удалость проклясть Израиль по просьбе Валака, царя Моавитского (см.Чис.31:8 и 22 и 24 главы)

31:1,2 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему.
Прежде, чем Моисею умереть (отойти к народу своему), он должен был взять на себя руководство по отмщению Мадианитян от имени Бога своего. Это было последнее поручение Бога Израилева для Моисея.

31:3-6 И сказал Моисей народу, говоря: вооружите из себя людей на войну, чтобы они пошли против Мадианитян, совершить мщение Господне над Мадианитянами;
4 по тысяче из колена, от всех колен Израилевых пошлите на войну.
5 И выделено из тысяч Израилевых, по тысяче из колена, двенадцать тысяч вооруженных на войну.
6 И послал их Моисей на войну, по тысяче из колена, их и Финееса, сына Елеазара, священника, на войну, и в руке его священные сосуды и трубы для тревоги.
Мадианитяне, жившие в стране Моавитской, сыграли большую роль в совращении Израиля во время ритуала поклонения Ваал Фегору, что для Израиля считалось идолопоклонством (Чис. 25:6,16-18). Поэтому и было принято решение идти войной против Мадианитян.

В этой войне отмщения за преступление соблазнителей (Мтф.18:7) Бог Сам вёл свою армию против врагов Своего народа, а значит – и против Своих врагов (богопротивников). Эта война, можно сказать, была священной, совершаемая не по произволу людей, а в справедливости решения Господа.
В доказательство этому служит и факт присутствия священника Израиля среди воинов: только священник имел возможность вступать в духовное общение с Иеговой для совета в военных действиях. В знак священства он должен был иметь в своих руках предметы из скинии и трубу для своевременного оповещения войска по гласу Господа.

двенадцать тысяч вооруженных на войну (5) Почему именно 12 000? Это число для Бога Израилева имеет какое-то особое значение. В Откр.7:5-8 Бог отбирает по 12 000 Своих духовных «воинов-первенцев».

31:7-12 И пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола;
8 и вместе с убитыми их убили царей Мадиамских: Евия, Рекема, Цура, Хура и Реву, пять царей Мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили мечом;
9 а жен Мадиамских и детей их сыны Израилевы взяли в плен, и весь скот их, и все стада их и все имение их взяли в добычу,
10 и все города их во владениях их и все селения их сожгли огнем;
11 и взяли все захваченное и всю добычу, от человека до скота;
12 и доставили пленных и добычу и захваченное к Моисею и к Елеазару священнику и к обществу сынов Израилевых, к стану, на равнины Моавитские, что у Иордана, против Иерихона.
В результате священных войн, возглавляемых Богом, чаще всего противники должны были полностью уничтожаться, на города накладывалось заклятие (как города, так и их жители как бы посвящались в жертву Господу, потому и истреблялись все до единого, так израильтяне поступили с городами Ханаанского царя Арады, см. разбор Чис.21 :1-3)

В случае с Мадианитянами Израиль решил поступить иначе: уничтожил только мужскую часть населения, а весь женский пол был взят в плен, скот и имущество их - в добычу (тексты 7,9).
Вместе с пятью царями Мадиама был убит и прорицатель Валаам: не случайно вместо своего города Пефора он оказался среди Мадианитян. Как помним, он пришёл сюда, чтобы дать совет царю Моавитскому, как при помощи мадианитянок добиться проклятия Израиля другим способом (см. разбор Чис . 24 :12,13 и далее)

31:13-16 И вышли Моисей и Елеазар священник и все князья общества навстречу им из стана.
14 И прогневался Моисей на военачальников, тысяченачальников и стоначальников, пришедших с войны,
15 и сказал им Моисей: [для чего] вы оставили в живых всех женщин?
16 вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, [за что] и поражение было в обществе Господнем;
Всё верховное руководство Израиля –Моисей, священник и князья его – встречали победителей. Однако Моисей выговорил им за то, что они не положили заклятие на всех Мадианитян, включая и женщин с детьми, что не истребили их, как должно было быть в священных войнах Господа. А ведь именно женщины по совету прорицателя Валаама вовлекли Израиль в преступление распутства и идолопоклонства, из-за чего Израиль и пострадал, и за что, собственно, и повелел Бог отомстить им.

31:17,18 итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте;
18 а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя;
Затем Моисей приказал убить всех, кто потенциально опасен для Израиля: мальчики рассматривались как вероятные будущие воины против Израиля, продолжатели жизни своих отцов. Женщины, «познавшие мужа на мужеском ложе», - как постоянный риск соблазна для мужчин Израиля.
Девочки-девственницы, не участвующие в постыдном осквернении оргиями в честь поклонения Ваал-Фегору, имели возможность получить иное воспитание от израильтянок и впоследствии стать им хорошими работницами или выйти замуж за того израильтянина, которому они понравятся (Второз.21:10-13).
Кроме того, сами по себе без своих мужчин они не могли служить продолжению Мадиамского рода, значит, были не опасны.

Мадианитяне не относились к народам, на которые Бог наложил заклятье, повелевая не оставлять в живых ни одной души (Втор. 20:16), поэтому девушкам из этого народа было позволено сохранить жизнь.
Таким образом, акт уничтожения Мадианитян был совершен с целью, чтобы впредь они не могли более склонять Израиль ко греху.

Хотя здесь сказано об уничтожении Мадианитян – в ходе дальнейшего повествования (например, в книге Судей 6:1-6), снова находим упоминание о Мадианитянах. Видимо, этот род мадианитян жил отдельным стойбищем от рода, совратившего Израиль.

31:19-20 и пробудьте вне стана семь дней; всякий, убивший человека и прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий день и в седьмой день, вы и пленные ваши;
20 и все одежды, и все кожаные вещи, и все сделанное из козьей [шерсти], и все деревянные сосуды очистите.:
Из-за прикосновения к мёртвым во время битвы воины были «поражены» обрядовой нечистотой. В результате, они сами, их пленницы/девушки, а также все предметы из добычи, к которым могли прикасаться нечистые Мадианитяне, сделанное из кожи, козьей шерсти или дерева – всё это требовало проведения ритуала очистительного омовения (по принципу омовения очистительной водой из пепла рыжей телицы, Чис. 19:11,12, Лв.15:5,6)

31:21-24 И сказал Елеазар священник воинам, ходившим на войну: вот постановление закона, который заповедал Господь Моисею
22 золото, серебро, медь, железо, олово и свинец,
23 и все, что проходит через огонь, проведите через огонь, чтоб оно очистилось, а кроме того и очистительною водою должно очистить; все же, что не проходит через огонь, проведите через воду;
24 и одежды ваши вымойте в седьмой день, и очиститесь, и после того входите в стан.
Все, что можно было провести через огонь (золото, серебро, медь, железо, олово и свинец) - должно было быть брошено в огонь, а затем в очистительную воду, которую готовили из пепла рыжей телицы.
А то, что воспламенялось и могло сгореть, следовало очищать только водою.
После того, как были вымыты одежды воинов и совершён очистительный ритуал омовения, они должны были 7 дней находиться вне стана, а на 8й им позволялось присоединиться к остальному обществу Израилеву.

31:25,26 И сказал Господь Моисею, говоря:
26 сочти добычу плена, от человека до скота, ты и Елеазар священник и начальники племен общества;
и раздели добычу пополам между воевавшими , ходившими на войну, и между всем обществом
(сравни 1Цар. 30: 21 -24)
Принцип справедливого разделения добычи, взятой у Мадианитян: как и Давид в будущем, так и сейчас, воины должны были делиться с теми, кто оставался в тылу из-за невостребованности в войне Господа. Поскольку в победе и захвате добычи заслуги воинов не было никакой (не своею рукою, а при помощи Всевышнего они одержали победу) - всю добычу следовало делить по справедливости между всем народом Всевышнего.

31:28 и от воинов, ходивших на войну, возьми дань Господу, по одной душе из пятисот, из людей и из крупного скота, и из ослов и из мелкого скота;
Текст о душе, опровергающий её распространённое значение в качестве некой бессмертной субстанции, выходящей якобы из тела умершего человека и продолжающей жить после его смерти. При разборе текстов из Бытие 1 :20-25 было показано Библейское значение слова «душа», оно обозначает несколько сущностей:

1. живущую (биологическую) особь в общем, как человека, так и животного;
2. всего человека - Второз.12:20; Иез.18:4,20
3. внутреннюю сущность личности человека, его ощущения и переживания (совесть), чувствования или желания (Матф.26:38; Исх.15:9; Второз.12:20; 23:24).
4. животное, о чём и говорит рассматриваемый текст Чис.31:28;
5. жизнь - Матф. 16:25

От захваченной добычи следовало отобрать дань благодарности Господу (передать в пользование священникам и левитам) - за помощь в сражении против Мадианитян.

31:29,30 возьми это из половины их и отдай Елеазару священнику в возношение Господу;
30 и из половины сынов Израилевых возьми по одной доле из пятидесяти, из людей, из крупного скота, из ослов и из мелкого скота, и отдай это левитам, служащим при скинии Господней.
31 И сделал Моисей и Елеазар священник, как повелел Господь Моисею.
Добыча должна была быть поделена пополам между мужчинами, ходившими на войну и «оставшимися в стане, при обозе» (1Цар. 30: 21 -24).

Воины, не участвовавшие в военном походе, обязались сделать из полученной ими добычи вклад в скинию в размере 1/50 части добычи; принимавшие участие - в размере 1/500 части добычи. Первая часть добычи должна была поступить в пользование левитов, вторая - в пользование священников.

Делёж трофеев
31:32-39 И было добычи, оставшейся от захваченного, что захватили бывшие на войне: мелкого скота шестьсот семьдесят пять тысяч,
33 крупного скота семьдесят две тысячи,
34 ослов шестьдесят одна тысяча,
35 людей, женщин, которые не знали мужеского ложа, всех душ тридцать две тысячи.
36 Половина, доля ходивших на войну, по расчислению была: мелкого скота триста тридцать семь тысяч пятьсот,
37 и дань Господу из мелкого скота шестьсот семьдесят пять;
38 крупного скота тридцать шесть тысяч, и дань из них Господу семьдесят два;
39 ослов тридцать тысяч пятьсот, и дань из них Господу шестьдесят один;
Перечисление дележа трофеев от воинов, ходивших на войну (см. ниже в таблице, после текстов 40-47)

31:40-47 людей шестнадцать тысяч, и дань из них Господу тридцать две души.
41 И отдал Моисей дань, возношение Господу, Елеазару священнику, как повелел Господь Моисею.
42 И из половины сынов Израилевых, которую отделил Моисей у бывших на войне;

43 половина же [на долю] общества была: мелкого скота триста тридцать семь тысяч пятьсот,
44 крупного скота тридцать шесть тысяч,
45 ослов тридцать тысяч пятьсот,
46 людей шестнадцать тысяч.
47 Из половины сынов Израилевых взял Моисей одну пятидесятую часть из людей и из скота и отдал это левитам, исполняющим службу при скинии Господней, как повелел Господь Моисею.
Кроме тысяч стад домашних животных были поделены и пленницы (девушки, не познавшие мужеского ложа). Девушки, отданные священникам и левитам, видимо, должны были бы впоследствии выполнять какую-то работу бытового характера (к храмовым работам иноземок не допускали)

Данные о дележе трофейного скота смотрите в таблице.

Мелкий

Крупный

Ослы

Всего

Всего захвачено:

675000

72000

61000

808000

337500

36000

30500

404000

Остаток доли воинов

336825

35928

30439

403192

337500

36000

30500

404000

6750

8080

Остаток доли остальных мужчин народа

330750

35280

29890

395920


Данные о дележе пленных девушек Мадианитянок показан в таблице:

Девушки мадиамские

Всего захвачено в плен

32 000

Воинам, ходившим на войну (1/2 всего захваченного)

16 000

Доля священников (1/500 доли воинов)

Остаток доли воинов

15 968

Доля остальных мужчин народа (1/2 общей добычи)

16 000

Доля левитов (1/50 доли остальных мужчин)

Остаток доли остальных мужчин

15 680

31:48,49 И пришли к Моисею начальники над тысячами войска, тысяченачальники и стоначальники,
49 и сказали Моисею: рабы твои сосчитали воинов, которые нам поручены, и не убыло ни одного из них;
В священной войне, проводимой под присмотром и защитой Всевышнего, ни один воин Израиля не погибал, все оставались целы. Военачальники поспешили сообщить Моисею эту благую весть о защите Божией в спасении Израиля.

31:50-52 и [вот], мы принесли приношение Господу, кто что достал из золотых вещей: цепочки, запястья, перстни, серьги и привески, для очищения душ наших пред Господом.
51 И взял у них Моисей и Елеазар священник золото во всех этих изделиях;
52 и было всего золота, которое принесено в возношение Господу, шестнадцать тысяч семьсот пятьдесят сиклей, от тысяченачальников и стоначальников.
Военачальники были настолько благодарны Всевышнему за чудо спасения, что добровольно пожертвовали Господу часть из трофейных золотых украшений «для очищения душ их» (текст 50), осквернившихся убийством, прикосновением к убитым и их вещам. Общий вес пожертвованного ими составлял 16 750 сиклей (примерно 420 фунтов или 168 кг.)

31:53 Воины грабили каждый для себя.
Простые же воины не были столь же признательны Богу, как их военачальники: они награбили добычу для себя лично. Нравственно-этические установки простого народа по сравнению с родом князей, способного возглавлять общество, -оставляли желать лучшего.
Именно поэтому сказано (образно) о том, что «горе земле, если раб на коне, а князь идёт пешком» (если народ возглавляют люди не из благородного рода - ничего хорошего из этого не выйдет, Еккл.10:7)

31:54 И взял Моисей и Елеазар священник золото от тысяченачальников и стоначальников, и принесли его в скинию собрания, в память сынов Израилевых пред Господом.
Все золото военачальников, пожертвованное Богу в благодарность за спасение от гибели воинов, было отдано в скинию - в память сынов Израилевых пред Господом. То есть, и это тоже, кроме дани от душ скота и людей - было своего рода данью признательности за благоволение Бога к народу Израиля.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «minsan.ru» — Знакомимся с удовольствием